• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему Формирование исследовательской и проектной деятельности педагога в условиях перехода к новому качеству образования

Статья на тему Формирование исследовательской и проектной деятельности педагога в условиях перехода к новому качеству образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья учителя православной культуры Махониной О. С.

по теме «Формирование исследовательской и проектной деятельности педагога в условиях перехода к новому качеству образования»


Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, потребовали в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место в мировой и отечественной педагогической практике, принадлежит сегодня методу проектов. Учить православной культуре на уроках так же, как умению делить и умножать, невозможно. Поэтому я почувствовала, что мне не хватает творческого общения с детьми, не ограниченного рамками уроков. Проанализировав возможные формы и методы работы с учащимися, я выбрала метод проектов.

В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи (1859-1952). В России эти педагогические идеивпервые реализовал на практике русский педагог Станислав Теофилович Шацкий ещё в 1905 году.

Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед.

Так что же приносит метод проектов в образование?

Практическая связь между учебной и внеучебной деятельностью в корне меняет содержание учебного процесса и мою позицию как учителя, т.к. я перестаю быть просто предметником, а становлюсь разносторонним консультантом.

Работая в данном направлении я ставлю перед собой следующие цели:

  1. научить учащегося самостоятельно достигать намеченные цели;

  2. сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта;

  3. развивать навыки работы и делового общения в группе, умение видеть себя со стороны как человека способного и компетентного;

Элементы проектной деятельности присутствуют на уроках уже в начальной школе. В среднем и старшем звене в сентябре объявляю тему, и с этого момента начинается маленькое «чудо». Мы начинаем искать, обсуждать, спорить, делиться опытом, встречаемся с очевидцами, организуем паломнические поездки, как продукт нашей деятельности в итоге появляется презентация, фотомонтаж или видеофильм.

Я работаю по программе Л. Л. Шевченко, согласно которой выделяется 2-3 часа в год в каждом классе на региональный компонент. Именно эти часы я использую для уроков-конференций, отчетов творческих групп по проектам. Немаловажным является то, что каждый ученик класса принимает участие в подготовке исследования, поэтому «спящих» и «равнодушных» на таких уроках нет.

Работая над проектом мы проходим три основных этапа:

1. Организационно-подготовительный

Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3.Итоговый.

Приоритет в работе я отдаю групповым проектам, так как:

  • У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

  • Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

  • В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Использование проектной технологии позволяет мне добиваться результатов. Мои ученики стали активно и успешно принимать участие в конкурсах различных уровней.

В 2009 году мы заняли первое место в районном конкурсе научно-исследовательских работ учащихся «Духовное возрождение моей малой родины», второе место в краеведческой олимпиаде, третье место

в детском открытом конкурсе информационных технологий «Моя православная родина», первое место в областном конкурсе «Свет, побеждающий тьму», где был представлен продукт нашей деятельности видеофильм.

В 2010 году на районный конкурс «Десятая муза» был представлен фильм «Икона святителя Николая Ратного», который являлся итогом исследования, и также получил высшую оценку.

В 2011 году первое место в районном конкурсе научно-исследовательских работ «Роль священника в моей жизни», второе место в районном творческом конкурсе «Православные традиции и моя семья». В 2009 году впервые прошла олимпиада по православной культуре, и уже тогда два моих ученика стали победителями. А в 2010 году было уже три победителя и один призер.

В 2012 году первое место в областном этапе олимпиады по православной культуре, второе место в областном этапе конкурса видеофильмов «Десятая муза».

Формирование нравственных основ духовной жизни подрастающего поколения является важнейшим условием устойчивого развития России, гарантией сохранения ее истории, культуры, традиций. Всё в образовании преломляется через личность учителя.

Насколько эффективным будет процесс воспитания, формирования нравственно устойчивой личности зависит от нас с вами, уважаемые коллеги.


© 2010-2022