Экскурсия История нашей деревни и школы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деревня Хужайлан стоит на живописном берегу Иртыша. Летом она утопает в зелени, зимой от жгучих ветров защищает ее гора с соснами, кедрами и кудрявыми березками, а с юга омывают прохладные воды седого Иртыша.

История села Епанчина уходит вглубь веков. Первое его название Кучайлан. Это татарское название деревни Кучайлан (Кучайалан) произошло от того, что деревня стояла на поляне хозяина (куча - хозяин, ялан - поляна).

В XIV веке укреплённым городком управлял знатный мурза Епанча. По его имени и стало называться поселение на русском языке. Городок представлял небольшое крепостное сооружение, где проживало исключительно татарское население.

Наличие плодородных земель позволяло заниматься земледелием. Сибирские татары выращиванием зерновых культур занимались ещё до прихода русских в Сибирь. Они сеяли рожь, ячмень, пшеницу, но общая площадь посевов была невелика. После похода Ермака и присоединение Сибири к Русскому государству население городка было «Положено в ясак», т.е. платило дань русскому царю зерном, пушниной, добычей рыбы, заготовкой сена и другими видами деятельности.

Ермак оставил след и в истории нашей деревни. По летописи сибирского историка Семена Ульяновича Ремезова, в 1585 году знатный мурза обнаружил в реке Иртыш тело Ермака. Все жители деревни сбежались посмотреть на этого человека. Тело Ермака положили на арбу и долго возили по татарским селениям. Затем похоронили близ Бегишевского кладбища. Кольчуга же Ермака как реликвия долгое время хранилась в юртах Епанчинских. Это событие нашло отражение на одном из рисунков с текстом сибирского летописца С. У. Ремезова. Вы видите, как мурза вытаскивает на берег тело Ермака (рисунок из архива Тобольского краеведческого музея).

Кроме земледелия население занималось рыболовством, развитием крупного рогатого скота, лошадей, овец.

Многие занимались торговлей, возили товары в Тобольск, Ирбит и Обдорск.

В XIX веке в д. Епанчина проживало трудоспособных 125 человек. В современной науке имеется немало трудов об истории сибирских татар у исследователей Н.А. Томилова, Ф.Т. Валеева.

О жизни татар Прииртышья впервые в истории в художественной форме рассказал Якуб Камалиевич Занкиев в своем романе «Зори Иртыша».

В 18-19 веках основное, коренное население деревни делили на три родовые группы: есачники, сарты - бухарцы и служивые.

Есачники со слов старожилов - происходили из ханты и манси, принявшие мусульманскую веру. Они отдавали в казну государства: зерно, пушнину, рыбу, мясо, яйца, сукно, кожаные изделия и др. Есачникам относились Речаповы, Казымовы, Юсуповы, Аллашевы и другие. Земля принадлежала есачникам.

Йомышлылар (служивые) - пришлые люди, вроде казачества. Они отправляли своих детей в солдаты. А сарты и есачники не служили в армии. Служивыми были Раинбакивы, Азисовы, Хабибуллины и другие.

Сарты по происхождению - узбеки, они не имели земли. Батрачили у кулаков, жили бедно, уходили на отходничество. Служили ямщиками у купцов, нанимались временными рабочими на заводах, фабриках.

К сартам относятся Шиховы, Файзуллины, Занкиевы, Муслимовы и другие. Дед Занки 25 лет ездил ямщиком из Тобольска до Иркутска, затем 5 лет прокладывал железную дорогу у озера Байкал. Последние 10 лет был дворником. Трудно было жить крестьянину без земли.

Так, например, дальний родственник Шиховых в поисках правды в 1811 году с прошением ездил в Петербург к царю. Но в течение многих лет так и не смог добиться приема. А на обратную дорогу домой не было средств. Тут началась война с французами. Шихов Мухамедша добровольно пошел воевать, отличился своей храбростью, совершил подвиг. И вместо награды после войны его с бумагой бесплатного проезда отправили домой. Однако жизнь батрака не улучшилось. Для постройки дома заготовил лес, но выкупить землю не было средств. Так через 13 лет материал так и сгнил.

Между людьми были частые стычки и побоища. Это было выгодно властям, чтобы скрыть бедственное положение населения. Урожаи были низкие, пахали деревянными сохами, убирали серпами. Периодически повторялись голодные годы. Люди - семьями умирали от голода. Да и разные болезни, эпидемии: тифа, холеры, оспы, кори, туберкулеза уносили много жизней.

В Епанчино не было помещиков и крупных богачей. Самым зажиточным считался Айса бай, но и он имел только 3-4 лошади и столько же коров, пятистенный дом.

Первую лампу в деревню из Екатеринбурга привез Мухамедша Шихов в 1850 годах. Смотреть на «огненную машину» приходили даже из соседних деревень. Потому что люди в свои убогие лачуги освещали лучинами.

Так со своими переживаниями, горем, радостями жили наши предки.

В настоящее время в деревне Епанчина проживает 220 человек. Жизнь деревни процветает. В 1987 году был проложен асфальт, проведен центральный водопровод, построено жилье для молодых специалистов, новая мечеть, клуб, медпункт. В нашей деревне есть магазин, работают ИП, ИП «Подворье» реализуют молочные, мясные изделия жителей. Жители деревни занимаются выращиванием картофеля, капусты, пчеловодством. Все продукты реализуют на сельских ярмарках в городе Тобольске. Улицы нашей деревни названы в честь земляков: улица Б.Чунаева, улица Б.Муслимова. Рядом с деревней находится цех НХК «Епанчинский водозабор». Половина мужского населения деревни работает в этом цехе. Наша деревня богата обычаями и традициями: сабантуй, амаль, новруз байрам, курбан байрам, аулак ой.

И в праздники и будни жизнь бурлит в нашей сельской школе. Епанчинская школа, имеющая богатую стопятнадцатилетнюю историю, прошла трудный, извилистый путь становления от двухклассной до современной школы.

В 1900 году местный бедняк Хоснулла Хабибуллин на свои сбережения за 7 рублей купил дом в 5 шагов в ширину, в пять шагов в длину и открыл 2-классную школу. Он обучал детей только устно, т.к. не умел писать.

В 1907 году, после окончания Омской Расулии, приезжает в родную деревню Рахим мулла Речебакиев. Под его началом школа реорганизуется в начальную школу, где впервые были введены светские предметы: география, арифметика. Начальная школа просуществовала до 1931 года, в 1932 году школу перевели в дом Рахима и Хабира Речебакиевых, сбежавших от раскулачивания из города Иркутска, где Рахим был муллой соборной мечети.

В 1931 году в Епанчино был направлен молодой, образованный, энергичный учитель Мухамет Урамаев, при котором школа стала пятилеткой, в ней была создана пионерская организация. Школа была тогда единственным очагом света и культуры, оставившим самые добрые воспоминания в душе своих учеников. Не зря один из ее талантливых учеников Я. К. Занкиев - первый заслуженный учитель СССР из Тобольского района и бывший директор школы увековечил его имя в образе главного героя Уразаева Мухамеда в своем романе "Зори Иртыша".[2, с. 54]

После перевода Урамаева в Вагай заведующим начал работать З. Р. Бекшенов - человек передовых взглядов, активный общественник, продолживший традиции своего предшественника; принял активное участие в создании первого колхоза в Епанчино. При нем школа стала неполной средней и просуществовала до 1961 года (тогда она была преобразована в восьмилетку).

В 1950 году эстафету от своих учителей принимает Я. К. Занкиев. В 50-е годы школа размещалась в шести разрозненных маленьких домах, что было очень неудобно для учащихся и учителей. Нужна была новая типовая восьмилетняя школа.

И такая школа была построена по инициативе Я.К.Занкиева хозяйственным способом в 1964году. Большую материальную и моральную помощь оказали председатель колхоза "Путь Ленина" Н.А. Никонов, председатель райисполкома В. И. Ловыгин; заведующий Тобольским РОНО В.П.Суслов помог построить интернат в кирпичном исполнении. И даже эта новая школа, где были оборудованы классы-кабинеты, актовый и спортивный залы, библиотека, не вмещала в одну смену всех учащихся. В школу ходили дети из 18 деревень, классы были переполнены.

Два десятилетия Якуб Камалеевич Занкиев возглавлял коллектив Епанчинской семилетней, затем восьмилетней школы, где обучались татарские и русские дети окрестных сел и деревень. Он подобрал целеустремленный и работоспособный педагогический коллектив.

В школе были созданы все условия для всестороннего воспитания и образования детей: построены котельная, мастерская, интернат, столовая на 60 посадочных мест. Школа считалась в числе лучших, особенно по военно-патриотическому, интернациональному и трудовому воспитанию.

В 1957 году Якубу Камалиевичу за большие успехи в учебно-воспитательной работе присвоено звание "Заслуженный учитель школы РСФСР". В1975 году из Епанчинской школы ушел на заслуженный отдых.

19 марта 2005 года, в день 105- летнего юбилея Епанчинской школы состоялось открытие мемориальной доски. Для школы это очень торжественное и важное событие. Епанчинской школе присвоено имя Якуба Камалеевича Занкиева - это дань памяти скромному, трудолюбивому и удивительному человеку, Человеку с большой буквы. Мы гордимся тем, что учимся в школе имени Якуба Камалиевича. Память о нем живет в наших сердцах.

С 1988 по 2009 год Епанчинская школа функционирует как средняя школа, где работал директором школы Тухватулла Фатхуллович Файзуллин - ученик Я.К.Занкиева. С 2014 года директор школы - Ирина Дмитриевна Старикова. За время существования школы (с 1900 г. по 2015 г.) в школе проработало 150 учителей. В настоящее время школьный учительский коллектив составляет 6 человек. В 2014 году школа реорганизована путем присоединения к МАОУ «Полуяновская СОШ».

Школа и поныне старается сохранить традиции тех, кто когда-то, в далекие советские времена делал ее центром села, его визитной карточкой. В школе есть музей. В музее есть экспозиция, посвященная нашему земляку Якубу Камалиевичу Занкиеву.

© 2010-2022