Рабочая программ дополнительного образования Родники православия

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационная карта

к дополнительной общеразвивающей программе

1

Полное название

«Родники православия»


2

Авторы программы

Морева Наталия Анатольевна,

учитель русского языка, литературы, основ православной культуры,

первая квалификационная категория

3

Дата создания

2014 год

4

Характеристика программы

модифицированная

5

Направление деятельности

социально-педагогическое

6

Сроки реализации

2014 - 2015 год

7

Возраст обучающихся

10 - 13 лет

8

Цель программы

  1. Создание условий для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.

9

Краткое содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Учебно-тематический план

3. Содержание учебно-тематического плана

4. Содержание программы

5. Методическое обеспечение программы

6. Ожидаемые результаты

7. Литература

10

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы у учащихся будут сформированы понятия:

  • о различных жанрах духовной литературы.

Учащиеся усовершенствуют такие способы деятельности, как:

  • умения анализировать и раскрывать духовный мир русской народной сказки;

  • опыт проектной и исследовательской деятельности по теме образовательной программы.

Выработают умения:

  • создавать небольшие сочинения духовного содержания;

  • понимать творения Святых Отцов;

  • на основе полученного опыта делать сообщения, доклады по конкретной теме.



  1. Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Родники православия» социально-педагогической ориентации направлена на возрождение лучших народных православных традиций, на развитие интереса детей к духовной жизни русского народа, их прикосновение к нравственным категориям русской православной культуры и воспитание патриотических чувств подрастающего поколения, и их готовности к социальной адаптации в обществе.

Актуальность программы

Среди огромного количества проблем современности наиболее актуальной является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Дети оказались социально и психологически самыми незащищёнными членами российского общества, охваченного системным кризисом: наркомания, сексуальная и поведенческая распущенность, нравственная деградация, преступность и самоубийства среди несовершеннолетних стали реальностью в России. В сложившейся ситуации школа обращается к духовно-нравственным традициям русского народа, пытаясь найти в них сдерживающие факторы, спасительные идеалы и положительные примеры для своих воспитанников.

Цель программы

  • Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях православной религиозной культуры.

Задачи программы

  • Обучающие:

  • знакомство с историей возникновения сказки как жанра устного народного творчества;

  • знакомство с историей возникновения и развития жития как жанра духовной литературы;

  • знакомство с агиографическим жанром древнерусской литературы;

  • изучение и понимание значимости житийных традиций древнерусской литературы;

  • знакомство с понятием «литературная сказка»;

  • изучение Жития Святых;

  • расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

  • пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории.

  • Развивающие:

  • развитие интереса к чтению и осмыслению духовной литературы;

  • развитие образного мышления учащихся;

  • духовно-нравственное развитие через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

  • творческое развитие учащихся на основе знаний об отечественной культуре и истории.

  • Воспитательные:

  • воспитание уважительного и бережного отношения к народному творчеству;

  • воспитание христианской добродетели и милосердия на примере Жития Святых;

  • воспитание трудолюбия и бескорыстия;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  • формирование целостного восприятия мира;

  • воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

  • формирование культуры общения;

  • предупреждение возможных тупиков личностного развития;

  • воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

  • выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций отечественной культуры;

  • воспитание патриотизма;

  • приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является то, что ребёнок имеет право изучать на свой выбор предложенные в программе произведения устного народного творчества, произведения житийной литературы и произведения святоотеческой литературы. Обязательными разделами остаются теоретические понятия о различных жанрах духовной литературы.

Возраст детей, на которых рассчитана программа

В реализации программы участвуют дети 10 - 13 лет.

Срок реализации программы - 1 год.

Формы и режим занятий

  • Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

  • Всего - 34 часа за учебный год.

Формы занятий:

  • сообщение нового материала;

  • закрепление нового материала на практике;

  • беседы со священнослужителями;

  • утренники;

  • консультации для родителей;

  • выставки совместного творчества детей, педагогов и родителей.

Традиции:

  • православные традиции в режимных моментах (молитва перед едой, молитва перед началом каждого дела);

  • во время молитвы - девочки надевают головной убор (платочек);

  • отмечаются Дни Ангела детей (именины);

  • оформление православного уголка.

Формы учёта знаний, умений

Программа предполагает безотметочную систему.

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы:

  • тестовые материалы;

  • проектная деятельность;

  • кроссворды;

  • рисунки;

  • самоанализ и самооценка;

  • наблюдения.

Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки от 29.08. 2013 г. N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция модернизации дополнительного образования детей

в Российской Федерации.











  1. Учебно-тематический план программы

Перечень разделов

Теория часы

Практика часы

Всего часы

1.

Водное организационное занятие.

1

-

1

2.

Сказка и православие.

10

13

23

3.

Житие святых - образец жизни православного христианина.

5

5

10

4.

Итоговое занятие.

-

1

1

Итого:

16

18

34



  1. Содержание учебно-тематического плана программы

Перечень разделов, тем

Теория часы

Практика часы

Всего часы

1.Ведение

1.

Водное организационное занятие.

1

-

1

2.Сказка и православие.

1.

Сказка - сама жизнь - и борьба, и победа, и совершение. Она о том, что всегда и для всех: о счастье, о судьбе, о правде, добре и о зле, о смысле и о путях жизни.

1

-

1

2.

Сказка.

Присказка.

Грехопадение.

8 главных страстей и добродетели, которые им противостоят.

2

2

4

3.

Любодеяние - Целомудрие.

1

2

3

4.

Сребролюбие - Нестяжание

1

2

3

5.

Гнев - Кротость.

1

2

3

6.

Печаль - Блаженный плач.

1

1

2

7.

Уныние - Трезвение.

1

1

2

8.

Тщеславие - Смирение.

1

1

2

9.

Гордость - Любовь.

1

2

3

3.Житие святых - образец жизни православного христианина.

1.

Особенности канона жанра агиографии. Житие святых - образец жизни православного христианина.

1

-

1

2.

«Житие Алексея человека божия».

1

-

1

3.

«Житие Феодосия Печерского» (11 век).

-

1

1

4.

Жанр «воинского жития». «Житие Александра Невского» (13 век). Новый герой жития - защитник своего отечества; переосмысление житийного канона; образ автора-рассказчика.

1

1

2

5.

«Житие Сергия Радонежского» (14 век).

1

1

2

6.

Житие преподобного Серафима Саровского (18 век).

1

1

2

4.Подведение итогов работы

1.

Итоговое занятие.

-

1

1

Итого:

16

18

34



© 2010-2022