- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа для театрального кружка Школьный театр
Рабочая программа для театрального кружка Школьный театр
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Овсянникова Т.С. |
Дата | 04.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОГБОУ СПО Ульяновский педагогический колледж №4
Рабочая программа для театрального кружка
"Школьный театр"
Выполнила:
студентка 33 группы
Овсянникова Татьяна
Преподаватель: Бердяева И.Н
Ульяновск, 2014
Пояснительная записка к программе
Актуальностьи педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Цель внеурочной программы - формирование у школьников способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.
Задачи:
-
Расширение общего и художественного кругозора учащихся, обогащение эстетических чувств и развитие у школьников художественного вкуса.
-
Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия.
-
Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа внеурочной деятельности школьников (Школьный театр) по художественному творчеству основывается на принципах: культуросообразности, коллективности, диалогичности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Тематический план.
№
Тема занятий
Кол-во часов
Первый год
1
Знакомство с особенностями занятий театром
2
2
Учебные театральные миниатюры
12
3
Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес
2
4
Репетиции и представление Новогоднего концерта
5
5
Чтение пьесы-сказки.
1
6
Репетиция пьесы-сказки.
11
7
Представление пьесы
1
8
Итого за год
34
№
Тема занятий
Кол-во часов
Второй год
1
Знакомство с особенностями занятий театром
1
2
Учебные театральные миниатюры. Техника сценической речи.
10
3
Занятия ритмопластикой. Мизансцены.
4
4
Знакомство с особенностями пьесы-сказки. Чтение пьес
1
5
Репетиции и представление Новогодней пьесы
5
6
Чтение пьесы.
1
7
Репетиция пьесы.
11
8
Представление пьесы
1
9
Итого за год
34
№
Тема занятий
Кол-во часов
Третий год
1
Чтение пьес и выбор постановочного материала
2
2
Учебные театральные миниатюры
6
3
Культура и техника сценической речи.
5
4
Занятия ритмопластикой. Мизансцены.
2
5
Репетиции и представление Новогодней пьессы
6
6
Чтение пьессы (комедии).
1
7
Репетиция пьессы (комедии).
11
8
Представление пьесы
1
9
Итого за год
34
Содержание деятельности.
Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера. Учебные и театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Театральная игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем - от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Ожидаемые результаты.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в сфере художественного творчества распределяются по трем уровням.
Первый уровень - приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством, овладения способами самопознания; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, понимание партнёра.
Второй уровень - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Школьник овладевает инструментами межличностного взаимодействия.
Предполагаемые умения и навыки детей
-
Умеют произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
-
Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
-
Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
-
Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
-
Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
-
Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
-
Владеют комплексом артикуляционной гимнастики.
-
Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
-
Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
-
Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
-
Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
-
Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
-
Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
-
Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
-
Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
-
Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
-
Умеют подбирать рифму к заданному слову.
-
Умеют составлять диалог между сказочными героями.
-
Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
Литература:
-
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2011. - 80с.
-
Кипнис М. Актерский тренинг / Михаил Кипнис. - М.: АСТ, 2009. - 249с.
-
Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств / С.В. Гиппиус. - СПб., 2007.
-
Гребенкин А.В. Сценическое движение: пособие для руководителей театральных студий и шк. искусств / А.В. Гребенкин. - М., 2003.
-
Новицкая Л.П. Тренинг и муштра / Л.П. Новицкая. - М., 1969.