- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по экологии
Рабочая программа по экологии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Абдулхаиров Э.Г. |
Дата | 05.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено на заседании МК
Протокол №
Согласовано
Дата
Подпись
Утверждаю
Директор КРПТУЗ
«Калиновское ПТАУ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ ДЛЯ 2 И 3 КУРСА
(НА ОСНОВЕ ФГОС ООО)
Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).
Программу составил:
Преподаватель I категории:
Абдулхаиров Э.Г.
С.Калиновка
2014 го
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По учебной дисциплине ЭКОЛОГИЯ
Для 2, 3 курса класса
Количество часов за год 17
Программа составлена Абдулхаиров Э.Г.
При разработке рабочей программы использованы:
-
Государственный стандарт основного общего и среднего (полного) образования;
-
Учебный план по предмету Экология;
-
Авторско-составительская программа: О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова;
-
УМК (учебно-методический комплекс): учебник 10(11) «Основы экологии» Н.М.Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов.
Раздел 1. Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе.
В 10 классе основной теоретико-экологической проблемой курса экологии является проблема сохранения генофонда биосферы как условия эволюции общества и природы. Объединение многообразия видов, генофонда биосферы под влиянием антропогенных факторов может привести к непредвиденным и катастрофическим последствиям. Человек стоит перед задачей научиться управлять численностью популяций, определять минимальный уровень численности для исчезающих видов и изоляторов, уточнять скорость и направление эволюции видов в условиях действия антропогенных факторов. В настоящем курсе проблемы окружающей среды рассматриваются в системе занятий для учащихся старших классов, имеющих информацию о множестве разрозненных фактов и нуждающихся в системном подходе к анализу проблемы охраны окружающей среды.
Экология знакомит учащихся с тем, как устроена и как развивалась биосфера - живая оболочка земли, как растения, животные и микроорганизмы взаимодействуют между собой, а также атмосферой, природными водами, почвой.
Люди меняют облик планеты, что из этого получается и чем наше вмешательство грозит самому человеку, что необходимо сделать, чтобы сохранить Землю и жизнь на ней - это изучает курс экологии 10 (11).
Учащиеся должны знать:
-
Закономерности действия экологических факторов на живые организмы;
-
Основные адаптации организмов к средам жизни;
-
Типы межвидовых отношений в природе и их характеристику;
-
Экологические проблемы глобального характера и способы их решения;
-
Понятие популяции, механизмы регуляции численности особей в популяции;
-
Характеристики биоценоза, экосистемы, биогеоценоза, цепей питания, правил экологических пирамид, агроценозов;
-
Закономерности экологических сукцессий;
-
Современные концепции биосферы, её компоненты, функции живого вещества биосферы.
Учащиеся должны уметь:
-
Выявлять и характеризовать основные адаптации организмов к среде обитания;
-
Определять виды растений и животных и их жизненные формы;
-
Выявлять и описывать виды антропогенных воздействий на природу;
-
Выявлять морфо-экологическую разнокачественность особей в популяциях;
-
Строить графики динамики численности популяций и возрастные пирамиды популяций;
-
Описывать природные биоценозы;
-
Составлять цепи питания и строить экологические пирамиды;
-
Работать с дополнительной литературой;
-
Решать задачи экологического содержания.
Раздел 2. Тематическое планирование учебного материала по курсу Экология.
Общая экология 10 класса.
№
Дата прове-дения
Разделы, темы урока
Содержание урока
Лабора-торные и практические работы
Самостоятельные и контрольные работы
1
Введение
Понятия общей и социальной экологии. Уровни организации жизни
Организм и среда
2
Потенциальные возможности размножения организмов.
Способность к самовоспроизведению. Геометрическая прогрессия размножения
3
Общие законы зависимости организмов от факторов среды.
Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Закон оптимума. Пессимум. Критические точки. Экстремальные условия. Ограничивающий фактор.
4
Основные пути приспособления организмов к среде
Анабиоз, скрытая жизнь, постоянство внутренней среды, избегание неблагоприятных факторов.
5
Основные среды жизни
Основные среды жизни. Планктон. Заморы. Паразитизм. Закон большого числа яиц.
6
Пути воздействия организмов на среду обитания.
Влияние растений на климат и водный режим. Почвообразующая деятельность живых организмов. Влияние водных организмов на качество природных вод.
7
Приспособительные формы организмов.
Конвергенция. Жизненная форма.
П/р. «Экологические группы птиц»
8
Приспособительные ритмы жизни.
Суточные ритмы. Годовые ритмы. Фотопериод. Фотопериодизм.
9
Урок повторения изученного материала
Решение заданий и упражнений
10
Обобщающий урок по теме «Организм и среда.»
Работа с Интернетом.
11
Урок контроля и коррекции знаний
Повторение и обобщения основных вопросов темы.
С/р
«Организм и среда»
Сообщества и популяции
12
Типы взаимодействия организмов.
Биотические связи. Прямые и косвенные связи. Пищевые (трофические) отношения. Конкуренция. Взаимовыгодные отношения - мутуализм. Симбиоз. Нейтральные отношения
Л/р.
«Основ-ные экологи-ческие адаптации экто- и эндопаразитов.»
13
Законы и следствия пищевых отношений.
Хищники. Паразиты. Собиратели. Пасущиеся животные. Отношения хищник - жертва. Циклические колебания численности. Экологический бумеранг.
14
Законы конкурентных отношений в природе.
Закон Гаузе. Правило конкурентного исключения. Правило Тинеманна. Экологическая инженерия.
15
Популяции.
Взаимосвязь отдельных популяций. Взаимоотношения особей внутри популяции. Численность, плотность и структура популяции. Основные процессы, происходящие в популяции.
16
Экскурсия
«Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества»
Оценка влияния некоторых видов деятельности человека на лесные сообщества
17
Демографичес-кая структура популяций.
Демография. Возрастная структура популяции. Пирамида возрастов.
Л/Р.
«Анализ половой структуры популяции дрозофил»
18
Рост численности и плотность популяции.
Ёмкость среды. Саморегуляция численности популяций. Плотность популяции. Самоизреживание у растений. Территориальное поведение животных. Отрицательная обратная связь.
19
Численность популяции и её регуляция в природе.
Динамика численности популяции, ход численности: стабильный, изменчивый , взрывной, одностороннее действие фактора, двусторонние взаимодействия, взрывы численности. Запаздывающая реакция. Немедленная реакция на плотность популяции. Регуляция численности.
20
Урок - упражнение.
Решение заданий и упражнений
21
Биоценоз и его устойчивость
Биоценоз - самая сложная природная система. Видовая структура биоценоза. Решение заданий.
22
Биоценоз и его устойчивость
Распределение видов в пространстве. Экологическая ниша вида. Устойчивость биоценозов. Виды - средообразователи. Решение задач.
23
Обобщающий урок по главе
Урок в компьютерном классе,
По теме сообщества и популяции
24
Урок контроля и коррекции знаний
Повторение основных вопросов темы.
К/р. по теме: «Сообщества и популяции».
Экосистемы
25
Законы организации экосистем
Экосистема. Потоки вещества и энергии. Биологический круговорот веществ. Биогенные элементы. Продуценты. Консументы. Редуценты.
26
Законы биологической продуктивности
Цепи питания. Трофические уровни. Трофические уровни, правило 10%, биологическая продукция, биомасса, пирамида биологической продукции, белковое голодание.
27
Агроценозы и агроэкосистемы.
Агроценозы и агроэкосистемы. Биологический метод борьбы.
28
Урок повторения и промежуточного контроля знаний.
Обобщение пройденных вопросов темы. Решение заданий и задач.
Экологичес-кий диктант
29
Саморазвитие экосистем.
Сукцессии, незрелые сообщества, зрелые сообщества, восстановительные смены, замедление темпов развития экосистем.
30
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем.
Взаимная дополнительность частей. Взаимозаменяемость видов. Регуляторные свойства. Надёжность обеспечения функций.
31
Биосфера.
Учение о биосфере. Круговороты: углерода, азота, Круговорот фосфора и серы, цикл кислорода.
32
Экология как научная основа природопользо-вания
Законы функционирования живой природы. Влияние макро-, и микроэлементов на рост и продуктивность растений .Ограничители роста.
33
Обобщающий урок по главе.
Урок с использованием компьютерных технологий.
34
Урок контроля и коррекции знаний
Повторение основных вопросов темы.
Заслушива-ние творческих работ учащихся.
Раздел 3. Сводная ведомость.
Учебные полугодия
Количество часов
Кол- во Л.Р. и П.Р.
Кол - во К/р. и С/р.
1 полугодие
16
2
1
2 полугодие
16
1
3
год
34
3
4
Раздел 4. Учебно-методические материалы по дисциплинам.
-
Основная литература
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
1
Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов
Основы Экологии. Учебник для 10 (11) классов общеобразовательных учебных заведений.
2007
М.: Дрофа
2
И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова
Сборник задач, упражнений и практических работ 10 (11) класс
2002
М.: Дрофа
-
Дополнительная и методическая литература.
№
Автор
Наименование произведения
Год издания
Место издания
1
А.Е. Чижевский
Экология «Я познаю мир»
1997
Москва
2
Р.К. Баландин
Экология. Человек и природа.
2001
М. Олма - пресс
3
В. Володина,
Г. Вильчек,
Е. Ананьева
Энциклопедия для детей. Экология
2001
М. Аванта
4
И.Т. Суравегина,
В.М. Сенкевич
Как учить экологии
1995
М. «Просвещение»
5
В.Ф. Ефремов,
В.А. Дымин,
Л.В. Лапшин
Фауна и экология животных Дальнего Востока
1974
Благовещенск
6
М.В. Маркина
Путешествия по родному краю
2001
Владивосток
7
Л.С. Литвинова
О.Е. Жиренко
Нравственно-экологическое воспитание школьников.
2005
Москва
8
О.В. Петунин
Изучение экологии в школе
2007
Ярославль. Академия развития.
9
Е.А. Криксунов
В.В. Пасечник
Экология 10(11) класс
2007
М. Дрофа