- Преподавателю
- Другое
- Программа курса внеурочной деятельности: Родничок
Программа курса внеурочной деятельности: Родничок
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чибисова В.Е. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Филиал
МКОУ Богородской средней общеобразовательной школы
Нестиарская основная общеобразовательная школа
Программа
курса внеурочной деятельности.
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
Руководитель:
Чибисова В.Е. учитель экологии
Программа курса внеурочной деятельности
«Родничок»
(общеинтеллектуальное направление).
1.Пояснительная записка
Все мы - дети "Природы". Воспитание экологической культуры - одно из основных направлений общей стратегии воспитания.
Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:
-
систему экологических знаний (естественно - научных, ценностно-нормативных, практических),
-
экологическое мышление,
-
культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизма),
-
культуру экологически образованного поведения характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.
Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество.
Культура - это та область человеческого бытия, в основании которой лежат общечеловеческие ценности. Поэтому очень важно сделать эти ценности достоянием личности.
Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно.
Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения.
Начальная школа - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Ребенок в этот период учится правильно относиться к объектам природы, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научить их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и привьёт интерес к художественной литературе.
Цель программы:
Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Задачи программы:
Обучающие:
-
Учить детей быть ответственными за свои поступки.
-
Формировать культуру поведения в природе.
-
Обогащать представления об окружающем мире.
Развивающие:
-
Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).
-
Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
-
Развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
-
Формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
-
Развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
-
Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру.
-
Воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям через художественную литературу.
-
Воспитывать потребность в общении с природой.
-
Способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.
-
Способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Социальные:
-
Воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность.
-
Учить адаптироваться к окружающей жизни; умению определять свои отношения с другими людьми.
-
Формировать здоровый образ жизни.
-
Оказать помощь в формировании жизненных ценностей.
Программа кружка "Родничок" разработана для учащихся 1-8 классов.
Срок реализации: 1 год
Организационно-педагогические основы обучения: набор осуществляется по желанию детей, с учётом их склонностей, путём собеседования.
2. Формы и режим занятий.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 1 часу.
Основные виды деятельности детей:
-
Учебное занятие.
-
Практическая работа.
-
Игра.
-
Творческая работа.
-
Выставки.
-
Проекты
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
-
К дальнейшему углублению знаний в сфере интересов.
-
К формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение.
-
К воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.
-
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
-
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
-
Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
-
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
-
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
-
Принцип ориентации на успех.
-
Принцип взаимоуважения.
-
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
-
Принцип связи обучения с жизнью.
-
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
-
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
-
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
-
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
3. Содержание программы.
Курс программы состоит из 10 разделов.
1 раздел - "Введение в экологию"
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел - "Молчаливые соседи"
В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
3 раздел - "Пернатые друзья"
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья". На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы", выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой".
4 раздел - "О чем шепчут деревья"
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели - сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
Поможет в этом тематическая полка « Лес говорит с нами всеми чудесами» в Богородской сельской библиотеке.
5 раздел - "Загадки животного мира"
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках - волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.
В течение всего учебного года в Богородской сельской библиотеке работает экологическая выставка « Сберечь сегодня - сохранить навсегда !» Литература с которой помогает детям найти нужную информацию.
6 раздел - "Секреты неживой природы"
Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно". Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые". А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.
7 раздел - "Оранжерея на окне"
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках - хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения..
8 раздел - "Человек - часть живой природы"
В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.
9 раздел - "Охрана природы"
В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга", узнают о редких видах растительного и животного мира.
10 раздел - "Досуговые мероприятия"
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
4. Тематическое планирование разделов.
№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
Введение в экологию
7
2
Молчаливые соседи
5
3
Пернатые друзья
4
4
О чем шепчут деревья
4
5
Загадки животного мира
2
6
Секреты неживой природы
3
7
Оранжерея на окне
3
8
Человек - часть живой природы
5
9
Охрана природы
1
10
Досуговые мероприятия
2
ИТОГО:
36
5. Ожидаемые результаты.
Воспитанники должны знать:
-
Основы экологической культуры.
-
Некоторые особенности природы своего края.
-
Основные признаки времен года.
-
Значение природы для человека.
-
Группы растений и животных.
-
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
-
Правила поведения в природе.
-
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Воспитанники должны уметь:
-
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
-
Выполнять правила личной гигиены.
-
Различать изученные растения, животных.
-
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
-
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
-
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
-
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
-
Способы отслеживания и контроля результатов обучения.
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
-
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе;
-
контрольные формы работы: тесты, контрольно - познавательные игры;
-
открытые занятия в игровой форме;
-
участие в массовой внеучебной деятельности;
7. Тематический план.
№
п/п
Наименование раздела
Всего
часов
Тема
Содержание занятий, формы, методы, приёмы и средства обучения
1
Введение в
экологию
7
1.Вводное занятие. Почему мы часто слышим слово «Экология»?
Беседа «Экологическая ситуация в городе»
Игра «Почемучки»
2. Веселое путешествие в природу
Экскурсия в парк. Сбор природного материала.
3.Пр.зан. Творческая мастерская
Изготовление поделок из природного материала.
4.Я и мир вокруг
Беседа. Конкурс рисунков «Я и природа»
5. Природа и искусство
Знакомство с творчеством художников, музыкантов.
6.Отношение человека к природе
Беседа о правилах поведения в природе, значении природы для человека. Акция «Сохраним село чистым!»
7.Экологическая безопасность.
Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа»
2
Молчали вые соседи
5
1. Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?
Беседа о домашних животных. Конкурс рисунков «Наши братья меньшие».
2 Породы собак.
Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
3. Породы кошек.
Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой.
4. Чем питаются домашние животные?
Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений.
5. Как ухаживать за своим питомцем?
Рассказ-описание «Мой любимец»
3
Пернатые друзья
4
1.Прогулка в рощу «Мы - друзья птиц».
Наблюдение за птицами.
2. Экологическая акция «Поможем птицам!»
Изготовление кормушек. Открытие птичьей столовой «Хлебные крошки»
3Прогулка в парк.
«Операция «Подкормка»»
4.Художественное слово о птицах
Разучивание стихов, загадок о птицах.
4
О чем шепчут деревья
4
1. Этажи леса.
Беседа. Знакомство с разными видами растений.
2. Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»
Наблюдение за деревьями
3.Мы - художники.
Рисование дерева в разные времена года
4. Загадки леса
Викторина о лесе.
5
Загадки животного мира
2
1. Зимовье зверей
Беседа«Как звери проводят зиму»; «Санитары леса»
Викторина «Знакомые незнакомцы». Творческая работа об одном лесном жителе.
Любопытные факты о живой природе
Интересные сведения о жизни животных.
6
Секреты неживой природы
3
1.Природа - наш общий дом
Презентация.
2. Времена года.
Беседа, загадки, пословицы, поговорки о временах года. Работа с литературой. Поиск пословиц, загадок о временах года. Оформление книжки-малышки «У каждого месяца свои порядки. Приметы»
3. Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.
Презентация . Экологическая акция «Гололед»
7
Оранжерея на окне
3
1.«Весенние радости»
Экологический турнир.
2.Аптека на окне
Беседа. Знакомство с растениями-целителями. Практическая работа «Изготовление лечебного средства»
3.«Весна - чудесная пора.»
Познавательный час.
8.
Человек - часть живой природы
5
1. Люди разные нужны, люди всякие важны.
Знакомство с профессиями людей.
2. Выращивание лука в домашних условиях.
Посадка лука в классе. Уход за ним.
3. Человек! Будь природе другом!
Брейн - ринг. Разучивание стихов, загадок, песен о природе. Выставка мини-плакатов об охране природы.
4. Вредные привычки.
Беседа о вреде никотина на здоровье нашего организма.
Ресурсный круг «Вредные привычки по отношению к окружающей нас природе» Акция «Нет - вредным привычкам!»
5. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»
Подбор материала и оформление газет в рамках недели природоведения».
9
Охрана природы.
1
1.Красная книга - важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.
Беседа, знакомство с Красной книгой. Растения и животные нашего края, занесенные в Красную книгу.
10.
Досуговые мероприятия
1
1. Посвящение в экологи.
Викторина с экологическими заданиями.
1
2. Праздник друзей природы
Стихи, песни, загадки о природе. Выставка сочинений, рисунков, поделок из природного материала.
ИТОГО
36