Занятие на тему: Как дикие животные готовятся к зиме

  Тема. Как  дикие  животные  готовятся  к  зиме. Оригами «Лисичка».   Цель: познакомить  детей  с  особенностями  жизни  диких  животных в  связи  с  подготовкой  к  зимнему  периоду. Задачи: Обучающие: дать  детям  знания  о  подготовке     диких  животных    к  зиме (готовят  запасы  еды;  готовят  норы  и  спят; меняют  шерсть;  зимуют  и  не  делают  запасов  еды  на  зиму); Развивающие: учить  детей   по  схеме  складывать   оригами  «Лисичка»,  формировать  творческие   способности   дете...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МАДОУ «Детский сад № 235 общеразвивающего вида» Советского района г. Казани

Занятие на тему:

«Как дикие животные готовятся к зиме. Оригами «Лисичка».



Выполнила:

воспитатель

Герасимова Е.А.







Тема. Как дикие животные готовятся к зиме. Оригами «Лисичка».



Цель: познакомить детей с особенностями жизни диких животных в связи с подготовкой к зимнему периоду.

Задачи:

Обучающие: дать детям знания о подготовке диких животных к зиме (готовят запасы еды; готовят норы и спят; меняют шерсть; зимуют и не делают запасов еды на зиму);

Развивающие: учить детей по схеме складывать оригами «Лисичка», формировать творческие способности детей, развивать речь, мышление, воображение;

Воспитательные: прививать любовь и бережное отношение к природе.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок о животных, разучивание стихов, загадывание и разгадывание загадок, игры, просмотр иллюстраций, презентаций о диких животных, мультфильмы.

Словарная работа: берлога, логово, нора, дупло, впадают в спячку, меняют окраску, делают запасы и т.д.

Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Дикие животные», цветная бумага, карандаши, схема складывания оригами «Лисичка».

















Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные готовятся к зиме. (Слайд1).

- Кто скажет, какое сейчас время года?

Дети: Сейчас время года осень.

Воспитатель: Правильно сейчас осень. А что наступит после осени?

Дети: После осени наступит зима.

Воспитатель: Молодцы. Какие признаки зимы вы знаете?

Дети: Зимой выпадает много снега, морозы сильные, очень холодно, нет корма для диких животных. (Слайд 2).

Воспитатель: Хорошо. А как вы думаете, как звери готовятся к зиме?

Дети: Медведи спят в берлоге, белочки готовят припасы, лисы и волки меняют шубку на более теплую.

Воспитатель: У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму спать в своих домиках. Они утепляют свои домики. Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Есть животные, которые меняют окраску. Дети, я загадаю вам загадки про диких животных, а вы постарайтесь их отгадать.

Загадка.

Он зимой в берлоге спит,

Потихонечку храпит,

А проснется, ну реветь,

Как зовут его…(Медведь). (Слайд 3).

Воспитатель: Верно. Это медведь.

- Как он готовится к зиме?

Дети: Медведь осенью питается грибами, медом, ягодами. Устраивает место для зимовки.

Воспитатель: Как зимует медведь?

Дети: Медведь впадает в спячку.

Воспитатель: Правильно. У медведя под кожей накапливается жир. Зимой медведь впадает в спячку. Ему нечего есть зимой, вся еда остается под снегом. Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Медведь.

Говорят, медведю лень

Прогуляться в зимний день.

Вот и спит медведь в берлоге

Когда стужа на пороге. Но скажу вам честно я:

Кушать хочется друзья!

Но под снегом мне ни меда

Ни грибов не отыскать,

И приходится всю зиму сладко спать, спать.

Загадка.

Вместо шубки лишь иголки,

Не страшны ему и волки,

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его, конечно…(Ежик). (Слайд 4).

Воспитатель: Как готовится к зиме ёжик?

Дети: Ежик усиленно питается, устраивает место для зимовки.

Воспитатель: На зиму все ежи залегают в спячку. Спят в норке, утепленной мхом, сухой травой, ветками, листьями. Запасов на зиму не делают. За конец лета и сытую осень накапливают ежи много жира и постепенно его (в спячке) расходуют. Но в сильные морозы приходится просыпаться и «разогреваться» - и запасы жира буквально «тают». Поэтому зима с частыми оттепелями и заморозками для ежей опасна: часто просыпаясь, они расходуют все свои жировые запасы и к весне слабеют. Проснувшись, ежи начинают сразу жадно поедать насекомых, слизней, полевых мышей.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Ёжик.

Ёж осеннею порой

В лес отправился густой.

Прямо скажем, не гулять,

А грибочки собирать.

Чтоб зимой в мороз и стужу

Был всегда обед и ужин.

Вот идет он вперевалку,

Крепко держится за палку.

Тут грибочек, там грибок

Ёж кидает в кузовок.

Воспитатель: Загадка

Дружбу водит лишь с лисой,

Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щелк, да щелк,

Очень страшный серый…(Волк). (Слайд 5).

Воспитатель: Ребятки, как готовится волк к зиме?

Дети: Волк меняет свою шубку на теплую, у него вырастает густая, длинная шерсть.

Воспитатель: Верно. Волк хоть и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом, нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

Воспитатель: А где живет волк?

Дети: Волк живет в логове.

Воспитатель: Правильно. Волк очень хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Волк скрытен и осторожен. Порой даже самые опытные следопыты не могут отыскать логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав о грозящей опасности, волчица может увести волчат в другое место, надежно спрятать их. К осени волчата подрастут и вместе с взрослыми волками отправятся в зимние походы.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Волк.

Он живет в лесу густом,

Схожий на собаку.

В серой шубке и с хвостом,

И большие лапы.

Зайцу страху нагоняет,

Хочет съесть его в обед!

Как зову его - все знают,

Это волк, сомнений нет.

Воспитатель: Загадка.

Эта рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Волку серому сестричка,

А зовут ее…(Лисичка). (Слайд 6).

Воспитатель: Ребята, как лиса готовится к зиме?

Дети: Лиса к зиме шубку готовит. Шерсть отрастает и становится очень теплой и пушистой, чтобы зимой не было холодно.

Воспитатель: Лиса к осени уже вырастила своих лисяток, поэтому она не сидит в норе. Но если опасность угрожает, то лиса бежит в свой дом и прячется. Нора у лисы на опушке леса на холме, чтобы лиса могла видеть лес со всех сторон. Лиса очень умная, она никогда не бежит сразу к норе, сначала делает петлю, чтобы запутать свои следы, а потом уже прячется в норе. А меняет лиса цвет шерсти?

Дети: Нет. Лиса цвет не меняет.

Воспитатель: Лиса и зимой рыжая, потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она - сама хищник. Она зимой не спит и запасов на зиму не делает. В норе она может спрятаться от зимней стужи.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Лиса.

Норка лисонька в земле,

Спит хитрющая в тепле.

Рядом с ней лисята

Два забавных брата.

Только солнышко взойдет,

На охоту их ведет.

Рыжая плутовка.

В ловле есть сноровка.

Воспитатель: Загадка.

Длинные ушки.

Быстрые лапки.

Серый, но не мышка,

Кто это?...(Зайчишка). (Слайд 7).

Воспитатель: Как готовится заяц к зиме?

Дети: Заяц меняет шубку на белый цвет. Чтобы его не заметили волки, лисы.

Воспитатель: А запасы на зиму заяц делает?

Дети: Запасов на зиму заяц не делает. Он живет под кустом.

Воспитатель: Правильно. Заяц запасов на зиму не делает. У зайца достаточно еды, и он не голодает. Заяц грызет кору деревьев зимой. Заяц осенью линяет. У него вырастает теплая шерсть, чтобы зимой ему не было холодно. Белая шерсть, чтобы зайца не было видно на белом снегу. Чтобы его не заметили лиса и волк. У зайца нет отдельной норки. Зимнем днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит добывать еду: обгладывать кору упавших деревьев.

Хороводная игра «Зайка»

Ребенок рассказывает стихотворение.

Заяц.

Летом заяц сер, сер

Летом заяц смел, смел.

Можно под любым кусточком

Смело спрятаться в лесочке.

Но как только снег пушистый

На листву ковром ложится.

Становлюсь я очень виден -

Вмиг лиса меня увидит!

Так что в стужу ледяную

Шубку я беру другую

Был я рыживато-серым,

Стал белее снега белым!

Воспитатель: Загадка.

Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки всё грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это - (Белка). (Слайд 8).

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?

Дети: Белка меняет шерсть рыжую на серебристую. Запасается грибами, орешками, шишками.

Воспитатель: Белка меняет окраску меха. Рыжая шерсть выпадает, и на её место вырастает новая: теплая и серая шерсть. Чтобы её было трудно заметить на деревьях. Так белка спасает от хищников. А теплая шерсть белке нужна, чтобы не бояться морозов зимой. Белка делает запасы (шишки, орехи, грибы). В самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: белка натаскала туда опавшие листья, сухой мох, птичьи перья, так что в дупле сухо, тепло, мягко.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Белочка.

Далеко до холодов,

Но не для потехи

Я несу к себе в дупло

Ягоды, орехи.

Чтоб зимой холодной

Мне не быть голодной.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем с мячом.

Мяч красивый и волшебный

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот будет отвечать на вопрос.

- Кто живет в лесу?

-Кто из животных спит зимой?

- Где спит медведь?

- Какие из животных не делают запасов на зиму?

- Где живет белочка?

Молодцы, многое знаете о животных.

Воспитатель: А сейчас мы с вами изготовим оригами «Лисичка».

-Рассмотрите схему изготовления оригами «Лисичка». Расскажите об этапах работы. (Слайд 9).

Пальчиковая гимнастика.

Описание этапов работы:

1. Кладем ромб- квадрат окрашенной стороной от себя и намечаем складку по вертикальной диагонали.

2. Сгибаем снизу-вверх фигуру по центру.

3. Раздвигаем верхние слои бумаги и поочередно загибаем верхние углы к нижнему.

4. Загибаем справа-налево будущую лисичкину лапку и в то же время загибаем сверху-вниз уголок среднего слоя, который будет мордочкой.

5. Осталось разгладить бумагу и нарисовать лисе глаза и нос.(Слайд 10).

-Рассмотрите все поделки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные.



© 2010-2022