• Преподавателю
  • Другое
  • План урока естествознание, интегрированного с предметом «Самопознание» 5 класс Тема: «Окружающая природная среда и место человека в ней»

План урока естествознание, интегрированного с предметом «Самопознание» 5 класс Тема: «Окружающая природная среда и место человека в ней»

Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока естествознание,

интегрированного с предметом «Самопознание»

Школа: КГУ «СШГ №12», г. Талдыкорган Дата: 20.11.15. Педагог: Воронина И. А., Крутовская С. М.

Класс: 5 «Г» Кол-во уч-ся: 27

Тема:«Окружающая природная среда и место человека в ней»

Ценность: Ненасилие

Качества: единство, забота об окружающей среде.

Цель: углубить представления учащихся о ценности природы для человека и роли человека в сохранении её богатств.

Задачи:

  • продолжить знакомство учащихся с предметом экология; раскрытие сущности взаимозависимости человека и природы;

  • развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развивать чувство единения человека с окружающей природой;

  • воспитание заботливого и бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельность в действиях, усидчивость и аккуратность.

Ресурсы:

1. ноутбук, проектор, экран;

2. аудиозапись «Хрустальная грусть», муз. В. Д. Биберган;

3. аудиозапись с песней

«Если добрый ты!» Композитор:Савельев Б. Автор слов: Хайт А.;

4. листы бумаги А3,

карандаши, фломастеры (материал по выбору учащихся);

5. ручки, учебник, тетрадь, дневник;

7.Видеоролик «Природа и человек»;

8. Приложение.Критерии оценивания постера (плаката);

9. Аудиозапись

муз. Из к/ф

«Гостья из будущего» (Тема Алисы).


Ход урока:

  1. Орг.момент: приветствие; проверка отсутствующих; деление класса на группы.

Позитивный настрой. Мысленная прогулка в лесу.

Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты).

Как легко и спокойно нам и какое ощущение счастья. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и бросьте вокруг еще один взгляд. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг ещё раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!


  1. Проверка домашнего задания:

  • На дом было задано прочитать параграф 49-50

Вопросы по домашнему заданию:

  • Как называется активная оболочка Земли, которая населена живыми организмами?

  • Что такое загрязнение окружающей природной среды?

  • К чему ведет загрязнение окружающей среды?

  • Почему нужно бережно относиться к окружающей среде?

  • Какова роль природы в жизни человека и общества?


  1. Этап вызова. Активизация знаний учащихся.

Позитивное высказывание (цитата).

Мы - хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку, нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину.

Михаил Пришвин


  • В чем смысл данного высказывания?

  • Как вы понимаете выражение «природа - кладовая солнца с великими сокровищами жизни»?

  • Почему автор считает, что «охранять природу - значит охранять Родину»?


План урока естествознание, интегрированного с предметом «Самопознание» 5 класс Тема: «Окружающая природная среда и место человека в ней»

Михаил Пришвин

(1873-1954)

Русский, советский писатель-философ. В своем творчестве он исследует важнейшие вопросы человеческого бытия, размышляя о смысле жизни и о связи человека с природой.


  1. Этап осмысления. Формирование новых знаний.

Солнце, Земля, Луна, растения, животные без устали служат человеку, обеспечивают его теплом, пищей, жертвуя своими жизнями, не ожидая ничего взамен. Солнце дает всем живым существам свет и тепло, растения, получая, свет и тепло выделяют кислород для дыхания человека, и поглощают вредный для человека углекислый газ. Деревья отдают свои плоды людям, ничего не требуя взамен. Корова поит человека молоком, как своего телёнка. Животные отдают свою жизнь для того, чтобы человек питался. В древности это называлось кругом жертвенности. Вся природа приносит себя в жертву для того, чтобы человек жил полноценной жизнью! А современный человек оправдывает своей жизнью эти жертвы?

Подарок учителя.

Прежде чем вы ответите на этот вопрос, мне хотелось бы вам показать небольшой видеоролик, который называется «Природа и человек».

Прошу вас внимательно посмотреть ролик и постараться сделать вывод.

Просмотр видеоролика.

Обсуждение:

  • О чем видеоролик?

  • Как относится современный человек к окружающей его природе?

  • Оправдывает ли человек своей жизнью те жертвы, которые приносит природа?

  • Если и дальше мы будем относиться к природе потребительски, что может произойти?

  • Какой вывод вы сделали, просмотрев видеоролик?

Вывод: Нет, человек даже не осознаёт что делает! К сожалению, современный человек вышел из круга жертвенности, желая только брать. И если современный человек что-то делает, то не просто так, а за свой интерес, то есть он, в большинстве случаев, разучился быть бескорыстным. Круг жертвенности разорван, и это причина экологических проблем на земле. Человеку следует задуматься об этом и освятить свою жизнь служением людям и природе, совершением добрых дел.

Все в мире связано между собой, мы все частички необъятной Вселенной, часть системы. Закон энергоинформационного обмена между частями системы - один из важнейших Космических законов. На уровне человеческой морали он закреплен в понятии «Если хочешь получать - научись отдавать».


Видеоролик «Природа и человек»;


  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Составления постера.

  • Ознакомление с критериями оценивания постера.

Критерии оценивания постера (плаката)

Составить кластер-ассоциацию

1гуппа: об экологии (что такое экология, для чего она нужна).

2группа: влияние хозяйственной деятельности на природу (влияние заводов, мусора и т. д.)

3 группа: проблема Аральского моря

4 группа: изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

Выступление групп.

Оценивание по критериям.

Листы бумаги А3,

карандаши, фломастеры (материал по выбору учащихся;)

Приложение «Критерии оценивания»;

  1. Групповое пение.

Песенка кота Леопольда

Если добрый ты!!!

Композитор: Савельев Б. Автор слов: Хайт А.

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Аудиозапись с песней

«Если добрый ты!» Композитор: Савельев Б. Автор слов: Хайт А.;

  1. Домашнее задание:

  • Прочитать параграф 49-50 ответить на вопросы «Проверь себя»

  • Написать эссе размышление на тему:«Почему мы должны заботиться об окружающей нас среде»

Дневник, ручка

  1. Заключительная минута тишины.

Звучит тихая музыка, на фоне этой музыки учитель говорит:

«Ребята, давайте посидим в тишине и подумаем, что интересного и важного каждый из вас вынесет сегодня с нашего урока?!»

Аудиозапись

муз. Из к/ф

«Гостья из будущего» (Тема Алисы).

ПРИЛОЖЕНИЕ


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПОСТЕРА (ПЛАКАТА)

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Содержание

Мой плакат имеет цель и формирует важное и интересное сообщение о теме.

Мой плакат имеет цель и формирует сообщение по теме.

Тема плохо передана, и цель расплывчата и непонятна.

Мой плакат не отражает темы или цели, связанной с предметом.

Дизайн

Мой плакат сбалансирован, и все элементы работают вместе на создание целенаправленного послания.

Мой плакат достаточно сбалансирован и большинство элементов хорошо работают вместе.

Мой плакат немного сбалансирован и некоторые элементы мешают общему сообщению.

Лишь некоторые мои рисунки касаются темы плаката.

ИЛИ В моем плакате нет изображений.

Творчество

Я использую текст, графику и верстку необычным образом, чтобы передать смысл моего плаката.

Я использую текст, графику и верстку необычным образом.

Мой плакат обычно предсказуем по внешнему виду.

Я не делал попытки включить необычные элементы в мой плакат.

Техника письма

Мой плакат не содержит орфографических и грамматических ошибок и опечаток.

Мой плакат содержит незначительные ошибки и опечатки, которые не отвлекают от содержания плаката.

У меня есть некоторые ошибки в правописании, которые отвлекают от смысла моего плаката.

Многочисленные ошибки в правописании отвлекают внимание от смысла моего плаката.


© 2010-2022