- Преподавателю
- Другое
- Программа внеурочной деятельности Путешествие в мир музея
Программа внеурочной деятельности Путешествие в мир музея
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бегенеева Е.Р. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тыловайская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано Утверждаю
зам. директора по ВР директор школы
________( Е.В.Казакова) _________(А.В. Мильчаков.)
«___»__________2015г. «___»__________2015г.
Программа внеурочной деятельности
«Путешествие в мир музея»
Автор: Бегенеева
Елена Рудольфовна
Возраст детей: 6,5-10лет
Срок реализации: 2 года
с. Тыловай, 2015г.
Пояснительная записка
Нормативно - правовая база:
Нормативно - правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
5. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского - М., Просвещение, 2010
6. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
7. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Музей в современном обществе - центр культуры, решающий задачи развития и воспитания всесторонне развитой личности.
Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на художественно-эстетические, интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Музей, как окно в прошлое и в окружающий мир, даёт мощный стимул для формирования и развития личности ребёнка, усиливает отдельные грани воспитания и значительно расширяет диапазоны взаимодействия личности с обществом.
Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей. Он способен успешно решать целый ряд задач: приобщение ребёнка к русской и национальной культуре, развитие его визуальной грамотности, образного и ассоциативного мышления, творческих способностей, эмоциональной сферы.
Музейно - педагогический процесс обеспечивает приобретение ребёнком целого ряда умений и навыков: развитого визуального мышления, изложения и оценки самостоятельных суждений, интерпретации зрительных образов в условиях возросшего потока визуальной информации и др.
Музейно - педагогический процесс формирует в ребёнке единство познавательного, эстетического и действенно - практического начал.
Это последнее, действенно - практическое начало, очень важно, т.к. связано с переходом от созерцания красоты к её активному воплощению в различных формах жизнедеятельности ребёнка.
В приобретении навыков творчески активного отношения к миру музею отводится огромная роль.
Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, национальной удмуртской культурой, традициями и обрядами, приобщить к художественной культуре.
Актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций. Такая постановка проблемы создает в мире ребёнка взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего.
Программа «Путешествие в мир музея» разработана на основании требований ФГОС НОО второго поколения, школьной программы патриотического воспитания, опыта работы Тыловайского краеведческого музея и имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель:
-
Приобщение к национальной удмуртской культуре, искусству, традициям, обычаям.
-
Воспитание патриотизма, любви к своей малой родине, познание природы, истории и культуры родного края.
Задачи программы:
1. Приобщение учащихся к национальной культуре;
2. Развитие духовно - познавательных потребностей детей;
3. Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости;
4. Развитие мотивационной сферы (эстетической, этической, познавательной мотивации);
5. Развитие коммуникативных навыков;
6. Развитие музейной культуры и визуальной грамотности.
Основные методы усвоения программы:
- сословные, наглядные, практические, творческие
Формы проведения занятий могут быть:
- лекции, беседы, экскурсии, походы, встречи, игры, выставки, практические занятия, конкурсы рисунков, школьные мероприятия…
На занятиях дети знакомятся:
- с историей музея, родного края,
- национальной удмуртской культурой, искусством, традициями, обычаями
- музейными экспонатами.
Программа рассчитана на группу детей младшего школьного возраста: 6,5-10лет.
Состав группы постоянный.
Набор в группу свободный.
Программа решает задачи внеурочной деятельности:
- занятость детей в свободное время,
- организация дополнительного досуга
Программа рассчитана на 2года обучения - 67часов: 1 год обучения - 33 часа, 2 год обучения - 34 часа, по 1 часу в неделю.
Планируется разработка занятий на последующие годы обучения.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир музея»
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
формирование:
-
чувства уважения к прошлому, бережного отношения к реликвиям,
-
патриотизма и потребности сохранить для других поколений исторические материальные, художественные и культурные ценности;
-
интереса к музееведческой и научно-исследовательской деятельности;
развитие толерантности;
признание ценности:
-
традиционной этнокультуры как результата творчества народа;
-
уважительного отношения к культурной самобытности удмуртского народа;
-
сохранение и развитие своей культуры;
-
сохранения культурного наследия;
развитие умений:
-
соблюдать традиции удмуртского народа;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
учиться работать по предложенному учителем плану
-
планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные УУД:
-
находить ответы на поставленные вопросы;
-
делать выводы в результате совместной работы группы и педагога;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
-
Коммуникативные УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);
-
слушать и понимать речь других; пользоваться музейной терминологией;
-
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им, приходить к общему решению;
-
правильно задавать вопросы;
Предметные результаты
нацелены на решение образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний об удмуртской культуре, отдельных традициях и обычаях.
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
- знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, малая Родина.
- осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.
- различать способ и результат действия;
- описывать конкретные экспонаты и события
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
Названия тем
Кол-во часов
Теория
Практика
Форма занятия
1
Вводное занятие
1
1
Знакомство с программой года
2
Мы пришли в музей- Знакомство со школьным музеем
- История музея
- Организаторы музея
- Залы музея, экспозиции,
- Экспонаты музея.
2
2
-
-Обзорное знакомство со школьным музеем
-экскурсия
лекция, беседа,
3
Гости из прошлого. Что было до…
- игры - путешествия в прошлое предметов
26
16
10
- лекции, беседы, экскурсии, походы, встречи, игры, выставки, практические занятия, конкурсы рисунков школьные мероприятия…
4.
Культурно-массовая работа
3
3
Экскурсия в музеи: дом-музей Г.М. К-Камского, истории Сибирского тракта
5.
Итоговое занятие
1
1
Игра-викторина «Гости из прошлого»
Всего:
33
22
11
Содержание программы
Тема занятия
Количество часов
1. Вводное занятие.
- правила ТБ,
- знакомство с программой года,
- задачи кружка
2. Мы пришли в музей
2.1- Знакомство со школьным музеем
2.2- История музея
2.3- Организаторы музея
2.4- Залы музея, экспозиции
2.5- Экспонаты музея.
3. Гости из прошлого. Что было до…
- Игры - путешествия в прошлое предметов
3.1 Путешествие в прошлое жилища
- от пещеры до современного дома
- жилище удмуртов, как построить дом
- внутреннее убранство крестьянской избы
3.2 Путешествие в прошлое мебели
- стул, скамейка, кресло, диван,
- деревянный стол с резными ножками (для зала, кухни, рабочий стол…)
- долбленая мебель (детский стул)
- детская люлька (зыбка), заплечная люлька
3.3 Путешествие в прошлое посуды (кухонная утварь)
- туесок берестяной
- виды плетеных изделий, материал
- посуда резная и долбленая, бондарные изделия
- глиняная посуда
3.4 Путешествие в прошлое одежды
- Как рубаха с поля пришла
- тканые изделия (рубаха, кальсоны, брюки, платье, юбка, фартук, кабачи, зипун, пальто… - удмуртске названия одежды)
- корсет
3.5 Путешествие в прошлое иголки
- От древней иголки до современной швейной машинки
3.6 Путешествие в прошлое утюга
- От рубеля до электрического утюга
3.7 Путешествие в прошлое стиральной машины
- Как, где и чем стирали раньше (корыто, валек, стиральная доска…)
3.8.Путешествие в страну волшебной прялки
- Прялка, самопрялка, веретенце.
3.9. Путешествие в прошлое ткацкого станка (Кросно)
- Виды тканых изделий
3.10 Путешествие прошлое шляпы
- Виды шляп, головные уборы…
3.11 Путешествие в прошлое обуви
- Виды обуви, выставка обуви
3.12 Путешествие в прошлое лаптей
- Эх, лапти, вы лапти мои
3.13 Путешествие в прошлое часов
- Оформление выставки, сбор предметов. История часов
3.14 Путешествие в прошлое лампочки
- От лучины до электрической лампочки
3.15 Обогревательные приборы
- Очаг, костер, русская печь, батарея, электроприборы..
3.16 Путешествие в прошлое инструментов
- молоток, пила, вилы, коса, серп…
3.17 Путешествие в прошлое предметов быта
- виды маслобоек, картофелетерка, крупомолка, ступа и др.
4. Культурно-массовая работа.
-
Посещение музеев, выставок.
5. Итоговое занятие.
1
2
26
(3)
1
1
1
(3)
1
1
1
(3)
1
1
1
(3)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3
1
33
Учебно-тематический план
2год обучения
№
Названия тем
Кол-во часов
Теория
Практика
Форма занятия
1
Вводное занятие
1
1
Знакомство с программой года
2
Мы пришли в музей- Знакомство со школьным музеем
- История музея
- Организаторы музея
- Залы музея, экспозиции,
- Экспонаты музея.
1
1
-
-экскурсия по залам музея
лекция, беседа,
3
История малой родины-
- игры- путешествия в прошлое моего села
28
18
10
- лекции, беседы, экскурсии, походы, встречи, игры, выставки, практические занятия, конкурсы рисунков школьные мероприятия…
4.
Культурно-массовая работа
3
3
Выезд на экскурсию в музеи: истории Сибирского тракта, Дебесской СОШ
5.
Итоговое занятие
1
1
Игра-викторина
Всего:
34
23
11
Содержание программы
Тема занятия
Количество часов
1. Вводное занятие.
- правила ТБ,
- знакомство с программой года,
- задачи кружка
2. Мы пришли в музей
- Продолжаем знакомство со школьным музеем
- Залы музея, экспозиции
- Экспонаты музея.
3. История малой родины
- игры - путешествия в прошлое моего села
3.1 Путешествие в прошлое моего села:
- История возникновения села Тыловай
- первые поселенцы
- жилище удмуртов
3.2 Путешествие по улицам села
- название улиц, экскурсии по улицам села
- улица, на которой живу Я (что я знаю о ней)
3.3 Путешествие по организациям села (прошлое и настоящее):
- МТС, сельхозхимия
- Колхоз «Колос»
- Тыловайская больница (больничный комплекс). Экскурсия в больницу
- Тыловайская школа (школьный городок)
- Тыловайская Павленковская библиотека. Встреча в библиотеке
- Детский сад
- Почта
- КБО
- Лесничество
- Ветлечебница.
- Маслопром, пекарня, столовая и другие организации.
- Организации села сегодня.
- Где работают мои родители?
3.4 Прогулки по окрестностям
- местная топонимика
- название речек, оврагов, лугов.
- Что я узнал?
3.5 Прогулки в прошлое деревень
- исчезнувшие деревни
- Живи деревня
- Я люблю свою малую родину.
3.6 Люди моего села
- известные земляки
- трудом прославили свой край
- Кем буду Я?
4. Культурно-массовая работа.
-
Посещение музеев, выставок.
5. Итоговое занятие.
1
1
28
3
3
13
3
3
3
3
1
34
Ожидаемые результаты
1. Выработка у учащихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота;
2. Повышение интереса к деятельности школьного музея у учащихся
3. Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей;
4. Совершенствование учебно - воспитательного процесса.
5. В результате работы с учащимися проявится группа, которая заинтересуется работой в музее и продолжит работу в школьном музее во время дальнейшего обучения в основной и старшей школах
Основные направления и содержание деятельности
-
Беседы и лекции по намеченным темам.
-
Экскурсии в краеведческом музее
-
Экскурсии по селу
-
Организация выставок
-
Конкурсы рисунков
-
Мини исследования, сочинения - рассуждения, рассказы,
-
Экскурсии в музеи района.
Условия реализации программы
-
Сотрудничество с учителями начальных классов, воспитателями ГПД
-
Возможность проведения экскурсий по музею
-
Наличие материалов, оборудования, необходимых для проведения занятий
-
Организация встреч в музее
Знания и умения учащихся
-
Обладать знаниями по всем пунктам программы 1 и 2 года обучения:
- познакомиться с историей музея, музейными экспонатами,
- историей малой родины,
-
Получить начальные умения по организации тематических выставок.
-
Получить начальные умения написания исследовательских работ.
-
Получить умения выступать друг перед другом (высказываться, рассуждать)
-
Получить навыки работы самостоятельно и в группах.
-
Получить навыки работы с музейным материалом при выполнении заданий.
Механизм оценки результатов 1 года обучения
Виды деятельности
Формы контроля и оценки результатов
Сроки
2. Мы пришли в музей - Знакомство со школьным музеем
- анализ посещения музея
- что я узнал о музее
после знакомства
с залами музея
3. Гости из прошлого. Что было до…
- Игры - путешествия в мир музея
- Экспонат музею
- Рисунки детей по темам
- Совместная организация тематических выставок
- Подбор экспонатов для выставок
- Игра -викторина.
- Пополнение фондов музея
В течение года
4. Культурно-массовая работа.
- Посещение музеев, выставок.
-
- анализ посещения музеев
- что нового увидел и узнал?
После посещения музееев
Механизм оценки результатов 2 года обучения
Виды деятельности
Формы контроля и оценки результатов
Сроки
2. Мы пришли в музей - Знакомство со школьным музеем
- анализ посещения музея
- что я знаю о музее
после знакомства
с залами музея
История малой родины-
- игры- путешествия в прошлое моего села
- экспонат музею
- Рисунки детей по темам
- Сочинения по темам, мини исследования.
- Совместная организация тематических выставок
- Подбор экспонатов для выставок
- Игра -викторина.
- Пополнение фондов музея
В течение года
4. Культурно-массовая работа.
- Посещение музеев, выставок.
-
- анализ посещения музеев
- что нового увидел и узнал?
После посещения музееев
Методическое обеспечение программы
1 год
Раздел.Тема
Цель
Учебное оборудование
Учебно-наглядные пособия
Диагностический
материал
1. Вводное занятие.
Познакомить с программой обучения
Зал музея
2. Мы пришли в музей
Познакомить с музеем, его организаторами, историей, залами, экспонатами
Научить:
правилам поведения в музее, анализировать увиденное
Залы музея
.
Экспонаты, планшеты, альбомы…
- анализ прослушанных
экскурсий
3. Гости из прошлого. Что было до…
- Игры - путешествия в музей предметов
Познакомить с историей музейных предметов
Научить:
- подбирать материал для тематических выставок
Учебный кабинет, музейные комнаты, экспонаты, школьная парта, бумага формата А-4, папки, альбомы, планшеты.
Музейные стенды с оформлением, материалы музея,экспонаты, литература по темам
- карточки-задания
- анализ прослушанных экскурсий, лекций
-участие в
подготовке выставок
4.Культурно-массовая работа.
Научить:
- правилам поведения в музее, анализировать увиденное
Залы музеев, экспонаты,
выставочные залы,
Экспонаты музеев
- анализ прослушанных экскурсий,
5.Итоговое занятие.
Научить: анализировать
Зал музея
Рисунки, выполненные в течение года
- анализ работы за год (подведение итогов)
2 год
Раздел.Тема
Цель
Учебное оборудование
Учебно-наглядные пособия
Диагностический
материал
1. Вводное занятие.
Познакомить с программой обучения
Зал музея
2. Мы пришли в музей
Познакомить с музеем, его организаторами, историей, залами, экспонатами
Научить:
правилам поведения в музее, анализировать увиденное
Залы музея
.
Экспонаты, планшеты, альбомы…
- анализ прослушанных
экскурсий
3 История малой родины-
- игры- путешествия в прошлое моего села
Познакомить с историей малой родины:
историей села, улиц, организаций, топонимикой известных земляках
Научить:
- подбирать материал для написания сочинений, мини исследований,
- выступать перед ребятами
- работать в группах
- вести опрос
Учебный кабинет, музейные комнаты, экспонаты, школьная парта, бумага формата А-4, папки, альбомы, планшеты.
Музейные стенды с оформлением, материалы музея, экспонаты, литература по темам
- карточки-задания
- анализ прослушанных экскурсий, лекций
-участие в
подготовке выставок
- конкурс рисунков
- сочинения
4.Культурно-массовая работа.
Научить:
- правилам поведения в музее, анализировать увиденное
Залы музеев, экспонаты,
выставочные залы
Экспонаты музеев
- анализ прослушанных экскурсий,
5.Итоговое занятие.
Научить: анализировать
Зал музея
Рисунки, выполненные в течение года
- анализ работы за год (подведение итогов)
Список литературы
-
Журнал «Мир музея»
-
Кудрина Т.А. «Музей и школа», Москва «Просещение»,1985г.
-
Материалы Тыловайского краеведческого музея
-
Дыбина О.В. «Что было до…», Москва «Творческий центр». 2010г.