• Преподавателю
  • Другое
  • Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ИРБИТСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Раздел 1.Общение и обучение в сестринском деле

МДК 01. Теория и практика сестринского дела

Тема 1.1 Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом




Профессиональный модуль


«ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

«МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»





ТЕМА

«История развития сестринского дела»



Информационно методический блок

теоретического занятия для преподавателя

По специальности:

31.02.01 «Лечебное дело» - СПО углубленной подготовки - очная форма обучения

31.02.02 «Акушерское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

34.02.01 «Сестринское дело» - СПО базовой подготовки - очная форма обучения

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела




ИРБИТ

2015


История развития сестринского дела: методическая разработка теоретического занятия: ПМ.04;05; 07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными», Раздел 1. Общение и обучение в сестринском деле, МДК.01 Теория и практика сестринского дела; /- Ирбитский филиал ГБОУ СПО «СОМК», 2015 - 13стр. / 2756 слов.

Рассмотрено и одобрено

ЦМК КДСД

Протокол №

от « » 2015 года

Председатель

Н.Г. Киселёва



Методическая разработка теоретического занятия «История развития сестринского дела» составлена в помощь преподавателям ПМ 04;05;07; «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» при подготовке и проведении теоретического занятия. Содержание методической разработки соответствует требованиям ФГОС и рабочей программе профессионального модуля.

Методическая разработка по теме «История развития сестринского дела» составлена преподавателями профессионального цикла Ирбитского филиала ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»- Е.Е Буньковой, М.М. Гусаровой

















Технологическая карта


ПМ. 04;05; 07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по

уходу за больными»

МДК.01 «Теория и практика сестринского дела»

Тема 1.1 Становление и развитие сестринского дела в России и за рубежом

Тема занятия: «История развития сестринского дела»

Тип занятия: лекция

Форма занятия: лекция - визуализация

Продолжительность - 2 часа (90 минут)

Образовательные цели занятия:

Студент должен уметь:

  • Анализировать информацию и выбирать главное

  • Использовать полученные знания для написания учебно-исследовательской работы

Студент должен знать:

  • История сестринского дела как часть истории человечества.

  • Источники информации о сестринском деле.

  • Сестринское дело в памятниках литературы и искусства.

  • Влияние христианства на развитие сестринского дела.

  • Три фольклорных образа сестры милосердия.

  • Ф. Найтингейл (1820 - 1910) - основоположница сестринского дела. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл.

  • История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

  • Роль Анри Дюнана в создании Международной организации помощи жертвам войны.

  • История создания и задачи Всемирной организации здравоохранения.

  • Международные сестринские организации.

Цели воспитания и развития:

  • Воспитывать у студентов честность, исполнительность, добросовестность, ответственность, умение управлять эмоциями, чувство долга

  • Формирование профессиональных и общих компетенций в части освоения основных видов профессиональной деятельности:

ПК 1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 2

Соблюдать принципы профессиональной этики

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК..5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК. 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


методы обучения:

  • Информационно - развивающие (объяснение, беседа, демонстрация)

Обеспечение занятия:

1. Методическое обеспечение занятия:

  • рабочая программа ПМ. 04; 05;07 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

  • КТП на III семестр по ПМ. 04;05; 07

  • методическая разработка теоретического занятия для преподавателя

2. Наглядные пособия:

  • слайды мультимедийной презентации «История развития сестринского дела»

  • рисунки

  • видеофильм «Флоренс Найтингейл»

3. ТСО:

  • компьютер

  • проектор мультимедиа

  • телевизор

  • видеопроектор

4. Средства обучения:

  • словесные

  • наглядные

5.Список используемой литературы:

Основная:

  • Иванюшкин А.Я. Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела, Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ 2003

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Общий уход за больными Москва, «АНМИ» 1997

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела 1 часть. «Исток», Москва, 1996

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела 2 часть. «Исток», Москва, 1998.

  • Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. «Медицина», Москва, 2001.

  • Мухина С.Н, Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету: «Основы сестринского дела» - «Родник», Москва, 1998.

  • Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского ухода. Серия: Медицина для вас. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002.

  • Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» под общей редакцией КМН А.И. Шпирна Москва, ГОУ ВУНМЦ 2003

  • Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2001.

  • Яромич И.В. Сестринское дело, Минск, «Высшая школа» 2003

Дополнительная:
  • Научно-практическое объединение: Медицинская энциклопедия, «Крон-пресс» Москва 1994

  • Справочник медсестры по уходу за больными Москва, «Медицина» 1993

  • Справочник медицинской сестры (в 2-х томах), Москва, Новая волна, «Оникс» 2000

СИнформационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского делахема интеграционных связей:

Выход

Истоки межпредметные

История медицины

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

История



Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Биомедицинская этика

Основы философии

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Истоки внутрипредметные

МДК. 01

«Теория и практика сестринского дела»

УП, ПП, стажировка, ГИА


Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Информационно методический блок для преподавателя по теме История развития сестринского дела

Исследовательская деятельность студента



















План проведения занятия

№ п\п

Этапы


Задание и

рекомендации

Формируемые компетенции

(проявление признаков)

Хронометраж

1.

Организационный

Выявление отсутствующих, выявление причин. Проверка внешнего вида, устранение недостатков.

Готовность студентов к занятию.


ПК. 2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

ОК. 1 Отсутствие опозданий и пропусков по неуважительной причине

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

ОК. 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда

1

минута

2.

Сообщение темы, мотивация, определение целей

Сообщение темы занятия, постановка цели и её мотивация.


ПК. 2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

Мотивация на самостоятель- ную деятельность.

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

2

минуты

3.

Изложение нового материала








использование мультимедийной презентации, видеофильма

Основные вопросы изучаемой темы:

  1. Ф. Найтингейл (1820 - 1910) - основоположница сестринского дела.

  2. Международное признание деятельности Флоренс Найтингейл.

  3. История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

  4. История создания и задачи Всемирной организации здравоохранения.

  5. Международные сестринские организации.

ПК. 2 Ориентация в профессиональном поле

80

минут

4.

Закрепление и систематизация изученного материала


Собеседование по основным вопросам:

  1. Основоположница сестринского дела в мире.

  2. Охарактеризуйте вклад Флоренс Найтингейл.

  3. Принципы международной организации Красного Креста и Красного Полумесяца.

  4. Задачи Всемирной организации здравоохранения.

ПК.1. Умение использовать элементы эффективного общения

ПК.2 Готовность и способность к социальному взаимодействию

Ориентация в профессиональном поле

ОК 1. Участие в проектах профессиональной направленности

ОК 3. Инициативность и ответственность

ОК. 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития. Мотивация на самосовершенствование.

ОК. 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

ОК.13 Вести здоровый образ жизни для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5

минут



5.

Задание на дом

Подготовить тематическое сообщение, презентацию по одной из следующих тем:

  1. «Зарождение сестринского дела»

  2. «Деятельность сестер общин милосердия»

  3. «Основоположники сестринского дела в России»

  4. «Деятельность Флоренс Найтингейл»

  5. «Деятельность Елизаветы Федоровны Романовой»

  6. «Заслуга Н.И. Пирогова в развитии женской сестринской помощи в годы Крымской войны (1853-1856г.г.)»

  7. «Деятельность сестер милосердия на театре военных действий»

  8. «История зарождения Международного комитета Красного Креста»

  9. «История создания Российского общества Красного Креста»

  10. «Система подготовки сестринского персонала в России в настоящее время. Перспективы дальнейшего развития сестринского дела».

ОК 2. Своевременное и качественное выполнение заданий;

адекватная самооценка результатов деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач

ОК. 5Использовать информационно-коммуникационные технологии в проф. деятельности.

ОК.10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа

ОК 11 Быть готовым брать на себя ответственность за свои результаты деятельности

2

минуты



ТЕМА: «История развития сестринского дела »


Медицина не имеет смысла без такой профессии как медицинская сестра. Это первая помощница врача. Врач всегда спокоен, когда больные остаются на попечении опытной медицинской сестры. Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не случайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ древнеегипетской культуры «Семь заповедей истинного милосердия» гласит: «Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мёртвого». Особенно много для больных сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жалость к человеку. Эти чувства всегда были присущи к людям.

Профессия медицинской сестры очень трудна. К избравшим её предъявляются, как минимум, четыре вида требований: профессионализм, физическая выносливость, порядочность и постоянное совершенствование умений и знаний.

Знания традиций сестринского дела является важным фактором формирования ценностных ориентаций сестринского персонала, залогом дальнейших, позитивных перемен в этой специальности.

Наш урок посвящен страницам истории сестринского дела, как самостоятельной науки. Цель урока - расширить ваши знания об истории сестринского дела.

После изучения темы мы с вами должны знать:

  • Основоположников сестринского дела

  • Историю становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.

  • Историю создания и задачи Всемирной организации здравоохранения.


Английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл (1820-1910).

Родилась Флоренс Найтингейл во Флоренции, в аристократи­ческой английской семье. Она получила блестящее образование, была сведуща в философии, иностранных языках и других свобод­ных искусствах. Флоренс много путешествовала, изучала организа­цию госпиталей и существовавшие в них порядки. В то время про­фессия медсестры была неуважаема в обществе. Сестрами в госпи­талях становились представительницы низших слоев общества, плохо образованные и нередко занимающиеся противозаконной криминальной деятельностью. Врачи считали медсестер девушками для приготовления пищи и наведения порядка. Ухаживая за больными, в своей семье, Флоренс все больше убеждалась в необхо­димости специального образования для организации и исполнения ухода за больными.

Вся дальнейшая жизнь этой замечательной женщины была по­священа развитию сестринского дела.

Флоренс Найтингейл явилась создателем научной системы ухода за больными и ранеными. В своих знаменитых "Записках об уходе" Флоренс обобщила и систематизировала все накопленные до нее знания и опыт сестер милосердия, "вся вековая тина осела на дно и сверху мы видим прозрачное зеркало кристаллически чистой воды, из которой можно черпать без всякого труда". Уход за боль­ными - наука и одновременно искусство, требующее специальной подготовки. Дело сестры милосердия, считала мисс Найтингейл, - спасать не только физически, но и духовно. Состояние больного можно улучшить, воздействуя на его окружение. Медсестры стали проявлять инициативу и стараться активно повлиять на ход болез­ни, обеспечивая свежий воздух, здоровое питание, чистоту тела, досуг, а так же широкое образование населения по вопросам здоро­вья и болезни.

Флоренс утверждала, что сестринское дело - это не только уход за больным, но и оказание помощи людям в налаживании нормаль­ного образа жизни. "Следить надо за здоровыми, чтобы они не ста­ли больными", - писала мисс Найтингейл. Но для этого необходимы научные знания. Например, до того, как люди узнали о бактериях и микробах, одну кровать использовали для нескольких больных без смены белья, "от дурной язвы перейдут к перевязыванию чистой, не умывая рук", - с возмущением писала Флоренс Найтингейл. Боль­ница порождала столько же болезней, сколько и лечила. Приобре­тенными там болезнями были и пневмония, и сепсис, и лихорадка... Мисс Найтингейл определила причины этого явления: неправиль­ное расположение помещений, скученность больных, недостаток вентиляции, света. Она искала и пути их устранения, чертила пла­ны, подбирала гигиенические материалы для стен и полов. Такой взгляд требовал и новых медсестер - интеллигентных, образован­ных, мыслящих, ответственных.

День 24 июня 1860 года стал знаменательной датой в истории Англии. В этот день в больнице Сен-Томас была открыта школа сестер милосердия под руководством Флоренс Найтингейл. Из тысячи претенденток были приняты только 15 девушек. Мисс Найтингейл разработала для этой школы детальный план обучения, распорядок дня для слушательниц и правила их поведения. Следуя ее заветам, выпускницы школы разъезжались в разные уголки мира и становились директорами медицинских школ.

Но всемирную неувядаемую известность мисс Найтингейл приобрела во время Крымской компании (1854-I856 г.). Ознакомившись с печальным положением полутора тысяч больных и раненых воинов в военных госпиталях, она с тридцатью"дамами высокой души" отправилась сначала в Скутари, затем в Балаклаву и ввела столь превосходные порядки в деле ведения раненых, что существовавшая до нее ужасающая смертность с 50-ти процентов уменьшилась до 2-х, за счет внедрения принципов гигиены и пита­ния. Именно в период Крымской войны Флоренс Найтингейл ста­новится известной под именем "Леди с лампой". Часто вечерами она обходила раненых солдат, заботясь о них, и у нее в руках была лампа. Лонгфелло обессмертил имя Флоренс в своей поэме "Святая Филомена". "Какое облегчение, - писал один из солдат домой, -приносит даже то, что она просто пройдет мимо. Заговорит с кем-то, кому-то кивнет или улыбнется. Но, понимаете, она могла бы и не делать этого, ведь лежат нас здесь сотни. Нам было достаточно просто поцеловать упавшую рядом ее тень, и мы могли откинуться на подушки вполне удовлетворенные".

Благодарные соотечественники собрали в ее честь капитал в 50000 фунтов стерлингов, которые Флоренс Найтингейл использо­вала для обучения медсестер.

Идеи и практическая деятельность мисс Найтингейл помогли поднять престиж работы медсестры, оформиться сестринскому де­лу в качестве самостоятельной профессии. В 1919 году Лига Меж­дународного Красного Креста учредила медаль имени Флоренс Найтингейл, как высший знак сестринского отличия, присуждае­мый 1 раз в два года в день ее рождения - 12 мая (международный день медсестры) - только "за исключительные заслуги в сестрин­ском деле, вызывающие восхищение всего человечества".

Деятельность Н.И. Пирогова и руководимых им сестер Крестовоздвиженской общины, а также пример Флоренс Найтингейл и ее отряда английских сестер милосердия произвели огромное впечат­ление на швейцарца, обыкновенного торговца, Анри Дюнана, у ко­торого возникла мысль об организации международной частной и добровольной помощи пострадавшим на войне, без различия их званий и национальности. В 1859 году Дюнан совершил поездку в Италию. В это время там шла война: соединенная франко-итальянская армия выступила против австрийцев.

Путешественник стал свидетелем ужасающей бойни - 40 тысяч раненых, умирающих в муках посреди поля боя, почти без медицинской помощи. Это произвело на Дюнана такое впечатление, что он бросил торговые дела и решил посвятить свою жизнь страдающему человечеству. Впечатлениями об увиденном он поделился в книге "Воспоминания о Сольферино" (1862 г.). Дюнан приходит к выводу о необходимо­сти создания международного союза защиты раненых и больных на войне. Так возникла организация, для которой в честь Дюнана был установлен опознавательный знак, похожий на флаг его Роди­ны - государственный флаг Швейцарии. Эмблемой общества помощи раненым стал красный крест на белом полотнище.

В октябре 1863 г. в Женеве состоялась международная конференция, на которой было принято решение об организации национальных комитетов помощи раненым и больным воинам во время войны. Такие комитеты предполагалось создать в каждой стране, а контакты между ними должны были осуществляться через Женевский комитет, который стал называться Международным комитетом Красного Креста (МККК). На конференции была провозглашена политическая нейтральность (неприкосновенность) санитарных отрядов и госпиталей, а для отличия медицинской службы приняты единый отличительный знак - красный крест - и единый флаг для всех полевых лазаретов и госпиталей (белый флаг с красным крестом).

При активном участии Международного комитета Красного Креста в Швейцарии в 1864 г. была подписана I Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Впервые в истории человечества провозглашена обязательность, оказания помощи всем раненым и больным независимо от принадлежности к какой-либо из сторон, а также неприкосновенность госпиталей, лазаретов и санитарного персонала.

Россия присоединилась к данной конвенции в 1867 г., в период реформ Александра II. Тогда же возник Российский Красный Крест. Уже в 1870 г. 30 русских врачей оказывали помощь раненым враждующих сторон в районе боевых действий франко-прусской войны.

Среди наиболее авторитетных международных организаций следует назвать Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную медицинскую ассоциацию, Международную больничную федерацию, Лигу Красного Креста, Международный Комитет Красного Креста, ЮНЕСКО, Агентство международного развития и другие.

На звание старейшей международной ассоциации и одновременно самой крупной международной организации в мире претендует Международный Совет медицинских сестёр (ICN), официально признанный в 1899 году.

В настоящее время ICN является федерацией национальных ассоциаций медицинских сестёр 39-ти стран. Руководящим органом является Совет национальных представителей, заседающий 1 раз в 2 года для разработки политики ICN. Текущую деятельность исполняет штат штаб-квартиры в Женеве (Kulde Vermont, 37). Шесть раз в год штаб-квартира издаёт на английском языке «Международный обзор медсестринского дела», призванный официальным органом ICN.

Задачи Международного Совета медсестёр:

  • содействие сестринскому образованию и сестринской практике;

  • совершенствование профессиональных стандартов;

  • развитие национальных ассоциаций;

  • улучшение социального статуса медицинской сестры.

В 1946 г. в Нью-Йорке была созвана международная конференция по здравоохранению.7 апреля 1948 г. считается днем создания Всемирной организации здравоохранения. В этот день вступил в силу Устав ВОЗ.

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения - специализированное учреждение ООН, основная функция которого состоит в решении международных проблем здравоохранения и охраны здоровья населения. С помощью этой организации, созданной в 1948 году, работники здравоохранения более 180 стран обмениваются знаниями и опытом для того, чтобы сделать возможным достижение всеми жителями Земли такого уровня здоровья, который позволит им вести жизнь, полноценную в социальном и экономическом отношении.

При ВОЗ существует европейское региональное бюро по сестринскому делу. ВОЗ оказывает помощь практически во всех областях сестринского дела: образование медсестры, социальное и экономическое благополучие медсестры, спонсорская помощь и содействие международным сестринским программам.

В ознаменование этого события 7 апреля объявлено Всемирным днем здоровья.



© 2010-2022