• Преподавателю
  • Другое
  • Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитанииСовершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании



Творческий отчёт

«Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода

в обучении и воспитании учащихся»

Заместитель директора по УР

МКОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева»

Кочеткова Татьяна Дмитриевна


Актуальность темы

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения современного качества образования. В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным ценностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся и воспитанников, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное содержание образования.

В контексте гуманистической педагогики необходима новая система теории и практики педагогического сопровождения образовательного процесса, которая является альтернативной авторитарному, а именно система педагогической поддержки личности. В контексте компетентностного подхода в образовании под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей на пути к успеху. Известно, что педагогическая поддержка представляет собой систему средств, обеспечивающих помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий (трудностей, проблем), самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности, то есть развитии ключевых компетенций.

В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность . Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и даст нам возможность сформировать у выпускника школы компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Перспективным, как мы считаем, компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».

Методологические положения.

Идея: создание условий для развития ключевых компетенций и компетентности в учебно - воспитательном процессе.

Цель: создание условий для совершенствования мастерства педагогов через интеграцию учебной и внеучебной деятельности, внедрение современных образовательных технологий

Задачи:

  • Поддерживать культурно-образовательные инициативы коллектива, осуществлять сопровождение исследовательской, проектной и инновационной деятельности, стимулировать творческую инициативу педагогов;

  • Создание условий для получения качественного образования, для профилактической работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся;

  • Выстраивание системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего периода становления личности

Для решения поставленных задач требовалось:

  • повышение мотивации обучения;

  • формирование навыков культуры умственного труда;

  • формирование системы общих и специальных умений и навыков;

  • формирование коммуникативных и рефлексивных навыков.


Ожидаемые результаты:

  • Повышение квалификации и наращивание кадрового потенциала в школе;

  • Положительное изменение качественных показателей труда педагогических работников и деятельности школы в целом;

  • Создание условий для изменения статуса учителя, перевод его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора.

Формы работы

Формы работы разнообразны и соответствуют содержанию работы, профессиональными возможностями, образовательными потребностями и интересами учителей. Их объединяем в шесть блоков:

Блок

Формы

1

2

Поисковая работа и научные исследования педагогов

Разработка и апробация авторских и вариативных программ, изучение теоретического материала по проблеме исследования, участие в научно-практических конференциях, семинарах, выступления по итогам исследований, написание статьи в журналах

Руководство поисковой работой обучающихся

Руководство предметными кружками, исследовательского сообщества обучающихся, рефератами; обработка материалов инновационной работы учеников, проведение консультаций учащихся, руководство работой одаренных учеников

Разработка методической документации

Работа по составлению учебных планов, программ, методических рекомендаций по организации и управлению образовательным процессом, методической работой; разработка экзаменационных материалов, анкет, различных положений (о смотрах, конкурсах, выставках и т. п., методик диагностики учащихся

Подготовка учебных аудио- и видеозаписей

Подготовка аудио- и видеозаписей уроков, внеклассных мероприятий

Повышение квалификации учителей

Круглые столы, индивидуальные консультации, авторские семинары, открытые уроки, взаимопосещения, работа с научно-методической литературой, наставничество, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта

Работа в творческой группе по сбору материалов с целью изучения инновационного опыта, систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности, оформление результатов исследования (доклад, брошюра, статья, наглядный материал), презентация, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс, мастер-классы, выступления на педсоветах, педагогические практикумы, встречи с творчески работающими учителями, создание информационной базы о передовом инновационном опыте.


Приоритетные принципы деятельности педагога

в логике компетентностного подхода.


  1. Эффективность (определяется уровнем образованности выпускников, соответствием уровня и содержания их подготовки потребностям и запросам общества, а также положительной динамикой всех показателей школы в целом и каждого обучающегося в отдельности).

  2. Надежность (определяется в реализации принципа преемственности и устойчивости образовательного процесса по ступеням обучения).

  3. Оптимальность (измеряется совокупностью затрат времени, сил и ресурсов в образовании).

  4. Объективность (отражает способность педагогического контроля точно передавать информацию о состоянии контролируемого объекта, процесса).

  1. Систематичность (характеризует проведение мониторинга на всех этапах педагогической деятельности).

  2. Дифференцированность (предполагает предоставление обучающемуся права выбора в заданиях и видах деятельности).

  3. Прогрессивность (обеспечивает улучшение показателей образовательного процесса).

  4. Интерактивность (подразумевает реализацию гуманизации и гуманитаризации образовательной среды).

10. Демократичность (предполагает право выбора участниками образо
вательного процесса своей позиции и участия в той или иной деятельности).

Компетенции выпускника школы:

  • Предметные знания соответствуют стандарту образования;

  • Способен и готов к самообразованию, умеет учиться;

  • Обладает общими умениями коммуникации, в том числе через различные средства общения и в разных формах;

  • Умеет решать проблемы познавательного, интеллектуального, социального, личного характера.

Компетентности педагогов:

  • Функциональная грамотность по предметным областям соответствующая требованиям стандарта образования.

  • Умение создавать информационно-коммуникативные среды, способствующие формированию способностей детей к учению и коммуникации.

  • Общие умения коммуникации.

  • Гражданское самосознание.

  • Культура и техники самовосстановления и здорового образа жизни.

Повышение квалификации сотрудников школы, направленное на:

  • удовлетворение потребностей педагогов в освоении современных образовательных технологий, получении знаний о новых достижениях в области педагогики, психологии, социологии, методики преподавания и других проблем образования;

  • удовлетворение нужд школы в квалифицированных специалистах по следующим направлениям:

  • Новые технологии преподавания предметов в начальной школе.

  • Современное качество образования.

  • Педагогика понимания.

  • Подготовка учителей и учащихся к прохождению итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

  • Использование информационно-коммуникационных технологий.

  • Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • Предпрофильная подготовка и профильное обучение.

  • Повышение уровня преподавания английского языка в начальной школе, средней и старшей школе.

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

- метод «создания воспитывающих ситуаций» - ситуаций свободного выбора поведения;

- метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам - «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету и т.д.);

- метод творческого поиска.

Теоретические аспекты.

Миссия школы - ответственная и инициативная деятельность участников образовательного взаимодействия и гуманистическое сотрудничество с целью раскрытия и успешной реализации личностного потенциала ученика в контексте изменившихся социально-экономических условий


Структуры управления образовательным процессом

Документы системы качества

Политика в области качества


Основания и база для оценки и обеспечения качества образования

Государственный образовательный стандарт; образовательные программы;

учебные планы; оценочно-критериальная система школы; нормы, закрепленные

в Уставе образовательного учреждения, в действующих нормативных документах


Процедуры, используемые для обеспечения качества образования

Аттестация учителей

Аттестация выпускников

Самообследование по качеству образования

Экспертиза инноваций, проектов, образовательных и учебных программ


Выполнение планов, решений, диагностика эффективности системы качества, состояния ее элементов

Реализация программ качества

Документирование хода и результатов процесса

Процессы, регулируемые системой качества


Ресурсы, обеспечивающие функционирование образовательного учреждения

Основные процессы: учебная работа; воспитательная работа; процесс текущего функционирования образовательной системы школы; процесс развития образовательной системы школы

Вспомогательные процессы: методическая и опытно-экспериментальная работа; деятельность в системе дополнительного образования; мотивационные процессы

Продукты интеллектуальной деятельности (методические и научные разработки и т.п.); статистика, банки данных; библиотечные фонды.

Результаты образовательной деятельности

Качество подготовки выпускников; выполнение учебного плана; удовлетворенность обучающихся качеством образования; личностные достижения учителей и обучаемых; влияние школы на другие образовательные и социальные системы; результаты инновационной деятельности; результаты хозяйственной деятельности; результаты внешней оценки деятельности образовательного учреждения, внешнего аудита качества образования

Процессуальный механизм.

Совершенствование качества образования

Качество целей

Качество условий

Качество образовательного процесса

Качество конечных результатов

Качество целей.

Цель и результат должны быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних параметрах, позволяющих проверить соответствие результата поставленной цели.

Качество условий

  1. Управленческие условия (оценка отслеживания результатов по эффективности исполнения функций: мотивационно-целевой, информационно- аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской контрольно-регулировочной и оценочно-регулятивной).

  1. Научно-методические условия.

  2. Материально-технические условия.

  3. Психологические условия.

  4. Санитарно-гигиенические условия.

Качество образовательного процесса

  1. Качество содержания образовательного процесса (инвариантный, вариативный и личностный уровни).

  2. Качество образовательных технологий (раскрытие потенциала ученика, содействие в самопознании и самореализации ученика, успешная социализация ученика, владение ключевыми компетентностями).

Качество конечных результатов

  1. Стабильность и положительная динамика состояния здоровья учащихся.

  2. Образованность ученика на основе его обученности.

  3. Воспитанность ученика.

  4. Компетентность подхода в образовательном процессе.

Организационный компонент работы над темой

Базовые основания совершенствования качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся:

  1. Программа развития МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».

  2. Перспективный план перехода школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

  3. Программа развития методической службы МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».

  4. Пакет нормативных документов и локальных актов, определяющих требования к качеству процесса и его результатам.

  5. Контрольно-измерительные материалы и процедуры мониторинга качества.

  6. Механизм освоения и практического использования научно-
    методических разработок и технологий повышения качества образования.

7.Система информационных технологий.

8.Имидж МОУ «СОШ №3 ст.Зеленчукской им.В.В.Бреславцева».

Условия, позволившие реализовать цель и задачи работы над темой

  1. Осознание педагогами потребности в повышении качества образования.

  2. Творческий потенциал педагогических работников.

  3. Приобщение педагогов к инновационной и исследовательской деятель ности.

  4. Техническое оснащение компьютерного кабинета.

  5. Развитие методического кабинета школы.

Индивидуально-личностные базовые навыки компетентности педагога, характеризующие его лидерские качества:

- приверженность образовательному учреждению - выражается в умении жертвовать своими интересами ради интересов учреждения, а также в готовности разделять ценности и цели учреждения, напряженно трудиться для всеобщего блага;

- работа с детьми и в интересах детей - проявление интереса к жизни коллег; искренняя поддержка (радость или сочувствие); проявление деликатности в общении; подчеркивание значимости и уникальности каждого. Педагоги должны верить, что они выполняют работу для себя, что это в их интересах, а не только в интересах учреждения.

- увлеченность и энтузиазм - это ключи к успешной деятельности педагога в сочетании с упорной работой, доминирующее конкурентное преимущество. Педагогу нужно любить то, чем он занимается.


- эмоциональный интеллект - уникальный ресурс и главная опора любого педагога. Базовой составляющей эмоционального интеллекта является понимание собственных чувств, умение управлять ими, умение распознать эмоции других людей и управлять ими.

- настойчивость - ярко выраженное стремление к профессиональному росту. Истинные профессионалы не позволяют себе ощущать самоудовлетворенность.

- устойчивость и широта жизненных ценностей обеспечивают признание, уважение и доверие со стороны учащихся, их родителей. Известно, что дети идут за лидером преданным и компетентным.

- личное обаяние как качество личности делает педагога более убедительным, располагает к открытому общению, привлекает к совместным делам, настраивает на позитивное отношение к выполнению поручений;

- стрессоустойчивость и всестороннее восприятие реальности достигает»

собственным поведением, уровнем самооценки и умением противостоя внешним и внутренним негативным явлениям. Безусловно, это не приходит само по себе, и компетентный учитель должен хорошо понимать, что только он сам сможет продлить профессиональное долголетие и быть востребованным успешным педагогом;

- интуитивность наряду с компетентностью позволяет учителю принимать объективные и обоснованные решения, своевременно предложить помощь или выразить недоумение, действовать уверенно, восприимчиво относиться к необходимым переменам;

- оригинальность в идеях и отказ от стереотипов в принятии решение

позволяет выходить за рамки существующих правил,

- уверенность учителя в делах придает особый настрой на работу.

Этапы работы над темой:

1 этап: 2010-2011 учебный год - подготовительный: включение участников программы в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их мотивационной, теоретической готовности к освоению проблемы.

2 этап: 2011-2014 учебные годы- практический: включение участников программы в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках программы.

3 этап: 2014 - 2015 учебный год - контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.

План основных мероприятий по реализации цели и задач.

п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика готовности учителей к реализации компетентностного подхода в образовательном процессе.

Сентябрь

2010.

Руководители ШМО

2.

Разработка программы по методической теме «Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода

в обучении и воспитании учащихся».

Сентябрь

2010г.

Рабочая группа

3.

Изучение разработанности темы в педагогической литературе.

Организация самообразовательной работы педагогов.

Октябрь-декабрь

2010г.

Педагоги

4.

Использование Интернет-ресурсов для освоения теоретических знаний по проблеме и знакомства с практическим опытом её решения.

2010-2011 год

Педагоги.

5.

Организация творческих групп педагогов по изучению и использованию опыта формирования ключевых компетентностей школьников.

Октябрь

2010г

Кочеткова Т.Д., рабочая группа

6.

Проведение методических семинаров:

  • Моделирование мотивации достижения успеха.

  • Приемы стимулирования школьников

  • Преемственность как условие достижения нового образовательного результата

  • Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся

  • Изучение личности школьника - важнейшее условие развития творческого потенциала учащихся

  • Приемы формирования информационной компетентности

  • Использование возможностей внеклассной и внеурочной деятельности для развития ключевых компетентностей школьников

Ноябрь 2010

Февраль 2010

Апрель 2011

Октябрь

2011

Ноябрь 2011

Декабрь 2012

Февраль

2013

Руководители ШМО

Участники временных творческих групп.

Методические оперативки по теме «Ознакомление с новыми технологиями обучения и внедрение их в учебный процесс».

1 раз в четверть

Кочеткова Т.Д.

3.

Старт конкурсов для учащихся:

-конкурс на лучшую исследовательскую работу,

-конкурс компьютерных презентаций.

- конкурс «На просторах Интернета» -конкурс лучших проектов

-конкурс «Очумелые ручки»

-конкурс «Ученик года»

Апрель 2011

Март 2012

Январь 2013

В течение всего периода реализации программы

Кочеткова Т.Д.

4.

Старт конкурсов для педагогов:

- Открытый урок с применением ИКТ -конкурс компьютерных презентаций урока

-смотр- конкурс учебных кабинетов.

2012

Октябрь

Август

Кочеткова Т.Д.

5.

Проведение уроков в компетентностном режиме

В течение всего периода реализации проекта

Руководители ШМО.

Педагоги.

6.

Освоение и использование современных образовательных технологий для развития компетентностей школьников

В течение всего периода реализации программы

Руководители ШМО, учителя.

14.

Анализ деятельности ШМО учителей школы за 2010-2011,2011-2012, 2012-2013, 2013-2014, 2014-2015 учебные годы по реализации темы.

Июнь

Руководители ШМО

15.

Выявление положительного педагогического опыта по формированию ключевых компетентностей школьников, презентация педагогических достижений «Успехи педагога и его воспитанников как следствие реализации компетентностного подхода в образовательном процессе».

Август 2015 года.

Кочеткова Т.Д., руководители ШМО.

7.

Проведение педсовета:

Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога

Новации и псевдоновации - подменное творчество и ремесленные подделки

Школа, в которой обучают искусству жить

Дальнейшее развитие технологии системно-деятельностного компетентностного подхода в обучении и воспитании.

Дальнейшее развитие технологии системно-деятельностного компетентностного подхода в обучении и воспитании учащихся.

«Инновационная педагогическая деятельность учителей в рамках компетентностно-ориентированного обучения».

Декабрь 2010

Май 2011

Март 2012

Май 2012

Январь 2013

Кочеткова Т.Д., ШМО.

Проведение методсовета:

-Проектно-исследовательская деятельность в современной школе.

-Учебно - познавательная компетентность школьников

-Перспективные школьные технологии.

-Компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся

-Развитие творческих способностей школьников. Работа с «одаренными» детьми в школе. Первые успехи.

-Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах. Современные подходы.

-Реализация компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе: опыт, проблемы, перспективы

- Новые технологические процессы как одно из необходимых условий эффективной инновационной работы школы.

-Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второгопоколения

-Развивающая образовательная среда

главное условиеуспешной реализации ФГОС

-Повышение мотивации и познавательной активности у обучающихся методическими средствами

Ноябрь 2010

Январь 2010

Апрель 2011

Ноябрь 2011

Декабрь 2011

Март 2012

Октябрь 2012

Ноябрь 2013

Ноябрь 2014

Январь 2015

Май 2015

Кочеткова Т.Д.

8.

Проведение открытых уроков и мастер-классов по проблеме «Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе.

В течение реализации практического и контрольно-оценочного этапов программы

Руководители ШМО.

9.

Проведение методических недель, направленных на развитие ключевых компетентностей школьников.

В течение практического этапа

Руководители ШМО.

11.

Проведение школьных научно-практических конференций учащихся

Апрель 2011-2015г.

Рабочая группа.

12.

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках.

В течение практического этапа программы

Педагоги.

13.

Заседание рабочей группы по теме «Актуальные проблемы и положительный опыт работы учителей ОУ по развитию ключевых компетентностей школьников»

Май 2015г.

Кочеткова Т.Д.

1.

Анализ учителями своей педагогической деятельности с позиций реализации компетентностного подхода.

В течение

2010-2014г.

Руководители ШМО

2.

Организация внутришкольного контроля по данной проблеме. Диагностика владения педагогами методами и технологиями, способствующими развитию компетентностей школьников

В течение практического этапа программы

Кочеткова Т.Д.

4.

Подведение итогов реализации программы.

Август 2014г.

Кочеткова Т.Д.

5.

Разработка рекомендаций по результатам реализации программы.

Сентябрь-октябрь 2013г.

Кочеткова Т.Д.

рабочая группа

6.

Обобщение инновационного педагогического опыта .

В течение всего периода

Руководители ШМО

7.

Подготовка материалов для публикации «Компетентностный подход в образовательном процессе.»

В течение всего периода

Кочеткова Т.Д.

7.

Определение перспектив деятельности по развитию ключевых компетентностей школьников средствами русского языка и литературы

Март-июнь 2012

Кочеткова Т.Д.

За 2010 - 2015 учебные годы проведены:

Совершенствование качества образования через освоение компетентностного подхода в обучении и воспитании



Список литературы

Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - .

Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А. Бочарникова // Начальная школа. - 2009. .

Дахин, А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А.Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004.

Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. .

Земскова, А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе / А.С. Земскова // Совет ректоров. - 2008.

Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

Скворцова, Г. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей / Г. Скворцова // Первое сентября. - 2008. .

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под редакцией Д.Н. Ушакова. М., 1935-1940.

Харламова, Т. Компетентное обсуждение / Т. Харламова // Школьный психолог. - 2002.

Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003.


15


© 2010-2022