- Преподавателю
- Другое
- Конспект урока по ОРКСЭ Праздники религий мира
Конспект урока по ОРКСЭ Праздники религий мира
Раздел | Другое |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антонова Т.П. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д.Чуртан
Разработка урока
«Праздники религий мира»
(игра «Звездный час»)
по курсу основы религиозных культур и светской этики
модуль основы мировых религиозных культур
Выполнила: Антонова Т.П.
учитель истории и обществознания
МОБУ СОШ д.Чуртан
2013 г.
Пояснительная записка
Класс: 4 класс
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Урок 25. Праздники религий мира (второй урок по теме) в форме игры «Звездный час»
Тип урока: первичное закрепление новых знаний
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления нового материала
Аннотация: Урок завершает тему: «Календари религий мира. Праздники религий мира».
Данную форму урока я выбрала с целью активизировать познавательную деятельность учащихся, расширить их кругозор.
Центральная тема - праздники четырех религиозных культур: христианства, ислама, буддизма и иудаизма.
Цель урока: систематизация и первичное закрепление знаний о праздниках в религиях мира
Задачи урока
-
Образовательные:
- закрепление знаний обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
- закрепление понятийного аппарата;
- систематизация знаний по вопросу «праздники религий мира";
- расширение представлений о праздниках в религиях мира;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
2) Развивающие:
- целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и решение поставленных задач;
- продолжение работы по формированию у учащихся умений и навыков самооценки.
3) Воспитательные:
- продолжение работы по повышению интереса к изучаемому курсу;
- формирование у учащихся доброго отношения друг к другу на разных этапах урока;
- воспитание взаимоуважения и бережного отношения к традициям народов мира;
- воспитание духа соревнования, стремления к самоутверждению личности.
Основные термины и понятия
Песах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Ураза-байрам. Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.
Технологии: развивающего обучения, деятельностного подхода, ИКТ
Методы обучения: фронтальная работа, демонстрация, работа с книгой, работа с дидактическим материалом.
Форма организации познавательной деятельности: игра «Звездный час»
Технические средства и наглядность: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с цифрами от 0 до 5 (на каждого участника), звездочки, ручки, бумага, мультимедийная презентация, иллюстративный материал
Ожидаемые учебные результаты: в ходе урока учащиеся расширят представления об отечественной религиозно-культурной традиции, закрепят знания о религиозных праздниках, научатся выбирать и систематизировать нужную информацию, применять полученные знания, оценят уровень усвоения материала.
Урок-игра «Звездный час»
Праздники религий мира
Цель - систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира
Задачи урока:
1) Образовательные:
- закрепление знаний обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
- закрепление понятийного аппарата;
- систематизация знаний по вопросу «праздники религий мира";
- расширение представлений о праздниках в религиях мира;
- активизация познавательной деятельности учащихся.
2) Развивающие:
- целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и решение поставленных задач;
- продолжение работы по формированию у учащихся умений и навыков самооценки.
3) Воспитательные:
- продолжение работы по повышению интереса к изучаемому курсу;
- формирование у учащихся доброго отношения друг к другу на разных этапах урока;
- воспитание взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира;
- воспитание духа соревновательности, стремления к самоутверждению личности.
Основные термины и понятия: Песах. Шавуот. Суккот. Ханука. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение. Курбан-байрам. Ураза-байрам. Вишакха. Пуджа. Дунчод-хурал. Салгаалган.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблички с цифрами от 0 до 5 (на каждого участника), звездочки, ручки, бумага, мультимедийная презентация, иллюстративный материал
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок - «Звездный час», посвященный религиозным праздникам.
Вы должны показать, насколько хорошо изучили эту интересную тему.
Хочу представить Вам моих помощников (входят 2 ученицы).
А теперь давайте познакомимся с участниками игры и их помощниками.
Приветствие участников и их помощников, участники дарят вертушки из сердечек с пожеланиями соперникам (описание см. в учебнике на с.189-190)
Учитель. В нашей игре принимают участие 6 учащихся. У каждого участника есть помощник (сидят за спинами игроков напротив своего партнера). Каждый правильный ответ и игрока и помощника оценивается 1 звездочкой. Те игроки, которые правильно ответят на вопрос, получают звездочку и делают шаг вперед. У каждого игрока и его помощника есть набор цифр, с помощью которых они отвечают на вопросы.
Музыкальная пауза
II. Организация игровой деятельности.
Итак, приступаем к игре - 1 тур. В туре 5 конкурсов.
1. Религии
2. Праздники (угадай праздник по картине)
3. Праздничная еда
4. Все ли верно?
5. Название праздника по 3 словосочетаниям
После окончания всех конкурсов мы простимся с теми игроками, которые набрали меньшее количество звездочек. Право выбрать категорию предоставляется игроку под номером один (следующая категория выбирается игроком номер два и т.д.).
Религии
1. Иудаизм 3. Ислам
2. Христианство 4. Буддизм
К какой религии принадлежат следующие праздники: Песах. Шавуот. Суккот. Ханука. (1)
В какой религии 3 главных праздника, связаны с 3 главными событиями жизни его основателя? (4)
В какой религии отмечают праздник, в честь окончания 30-дневного поста в месяц рамадан(3)
В какой религии один из главных праздников верующие люди воспринимают как праздник победы жизни над смертью(2)
Праздники (угадай праздник по картинке)
Учитель. Ребята, перед вами картины, которые рассказывают нам о великих праздниках. Ваша задача, определить какие праздники изображены на картинах. Отвечать могут как игроки, так и болельщики. За правильный ответ игрок получает дополнительную звездочку, а болельщик отдает звездочку игроку, за которого болеет.
-
Крещение
-
Дончод-хурал
-
Курбан-байрам
-
Ханука
-
Сагаалган
Праздничный стол
В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?
1.Пасха 2. Песах
3. Курбан - байрам 4. Сагаалган
- белыми продуктами, бурсаки (Сагаалган)
- крашеными яйцами и куличом (Пасха)
- жертвенным барашком (Курбан -Байрам)
- горькими травами, мацой, 4бокалами вина (Песах)
Все ли верно?
1.В память об исходе из Египта евреи ежегодно отмечают праздник Песах
2.По преданию, пророк Ибрагим по приказу Аллаха должен был принести в жертву своего сына, но Бог, увидев веру и смирение Ибрагима, заменил жертву барашком. В память об этом во время Курбан-байрам традиционно закалывают барана.
3. Христиане верят, что 7 января в Вифлееме родился младенец Иисус, поэтому рождественская служба совершается утром ( Нет, ночью).
4. Древняя буддийская легенда рассказывает, что двенадцать зверей дали свои имена двенадцати годам, каждый их которых повторяется через двенадцать лет
5.В дни Шавуот запрещена любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздника)
Назовите праздник по трем словосочетаниям.
1.Пасха
2.Крещение
3.Шавуот
4.Ураза-байрам
5. Сагаалган
- Завершение поста в месяц Рамадан, общий намаз, подарки ( Ураза-Байрам)
- Священная Тора, гора Синай, молочные продукты (Шавуот)
- Благодатный Огонь, омовение ног, Тайная вечеря (Пасха)
- Бессонная ночь, обряд очищения, белые продукты (Сагаалган)
- Иоанн Креститель, река Иордан, святая вода (Крещение)
Музыкальная пауза.
Во время паузы помощницы подчитывают количество звездочек каждого участника.
Учитель. Итак, первый тур закончился. И мы прощаемся с игроками, набравшими меньшее количество звездочек (называются фамилии игроков - 2 участника). Спасибо вам за игру. А мы приступаем ко второму туру. Перед вами 11 букв (4 гласные - а,о,у,е; 7 согласных - ж,т,в,с,р,к,п). Из них нужно составить слово - существительное в Им.п., ед.ч. (слово должно быть как можно длиннее). Если у игрока и у помощника слово совпадет, то игроку вручается дополнительная звезда.
Болельщики также составляют слова. Болельщик, составивший самое длинное слово, принесет игроку, за которого болеет, звезду. На выполнение задания дается 2 минуты.
Проверка задания.
Учитель. Итак, второй тур закончился. И мы прощаемся с игроками, которые составили самые короткие слова (2 участника). Спасибо за игру. А мы встречаем наших финалистов (называются фамилии игроков). Финал. Перед вами слово « Празднование». Ваша задача, за 1 минуту составить как можно больше слов из данного слова. Если у игроков количество слов совпадет, то тогда побеждает тот игрок, у которого самое длинное слово и большее количество звезд (помощники помогаю игрокам составлять слова).
Проверка задания.
Пока подписываются грамоты, с болельщиками проводится викторина.
Учитель: Я называю праздник, а вы очень кратко объясняете его суть.
-Пейсах (праздник освобождения еврейского народа)
-Рождество (родился Иисус Христос)
-Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения, когда был установлен запрет на пролитие человеческой крови.)
-Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)
-Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)
-Ураза-Байрам (праздник окончания поста)
-Пасха (Светлое Христово Воскресенье)
-Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус -Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)
-Ханука (еврейский праздник свечей)
-Вишакха-Пуджа Дончод-хурал (праздник посвящается 3 главным событиям в жизни Будды: Рождению, Просветлению, Уходу в Нирвану.)
-Троица(праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)
-Сагаалган (Новый год в буддизме.)
За правильный ответ, игрок получает подарок.
III. Подведение итогов. Награждение победителя.
Учитель. Победу в нашей игре одержал …Прошу председателя жюри вручить награду.
Наша игра подошла к концу. Надеюсь, вам понравилось соревноваться, кто-то узнал для себя что-либо новое. Не расстраивайтесь, если что-то не получилось, ведь главное - не победа, а участие.
До свидания! До новых встреч!
IV. Домашнее задание.
Написать небольшой рассказ об одном из религиозных праздников (на ваш выбор).
Информационные ссылки
1.Основы мировых религиозных культур. Учебник для 4 класса. Под редакцией Т.Д. Шапошниковой.- Дрофа, 2012г.
2.Электронное приложение к учебнику.
3.Интернет ресурсы