• Преподавателю
  • Другое
  • «Методика установления успешных взаимоотношений преподавателя со студентами в современном техногенном мире»

«Методика установления успешных взаимоотношений преподавателя со студентами в современном техногенном мире»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное образовательное учреждение РМ

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

Рузаевский политехнический техникум



Номинация: Средне профессиональное образование




«Методика установления успешных взаимоотношений преподавателя со студентами в современном техногенном мире»


Разработал: Чернова Александра Григорьевича, преподаватель



г. Рузаевка 2014

Оглавление



Введение …………………………………………………………………………………… стр. 2

Часть I «Основы коммуникативной компетенции» …………………………………… стр. 3 1.1. Первые познания в формировании коммуникативной компетенции. ……………. стр. 3 1.2. Психотехнологии установления успешных личностных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся. ……………………………………………………….. стр. 5

Часть II «Активное слушание» ………………………………………………………….. стр. 6

2.1. Измерения невербальной коммуникации. ………………………………………….. стр. 6

2.2. Составные части активного слушания. ……………………………………………. стр. 10

2.3. Крушение препятствий эффективного слушания. ………………………………… стр. 11

2.4. Поучительные советы и утешительные выводы. …………………………………. стр. 12 Литература. ……………………………………………………………………………... стр. 13

Введение

Создание доброжелательных взаимоотношений - это, несомненно, наиважнейший компонент работы преподавателя. У педагога не получиться достижения высоких результатов в учебном процессе без продуктивного сотрудничества со студентами. Иначе его работа пройдёт впустую.

Изложенный ниже материал может улучшить ваше межличностное общение и сформировать представление о преградах, которые могут возникнуть в процессе коммуникации, которые и являются источниками непонимания и конфликтов. В этой работе мы рассмотрим способы общения преподавателя и обучающегося, а также национально - культурные отличия, которые иногда ведут к искажённому восприятию или пониманию поведения учеников и, как результат, к различным конфликтам.

Итак, основная функция преподавателя - получение, сбор информации и передача её дальше - обучающимся. Видимо, самое главное качество, необходимое педагогу, да впрочем, и студенту, - это умение грамотно, правильно общаться. Конечно, вы можете являться великолепным специалистом в своей отрасли, досконально знать материал по преподаваемой дисциплине. Но это ещё не говорит о том, что вы готовы, также прекрасно обучать студентов тому, что вы так хорошо знаете, и уж более того управлять обучающимися.

Не зная, да и не понимая, с какой стороны подойти к проблемам студентов, преподаватели создают достаточно сложную ситуацию, которая, несомненно, повлияет на атмосферу в студенческой группе и на её успеваемость, и на качество знаний в целом. Они ещё пока не понимают, да и не задумываются о том, что успех педагога, напрямую зависит от его способностей к коммуникации. (Хочется надеяться, что прочитав эту работу, мои коллеги посмотрят на себя со стороны студентов и задумаются - «Каким же образом дальше преподавать?»)

Формирование коммуникативной компетенции - наиважнейшее направление психологии нашего времени, именно на этой психотехнике основан предложенный ниже, обобщённый опыт.

Данная работа рассматривает различные формы невербальной коммуникации, и её измерения. А так же составные части активного слушания.

Эта обобщающая работа (методика) показывает особенности поведения, как обучающегося, так и преподавателя в мире коммуникаций, показывает методы и психотехники управления учащимися, описывает и объясняет их поведенческую реакцию, учит сглаживать конфликты и преодолевать повседневные трудности в учебном процессе.

Итак, приятного чтения! Надеюсь, моя скромная работа не даст вам заснуть, приятно удивит, чему-то научит, заставит задуматься и просто доставит удовольствие.

Виват коммуникации! Вперед, к познанию …

Часть I. Основы коммуникативной компетенции

1.1. Первые познания в формировании коммуникативной компетенции.

Когда я приступил к разработке данной методики (обобщающего опыта), изначально хотел, чтобы итоговые рекомендации носили конкретный и практический характер, так как они уже апробированы мной на сто одном человеке (студентах, педагогах, покупателях, продавцах, водителях, пешеходах, соседях, родственниках и других жителях нашей весёлой страны) и имеют высокий показатель успеха. Но если их просто прочитать, то эффекта они не дадут. Если же обращаться к ним постоянно и применять их на практике, то эффект будет потрясающим. Проблема только в том, что большинство из нас достаточно ленивы и не хотят прилагать усилий для того, чтобы при минимальных затратах достигать большого педагогического, и даже жизненного успеха.

Начну с того, что в психологии существует много различных приёмов, способов, методов влияния на человека и навязывания своей точки зрения. Но я позволил себе вольность отобрать только те, которые на мой весьма незрелый взгляд, могут быть использованы в новой методике воздействия и доверия педагога и студента.

И так, ступень первая - стараться произвести приятное впечатление, т. е. выполнять следующие установки: умение слушать и понимать обучающегося, уважительное отношение к обучающемуся, обходительными манерами, доброжелательностью и учтивостью.

Ступень вторая - вовлечь обучающегося в учебный процесс, т. е. попросить его поделиться своим мнением по изучаемому вопросу. Высказанные им соображения взять за основу. Однако это не означает, что брать их надо в том виде, как они сформулированы. Брать за основу - вовсе не значит изменить своим взглядам, это означает всего лишь «перекинуть мост» от взглядов обучающегося к своим собственным. Практикой доказано, (помните о тех ста + один апробированных) что участники обсуждения охотнее одобряют результат, если они вовлечены в процесс выработки, уточнения, принятия решения.

Ступень третья - настроить обучающегося и подать сигнал типа «Я такой же, как вы». Но для этого без определённых навыков и подготовки не обойтись. Конечно, можно использовать известный с древности, метод Сократа. Он применяется, как способ эристического (убеждающего) воздействия на человека, в нашем случае - на студента. Суть данного метода состоит в том, чтобы с самого начала общения с учеником, не давать ему произнести ответ «нет». При этом, нужно подходить к теме главного разговора издалека и задавать обучающемуся такие очевидные вопросы, чтобы ответ был только «да». Получив от ученика положительные «да» на тривиальные и ничего не значащие вопросы, педагог, как бы прокладывает путь к тому, чтобы он не раздумывая, дал утвердительный ответ и на основной вопрос. Суть в том, что человеку не нравиться изменять своё мнение, и если он дал утвердительные ответы в девяти случаях, то, с большой вероятностью, положительно ответит и в десятом. Необходимо принять во внимание несколько рекомендаций по применению Сократова метода: [6, c. 305]

- нельзя принуждать обучающегося в агрессивной манере ответить «да», или это оттолкнёт его от общения;

- необходимо чередовать принуждение ученика с побуждением его к выражению собственных мыслей по изучаемому материалу;

- полезно привнести в метод Сократа - комплименты, поскольку необходимо помнить, что все люди чувствительны к похвалам (комплиментам);

- забыть нетерпимость и категоричность фраз типа «всегда» или «никогда»; категоричность - это анти - комплимент; [6, c. 306]

Ступень четвёртая - применяйте «положительную» форму постановки вопроса, например «Вы ведь придёте ко мне сегодня вечером?», а ни в коем случае, так: «Вы не придёте ко мне сегодня вечером?». С помощью вопросов, заданных в «положительной» форме осуществляется некое психологическое давление или, если угодно, принуждение к нужному для вас ответу.

Ступень пятая - проявляйте к обучающемуся искреннюю эмпатию. Эмпатия - это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Чтобы эффективно настроиться на эмпатию, надо посмотреть на себя и студента как бы со стороны, по возможности, войти внутрь его внутреннего мира. Лишь в этом случае удастся индивидуально «отзеркалить» мир переживаний обучающегося, и передать ему информацию типа «Посмотри, ведь я совсем такой же, как и ты». В общении со студентом можно передать ему разное состояние: либо позитивное - удовольствие от разговора с вами, либо негативное - отвращение и недоброжелательность. Как известно, данные состояния имеют определённую химико-биологическую или, как говорят медики гормонально-ферментную основу. Всякие конфликты ведут к выбросу в кровь специфического гормона - адреналина, который придаёт собеседнику некую воинственность или готовность бороться, а в некоторых случаях и просто агрессивность. Яростные конфликты ведут к выбросу в кровь - норадреналина, который может вызывать гнев и даже ярость. Доброжелательное отношение к обучающемуся ведёт к выбросу в его кровеносную систему эндорфинов - ещё их принято называть «гормоны счастья», которые, способствуют улучшению жизненного тонуса ученика и как результат, настраивают его на волну бесконфликтного межличностного общение. В беседе всякий, будь то преподаватель или обучающийся, желает получать позитивные впечатления, поэтому каждый, кто дарит другому жизнерадостность и оптимизм, становится желанным и приятным собеседником.

Для того чтобы умело пользоваться тем, что сказано выше, следует овладеть нужными коммуникативными качествами. Рассмотрим их.

Терпение. Оно необходимо для того, чтобы уметь выслушивать различные суждения учеников: легкомысленные, бездоказательные, наглые, нахальные и почти бредовые.

Такт. Это качество необходимо, чтобы уметь отвергнуть приведённые рассуждения так, чтобы никого не обидеть. А если и согласиться с безосновательными мыслями, то сделать это так, чтобы обучающийся почувствовал себя обязанным вам.

Дипломатичность. Это качество может проявляться в умении скрывать правду, не прибегая при этом ко лжи.

Проницательность. Это качество педагога позволяет наблюдать за обучающимся, угадывать его желания и, пожалуй, самое главное - предвидеть поведение. Предвидеть - значит управлять.

Спокойствие. Это личное качество необходимо совершенствовать для того, чтобы обучающийся не смог, взглянув на вас, прочитать ваши мысли, переживания и чувства. Именно спокойствие поможет скрывать в общении с обучающимся ваше истинное психологическое состояние. [6, c. 318]

Нашему современнику чрезвычайно важно овладеть навыками, быть не столько добрым, открытым, честным и простым, сколько казаться таким. Однако видимо, следует, запомнить: «Чтобы казаться доступным, образованным, внимательным и тактичным, необходимо, как минимум, быть таким!»

1.2. Психотехнологии установления успешных личностных взаимоотношений между преподавателем и обучающимся.

Далее дано несколько апробированных рекомендаций, которые помогут преодолеть архи большое количество преград общения, преподавателя и обучающихся.

Относитесь к обучающемуся с уважением, по достоинству оценивайте его желание рассказать вам выученный им урок или что-то интересное. Помните, и учащиеся, перед тем как принять участие в разговоре, предварительно готовятся к нему и преследуют за собой определённые цели, например получение хорошей оценки.

Предоставьте обучающемуся возможность выговориться, всем своим поведением говоря, что вам интересно всё то, что он рассказывает. Если вы не уловили ход его мыслей, попросите уточнить или объяснить то, что совершенно не понятно. Постоянно оценивайте, как вы понимаете каждое выступление.

Дайте себе установку на искреннюю реакцию речи ученика, помня, что педагогический талант заключается не в том, что педагог рассказывает сам, а в том, с кем охотно общаются обучающиеся. Любого кивка, жеста или восклицания порой достаточно, чтобы продемонстрировать ему ваш неподдельный интерес.

Предоставьте обучающемуся время высказаться, чтобы он раскрыл и закончил и свою мысль полностью. Своим поведением не обозначайте, что вам это тяжело слушать. Постарайтесь следить за основной мыслью студента и не отвлекайтесь на неважные факты. Хороший учитель постоянно анализирует, какие же факты являются неглавными, дополнительными, а какие - основными, фундаментальными.

Не доминируйте над учеником во время беседы, вспомните о том, что доминирующий, никого не слышит, а поэтому, и мало что воспринимает из того, что пытаются ему рассказать ученики, а тот, кто ощущает давление доминанты, обычно, переходит в психологическую оборону.

Не давайте волю эмоциям, и реагируйте спокойно на любые сообщения ученика. Если эмоции брызжут через край, разум, как правило, затуманивается, а преподаватель с отключённым разумом просто не разбирается в том, что ему пытаются сказать. При этом, он принуждает обучающегося в данной ситуации лукавить или даже просто врать.

Не спешите делать поспешных выводов. Вот это и есть одна из основных преград в успешном и эффективном общении. Попробуйте воздержаться от скоропалительных оценок, и тогда вы сможете правильно воспринять точку зрения обучающегося или до конца разобрать ход его мыслей.

Не принимайте оборонительных поз (на груди сложенные руки), так как это говорит о недоверии, собственном величии, превосходстве по отношению к ученику.

Прием молчания, как оружие против раздражения. Очевидно, что молчание - самый правильный ответ на возникшие противоречия, которые были инициированы хамством, вульгарностью или наглостью.

Правильно, в меру, дозируйте проявление терпения, потому что неграмотное терпение иногда порождает у обучающегося некую психологическую защиту.

Наблюдайте за расслаблением во время урока,, так как бесконтрольная раскованность иногда переходит в полное расслабление (релаксацию), что, может повлиять на ваш авторитет среди обучающихся.

Извинитесь и предложите устроить перерыв в беседе, если чувствуете усталость. Лучше извиниться, чем ученики сами увидят вашу сонливость, массаж висков и встряхивание рук.

Применяйте свой голос грамотно. Не только рассуждайте логически правильно, но и красиво, даже эффектно выражайте свои идеи. Знайте, что приятным голосом создаётся прекрасный настрой.

Применяйте позитивные жесты. Помните, что жесты, в виде действий направленных от тела, говорят о честных помыслах, жесты же, движение которых направлены к себе, могут сигнализировать о неких трудностях.

Помните, что язык педагога предназначен так же для того, чтобы никто не понял ваших истинных взглядов и мыслей. Чтобы раскрыть истинные чувства учеников, необходимо больше верить своему зрению, чем слуху. Запомните, что не только по речам, но и по характеру взгляда, мимике лица, жестам рук ученика можно определить, о чём он пытается умолчать.

Не хвалите незаслуженно ученика, потому что похвала воспринимается, как насмешка. Давая или получая похвалу, постарайтесь определить, заслужена ли она?

Не дружите с болтунами и болтушками. Но не в коем случае, не наживайте в них противников (врагов). Наилучший вариант - стабильный нейтралитет, который всё равно лучше дружбы с ними или войны. Вы можете быть ярым врагом пороков и недостатков данных болтунов, но не находиться с ним к личной конфронтации. Находиться в состоянии войны с болтунами очень опасно, впрочем, как и находиться в состоянии дружбы.

Не забывайте, что знания придают человеку вес, а воспитанность - блеск. Однако людей видящих, как показывает практика, гораздо больше, нежели способных взвешивать. [6, c. 321]

Предоставьте возможность обучающемуся ощутить, даже пусть призрачное, превосходство над вами. Регулярно делайте это по отношению к ученику, и вы приобретёте в нём скорее друга, чем врага.

Старайтесь не показывать своё презрительное отношение к обучающемуся, даже если оно и заслужено. Если мы не желаем нажить себе злейшего врага, то эту рекомендацию необходимо выполнять.

Имейте в виду, что самая сладкая лесть для ученика - это ваше внимание к нему. Если вы сделаете для обучающегося то, что ему нравиться, и оградите его отчего-то для него невыносимого, то наверняка, он почувствует и оценит ваше внимание. Именно таким приёмом удаётся наладить контакт с учеником, и приблизить его. [6, c. 319]

Часть II. Активное слушание



  1. Измерения невербальной коммуникации.



Невербальная коммуникация выражается в сигналах, подаваемых человеком в процессе общения с окружающими. Язык тела, позы, движение рук - всё это формы невербальной коммуникации. Иногда простое прикосновение может означать больше, чем множество слов. Эти сигналы могут поддерживать или развенчивать высказывание в зависимости от того, что при их использовании имеет в виду педагог и как их истолковывает обучающийся.

Хотя многие формы коммуникации универсальны, представители всех классов и культурных слоёв понимают дружелюбие, выраженное улыбкой, и угрюмость, передаваемую нахмуренными бровями. Родители научили вас коммуникации определённых видов, и такого рода коммуникация может пониматься неправильно, если воспитание, происхождение или образование преподавателя отличается от воспитания, происхождения или образования обучающегося.

Для того чтобы научиться понимать своих обучающихся - мигрантов и лучше передавать собственные мысли, рассмотрим четыре стороны невербальной коммуникации - пространство, время, внешность и жесты.

Пространство - это первая сторона невербальной коммуникации. Она имеет разное значение и формы для выходцев из разных стран и регионов. Установлен интересный факт, что чем севернее мы перемещаемся по карте нашей планеты, тем большее расстояние собеседники устанавливают между собой при общении. И чем южнее по карте мы находимся, тем удобнее людям находиться ближе друг к другу.

Это значит, что представитель национальностей Кавказа ждёт от вас, что, разговаривая с ним, вы будите находиться совсем рядом, иначе он может обидится. А если вы расположитесь в непосредственной близи к человеку, родившемуся или с малолетства живущему на Крайнем севере Российской Федерации, он почувствует себя крайне неуютно, поскольку тем самым вы вторгаетесь в его личное пространство, нарушаете его.

Пристальные взгляды тоже часто воспринимаются как нарушение чего - то пространство. Находясь, например, на лестничном переходе, в лифте или в общественном транспорте, у вас не получится не смотреть в лицо человека, сидящего или стоящего в двух шагах от вас, без того чтобы не сочли назойливым. На улице, проходя мимо незнакомых прохожих, вы стараетесь отвести взгляд. Слишком продолжительный взгляд на индивидуума противоположного пола может восприниматься либо грубой наглостью, либо стремлением познакомиться. В оживлённых местах, когда вы случайно касаетесь кого - то, вы обычно извиняетесь. [6, c. 82]

Но в большинстве странах Европы мужчины могут идти по городу, обнявшись за плечи, а женщины рука об руку, и никто их не подозревает в гомосексуальности. В некоторых регионах Европы мужчины могут поцеловать друг друга, и это будет говорить лишь о дружбе. В Российской Федерации родители мальчиков постоянно принимают выражение привязанности или положительных эмоций за неправильную сексуальную ориентацию. Они прививают им не показывать свои чувства, например, публично не плакать, так как эта черта женщин, а не «настоящих мужиков». Российским мужчинам приходиться контролировать свои эмоции, но всё - таки им можно проявлять привязанность и дотрагиваться до женщин и детей. А мужскую дружбу они выражают крепким рукопожатием или похлопыванием по спине.

Для преподавателя необходимо знать национальное происхождение обучающихся, чтобы, хотя бы, поначалу определять мигрантов, недавно прибывших учиться, в обществе Российского образования. Нужно сообщить ученикам, с кем будет обучаться новичок - мигрант, о его социально - культурных особенностях: о необходимом личном пространстве, о привязанностях, о том, что для него приемлемо, а что совершенно недопустимо. Конечно, это не означает, что следует делить обучающихся на группы с учётом их национальной принадлежности. Им только необходимо обеспечить возможность привыкнуть к своим сверстникам, отличающихся от них самих, научить немного другому (новому) общению.

Стирание различий в культурной основе очень важно, но необходимо также обращать внимание на индивидуальные различия. Педагог не должен торопить события. Пусть новичок - мигрант сам определит и найдёт свой уровень комфортности. Помните, что пространство - это важнейший фактор всех межличностных взаимоотношений. То, каким способом вы используете пространство, передаёт ваше отношение к обучающимся.

Совершенно очевидно, расположившись во время урока за столом напротив обучающегося, вы передаёте ему сообщение, которое отличается от того, как если вы сидите рядом с ним. Так, направление, в котором педагог передвигает свой стул по отношению к ученику, говорит об уровне формальности, к которой он стремится, или об уровне не формальности.

Это утверждение вы можете проверить. Попав в кабинет, положите какую - то свою вещь (очки, ежедневник, часы) рядом с обучающимся. Вы увидите, что он либо подвинет эту вещь поближе к вам, либо сам отодвинется. Ещё бы, ведь вы вторглись в его личное пространство! Оцените собственный пространственный уровень комфортности в отношениях с разными обучающимися и с педагогическим руководством. По-разному ли вы отдаляетесь от коллег? Отнеситесь осознанно и серьёзно к тому, как вы используете пространство. Некоторые педагоги занимают большее пространство, чем остальные. Занимаемое педагогом пространство является мерой его уверенности в себе и показателем его положения в коллективе. Только руководитель учебного заведения может позволить себе вальяжно расположиться на диване или в кресле, что увеличивает пространство, которое он занимает. Многие директора образовательных учреждений позволяют делать это в присутствии преподавателя (подчинённого). Но преподаватель (подчинённый) вряд ли будет чувствовать себя настолько уверенно, свободно и непринуждённо, чтобы сделать тоже самое в присутствии директора, ректора, проректора (руководителя). Если руководитель образовательного учреждения разговаривает по телефону, педагог (подчинённый), скорее всего, будет ждать на определённом расстоянии, пока он не закончит разговор. Но если разговор по телефону ведёт молодой преподаватель (подчинённый), директор (руководитель) может находиться около него («Стоять над душой»), всем своим видом показывая нетерпение и недовольство.

Вторая сторона невербальной коммуникации - это время. Приведённый выше пример показывает: педагог знает, что должен подождать, пока освободиться директор, но не может заставить своего руководителя ждать его. Потому, как себя ведёт опоздавший обучающийся - останавливается ли в дверях, затем доходит до середины кабинета и снова останавливается, ожидая приглашения присесть, или заходит в кабинет и направляется прямо к столу преподавателя, - педагог может определить его статус в данной учебной группе, образованность, степень уверенности в себе.

Время также играет немаловажную роль в определении, кто первым садиться, начинает говорить, встаёт, кому принадлежит последнее слово.

В некоторых странах значение имеют времена года, а не часы. Задания выполняются к определённому времени года, а не к точному времени.

В некоторых странах Ближнего Востока или Латинской Америки российские бизнесмены сталкиваются с множеством проблем, пытаясь привить местным жителям понятие точности времени. Люди, живущие там, не понимают необходимости точности: «Какая разница, придёшь ли ты в девять или в десять часов, всё равно ведь придёшь?» Это, всем известный «синдром завтрашнего дня», который означает: завтрашний день наступит совсем скоро, так зачем спешить сегодня? [6, c. 85]

Точность во времени (пунктуальность) - это особенность западной культуры, вызванная, прежде всего промышленным производством. Народы, не вовлечённые в производство, не ощущают необходимости и потребности в точности. Большинство людей этих народов не возражают работать полный рабочий день, им просто не удаётся приходить к точно назначенному времени. Им предлагается гибкий график работы, чтобы человек, пришедший позже, мог задержаться на работе подольше.

Приведённый выше пример всего лишь призван помочь нам осознать, что некоторые проблемы возникают не из-за хорошего или плохого стиля преподавания, а являются результатом прирождённых культурных (традиционных) моделей поведения, избавится от которых или изменить которые очень тяжело.

Одни обучающиеся - мигранты осваивают учебный материал быстро, другие - медленно. Некоторые преподаватели начинают терять терпение, когда кто - то говорит медленно. Им приходиться контролировать себя, чтобы не «договаривать» за учеником начатое, считая, что они точно знают, что именно хочет сказать обучающийся - мигрант. Чтобы предотвратить недовольства задумайтесь над тем, что в вас нравится и не нравится обучающимся, и попытайтесь не судить учеников несправедливо или очень строго, основываясь только на собственных пристрастиях и представлениях.

Третья сторона невербальной коммуникации - внешний облик. То, как мы (преподаватели) выглядим, часто показывает, какого мы мнения о себе, кто мы такие. В понятие внешности включаются многое: и позы, и походка, и манера одеваться, и причёска, и макияж.

Помните, первое впечатление - самое яркое и запоминается надолго, если не навсегда. И вас будут помнить обучающиеся именно таким, каким увидели впервые. Ваши позы и походка настолько важны для внешнего облика, что о них тоже стоит поговорить. Двигаетесь вы уверенно или робко? Стоите выпрямившись или сутулясь? Плохо сидящая одежда, растрёпанные, неухоженные волосы, необработанные ногти рук, размазанная или полустёртая губная помада, галстук в пятнах, вылезающая из брюк (юбки) рубашка - всё это послания, отправляемые вами окружающим, в том числе и вашим ученикам. Неряшливость есть выражение личности. Из - за неё ученики могут сделать вывод о несобранности ваших мыслей, небрежности в стиле вашего преподавания и общей надёжности - и всё это лишь из - за внешности. «Если педагог не может справиться с самим собой, - говорят коллеги, - как же он будет руководить группой обучающихся?» Однако кому - то, возможно, придётся по душе не формальность вашего внешнего облика. [6, c. 87]

Мы гораздо чаще судим о человеке по его внешности, чем можем дать себе в этом отчёт. Головы у нас забиты представлениями о том, что допустимо, а что нет, и мы стараемся подогнать своих учеников, да и коллег под эти категории. Для большинства полезно составить мнение о том, как, по их мнению, следует выглядеть обучающимся и коллегам, чтобы не воспринимать внешний облик окружающих субъективно. И здесь вновь возникает вопрос о различиях в культурно - национальных нормах. Удивительно, но нормы чистоты и опрятности не всеми воспринимаются одинаково. Например, одни принимают душ ежедневно, а другие моются только раз в неделю.

Внешность также имеет отношение к крайностям в моде. Вспомните, с каким негодованием воспринимались молодые люди с длинными волосами во времена «Битлз», «Дип пёрпл», « Роллинг стоунз» (нас с уроков посылали стричься). Молодёжи свойственно следовать крайностям моды, но вы, будучи преподавателем, должны установить стандарты того, что можно, а что нельзя надевать в техникум. Но только отдавайте себе отчёт, на чём вы основываетесь.

Четвёртая сторона невербальной коммуникации отражено в жестах. О жестах важно помнить следующее: ни один жест не имеет значения отдельно от других, но те модели, в которые складываются жесты, имеют вполне конкретные обозначения. Если вы говорите «Я очень расстроен» и при этом улыбаетесь или топаете ногой, одновременно произнося «Я не сержусь», мысль теряет смысл, потому что жесты не сочетаются со словами. [6, c. 88]

Ниже приводятся обобщения значений различных жестов. Было бы замечательно, чтобы вы понимали, что любой жест в отдельности означает не так много. Итак, наиболее признанные и апробированные значения разнообразных жестов и телодвижений: [6, c. 88]

  1. Обучающийся, когда говорит, рукой прикрывает рот - ложь или неуверенность.

  2. Покачивание ногой - хандра и усталость.

  3. Обучающийся грызёт авторучку или карандаш, - недостаток в информации, взволнованность.

  4. Обучающийся отводит взгляд - пытается что-то скрыть.

  5. Потирает нос - выражает несогласие со сказанным.

  6. Протирает глаза или трёт уши - показывает свои сомнения.

  7. Дёргает себя за ухо - желание перебить.

  8. Рукой потирает шею - ждёт реальных гарантий.

  9. Сжимает с силой кисть рук - выражает озабоченность и обеспокоенность.

10. Сжимает с силой кулак - показывает озлобленность и готовность к борьбе.

11. Жест с указательным пальцем - желание вас упрекнуть или укорить.

12. Сползает на самый край стула - показывает, что он готов к действиям.

13. Сидящий на стуле студент делает наклон вперёд, - показывает согласие с вами.

14. На груди, скрещенные руки - выражение нежелания.

15. Артистичное расстёгивание своего пиджака, потягивание с выпрямлением руки или ноги - желание открыться.

16. Нога расслаблена и болтается - показывает беззаботность.

17. Прямая спина, прижатая к спинке стула - многозначительность, превосходство.

18. Руки, скрещенные за спиной - чувство своей значимости.

19. Крепкое сжимание ладоней - сдержанность.

20. Большими пальцами оттягивает подтяжки или ремень - всё контролирую.

21. Непроизвольно кашляет - нехорошее предчувствие.

22. Специально кашляет - предостерегает от неверных шагов.

23. Направленные вверх сцепленные руки - чувство гордости.

24. Многократное протирание ладоней - что-то ожидает.

25. Ступни ног повёрнуты по направлению к дверям - желание покинуть помещение.

26. Одна рука положена сверху другой на одном из колен - чрезмерная уверенность.

27. Под себя поджимает ногу - комфортность и покой. [6, c. 89]

Обучающийся возможно, лжёт, если часто моргает, прикрывает рот рукой, облизывает губы, покашливает, постоянно сглатывает слюну, покрывается потом, пожимает плечами.

Жесты могут иметь разное значение в различных национальных культурах. Например, молодая студентка азиатского или восточного происхождения воспитана так, что не может смотреть в глаза учителю, разговаривая с ним, особенно если это мужчина. А европейская женщина считает, что в процессе беседы нужно поддерживать контакт глазами. Контролируйте себя, чтобы предрассудки и пристрастия не мешали преподаванию.

Очень важно помнить, что невербальные сообщения воспринимаются, интерпретируются, получают должный ответ и сохраняются в памяти практически бессознательно. Мы черпаем информацию из невербального поведения, складывающегося в модели, которые мы узнаём и которым доверяем. Они - то и становятся основой для наших суждений. Важно обращать внимание на детали, которые бросаются в глаза, чтобы вместо неосознанного восприятия принимать сознательные решения относительно того, как на них реагировать.

Многих учителей - женщин воспитывали с мыслью, что необходимо скрывать чувство раздражения и неудовольствия, а педагогов - мужчин учили не показывать боли и ранимости.

Однако наши невербальные сообщения доходят до окружающих, и им становятся известны наши истинные чувства, хотя они и могут притворяться, что не замечают этого. Настало время, когда обучающиеся начинают демонстрировать эмоции, становиться более открытыми и экспрессивными. Что ж надо научиться позволять ученицам (девушкам) сердиться, а ученикам (юношам) - быть чувствительными. Пора преподавателям научиться осознавать невербальное поведение своих обучающихся и принимать его как единственно истинное выражение их человеческого «я».

2.2. Составные части активного слушания

Мы достаточно узнали о том, что вы видите и наблюдаете глазами. Теперь мы обратимся к познанию того, что вы слушаете. Наблюдение, как и многие другие действия человека, - является навыком, который можно развивать. Слушанье - это тоже навык, который можно совершенствовать и который следует научиться применять на практике каждому педагогу. Многие считают, что слушание является пассивным занятием. Так как, у них появляется скука (некоторые даже зевают) и они начинают быстро терять энергию, если только говорят не сами. Хорошее и правильное слушание всегда активно, оно настолько же захватывает и слушающего, и говорящего.

Первая составная часть активного слушания - выслушать полностью и терпеливо всё, что излагает обучающийся. Говорят, что такое слушание ради создания иллюзии «музыки» с помощью слов. Услышать только содержание того, что высказывает обучающийся - этого недостаточно. Просто необходимо ещё и услышать чувства и эмоции говорящего, которые придают чувственно - энергетическую окраску тому, что он рассказывает.

Вторая составная часть - ответная реакция на чувства, излагаемые учеником, вы как бы говорите ему: «Я всё слышу». Оказывается, просто недостаточно уловить выражаемые им чувства. Необходимо ответить на них, чтобы рассказывающий знал, его слушают. Бывает так, что содержание сказанного не так важно, как чувства, которые хочет донести до вас студент. Например, учащийся говорит: «Я готов закинуть куда-нибудь этот тяжёлый учебник!». Давать ответ на эту фразу было бы смешно, но здесь выражены человеческие чувства, и они важны. Подходящим высказыванием, в этой ситуации, могло бы быть, например такое: «Вы, наверно очень утомились или просто расстроились». [6, c. 92]

Третья составная часть активного слушания является внимательность преподавателя, который реагирует на все сигналы, используемые студентом для передачи своего выступления. Эти сигналы могут быть как вербальными, так и невербальными. Индивидуальный язык жестов и телодвижений, тон и интонация голоса, выражение лица и характерные мимические образы тоже являются составляющими частями сообщения.

Активное слушание - это конечно особый навык, и его можно совершенствовать. Без преувеличения, надо отметить, что у всякого человека есть скрытые способности для развития этого навыка. Но сначала нужно захотеть стать достаточно открытым для мнений других людей (обучающихся, коллег и руководства, в том числе) и рискнуть, подвергнуться психологическим изменениям, которые неизбежно происходят в результате такой открытости. Замечательный способ проверить, как вы умеете слушать, - попытайтесь перефразировать сказанное обучающимся, причём текст надо правильно выразить в словах, и при этом сохранить подразумеваемый или скрываемый подтекст. Так вот, проверить себя вы можете так, например, подчеркнув: «Вы говорите, что … », и повторить, желательно точно, сказанное обучающимся. [6, c.93]

Активное слушание имеет значение для всех видов коммуникации - происходит ли она, по - восходящей линии, по- нисходящей или на горизонтальном уровне.

Коммуникация по восходящей линии имеет место, когда вы говорите с директором учебного заведения или другими представителями педагогического руководства, направляете им, докладные или отчёты, готовите претензию для высших чинов образования. Коммуникация по нисходящей линии - это ваши беседы с обучающимися (студентами), лаборантами, мастерами, обращения или объявления для них, оценка их работы. Горизонтальная коммуникация включает в себя взаимоотношения с людьми вашего уровня: коллегами - преподавателями[6, c. 93].

Всегда помните, что хорошая коммуникация - это и ключ к руководству группой обучающихся, и ключ для общения с директором вашего образовательного учебного заведения. Для того чтобы получить информацию и передавать её, нужно хорошо владеть навыками межличностного общения. Хороший педагогический руководитель считает любого преподавателя, независимо от положения и должности, достойным внимания и способен найти в каждом то, что стоит выслушать.

Итак, будьте преподавателем, который заботиться как о том, что подумают стоящие выше, так и о том, что нужно обучающимся, лаборантам и мастерам. Плюс станьте хорошим коллегой для педагогов, находящихся на вашем уровне. Слушайте одинаково открыто, охотно и активно и своего руководителя учебного заведения, и своих коллег, и своих учеников.



  1. Крушение препятствий эффективного слушания



Причина того, что большинство педагогов, на самом деле не слушают, заключается в следующем: если бы они это делали, то были бы «открыты» для новой информации, для восприятия того, как видят мир их ученики, и в соответствии с этим новым знанием им пришлось бы изменить собственные представления и ранее приобретённые убеждения. Но большинству преподавателей не нравится менять привычный образ мыслей. Проще опираться на известное, привычное, чем экспериментировать с новыми рамками познаний.

Можно выделить девять препятствий, которые мешают эффективному активному слушанию и в разной степени ведут к возникновению конфликта:

  1. Физические неудобства. Холод, зной, усталость или зубная боль не дают возможность слушать и уделять должное внимание обучающемуся.

  2. Отвлечение. Звонки мобильных телефонов, постукивание по компьютерной клавиатуре, шум вентилятора и другие внешние раздражители, которые отвлекают вас от хода урока.

3. Голова занята другими проблемами. Мысли, о каких-то проблемах, срочных делах или ожидании важного телефонного звонка могут отвлекать педагога, настроенного на проведение урока.

4. Предварительно заготовленные ответы. Ответы - заготовки на реальные проблемы учеников или попытки быстро отнести эти проблемы к той или иной категории мешают ученикам внимательно слушать.

5. Предвидение скуки. Ожидание скуки от общения с определёнными обучающимися (двоечниками) означает, что вы заранее пытаетесь отделаться от них, даже не дав им ни единого шанса.

6. Само-озабоченность. Излишняя занятость собой и своими проблемами мешает доверительному общению на уроке.

7. Иллюзия персоны. Предположение, что ученик говорит о вас, хотя это совсем не так, сужает полноту вашего восприятия текущих ответов обучающихся.

8. Отношение к обучающемуся. Ваша очевидная симпатия или такая же неприкрытая неприязнь к обучающемуся может испортить активное слушание, т. е. просто ваша необъективность - это помеха слушания.

9. Выборочное слушание. Частичное восприятие того, что говорит вам ученик или коллега, по причине полного отличия ваших личных взглядов или мнений, с убеждениями собеседников ведёт к игнорированию всей беседы, потому что мнение ученика или коллеги для вас уже не имеет никакого значения. [6, c. 91]

Поставьте себя на место ученика, говорящего с великим учителем (начальником) и видящего в его поведении некоторые из перечисленных выше препятствий. Один выдержит, второй сделает вид, что не замечает, а третий …

Серьёзно задумайтесь!

2.4. Поучительные советы и утешительные выводы


  • Используйте свой острый ум на то, чтобы всем понравиться, а не на то, чтобы невзначай кого - то оскорбить.

  • Имейте в виду, что ученик правдив настолько, насколько он умён.

  • Не пытайтесь обращаться с предложениями, которые почти наверняка не могут быть исполнены.

  • Выработайте в себе замечательный талант - ненавидеть - благовоспитанно, а любить - в меру осмотрительно.

  • Освойте манеру говорить с подчинёнными (обучающимися, лаборантами, мастерами) без заносчивости, а с руководством - уважительно, без чрезмерного волнения и достаточно непринуждённо.

  • Попытайтесь увидеть своего ученика не только зрением, но и умом и сердцем.

Все образовательные учреждения в нашем техногенном мире, всё чаще применяют различные компьютерные технологии, Интернет, интерактивные доски и другие кибернетические устройства. Всё шире внедряется дистанционное образование, всё меньше времени педагог что-то объясняет, а зачем, если в каждом кабинете есть мультимедийная установка. Ведь она, не только всё покажет, но и расскажет, правда чужим, монотонным голосом. А что обучающиеся? Слушают и переписывают формулы, определения, основные понятия с экрана проектора. А где же живое общение преподавателя и обучающегося? Ведь именно оно всегда считалось важнейшим качеством педагога, без которого учитель не учитель, а обучающихся «мучитель». Именно, этому основному навыку педагога и посвящена данная работа. Каждый преподаватель, который освоит предложенную методику, почувствует уверенность и свободу в межличностном общении и как результат, обязательно - рост профессионального мастерства и педагогической карьеры в целом.

Желаю успехов в преподавательской деятельности!



Литература



1. Дендеберя Е. В. Как поднять самооценку. Серия «Психологический практикум». - Ростов н/Д; Феникс, 2003.

2. Джон Кехо, Подсознание может всё! / Д.Кехо ; пер. с англ. - Минск; «Попурри», 2009.

3. Марк Салем, Как читать человека: пер. с англ. Б. Каратаева. - Белгород: ООО «Книжный клуб» «Клуб семейного досуга», 2008.

4. Шапарь В. Б., Тимченко А. В. По ту сторону стереотипов поведения. - Харьков: «Прапор», 1997.

5. Шапарь В. Б., Тимченко А. В. Сотвори себе кумира. - Харьков: «Прапор», 1997.

6. Шапарь В. Б. Курс практической психологии. - Белгород: ООО «Книжный клуб» «Клуб семейного досуга», 2009.


© 2010-2022