• Преподавателю
  • Другое
  • Реферативно-аналитическая работа на тему: «Развитие Школы будущего – путь к равному доступному качеству образования сельского школьника »

Реферативно-аналитическая работа на тему: «Развитие Школы будущего – путь к равному доступному качеству образования сельского школьника »

Раздел Другое
Класс -
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тельмановский учебно-воспитательный комплекс

Реферативно-аналитическая работа на тему: « Развитие Школы будущего – путь к равному доступному качеству образования сельского школьника »

Реферативно-аналитическая работа

на тему:

« Развитие Школы будущего - путь к равному доступному качеству образования

сельского школьника »





Выполнила: Волчок Полина

ученица 9-А класса



Учитель : Чекмак Т.В.

учитель психологии

Тельманово, 2015 год

Аннотация к работе

  1. Автор: Волчок Полина, ученица 9-А класса

  2. Тельмановский учебно-воспитательный комплекс.

  3. Тема реферативно-аналитической работы: " Развитие Школы будущего - путь к равному доступному качеству образования сельского школьника" с презентацией.

  4. Учитель-наставник: Чекмак Татьяна Викторовна - практический психолог, учитель психологии, 1 квалификационной категории.

Одна из главных задач сельской школы дать детям современное образование, соответствующее изменившимся потребностям личности и общества, тем самым реализовать конституционное право детей на доступное и качественное образование.

Целью данной работы является: выявление сущности характеристик нового качества образования сельского школьника и особенности его достижения в условиях Школы будущего, а также обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников, в частности учеников Тельмановского УВК.

Для достижения поставленных целей в работе ставятся задачи: изучить литературу и статьи сегодняшнего времени по данному вопросу; рассмотреть основные методы управления качеством школьного образования в Тельмановском УВК; выявить факторы, влияющие на школьное образование учащихся сельской школы.

Считаем эту тему актуальной, т.к. чтобы выжить и развиваться, сельская школа должна стать организатором социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде; инициатором социальной работы с детьми и их семьями; институтом поддержки детских и молодежных объединений сельской местности; базовым институтом профильной и допрофильной подготовки учащихся.

Мы перелистали ряд книг, сайтов Интернета, чтобы собрать необходимую информацию по данной теме и определили, что качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И задача учителей - и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это - итог деятельности школы. Иными словами качество образования это - итог деятельности школы по обучению, воспитанию школьников, методической работе, самореализации всех участников образовательного процесса.

В своей работе мы отразили две основополагающие темы: «Качество образовательной системы», где определили путь к равному доступному качеству образования сельского школьника и «Развитие Школы будущего», где рассказали о проекте «Школа будущего», реализованного на базе Тельмановского УВК.

























Содержание

Введение

  1. Качество школьного образования - ключевые слова современной школы.

  2. Цели и задачи работы.

Основная часть. Развитие Школы будущего - путь к равному доступному качеству образования сельского школьника.

  1. Школа - целостная системы современного образования детей.

  2. Сельский УВК как центр развития ребенка.

  3. Качество образования - залог успеха учащихся Тельмановского УВК.

Выводы

Список литературы





ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие во всем мире отмечается повышенный интерес к проблемам качества образования. Изучение мирового опыта развития системы среднего общего образования показывает, что достижение нового качества образования возможно только в условиях изменения школьной системы. Она заключается в обучении тому, как учиться, в обучении тому, как думать, в изучении новых методов, которые может использовать каждая личность для решения любой возникающей перед собой задачи, причем в любом возрасте.

Одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира. Они должны понимать, что будет ожидаться от них, какие задачи встанут перед ними и что они способны сделать.

Совершенно очевидно, что качеством образования в школе занимались всегда. Однако образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качество образования - это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.

Качество образования определяется социальным заказом и образовательной программой - управлением качеством. Основными результатами деятельности школы являются положительные изменения в развитии личности каждого учащегося: его учебных достижений (знаний, умений, навыков), воспитанности (основ мировоззрения, поведения, общения, социальных навыков, устойчивых качеств личности, основ самовоспитания), психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, психомоторики), творческих способностей, здоровья.

Последнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.

Проблема достижения качественного образования учащихся - ключевая для образования. В качественном образовании (речь идет об общем образовании) заинтересованы все: учащиеся, учителя, родители, бизнес-сообщество, государство. Под качественным образованием сельского школьника мы понимаем осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями, важнейшими составляющими стандарта образования наступившего века: математики и информатики, русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических, познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникационных задач и проблем.

Главный продукт качественного образования - это УЧЕНИК, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни и труду в условиях рыночной экономики, способный на основе приобретенных базовых знаний, умений и навыков решать практические задачи, жизненные проблемы, иметь потребность в преобразованиях.

Для школьников качественное образование должно стать прочной основой жизненного старта.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью данной работы является: выявление сущности характеристик нового качества образования сельского школьника и особенности его достижения в условиях Школы будущего, а также обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни будущих выпускников.

Для достижения поставленных целей в работе ставятся задачи:

· Изучение литературы по данному вопросу

· Рассмотрение основных методов управления качеством школьного образования в Тельмановскоя УВК.

· Выявление факторов, влияющих на школьное образование учащихся сельской школы.

Теоретической основой послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Амонашвили Ш.А., Макаренко А.С., Поташника М.М., Левита М.В., Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. посвященные анализу и диагностике вопроса повышения качества образования в современной школе.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Современное сельское образование представляет целостную систему, которая должна обеспечивать многофункциональную подготовку детей к успешной деятельности в важнейших сферах: профессиональной, сельскохозяйственной, семейной, культурно-досуговой, духовно-нравственной, социальной, общественно-политической, по охране своего здоровья. Основной базой и фактически единственным социальным институтом, способным возглавить работу по оздоровлению сельской среды и созданию целостной системы современного образования детей, является школа.

Школа - это не просто набор знаний, это не только уроки и перемены. Это целых 11 лет жизни. В силах наших педагогов сделать так, чтобы каждый из этих 4015 дней был успешным. Успешным для каждого из тех, кто сидит в этот момент за партой. Успешным для каждого из нас - УЧЕНИКА.

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Образовательная политика на рубеже 21 века, смены цивилизаций должна исходить из 2-х задач: требуя нового человека, владеющего новыми парадигмами мышления и сохранение национальной независимости, что требует соблюдения национальных интересов не только в экономике, политике, обороне, но и в системе образования.

Новая методология образования и новые модели школы будущего создаются сегодня в процессе взаимодействия традиций и инноваций. Инновационные процессы должны стать ведущими в формировании образовательных систем школ и района в целом. Инновационные процессы в управлении развитием образовательной системы - это главное условие адекватного задачам времени преобразования школы как социально-педагогического института государства.

Инновационные процессы в школе, интегрируя традиции и новаторство, выступают механизмом разработки новых целей, содержания, форм, методов, технологий организации и управления качеством образования, жизнедеятельности развивающейся школы.

Новый тип учебного заведения - «Школа будущего». Эта модель учебного заведения, которая способна обеспечить развитие личности в условиях глобального общества ХХІ века. Это ШКОЛА жизненного самовыражения, обучающая школьника узнавать себя, определять свое жизненное кредо, формировать навыки анализа и самоанализа, планирования и организации деятельности для достижения определенных целей, создания максимальных условий для проявления и развития способностей и таланта ребенка, повышение его креативного потенциала.

Тельмановский учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа І-ІІ ступеней - многопрофильный лицей» является современным учебным заведением, который всегда будет открыт для воплощения инноваций в учебный и воспитательный процесс, о чем показывает и наш опыт работы, накопленный многими годами.

Я являюсь учасником учебно-воспитательного процесса Школы будущего. Подлинная цель системы образования Тельмановского учебно-воспитательного комплекса - воспитать счастливого человека. И я с гордостью могу сказать, что нас воспитывают как здоровую личность, обладающую всеми качествами и способностями, необходимыми для полноценной и счастливой жизни.

Образовательная среда школы - это совокупность условий и возможностей личностного развития.

Тельмановский учебно-воспитательный комплекс рассматривает образовательную среду как сложное, многоуровневое явление, которое включает в себя несколько аспектов: материальный, организационный, психологический, педагогический, технологический. И каждый из этих аспектов среды наполнен мотивирующими факторами. Такая среда обеспечивает более высокий уровень качества образования в современном его понимании.

Образовательная среда Тельмановского УВК является адаптивной, что обеспечивает адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды.

Образовательная среда Тельмановского УВК является гуманитарной с приоритетом гуманистических духовных ценностей, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.

Образовательная среда Тельмановского УВК является саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации.

Образовательная среда Тельмановского УВК является более открытой для использования педагогического потенциала окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы .

Образовательная среда Тельмановского УВК является технологичной, чтобы обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования, используя новые гуманитарные и информационные технологии, соответствующие современному уровню оснащения сельской школы.

Образовательная среда Тельмановского УВК является комфортной и оптимистичной, чтобы противостоять угрозе отчуждения детей и родителей от школы и образования, чтобы создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальное раскрытие его способностей и возможностей.

Моя мечта, чтобы у человека, окончившего нашу школу, были сформированы навыки мышления и понимания, чтобы он умел прогнозировать, ставить цели и выбирать адекватные способы их достижения; чтобы он свободно вступал в содержательное взаимодействие и коммуникацию, толерантно относился к окружающим и мог объяснить свои собственные идеи. Для этого наша школа предоставила будущему поколению возможности для освоения способов мышления, коммуникации и действия, не противоречащих нормам этики, эстетики и культурным традициям. С этой целью созданы условия, необходимые для овладения исследовательской, проектной, управленческой деятельностью.

Одним из показателей эффективной работы по развитию творческого потенциала школьников является результативность участия в различных олимпиадах, соревнованиях, турнирах. Учащиеся нашего учебно-воспитательного комплекса были победителями и призерами районных и республиканских олимпиад и конкурсов. Так наши школьники участвовали в конкурсе, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны «В» , в конкурсе по знанию русского языка и литературы «Знаю»…

Каждый учебный год по результатам достижений в предметных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях формируется школьный банк одаренных детей. Это учащиеся, которые заняли призовые места и стали гордостью школы. Наша особая гордость - чемпион мира по борьбе самбо Сергей Подоляк и серебряный чемпион мира по гиревому спорту Роман Пасичка.

В учебно-воспитательном комплексе выявлено три категории одаренных детей: «Интеллект», «Спортивный потенциал», «Творческий потенциал», ведется учет результатов их достижений. На каждого ученика заведён паспорт одаренного ребенка, в котором размещены - фотография ребенка, краткий рассказ о его увлечении, копии грамот, дипломов за участия и победу в конкурсах и соревнованиях. К каждому одарённому ребёнку прикреплён наставник - учитель-предметник или ментор, который работает с ученика длительное время. Ежегодно проводится праздник « Источник талантов», на котором все участники учебно-воспитательного процесса чествуют победителей олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований.

В учебный процесс старшей школы (10-11 классы) введено профильное обучение, что является ещё одним звеном Школы будущего. Профильность старшей школы - это веление времени, что позволяет учащимся учиться по выбранному профилю, углубляя изучение тех предметов, которые необходимы лицеистам для выбора будущей профессии. К окончанию школы старшеклассник должен подойти психологически подготовленным к вступлению во взрослую жизнь. Десятилетняя практика профильного обучения в школе свидетельствует о правильном выборе профиля. Ежегодный мониторинг трудоустройства выпускников это подтверждает. 92% выпускников Тельмановского учебно-воспитательного комплекса продолжают обучение в ВУЗах соответственного профиля.

Педагогический коллектив и учащиеся верны традициям, которые сформированы в нашем учебном заведении. Одним из шагов для их реализации являются учебно-полевые сборы. Необычно проходит учебная практика у учащихся 7-8 и 10 классов. Учащиеся проживают в палаточном городке, обеспечены трёх разовым питанием. Каждый день проводятся занятия по учебным предметам, спортивные соревнования, плавание и рыбалка. Учащиеся с интересом проводят время прохождение учебной практики. Таким образом, мы формируем у подрастающего поколения позитивную мотивацию к учебе и здоровому способу жизни.

В нашем учебно-воспитательном комплексе созданы все условия для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий. В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Основной целью информатизации является повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ. Для достижения этой цели создано единое информационное пространство школы, используются информационные технологии для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса, продолжается внедрение ИКТ в управление учебно-методическим процессом, в учебно-воспитательный процесс, осваиваются инновационные технологии. В школе функционирует три кабинета информатики. В этих классах проходят уроки информатики, уроки с компьютерной поддержкой, классные часы, защиты проектов, презентации исследовательских работ. В настоящий момент компьютеры в кабинетах информатики, физики, химии, биологии, английского языка и математики объединены в локальную сеть, работает Интернет. Учащиеся школы имеют возможность использовать ресурсы глобальной сети Интернет не только при подготовке к уроку, во внеклассной работе, но и непосредственно на уроке.

Весь учебно-воспитательный процесс Школы будущего сосредоточен на подготовку творчески развитого, социально сориентированного, способного к самореализации ВЫПУСКНИКА. Пройдя все этапы, выпускник станет высокообразованным человеком, готовым с легкостью применит свои знания на практике при поступлении в ВУЗ или другие учебные заведения. А также он будет психически и физически развит и работоспособен. Выпускник будет социально адаптирован и готов к встрече с обществом вне школы, гармонично развит духовно. Гармония души основана на лучших человеческих качествах.

ВЫВОД

Повышение качества образования в сельской школе является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Основная идея реформирования школы - это повышение качества образования.

В ходе решения поставленных перед работой задач, мы раскрыли сущность качества образования в сельской школе, рассмотрев его как систему и как процесс. Рассмотрев условия получения качества в образовании Тельмановского учебно-воспитательного комплекса, я доказала, что система повышения качества образования имеет полифункциональный характер, определив оптимальную совокупность его функций и принципов. Качество образования является социальной категорией, определяющей состояние и результативность образовательного процесса, которые и были проанализированы в ходе нашей работы.

На современном этапе модернизации образования качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально-технической базы, кадрового состава и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающейся молодежи. Непрерывное отслеживание и адекватная оценка такого сложного педагогического явления, как качество образования, изменяющегося не только с течением времени, но и в зависимости от типа образовательного учреждения, от образовательных возможностей учащихся и т.д. могут быть осуществлены посредством мониторинга. Но повысить качество образовательного процесса невозможно без изменений в управленческой стратегии. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования. Для более эффективной организации учебно-воспитательного процесс целесообразно создать, на научных принципах, систему управления качеством образования. Научной, методической и нормативной основой системы управления качеством образования являются новые стандарты образования.

Таким образом, всё выше изложенное позволяет утверждать, что разработанная модель управления качеством образования учащихся сельской образовательной организации, обеспечивает эффективность и качество образования сельских школьников. При этом дифференцированные образовательные потребности сельских учащихся удовлетворяются структурной перестройкой образовательного процесса, что позволяет каждому достичь того образовательного уровня, который обеспечит ему социальную активность и удовлетворенность качеством полученных знаний, умений и навыков.

«Школа будущего» завтра - это учебно-воспитательный комплекс, который объединяет в себе центр общественной жизни и дает возможность каждому сельскому школьнику получить качественное образование.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. И задача учителей - и совместно, и каждому - искать пути повышения качества образования, ведь качество образования это - итог деятельности школы.

Обращение к Вам, Учитель!

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, «самого главного» приема.

Радуга из одного цвета - нет радуги.

Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект, а технология - свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество - схватиться за все сразу.

Каждый новый прием, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приемы педагогической техники - каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе - совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижер смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижер кажется волшебником. Также и в вашей работе.

Если класс сыгран, то урок как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Пробуйте, учитесь, совершенствуйтесь

И тогда мы, ученики, получим качественное образование!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анискина Н.А. Организация профильного обучения в современной школе. -Х.: Основа, 2003.- 176 с.

2. Научно-методический журнал "Школа будущего" N2 2008.

3. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк. - СПб. - М., 2000. - 216 с.

4.Управление качеством образования. Практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.

5.Системное управление качеством образования в школе" С-Пб.,М, 2000.с.58.

6. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе. Учебное пособие. - М.: Педагогическон общество России, 2004

7. Сельский УВК как центр развития ребёнка. Сборник материалов из опыта роботы Тельмановского УВК «Общеобразовательная школа І-ІІ ступеней - многопрофильный лицей». - Выпуск 5.- Донецк: Вытоки, 2013. - 136 с.

8. Турищева Л.В. Особенности работы с обдарованными детьми.- Харьков: Основа, 2008.-122(6) с.:ил.







© 2010-2022