ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Анализируя особенности педагогической деятельности, сложившейся в современной школе в последние годы, приходится с сожалением констатировать, что культура профессионального общения в ней довольно низка. Здесь прослеживаются, по крайней мере, три главные причины: -        во-первых, учитель не придает особой роли общению в учебно-воспитательном процессе и не утруждает себя тщательной организацией общения как основы воспитания и обучения; -        во-вторых, учитель действует в педагогических ситу...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Анализируя особенности педагогической деятельности, сложившейся в современной школе в последние годы, приходится с сожалением констатировать, что культура профессионального общения в ней довольно низка. Здесь прослеживаются, по крайней мере, три главные причины:

  • во-первых, учитель не придает особой роли общению в учебно-воспитательном процессе и не утруждает себя тщательной организацией общения как основы воспитания и обучения;

  • во-вторых, учитель действует в педагогических ситуациях практически вслепую, не применяя психологические знания о человеке, идя на поводу своей первейшей реакции на ситуацию;

  • в-третьих, далеко не каждый педагог озабочен повышением своей общечеловеческой культуры как фундамента специальной, профессиональной культуры.

Самая распространенная ситуация, отражающая почти все три причины, связана с тем, что учитель отстраняется от установки организовать соответствующим образом общение на уроке и вне его. Он думает прежде всего о том, как, в каком объеме дать ему материал на уроке, как выполнить учебную программу, сможет ли он уложиться, какие задания ему дать для закрепления и т.д. И меньше всего он продумывает, например, то как построить ему работу на уроке, чтобы молчаливый, замкнутый Миша смог обрести, наконец, уверенность в публичном выступлении в классе, а чтобы трещотка Света, любящая выступать на уроке по поводу и без поводов, немного умерила свой пыл. Как не раздражалась выслушать, наконец, вечно мямлящего Сережу, как сохранить в это время класс в рабочем состоянии, а главное, как помочь Сереже избавиться от этой привычки? Но привычка ли? Рассуждая так, учитель практически диагностирует состояние каждого своего ученика, и если из урока в урок учитель следит за состоянием воспитанников и помогает им в чем-то раскрыться, от чего-то освободиться, характер общения его в классе заметно изменится. Многие просчеты учителей в установлении благополучных отношений с учащимися упираются в его стремление обязательно привести ребят к послушанию и исполнительности. Порой создается впечатление, что иного пути учитель порой не знает или боится. Часть педагогов, как сквозняков, боится самодеятельности учеников. Это психология «как бы чего не вышло» очень легко распознается детьми и подталкивает их нередко к опрометчивым поступкам, разжигает в них желание сделать напротив. Конечно, жажда деятельности требует выхода, а боязнь учителя, желающего направить ее по спокойному, знакомому ему пути, становится преградой.

Мешают нередко нормальному развитию общение учителей и учащихся неточные, неверные, а иногда и ложные представления ребят об этике отношений. Для устранения этого нужна специальная работа учителя. Бывает, что напряженность в отношениях возникает из-за того, что ученик не знает, как правильно ему поступать в том или ином случае, а педагог квалифицирует это как обычное упрямство и своим настойчивости действительно доводит ученика до предписываемого состояния. Некоторые этические нормы у современных подростков пробрели другую акцентировку; не зная этого, а зачастую и не желая знать, учитель натыкается уже на заведомо оказываемое ему противодействие. Злость, упреки « ты не прав», «так нельзя», а то и просто позиция силы, которую стремится приложить педагог, конечно, приводят его к противоположному результату.

Искусство общения учителя основывается, прежде всего на хорошем знании людей, с знанием он общается, и это знание сопряжено с научным знанием психологии человека. Общаясь ежедневно с разноликим коллективом учащихся, педагог не может строить свои отношения на застывших стереотипах. Подвижность среды, в знании он действует как учитель, требует от него мобильности, гибкости, но в тоже время вдумчивой реакции. И это значит, что педагог постоянно изучает и себя, и то окружение, в котором он действует, т.е. всегда рассматривает себя в состоянии общения.

Сам характер профессиональной деятельности - целенаправленный способ активного воспитательного воздействия на сознание и поведение людей - обязывает педагога учитывать различные особенности ситуаций, в которых осуществляется процесс общения. Ведь педагогическое общение всегда направлено на решение конкретной задачи: выслушать, понять, научить, подсказать, проконтролировать, убедить, объяснить и т.д. Само общение выступает в этом случае как отношение знания с необходимостью, складывается как двусторонний процесс активного взаимодействия учителя и ученика, учителя и класса учеников.

Учитель должен строить свое общение с учениками, как равноправный диалог, где учитель и его ученики - единомышленники, стремящиеся понять друг друга, помочь друг другу реализовать задачи обучения и воспитания.

Культура педагогического общения складывается на основе очень многих условий, знанию должен следовать учитель. Ряд таких условий просто необходим, чтобы общение вообще состоялось. Первейшее условие: учитель соотносит содержание, способ, ритм, характер общения с различными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия реагирования всех вступающих с ним во взаимоотношения учеников, родителей, коллег. Он строит свое общение, исходя из особенностей (чутко реагируя на их изменение) всех партнеров. Надо уметь настраиваться на волну чувствования и поведения людей, с знанием общаться. При этом речь не идет о том, чтобы «подлаживаться» под те или иные вкусы, мнения, настроения. Речь о другом: об умении проникнуть в душевное состояние общающихся с вами людей, понять стимулы и мотивы поведения, суждений, ориентаций, суметь не только их объяснить, но и так построить общение, чтобы их учесть, добиваясь адекватного для реализации поставленных целей реагирования.

Учитель сталкивается с разными ситуациями, в ходе знания он устанавливает контакты с учениками или взрослыми людьми. Необходимо чувствовать ситуацию, в знании происходит общение. Общение должно быть ситуативным, но при всем том не должно исключать некоторой общей стабильности в стиле и манере поведения учителя как воспитателя, преподавателя, человека высоких нравственных качеств, культуры.

Если у учителя выработана общая, последовательная концепция стиля поведения по отношению к данному классу, каждому ученику, то ему не потребуется для всякой ситуации общения искать какую-то каждый раз новую манеру взаимоотношений, не потребуется и постоянное «проигрывание» многообразных, конкретных каждодневных ситуаций общения, а значит отпадает необходимость в жестком контроле своего поведения в каждой из них. Все это будет осуществляться как бы автоматически: выработанные и скоординированные в соответствии с конкретными ситуациями и особенностями общающихся с вами людей способ, стиль, манера общения будут во многом сами «работать» в направлении выполнения профессиональных обязанностей, ибо будут способствовать вашей раскованности, свободе, легкости, что создаст более широкие возможности маневрирования и импровизации и в самых разных ситуациях обучения и воспитания.

Общение всегда следует рассматривать и для самого учителя как его субъекта (творца) многофакторным процессом, где существует немало путей овладения оптимальными способами его ведения. Все эти факторы можно разделить на две большие группы оснований общения: личностные (соотносится с самим человеком, как личностью) и операционные (все, что характеризует сам процесс общения: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми).

В общении все личностное: внешность, одежда, опыт, знания, проявление эмоций и т.д. все то, что зависит от человека, имеет важное значение как основание, дающее возможность соответствующим образом вести и развивать общение.

Следует помнить весьма важную психологическую закономерность, что наше восприятие другого человека начинается с взгляда на его внешний облик. И если учитель не хочет разрушить целостность восприятия его учениками, он заботится о своем внешнем облике, стремится быть примером, образцом безукоризненного вкуса, чистоты, опрятности, аккуратности.

Некоторые педагоги стремятся спрятать свои чувства, чтобы никто не видел их переживаний, сомнений, их эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. К человеку с непроницаемым лицом, другой человек вряд ли подойдет, ибо без слов понятно, что чуткости, искренности в таком общении не будет.

Учителю необходимо обращать внимание на жесты, т.к. жест имеет символический смысл в процессе общения людей. С помощью жестов человек может что-либо демонстрировать или наоборот маскировать. Но есть жесты, которые не имеют никакого смысла для данного конкретного общения, в определенной мере могут даже помешать ему.

Культура общения учителя во многом результат не только его личных качеств, но и операционных средств осуществления взаимоотношений, достижения контактов. Операционные средства общения учителя, т.е. способы, с помощью которых он реализует сам процесс общения, достигая тех или иных конкретных целей педагогической деятельности, исключительно многообразны. Их выбор соотносится с личностными качествами учителя. При всем эти средства по-разному используются каждым учителем.

Если классифицировать различные средства, приемы педагогического общения, учитель обязательно назовет в их ряду приказ, повеление, пример, просьбу, принуждение, порицание, ласку, поощрение, одобрение. С помощью всех этих средств, перемежая их, друг с другом, учитель стремится добиваться послушания, выполнения тех или иных выдвигаемых им требований.

Наиболее важным социально-психологическим механизмом общения является внушение. Учителя часто используют этот механизм по наитию, опытным путем, не всегда четко представляя себе основные его возможности для оптимизации общения. Внушение - передача своих психических состояний другим людям, способ воздействия на их эмоционально-чувственный уровень сознания. Внушение достигает своих целей, если исходит от человека, имеющего большой авторитет, влияние или исходит от нескольких лиц, олицетворяющих авторитетную группу. Наибольшим шансом внушить что-либо обладает учитель, который вызывает интерес и уважение и сам является интересным и уважаемым человеком.

Внушение соединено с убеждением (разъяснением). Убеждение - это способ воздействия на сознание с целью формирования убежденности, т.е. такого состояния чувств и мыслей, готовых при соответствующих условиях превратиться в должное поведение, поступок. Убеждение должно строиться на ясности, четкости, последовательности, сообщаемых положений. Не пытайтесь никогда убеждать другого человека в том, в чем вы сами не убеждены и не уверены до конца. Иначе у вас ничего не получится.

Наряду с внушением и убеждением большую роль в процессах общения учителя и ученика могут играть также механизмы подражания. Подражание - особый социально-психологический механизм обеспечения консолидации (связей группы) и адаптации ее членов в условиях; определенной ситуации на основе какой-либо принятой и усвоенной формы эмоционально-чувственного, интеллектуального и волевого реагирования, поведения. Подражание часто осуществляется стихийно, бессознательно, независимо от подражающего: случается и наоборот, когда подражают в чем-то вполне сознательно, чтобы как-то обратить на себя внимание.

Весьма интересную роль в процессах общения играет механизм заражения. Заражение - это интенсивное включение группы людей, занятых определенным видом деятельности, в соответствующее эмоционально-чувственное состояние.

Заражаются идеей. Настроением, чувством, вкусами, модой и т.д. Заражение всегда протекает в ограниченном временном интервале и только в группе, коллективе начинается и заканчивается заражение неожиданно, как правило сменяясь усталостью.

Эффективен в общении и механизм социально-психологической идентификации. Идентификация - это отождествление человеком себя с другим человеком или другими людьми непосредственное переживание своей тождественности или нестандартности с данным человеком или данной группой. Именно поэтому этот механизм прекрасно может быть использован и на уроке, и на прогулке - везде, где надо проявить коллективизм, единодушие.

Итак, педагог имеет много возможностей, чтобы постоянно совершенствовать условия и способы своих взаимоотношений со всеми своими учениками, их родителями, коллегами. Однако, подлинным субъектом общения, его мастером учитель становится, когда овладевает культурой сознательно выстраивать свои взаимоотношения и добивается успеха в них на основе совершенствования своих личностных качеств и применяемых им определенных средств в воздействии на сознание и поведение людей.

Естественно, в своем общении любой педагог не застрахован от профессиональных неудач и ошибок. Трудно сказать, имеет ли права на ошибку учитель? Педагогический процесс общения - это творческая деятельность и избежать ошибок, недочетов, срывов трудно. Но, конечно, надо стремиться, чтобы ошибок, не было. В этом также показательно проявление профессионализма учителя. Однако, если ошибка допущена по вашей вине, из-за вашей небрежности, безрассудности, некомпетентности, не надо бояться сознаться в ней ни перед собой, ни перед тем, в отношении кого она сделана. Спокойно проанализируйте ситуацию, оцените здраво размер ущерба, вызванного ею. Правда, в результате возникает недовольство собой, но это хорошо, ибо поможет вам впредь не делать такого рода ошибок, ведь на ошибках учатся.

3

© 2010-2022