Разработка урока, проведенного в 10 классе по роману И. С. Тургенева Отцы и дети

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы, апробированный на 10 в МБОУ СОШ№20,

Х. Пролетарского, Майкопского района.


Тема урока: «Кто такой Евгений Базаров? Победитель или проигравший…» (интегрированный урок: литература, право, общество)

Форма урока: урок - суд (суд над литературным героем)

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Используемые технологии: технология сотрудничества, метод творческого проекта, информационно-коммуникативная технология; метод эмоционального погружения, метод театральной иллюстрации, метод эссе.

Разработка урока, проведенного в 10 классе по роману И.С.Тургенева Отцы и дети


Разработчик:

учитель русского языка и литературы

Беленченко Виктория Викторовна





Конспект урока литературы в 10 классе.

Тема: : «Кто такой Евгений Базаров? Победитель или проигравший…»

(интегрированный урок: литература, право, общество)


Цели урока
: научить применять на практике знания, полученные о литературном произведении; помочь учащимся понять сложный и противоречивый образ Базарова; развивать навыки самостоятельной творческой работы учеников в процессе изучения произведения; совершенствовать навыки ораторского искусства, формировать собственное мнение и собственную позицию.


Задачи урока:

  • дать оценку романа «Отцы и дети» как произведения реалистического, исторического и философского.

  • рассмотреть взгляды главного героя Евгения Базарова и сделать вывод об их ошибочности, опираясь на текст произведения.

  • показать жизненные идеалы И.С. Тургенева и его общественные взгляды в сопоставлении с позицией Базарова, главного героя романа.

  • развивать диалогическую речь и образное мышление учащихся через обучение анализу художественного текста .

Рразвитие УУД:

-Личностных (нравственно- эстетическая ориентация);

-Регулятивных (планирование и прогнозирование);

-Познавательных ( выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной форме);

-Логических (установление причинно -следственных связей, анализ текста, доказательства.

-Коммуникативных(планирование сотрудничества, разрешение конфликта, владение диалогическими и монологическими формами речи в соответствии с нормами языка

Оборудование: текст романа, запись фрагмента из к/ф «Отцы и дети», аудиозапись Ф. Шуберта, В. Моцарта, портрет И.С.Тургенева художника Бондаря, CD-проигрыватель, компьютер, проектор, костюмы.

Оформление: необходимо расставить мебель в соответствии с требованиями судебного процесса.

Формы работы учителя: консультирование, делегирование полномочий, сопровождение и корректировка деятельности «актёров » на уроке, оценка деятельности учащихся.

Формы работы учеников: выступления, подготовленные на материале сочинений, элементы театрализации, диспут, обсуждение итогов диспута, принятие коллективного решения.

Подготовка к уроку - суду начинается на предшествующих уроках. После анализа текста обучающиеся получают индивидуальные задания - написание сочинений - выступлений на суде. Свою роль каждый выбирает самостоятельно(судья, прокурор, адвокаты, подсудимые, свидетели).

В ходе работ над сочинениями учащиеся получают консультации учителя по стилистическому и лексическому оформлению своих работ.

Участники процесса: судья, прокурор, присяжные заседатели, адвокат, обвиняемый, свидетели (роли распределяются между учащимися, которые тщательно готовятся к процессу). Ведет процесс судья, он направляет всю работу, предоставляет слово, следит за порядком в зале (классе).

Ход урока.

I. Слово учителя.

Появление романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" вызвало огромный успех среди всех слоев русского читающего общества. Книга была обсуждена всеми - от революционных кругов до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Журнальная критика своей изумительной противоречивостью по отношению к главному герою вводила читателя в недоумение. Наша задача - во время импровизированного процесса сформировать собственную точку зрения на роль и значение образа Базарова.

II. Суд.

1. Судья:

- Слушается дело Базарова Евгения Васильевича, который обвиняется в том, что распространением своих идейных убеждений посягнул на устои государственного строя; а также пренебрежительным отношением к "отцам", старшему поколению, неверием в дружбу, любовь, отрицанием искусства, природы как источника наслаждения будоражит общественное мнение, отрицательно воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения. Кто он, Базаров? Идеальный герой или нравственный калека? Достоин подражания или осуждения? Цельная, сильная личность или "Асмодей своего времени"?

Слово для обвинения предоставляется прокурору.

(Вся обвинительная речь строится на основе статьи М.А. Антоновича "Асмодей нашего времени" (ж-л "Современник", 1862 г., № 3.) Выступающий выбирает материал, характеризующий героя с отрицательной стороны).

2. Прокурор.

- Базаров "есть существо беззащитное и безответное…".

- "Человек не глупый, - напротив, очень способный и даровитый, … много знающий; а между тем в спорах он совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости, непростительные самому ограниченному уму".

- "О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей".

- "Он представляется каким-то ядовитым существом, которое отравляет все, к чему ни прикоснется; у него есть друг, но и его он презирает и к нему не имеет ни малейшего расположения; есть у него последователи, но и их он также ненавидит".

- "…подчиняющихся его влиянию он учит безнравственности и бессмыслию; их благородные инстинкты и возвышенные чувства он убивает своей презрительной насмешкой…".

- "Женщина, добрая и возвышенная по натуре, сначала увлекается им; но потом…с ужасом и омерзением от него отворачивается, отплевывается и "обтирается платком" и т.д.

3. Слово предоставляется свидетелям.

А) Критик Страхов Н.Н. (выступление строится на основе статьи "И.С.Тургенев. "Отцы и дети"; журнал "Время", 1862, №4. Основное внимание выступающий сосредотачивает на типичности черт Е.Базарова, любуется им, ему герой нравится).

- "Напрасные обвинения! …Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом".

- Его речь отличается простотою, меткостью, насмешливостью и совершенно русским складом. …он всех легче сближается с народом, всех лучше умеет держать себя с ним.

- "…первое сильное лицо, первый сильный характер…".

- "Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова".

- "Базаров человек вполне живой…Он отрицается от жизни, а между тем живет глубоко и сильно".

- "… к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредоточивает на себе ни одно из действующих лиц романа… мать и отец вспоминают и молятся о нем с бесконечной и невыразимой нежностью; …Катя и Аркадий чокаются "в память Базарова".

- "Базаров головою выше всех других лиц…".

- "…любовь (Базарова и Одинцовой) вспыхивает какими-то молниями, мгновенно потрясающими читателя; из их простых сердец как будто вырываются бесконечно жалобные гимны, …неотразимо хватающие за душу" и т.д.

Б) Выступает Анна Сергеевна Одинцова.

В) Слово предоставляется автору романа "Отцы и дети" И.С. Тургеневу.

Выступление строится на основе статьи "По поводу отцов и детей" и направлено в защиту обвиняемого. В разделе "Документы свидетельствуют" автор представляет "Письмо К.К. Случевскому, 14 (26) апреля 1862 г.", фрагменты кинофильма "Базаров и Кирсанов", "Смерть Базарова".

Г) Видеоматериалы (фрагмент, в котором Базаров ранит П.П во время дуэли, но сам же оказывает ему первую медицинскую помощь)

Выступления должны носить характер публицистической убежденности. Выступающие выражают свое мнение "за" и ''против" Базарова, аргументируют наблюдения.

4. Слово для защиты предоставляется адвокату.

(Речь должна быть яркой, эмоциональной, она строится на тезисах статьи Д. Писарева "Базаров").

- "Тургенев… вдумался в этот типии и понял его так верно, как не поймет ни один из наших молодых реалистов".

- "…у Базарова есть и знание и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое".

- "…Тургенев оправдал и оценил его по достоинству. Базаров вышел из испытания чистым и крепким".

- "Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принес ему полную дань уважения".

- "…в этих людях таятся колоссальные силы".

- "Из Базаровых, при известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели; такие люди долго остаются молодыми, сильными и годными на всякую работу…".

- "Базаров - человек жизни, человек дела, но возьмется он за дело только тогда, когда увидит возможность действовать не машинально".

- "Базаров не фразер… В Базарове есть сила, самостоятельность, энергия, которой не бывает у фразеров и подражателей".

- "…смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь себя обмануть, оставаться верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить - это дело сильного характера" и т.д.

5. Последнее слово предоставляется обвиняемому Е.Базарову.

Выступает ученик, который глубоко понял натуру Базарова, симпатизирует ему.

6. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.

Во время перерыва возможен обмен мнениями тех, кто присутствовал на процессе.

7. Оглашается приговор суда.

Судья.

Суд решил:

- оправдать Евгения Базарова за отсутствием всякого рода преступления;

- признать тип литературного героя нужным современному читателю;

- утвердить "высокое предназначение Базарова и его героической судьбы для жизни бесконечной";

- взять на вооружение жизни каждого молодого человека нравственные уроки, преподнесенные Базаровым:

а) самоограничение и самоотдачу героя;

б) страстность и убежденность натуры борца;

в) единство слова и дела;

г) презрение к фразерству;

д) работоспособность, стремление к знаниям, поклонение уму;

е) проявление мужества, сильной воли в трагические моменты жизни.

III. Заключительное слово учителя.

IV. Итоги урока (выставление оценок)

V. Домашнее задание(написать сочинение в форм эссе по теме: «Кто такой Базаров? Победитель или проигравший?» .

Технологическая карта урока.

Фазы урока

Этапы урока

Время

Используемый метод АМО

Инструкция по использованию АМО

Фаза№1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

2мин

Вхождение в тему (целеполагание)

3мин

Музыкальное сопровождение(Моцарт. Концерт для скрипки). «Активный» музыкальный концерт..

Метод эмоционального погружения

В учебных технологиях Лозанова музыку используют в трёх ситуациях:1) настраивает на оптимальное состояние готовности к обучению; 2) «активный концерт»; 3) «пассивный » концерт

Фаза №2 «Работа над темой»

Проработка содержания темы

24мин

Метод театральной иллюстрации; технология сотрудничества.

Создавая театральную иллюстрацию, учитель должен опираться на средства художественного языка и законы театрального искусства

Просмотр эпизода (сцена дуэли)из кинофильма

6мин

Информационно -коммуникативная технология

Экранное изображение способно включить, а затем использовать все виды внимания учащегося: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Таким образом, программируется успешное усвоение материала.

Фаза №3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов(рефлексия)

4мин

Устная рефлексия

(высказывания участников образовательного процесса )

Цель - обнародование собственной позиции, её соотнесения с мнениями других людей.

Домашнее задание

1мин

Метод эссе

Целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности учащихся, предполагающая анализ информации, построение рассуждений, сравнение фактов, формулирование выводов, личную оценку автора.

Примечание.

Обязательное условие успеха такого урока - совместная деятельность учителя и учеников : учитель становится автором сценария, театральных иллюстраций, ученики - актёрами. На первый план выходит самостоятельная работа ребят. Трудный материал урока на фоне ярких переживаний «автора, актёров и зрителей» воспринимается легче, хорошо усваивается, надолго запоминается.


© 2010-2022