- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа фотокружка Ракурс
Рабочая программа фотокружка Ракурс
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сотникова И.Л. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ «Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2»
Казачинско-Ленского района Иркутской области
СОГЛАСОВАНО
Руководитель МС
________/ И.А. Тримасова
Протокол №_____ от
«___» сентября 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ "Ульканская средняя общеобразовательная школа № 2"
_____ _____ /Е.П.Русанова/
Приказ № ____от
«___» сентября 2015г.
Дополнительная образовательная программа
«Фотокружок «Ракурс»
(художественно-эстетическое)
Возраст обучающихся: 5-11 классы
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель программы:
Сотникова Ирина Леонидовна,
педагог дополнительного образования
Улькан
2015
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по фотографии формируют побуждение к творчеству, поддерживают живой эстетический интерес к природе. Посредством фотографии в детях обнаруживается способность художников и творцов, ибо всякий художник «начинается» с этого вдохновенного и очарованного восприятия природы, с поэтического мироощущения и умения его выразить. Фотография является незаменимым средством для наиболее полного развития у детей эстетического восприятия.
В последние годы фотография развивается всё интенсивнее, входит в каждый дом. И действительно, невозможно сегодня представить современное общество без фотографии: она широко используется в журналистике, с её помощью ведется летопись страны и каждой семьи. «В эру, перегруженную информацией, фотография предоставляет единственную быструю возможность понять что-либо и самую компактную и честную форму для его запоминания. Фотография подобна цитате, меткому замечанию или пословице». (Сьюзан Зонтаг).
Изучение фотографии, её истории, неотрывно от истории искусства XIX-XX века, что позволяет учащимся в ходе занятий познакомиться с основными направлениями искусства XX века, течениями современного искусства, осознать место фотографии среди других визуальных искусств, роль фотографии в современной жизни. «Фотография соприкасается с искусством не столько посредством живописи, сколько - театра, так как у фотографии и театра единая условная природа - ушедшее время, борьба со страхом перед смертью хоть фарсом, хоть трагедией». (Ролан Барт)
Занятия фотографией способствуют приобщению учащихся к прекрасному, помогают адаптироваться в сложной обстановке современного мира. Данная программа позволяет многим учащимся найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом. В настоящее время фотография является широко доступной, как никакой другой вид визуального искусства, и в то же время, именно фотография имеет средства и возможности научить изобразительному мышлению. «Учитесь мыслить фотографически, а не только в категориях других средств изображения. В таком случае вы всегда сможете сказать что-то новое». (Эдвард Уэстон).
Программа предназначена для обучающихся 5-11 классов, проявляющих интерес к фотографированию.
Цель:
-способствовать формированию у детей эстетической культуры как составной части материальной и духовной культуры, помочь им овладеть образным языком фотографии;
-на основе интереса подростков к фотографии развивать духовный мир воспитанников, формировать у них потребность в самосовершенствовании и создавать условия для реализации их творческих возможностей;
-познакомить учащихся с историей фотографии, как самостоятельного визуального искусства, так и в контексте мировой художественной культуры;
-дать представление о различных технических, как аналоговых, так и цифровых, возможностях обработки фотографического кадра
Задачи:
- обеспечить педагогические условия для развития личности школьника с учётом его возрастных особенностей и способностей;
- побуждение к творчеству, умение увидеть прекрасное в окружающем мире;
-развитие зрительного восприятия воспитанников, фотографического видения, композиции;
- обучение практическим навыкам и умению обращаться с различными типами фотоаппаратов, фотопринадлежностей, фотохимией;
- освоение современных методов и способов создания и обработки цифровых фотографий.
- развитие способностей к самостоятельной работе, созданию собственных работ;
- развитие индивидуальных и творческих способностей;
- воспитание подростков в атмосфере сотрудничества, доверия.
Художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при создании фоторабот.
Творческое развитие школьников осуществляется через знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Фото могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Законченные изделия могут использоваться для украшения интерьера школы.
В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у обучающихся, и выявления у них творческих возможностей. Объекты фотосъёмки подбираются с таким расчётом, чтобы постепенно и последовательно охватить все технологические приёмы работы с фотоаппаратом, быть максимально познавательными, иметь эстетическую привлекательность. Обучение имеет деятельностно-практическую направленность, даёт возможность использовать полученные навыки.
Программа ориентирована на формирование знаний в области художественно-эстетического направления. Большое внимание уделено планированию работы, безопасным приёмам работы, правильной организацией места, работе с графической документацией, выполнению самостоятельных творческих проектов.
Программа призвана обеспечить:
- создание и реализацию условий для развития творческих способностей каждого обучающегося, воспитание интереса к творчеству, умение оценивать свою деятельность;
- тесные межпредметные связи с уроками изобразительного искусства, информатики и краеведения.
Достижение высоких результатов обучения предполагается обеспечить за счёт индивидуализации и дифференциации обучения с учётом познавательных интересов и склонностей обучающихся (подбор индивидуальных заданий, развитие и стимулирование интереса в том или ином виде фотографии).
Программа предусматривает ознакомление обучающихся с основными технико-технологическими знаниями, формирование умений и навыков по фотографии.
Режим занятий. Календарно-тематический план рассчитан на 1 год обучения. Теоретические сведения даются в объёме, достаточном для создания фоторабот профессионального уровня. Всего на занятия кружка отводится 102 часа (теория -38часов, практика -64). Они проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа во второй половине дня.
В ходе занятий используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы, (особенно, при сложных фотокомпонентах). При индивидуальной форме главное место в работе уделяется личному творческому проекту.
Итоги работы проводятся в форме участия в работе школьных и районных выставок художественного творчества.
Программа разработана с учётом всех аспектов внеклассного обучения на основе программы по обучению фотографии Дмитрия Короблёва, Издательство: ООО «Крона принт», год издания: 2003.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности
Основными практикуемым результатом освоения дополнительной образовательной программы данного фотокружка является достижение обучающимися социальной зрелости, необходимой для дальнейшего самоопределения и самореализации в образовательной, трудовой, общественной и культурной сферах деятельности.
После освоения программы на первом уровне обучения обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в светотенях и цветотонах;
- различать характер светонасыщенности в сложных, искусственных и естественных условиях;
- осмысленно выбирать композицию для построения кадра.
Владеть техническими и исполнительскими навыками.
После изучения программы на третьем уровне обучающийся сможет развить:
- интерес к занятиям фотографирования;
- эмоциональную восприимчивость;
- усидчивость;
- внимание;
- культуру поведения во время занятий.
Оценка и контроль результатов образовательной деятельности
(промежуточная и итоговая аттестация)
Вид деятельности
Форма контроля и оценки результатов
Проверка знаний на усвоение данной темы
Контрольная работа. Письменные ответы на задания по теме «Любительская фотография»
Усвоение основной роли света в фотосъёмке; виды светонасыщенности при разных условиях
Лабораторная работа. Выполнение работы по теме «Свет» по поэтапным заданиям.
Усвоение технических приёмов в фотосъёмке; закрепление работы в программе фотошоп.
Тестирование обучающихся. Выполнение тестовых заданий по теме «Технические приёмы фотосъёмки».
Выставка работ обучающихся на кокурс по теме «Пейзаж»
Выделение лучших работ.
Усвоение ориентировки в цветотонах; усвоение осмысленного выбора композиции в фотосъёмке
Лабораторная работа. Практическая работа по теме «Цветокоррекция»
Узнавание основных функций программы. Усвоение методики работы с ней.
Практическая работа.
Практическая работа в программе Coler PHOTO PAINT X4 с поэтапными заданиями и программе Фотошоп (на выбор)
Выставка работ обучающихся.
Совместное обсуждение. Выбор лучших работ
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
Тема
Кол-во часов
На теорию
На практику
1.
Вводная часть
9
7
2
2.
Композиция. Основы построения изображения
15 часов
4,5
10,5
3.
Свет и его роль в фотографии
13,5 часов
3
10,5
4.
Технические приёмы фотосъёмки
37,5 часов
13, 5
24
5.
Постобработка - как не испортить снимок
27 часов
10
17
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ
-
Вводная часть , 9 часов
Фотография, как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Снаряжение фотографа-любителя. Цели и задачи фотографа-любителя.
-
Композиция. Основы построения изображения, 15 часов
Что такое композиция. Виды композиции в практическом применении построения кадра. Линейная и тональная перспектива. Цвет как композиционный приём.
-
Свет и его роль в фотографии, 13,5 часов
Немного теории о светописи. Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости. Использование искусственных источников света. Как «приручить» свет в естественных условиях на натуре.
-
Технические приёмы фотосъёмки, 37,5 часов
Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние. Съёмка архитектуры в ландшафте. Съёмка портрета и групповых жанровых портретов. Объективная съёмка в городе. Съёмка живой природы, композиция, ракурсы; освещение; практические занятия: выбор и наблюдение за объектом; макросъёмка.
Пейзаж: композиция в пейзаже; свет и освещение, ракурс, перспектива, фрагментарность; практические занятия. Репортажная съёмка; композиция в репортаже; съёмка торжественных мероприятий, приёмы скрытой съёмки; практически езанятия. Выездная фотосъёмка (место и тематика по договорённости с группой).
-
Постобработка - как не испортить снимок, 27 часов.
Цветокоррекция, котраст, тональность, резкость. Подготовка фото к печати и публикация в WEB. Способы создания чёрно-белых и тонированных фото. Обработка цифровых фотографий в программе Coler PHOTO PAINT X4. Обработка цифровых фотографий в других программах MS.
4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Форма занятий, предусмотренных программой: беседы, практикумы, «круглый стол», встречи с интересными людьми, дискуссия, ролевые игры, выполнение творческих заданий, подборка, анализ и обработка информации, подготовка материалов для печати в прессе, методы формирования общения.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, проблемный, игровой, диалоговый, проектный (создание, издание газеты); экскурсии.
Перечень оборудования:
-
Цифровой фотоаппарат для изучения устройства.
-
Компьютеры для обработки фото в редакторах.
-
Проектор.
-
Фотооборудование (штатив, вспышки, зонты, объективы).
Желательно, чтобы у каждого ребёнка был фотоаппарат. Обучающимся даётся возможность обработки фотографий за компьютерами в кабинетах информатики.
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендуемый для педагога:
-
Иофис Е.А. Фотокружок в школе - М.:Знание, 1989, -75 с.
-
Ларин А.Е. Эстетическое воспитание -Мн.:Вышэйшая школа, 1992.
-
Назаретская К.А. Формирование интересов учащихся в области искусства. - Казань. 1970.
-
Петровский И.И. справочник по фотографии. М.; Знание, 2001.
-
Усов Ю.Н. Учебно-воспитательная деятельность в детских и подрастковых фотоколлективах. - М., 1987.
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:
-
Кораблёв Д. Фотографии. Самоучитель для моделей и фотографов. 2004.
-
Синюкова В.С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам. - М.:АСТ, 2002.
-
Смольянинов И.Ф. Красота природы и воспитание красотой. - М.: Знание, 1985.-64
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия и содержание
Теория
(час)
Практика
(час)
Дата
Вводная часть, 9 часов
1.
Фотография как увлечение. Знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Знакомство с любительскими фотографиями.
1,5
2.
Фотография как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Организация рабочего места. Практическое занятие: любительская съёмка обучающимися любых объектов. Обсуждение снимков обучающихся. Нахождение удачных снимков. Анализ ошибок при съёмке. (Теория+практика)
1
0,5
3.
Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Фотоохота
1,5
4.
Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Фотоохота (Теория+практика).
0,5
1
5.
Снаряжение фотографа-любителя. Знакомство с цифровым фотоаппаратом. Объектив, штатив, зонтик и проч.
1,5
6.
Цели и задачи любительской фотографии. Цели и задачи фотографа любителя. Что хотим и для чего хотим. Выбор объекта (Теория+практика).
1
0,5
2. Композиция. Основные построения изображения, 15 часов
7.
Что такое композиция
1.5
8.
Что такое композиция
1.5
9.
Виды композиции в практическом применении построения кадра
1.5
10
Виды композиции в практическом применении построения кадра
1.5
11.
Виды композиции в практическом применении построения кадра
1.5
12.
Линейная и тональная перспектива
1
0,5
13.
Линейная и тональная перспектива (Теория+практика)
0,5
1
14.
Цвет как композиционный приём
1,5
15.
Цвет как композиционный приём
1,5
16.
Цвет как композиционный приём
1,5
3. Свет и его роль в фотографии13.5 часов
17.
Немного теории о светописи
1,5
18.
Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости
1,5
19.
Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости
1,5
20.
Использование искусственных источников света (теория)
1.5
21.
Использование искусственных источников света (практическое задание)
1.5
22.
Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)
1,5
23.
Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)
1,5
24.
Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)
1,5
25.
Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика)
1,5
4.Технические приёмы фотосъёмки, 37, 5 часов
26.
Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние (теория)
1,5
27.
Съёмка архитектуры в ландшафте (практика)
1,5
28.
Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)
1,5
29.
Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)
1,5
30.
Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика)
1,5
31.
Объектная съёмка в городе, населённом пункте
1,5
32.
Объектная съёмка в городе, населённом пункте
1,5
33.
Съёмка живой природы; композиция
0,5
1
34.
Съёмка живой природы; ракурсы
0,5
1
35.
Съёмка живой природы; освещение
0,5
1
36.
Съёмка живой природы; макросъёмка
0,5
1
37.
Пейзаж; композиция в пейзаже
0,5
1
38.
Пейзаж; свет и освещение
0,5
1
39.
Пейзаж; ракурс, перспектива
0,5
1
40.
Пейзаж; фрагментарность
0,5
1
41.
Репортажная съёмка; композиция в репортаже.
0,5
1
42.
Репортажная съёмка; съёмка торжественных мероприятий
0,5
1
43.
Репортажная съёмка; съёмка спортивных мероприятий
0,5
1
44.
Репортажная съёмка; приёмы скрытой съёмки
0,5
1
45.
Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой)
1,5
46.
Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой)
1,5
47.
Итоговое по теме обсуждение выставленных работ
1,5
48.
Выставка работ обучающихся
1,5
49.
Вопросы-ответы
1,5
50.
Вопросы-ответы
1,5
5. Постобработка - как не испортить снимок, 27 часов
51.
Цветокоррекция, контраст, тональность
1,5
52.
Резкость. Подготовка фото к печати и публикации в WEB
0,5
1
53.
Подготовка фото к печати и публикации в WEB
1,5
54.
Способы создания ч/белых и тонированных фото
1,5
55.
Способы создания ч/белых и тонированных фото
1,5
56.
Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото
0,5
1
57.
Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото
1,5
58.
Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4
0,5
1
59.
Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4
0,5
1
60.
Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4
0,5
1
61.
Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4
0,5
1
62.
Обработка цифровых фотографий в других программах
0,5
1
63.
Обработка цифровых фотографий в программе Фотошоп
1,5
64.
Обработка цифровых фотографий в других программах
0,5
1
65.
Итоговое занятие. Обсуждение выставленных работ. Вопросы-ответы по всем пройденным материалам
1,5
66.
Выставка работ обучающихся «школа в лицах и событиях»
1,5
67.
Подведение итогов года.
1,5
68
Награждение лучших фотографов
1, 5
Итого: 102 часа