• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Взаимодействие ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Статья Взаимодействие ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Алексеева В. Н.

Учитель истории и обществознания МКОУ

"Сеген-Кюельская СОШ" МО "Кобяйский улус" РС (Я)

Статья раскрывает деятельность сельской малокомплектной школы в воспитании детей с использованием различных форм социального партнерства. Определяет пути и средства с помощью которых происходит взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании подрастающего поколения.

Ключевые слова: социальное партнерство (телбэ), досуг, свободное время.

В условиях модернизации российского образования происходит активный поиск новых педагогических, социальных, научно-методических приоритетов, которые могли бы стать основой современной педагогики и обеспечить создание условий для выполнения постоянно меняющегося социального заказа. Запрос общества направлен на общественно-активную личность, унаследовавшую национальные традиции, усвоившую основы социального опыта своих предков, способную соотносить свой выбор с выбором пути развития государства и общества в целом.

В концепции современного образования образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие личности посредством воспитания и образования в непосредственном участии общественности. Именно в связи с этими процессами в Сеген-Кюельской средней общеобразовательной школе, в качестве приоритетных направлений в учебно-воспитательной деятельности определены следующие задачи:

  • обеспечить реализацию качественно нового, личностно-ориентированного и развивающего образования на основе сохранения и поддержки индивидуальности ребенка;

  • создать систему управления процессом формирования ключевых компетентностей школьников;

  • создать условия для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории;

  • обеспечить профильное обучение в старшей школе;

  • интенсивно включать в образовательный процесс школы возможности

- дополнительного образования (кружки, секции, студии);

  • создавать условия и механизмы внутри школы для возникновения детских общественных организаций, ученического самоуправления;

  • усилить социальную направленность образования;

- вести инновационную деятельность

В Сеген-Кюельской школе был разработан проект "Социальное партнерство микросоциумов села (тёлбэ) в условиях полиэтнической, поликультурной среды". В этом проекте одну из основных направлений играет организация досуга подрастающего поколения. И самое главное, основное внимание направлено на взаимодействие семьи, школы и сельского социума в организации образовательно-воспитательной деятельности и организации досуга детей и молодежи. Это взаимодействие в основном было направлено на досуговую деятельность обучающихся.

Почему именно досуг стал объектом проекта? С начала XXI века наблюдается существенный рост значимости досуга как общественной ценности. Свободное время по своему объему начинает превышать время труда. Досуг приобретает все большую субъективную ценность для людей, ибо обладает широкими возможностями для самореализации личности, для удовлетворения ее многообразных потребностей и интересов. Но, вместе с тем, это время, от характера, заполнения которого непосредственно зависят и готовность человека к общественно-полезному труду, и его нравственный облик. Поэтому оно не может быть свободным ни от социального влияния, ни от моральной ответственности пред обществом. Есть различные трактовки понятий «свободное время», «отдых» и «досуг». В философском энциклопедическом словаре известный российский социолог Б.А.Грушин видит в понятиях «досуг» и «свободное время» синонимы. Профессор М.А. Ариарский подчеркивает, что это не только разные понятия, но и термины, относящиеся к разным областям научного знания. Свободное время - социально-экономическая категория, отдых - психофизиологическая категория, досуг - категория социально-педагогическая. Поэтому государство, общество, взрослые граждане несут ответственность за свободное время ребенка, подростка. Каковы результаты деятельности в сфере воспитания и образования социума в целом покажет выбор подростком позитивной и негативной досуговой деятельности. От этого зависит развитие или деградация личности подростка.

Поэтому школа обращает большое внимание на организацию внеурочной деятельности обучающихся. В нашей школе досуг школьников организуется по таким направлениям:

  • работа ученического самоуправления

  • «Следопыт»

  • Кружковая работа: предметные и творческие («Волшебный бисер», «Узоры», «Ыллык», «Куорэгэй» и др.)

  • Танцевальный ансамбль «Ньургуһун»

  • Спортивные секции

  • Вокальный ансамбль мальчиков «Ча5ылыс»

  • Организация школьного СМИ - газета «Кустук» («Юный корреспондент»). Эти секции и кружки работают в учебный период

  • Организация клуба по интересам - «Клуб книголюбов» и т.д.

К этому присоединяется деятельность общественности села (микросоциумы и институты села):

  • ДЮСШ - НВС, хапсагай, мас - реслинг, бокс, волейбол, настольный теннис. Организация спортивно-туристических мероприятий

  • Совет отцов, женсовет - организация семейных спортивных мероприятий, конкурсов, ток шоу («Я, мама, папа - спортивная семья», ток шоу «Суд над сигаретой», подледная рыбалка, «Мунха» и тд)

  • Деятельность сельского клуба ДК по организации развлекательного досуга - тематические дискотеки, концерты, конкурсы совместно с организациями села (участвуют все микросоциумы - телбэ)

Социальное партнерство пронизывает все институты села и связывают их между собой взаимовыгодной деятельностью. Только в результате активного и плодотворного взаимодействия всех субъектов и объектов социума возможно воспитание коммуникативной, всесторонне развитой личности способной социально адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. Здесь одним из важных компонентов воспитательной системы, которая помогает социализации ребенка, можно назвать развивающую досуговую деятельность. М. Ариарский, В.Триодин, рассматривают культуру досуга как предмет педагогики, они обосновали концепцию рациональной организации досуга, исходящую из принципа опосредованного воздействия на личность, группу или иную социальную общность путем создания благоприятных условий для:

  • удовлетворения, педагогически целесообразной коррекции и дальнейшего развития психофизиологических, коммуникативных, познавательных и эстетических потребностей;

  • стимулирования социально значимых мотивов культурно-досуговой деятельности;

  • формирования и развития умений и навыков рационально строить свой досуг;

  • самовыражения и самоутверждения личности в сфере свободного времени.

М. Ариарский считает, что методика сотворчества является наиболее адекватной природе досуга в обеспечении культуросозидающего влияния на людей в сфере свободного времени, построенной на внедрении субъект - субъектных отношений и преобразовании объекта воспитательного воздействия в субъект культурно-досугового творчества. Содержание и структура процесса обеспечения культуры досуга, включает в себя формирование:

  • осмысленной необходимости рационально использовать свое свободное время;

  • активного стремления духовно насыщать и интенсивно строить свой досуг;

  • умений и навыков планировать и организовывать свое свободное время.

  • Культура досуга как способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мыслей по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга.

  • Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является суммой одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества. Таким результатом сотворчества в области организации досуга является совместный проект учащихся и преподавателя «Клуб книголюбов «Гуттенберг».

  • Организаторы клуба: Игнатьева Дайаана, Шишигина Лия, Кривошапкина Люда.

  • Руководитель клуба - Алексеева В.Н.

  • Права и обязанности членов клуба расписываются в Уставе

  • Клуб книголюбов был создан 16 октября 2003 года по инициативе учащихся. Комплектация книг, разработка устава - это результат деятельности членов клуба.

В результате коллективной работы учащихся и руководителя клуба Алексеевой В.Н. разработаны положение об организации клуба и на его основе составлен устав клуба. Были проведены конкурсные мероприятия: «Название клуба», «Символ клуба». За годы сотрудничества собран книжный фонд, насчитывающий 150 наименований различного литературного жанра. В клубе учащиеся обсуждают книжные новинки, делают заказы, проводят различные мероприятия образовательно-развлекательного характера, устраивают праздники Книги и т.д.

В летнее время для организации развивающего досуга работает туристско-краеведческий проект (Захаров А. П.) по таким направлениям: летний лагерь у о. Борголло - научно-исследовательская работа («Следопыт»); ботанический сад (эколого-оздоровительный лагерь «ЭОЛ»). Здесь обучающиеся отдыхают в специально построенном лагерном комплексе, находящемся за пределами села (расстояние от села более 3-х км). Рядом находится живописное озеро Борголло. Но самое главное, обучающиеся за сезон не только отдыхают, набираются сил для будущего учебного года, но проводят время очень плодотворно. Пишут исследовательские работы (направление «биология»), сажают огородные культуры, ухаживают посадками в ботаническом саду, собирают, фотографируют, классифицируют растения и т.д. Ходят в походы с целью изучения флоры родного края. Встречаются и обучаются у ученых из Института биологии. В результате ребята стали активнее участвовать в различных НПК, повысилась мотивация. Наш опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются проекты, основанные на поэтапном переходе от пассивных и ситуативных действий к активным и стабильным формам свободного времяпрепровождения на уровне:

  • поисково-творческом, при котором личность вносит в досуг элементы индивидуализации его форм и содержания;

  • творческо-созидательном, обеспечивающим разностороннее раскрытие индивидуальности. Показателем эффективности этих проектов по организации развивающего досуга является интенсивность позитивного освоения свободного времени. Это отражает взаимосвязь духовного наполнения досуга и уровня владения умениями и навыками его организации. Это проявляется в способности личности:

  • планировать свой досуг;

  • использовать эстетический и оздоровительный потенциал природной среды;

  • осуществлять интеллектуально насыщенное общение в кругу семьи, друзей, в клубном объединении или иной социальной общности;

  • эффективно использовать возможности чтения, избирательного просмотра телепрограмм и других форм индивидуального потребления ценностей культуры;

  • реализовывать свои способности и дарования в различных областях художественного, технического и прикладного творчества.

Литература

1. Ариарский М. Социально-культурная деятельность креативно-информационной эпохи. - СПб.: Концерт. 2013. 248 с.

2. Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987.

3. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967.

© 2010-2022