Рабочая программа фотокружка Ракурс

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»

Казачинско-Ленского района Иркутской области

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МС

________/ И.А. Тримасова

Протокол _____ от

«___» сентября 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2"

_____ _____ /Е.П.Русанова/

Приказ № ____от

«___» сентября 2015г.

Дополнительная образовательная программа

«Фотокружок «Ракурс»

(художественно-эстетическое)



Возраст обучающихся: 5-11 классы

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель программы:

Сотникова Ирина Леонидовна,

педагог дополнительного образования














Улькан

2015

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятия по фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе. Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его выразить. Фотография является незаменимым средством для наиболее полного развития у детей эстетического восприятия.

В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. «В эру, перегруженную информацией, фотография предоставляет единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную и честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому замечанию или пословице». (Сьюзан Зонтаг).

Изучение фотографии, её истории, неотрывно от истории искусства XIX-XX века, что позволяет учащимся в ходе занятий познакомиться с основными направлениями искусства XX века, течениями современного искусства, осознать место фотографии среди других визуальных искусств, роль фотографии в современной жизни. «Фотография соприкасается с искусством не столько посредством живописи, сколько - театра, так как у фотографии и театра единая условная природа - ушедшее время, борьба со страхом перед смертью хоть фарсом, хоть трагедией». (Ролан Барт)

Занятия фотографией способствуют приобщению учащихся к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению. «Учитесь мыслить фотографически, а не только в категориях других средств изображения. В таком случае вы всегда сможете сказать что-то новое». (Эдвард Уэстон).

Программа предназначена для обучающихся 5-11 классов, проявляющих интерес к фотографированию.

Цель:

-способствовать формированию у детей эстетической культуры как составной части материальной и духовной культуры, помочь им овладеть образным языком фотографии;

-на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей;

-познакомить учащихся с историей фотографии, как самостоятельного визуального искусства, так и в контексте мировой художественной культуры;

-дать представление о различных технических, как аналоговых, так и цифровых, возможностях обработки фотографического кадра

Задачи:

- обеспечить педагогические условия для развития личности школьника с учётом его возрастных особенностей и способностей;

- побуждение к творчеству, умение увидеть прекрасное в окружающем мире;

-развитие зрительного восприятия воспитанников, фотографического видения, композиции;

- обучение практическим навыкам и умению обращаться с различными типами фотоаппаратов, фотопринадлежностей, фотохимией;

- освоение современных методов и способов создания и обработки цифровых фотографий.

- развитие способностей к самостоятельной работе, созданию собственных работ;

- развитие индивидуальных и творческих способностей;

- воспитание подростков в атмосфере сотрудничества, доверия.

Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при создании фоторабот.

Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Фото могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные изделия могут использоваться для украшения интерьера школы.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у обучающихся, и выявления у них творческих возможностей. Объекты фотосъёмки подбираются с таким расчётом, чтобы постепенно и последовательно охватить все технологические приёмы работы с фотоаппаратом, быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность. Обучение имеет деятельностно-практическую направленность, даёт возможность использовать полученные навыки.

Программа ориентирована на формирование знаний в области художественно-эстетического направления. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приёмам работы, правильной организацией места, работе с графической документацией, выполнению самостоятельных творческих проектов.

Программа призвана обеспечить:

- создание и реализацию условий для развития творческих способностей каждого обучающегося, воспитание интереса к творчеству, умение оценивать свою деятельность;

- тесные межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, информатики и краеведения.

Достижение высоких результатов обучения предполагается обеспечить за счёт индивидуализации и дифференциации обучения с учётом познавательных интересов и склонностей обучающихся (подбор индивидуальных заданий, развитие и стимулирование интереса в том или ином виде фотографии).

Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основными технико-технологическими знаниями, формирование умений и навыков по фотографии.

Режим занятий. Календарно-тематический план рассчитан на 1 год обучения. Теоретические сведения даются в объёме, достаточном для создания фоторабот профессионального уровня. Всего на занятия кружка отводится 102 часа (теория -38часов, практика -64). Они проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа во второй половине дня.

В ходе занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы, (особенно, при сложных фотокомпонентах). При индивидуальной форме главное место в работе уделяется личному творческому проекту.

Итоги работы проводятся в форме участия в работе школьных и районных выставок художественного творчества.

Программа разработана с учётом всех аспектов внеклассного обучения на основе программы по обучению фотографии Дмитрия Короблёва, Издательство: ООО «Крона принт», год издания: 2003.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности

Основными практикуемым результатом освоения дополнительной образовательной программы данного фотокружка является достижение обучающимися социальной зрелости, необходимой для дальнейшего самоопределения и самореализации в образовательной, трудовой, общественной и культурной сферах деятельности.

После освоения программы на первом уровне обучения обучающийся будет уметь:

- ориентироваться в светотенях и цветотонах;

- различать характер светонасыщенности в сложных, искусственных и естественных условиях;

- осмысленно выбирать композицию для построения кадра.

Владеть техническими и исполнительскими навыками.

После изучения программы на третьем уровне обучающийся сможет развить:

- интерес к занятиям фотографирования;

- эмоциональную восприимчивость;

- усидчивость;

- внимание;

- культуру поведения во время занятий.

Оценка и контроль результатов образовательной деятельности

(промежуточная и итоговая аттестация)

Вид деятельности

Форма контроля и оценки результатов

Проверка знаний на усвоение данной темы

Контрольная работа. Письменные ответы на задания по теме «Любительская фотография»

Усвоение основной роли света в фотосъёмке; виды светонасыщенности при разных условиях

Лабораторная работа. Выполнение работы по теме «Свет» по поэтапным заданиям.

Усвоение технических приёмов в фотосъёмке; закрепление работы в программе фотошоп.

Тестирование обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме «Технические приёмы фотосъёмки».

Выставка работ обучающихся на кокурс по теме «Пейзаж»

Выделение лучших работ.

Усвоение ориентировки в цветотонах; усвоение осмысленного выбора композиции в фотосъёмке

Лабораторная работа. Практическая работа по теме «Цветокоррекция»

Узнавание основных функций программы. Усвоение методики работы с ней.

Практическая работа.

Практическая работа в программе Coler PHOTO PAINT X4 с поэтапными заданиями и программе Фотошоп (на выбор)

Выставка работ обучающихся.

Совместное обсуждение. Выбор лучших работ

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ


Тема

Кол-во часов

На теорию

На практику

1.

Вводная часть

9

7

2

2.

Композиция. Основы построения изображения

15 часов

4,5

10,5

3.

Свет и его роль в фотографии

13,5 часов

3

10,5

4.

Технические приёмы фотосъёмки

37,5 часов

13, 5

24

5.

Постобработка - как не испортить снимок

27 часов

10

17


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Вводная часть , 9 часов

Фотография, как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Снаряжение фотографа-любителя. Цели и задачи фотографа-любителя.


  1. Композиция. Основы построения изображения, 15 часов

Что такое композиция. Виды композиции в практическом применении построения кадра. Линейная и тональная перспектива. Цвет как композиционный приём.


  1. Свет и его роль в фотографии, 13,5 часов

Немного теории о светописи. Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости. Использование искусственных источников света. Как «приручить» свет в естественных условиях на натуре.


  1. Технические приёмы фотосъёмки, 37,5 часов

Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние. Съёмка архитектуры в ландшафте. Съёмка портрета и групповых жанровых портретов. Объективная съёмка в городе. Съёмка живой природы, композиция, ракурсы; освещение; практические занятия: выбор и наблюдение за объектом; макросъёмка.

Пейзаж: композиция в пейзаже; свет и освещение, ракурс, перспектива, фрагментарность; практические занятия. Репортажная съёмка; композиция в репортаже; съёмка торжественных мероприятий, приёмы скрытой съёмки; практически езанятия. Выездная фотосъёмка (место и тематика по договорённости с группой).


  1. Постобработка - как не испортить снимок, 27 часов.

Цветокоррекция, котраст, тональность, резкость. Подготовка фото к печати и публикация в WEB. Способы создания чёрно-белых и тонированных фото. Обработка цифровых фотографий в программе Coler PHOTO PAINT X4. Обработка цифровых фотографий в других программах MS.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации, подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой, диалоговый, проектный (создание, издание газеты); экскурсии.

Перечень оборудования:

  1. Цифровой фотоаппарат для изучения устройства.

  2. Компьютеры для обработки фото в редакторах.

  3. Проектор.

  4. Фотооборудование (штатив, вспышки, зонты, объективы).

Желательно, чтобы у каждого ребёнка был фотоаппарат. Обучающимся даётся возможность обработки фотографий за компьютерами в кабинетах информатики.


  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, рекомендуемый для педагога:


  1. Иофис Е.А. Фотокружок в школе - М.:Знание, 1989, -75 с.

  2. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание -Мн.:Вышэйшая школа, 1992.

  3. Назаретская К.А. Формирование интересов учащихся в области искусства. - Казань. 1970.

  4. Петровский И.И. справочник по фотографии. М.; Знание, 2001.

  5. Усов Ю.Н. Учебно-воспитательная деятельность в детских и подрастковых фотоколлективах. - М., 1987.

Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:


  1. Кораблёв Д. Фотографии. Самоучитель для моделей и фотографов. 2004.

  2. Синюкова В.С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам. - М.:АСТ, 2002.

  3. Смольянинов И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.: Знание, 1985.-64







































Календарно-тематическое планирование

Тема занятия и содержание

Теория

(час)

Практика

(час)

Дата

Вводная часть, 9 часов

1.

Фотография как увлечение. Знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Знакомство с любительскими фотографиями.

1,5

2.

Фотография как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Организация рабочего места. Практическое занятие: любительская съёмка обучающимися любых объектов. Обсуждение снимков обучающихся. Нахождение удачных снимков. Анализ ошибок при съёмке. (Теория+практика)

1

0,5

3.

Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Фотоохота

1,5

4.

Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Фотоохота (Теория+практика).

0,5

1

5.

Снаряжение фотографа-любителя. Знакомство с цифровым фотоаппаратом. Объектив, штатив, зонтик и проч.

1,5

6.

Цели и задачи любительской фотографии. Цели и задачи фотографа любителя. Что хотим и для чего хотим. Выбор объекта (Теория+практика).

1

0,5

2. Композиция. Основные построения изображения, 15 часов

7.

Что такое композиция

1.5

8.

Что такое композиция

1.5

9.

Виды композиции в практическом применении построения кадра

1.5

10

Виды композиции в практическом применении построения кадра

1.5

11.

Виды композиции в практическом применении построения кадра

1.5

12.

Линейная и тональная перспектива

1

0,5

13.

Линейная и тональная перспектива (Теория+практика)

0,5

1

14.

Цвет как композиционный приём

1,5

15.

Цвет как композиционный приём

1,5

16.

Цвет как композиционный приём

1,5

3. Свет и его роль в фотографии13.5 часов

17.

Немного теории о светописи

1,5

18.

Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости

1,5

19.

Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости

1,5

20.

Использование искусственных источников света (теория)

1.5

21.

Использование искусственных источников света (практическое задание)

1.5

22.

Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)

1,5

23.

Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)

1,5

24.

Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)

1,5

25.

Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)

1,5

4.Технические приёмы фотосъёмки, 37, 5 часов

26.

Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние (теория)

1,5

27.

Съёмка архитектуры в ландшафте (практика)

1,5

28.

Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)

1,5

29.

Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)

1,5

30.

Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)

1,5

31.

Объектная съёмка в городе, населённом пункте

1,5

32.

Объектная съёмка в городе, населённом пункте

1,5

33.

Съёмка живой природы; композиция

0,5

1

34.

Съёмка живой природы; ракурсы

0,5

1

35.

Съёмка живой природы; освещение

0,5

1

36.

Съёмка живой природы; макросъёмка

0,5

1

37.

Пейзаж; композиция в пейзаже

0,5

1

38.

Пейзаж; свет и освещение

0,5

1

39.

Пейзаж; ракурс, перспектива

0,5

1

40.

Пейзаж; фрагментарность

0,5

1

41.

Репортажная съёмка; композиция в репортаже.

0,5

1

42.

Репортажная съёмка; съёмка торжественных мероприятий

0,5

1

43.

Репортажная съёмка; съёмка спортивных мероприятий

0,5

1

44.

Репортажная съёмка; приёмы скрытой съёмки

0,5

1

45.

Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой)

1,5

46.

Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой)

1,5

47.

Итоговое по теме обсуждение выставленных работ

1,5

48.

Выставка работ обучающихся

1,5

49.

Вопросы-ответы

1,5

50.

Вопросы-ответы

1,5

5. Постобработка - как не испортить снимок, 27 часов


51.

Цветокоррекция, контраст, тональность

1,5

52.

Резкость. Подготовка фото к печати и публикации в WEB

0,5

1

53.

Подготовка фото к печати и публикации в WEB

1,5

54.

Способы создания ч/белых и тонированных фото

1,5

55.

Способы создания ч/белых и тонированных фото

1,5

56.

Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото

0,5

1

57.

Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото

1,5

58.

Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4

0,5

1

59.

Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4

0,5

1

60.

Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4

0,5

1

61.

Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4

0,5

1

62.

Обработка цифровых фотографий в других программах

0,5

1

63.

Обработка цифровых фотографий в программе Фотошоп

1,5

64.

Обработка цифровых фотографий в других программах

0,5

1

65.

Итоговое занятие. Обсуждение выставленных работ. Вопросы-ответы по всем пройденным материалам

1,5

66.

Выставка работ обучающихся «школа в лицах и событиях»

1,5

67.

Подведение итогов года.

1,5

68

Награждение лучших фотографов

1, 5

Итого: 102 часа


© 2010-2022