Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дзержинская станция юных техников

12

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Подготовила руководитель кружка Быкова Н.П.

Реализация методики творческого развития личности воспитанника (кружковца)

Наша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально. Определяет своё отношение к жизни и своё место в ней. Приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Детское творчество помогает решать одну из главных задач воспитания и образования - развить творческий потенциал ребенка. Детское творчество даёт также материал для изучения возрастных особенностей детей, закономерностей формирования личности. В результате творческой деятельности, на основе знаний, ребенок может создавать новые принципы действия и способы воплощения этих принципов.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

- применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

- изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому, своеобразно (творческий уровень).

Современные социально - экономические условия пробуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Развитие творческого подхода к обучению в кружке-один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти руководителя, который не стремился бы развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учиться, добывая эти знании, и на их основе решать творческие задачи, которые поставит жизнь. Но на занятиях кружка часто случаются ситуации, когда задания по той или иной теме выполнены как будто под копирку: одинаковые элементы, одинаковые мотивы, одинаковый сюжет. Одной из причин данного явления является то, что система обучения строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка. Занятия строятся по одному типу: наставник предлагает готовую модель действия, дети выполняют работу по предложенной схеме. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при выполнении того или иного задания, и поисковая деятельность свертывается. Мы, взрослые, часто требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения. А при появлении новых типов заданий творческий поиск расширяется.

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения». К ним можно отнести следующие: «методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса» (Ю.К. Бабанский); «под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» (И.П. Подласый).

Методы лежат в основе всего учебного процесса. Поставленные цели достигаются через правильно выбранный путь, соотнесенные с ним формы и средства достижения цели. Изменение целей всегда влечет за собой и изменение методов обучения. В методах обучения можно выделить методы преподавания (деятельность наставника) и методы учения (деятельность учащихся по овладению знаниями). Разнообразие видов деятельности наставников и учащихся приводит к разному толкованию этого понятия и на этой основе побуждает выделять разное количество методов обучения, давать им соответствующую терминологию. И тем не менее, большинство авторов имеют точку зрения, согласно которой метод обучения - это способ организации учебно-познавательной деятельности, развитие творческой личности ребенка.

Традиционные дидактические методы обучения, используемые на занятиях кружка, часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем. Необходимо выступить против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребёнка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.

Детское творчество тесно связано с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать. Н.П. Сакулинаговорила, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать на занятии кружка разные виды техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Использование различных методик способствует активизации творческого мышления, позволит учащимся овладеть следующими качествами:

  • Дети свободно адаптируются в социуме;

  • Они начинают замечать мир в другом ракурсе;

  • Ребенок ощущает проблему и пытается ее решить;

  • Учащиеся ярче видят этот мир, и он им интересен;

  • Трепетное отношение к природе, к окружающему их миру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Отличительным показателем творческого мышления детей является оригинальность мышления. Воплотить оригинальные решения в какой-либо продукт деятельности часто представляется невозможным. Наше мышление настолько привычно к штампам, что любое задание, рассчитанное на нестандартное решение или просто неожиданная просьба, ставит нас в тупик и требует больших затрат времени.

В качестве примера можно привести тест: предложите детям карандаш и пусть они нарисуют первое, что придет в голову при словах домик, дерево, цветок, птица. Сравнительный анализ выполнения таких тестов показывает, что 99% рисунков выглядит примерно так: домик - деревенская избушка или детское изображение; дерево - елка, редко береза; цветок - схематичное изображение ромашки; птица - привычная большинству галочка. Вы не встретите исключения в рисунках детей младшего школьного возраста (на слове цветок - кактус; на слово птица - куриная кормушка), хотя при устной беседе после теста дети говорят, что представляли совсем другое, но то, что нарисовано "рисовать проще", "я знаю, как это рисовать", "я думал, что так надо" и др.

Из вышесказанного ясно, что поиск методов развития творчества необходим как на занятиях в детском саду, в школе, так и на занятиях кружка. С другой стороны, недостаточное внимание к отработке навыков также не принесет пользы в дальнейшем обучении. Как найти середину, которая позволит при развитии определенных навыков не свернуть поисковую деятельность, а расширит ее? Что позволит в дальнейшем самостоятельно осваивать новые навыки, умения и приобретать новые знания?

Одной из возможных форм развития творческого подхода представляется работа по оформлению изделия, модели, макета. В этом случае можно использовать разные виды и методы техники работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Непременное условие занятия-это отсутствие указаний: что надо приклеить или добавить, отсутствие критики или замечаний со стороны руководителя, допустимо только высказывание со стороны участников группы: "что бы я добавил, чтобы изделие стало более интересным, привлекательным". На таких занятиях дети самостоятельно выбирают материал, инструмент, технику оформления. По окончанию работы появляются очень интересные экземпляры. Предлагая детям на выбор различные материалы, свободу действий с ними, ничем не ограничивая самостоятельность детей, руководитель лишь помогает, поддерживает интерес к творчеству, показывает разнообразные возможности применения знаний. В результате дети увлекаются работой, находят новый, оригинальный способ выполнения задания, новое решение художественного образа. От этой работы дети получают большое эмоциональное удовлетворение, потому что детская работа приобретает нарядный, праздничный вид и выглядит эстетически привлекательно.

Разнообразие методик преподаваемого материала, интегрирование его в различных видах доступной детям художественно-творческой деятельности позволяет с успехом решать задачи эстетического развития и развития художественной культуры детей и личности в целом.

Различные виды художественной обработки материалов, применяемые на занятиях кружка, заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий, ненавязчиво, но весьма продуктивно детям прививается любовь к различным профессиям.

Каждый руководитель кружка создает свою предметно-развивающую среду в кружке в силу своих материальных возможностей, в зависимости от склонностей и интересов детей. Эстетическая среда должна создавать у детей радостное настроение и способствовать их художественно-творческому развитию. В такой среде дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения, потому что дети перестают панически бояться ошибок. Дети, успешно участвующие в творческом процессе, на занятиях кружка свободнее общаются с окружающими, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.

Подводя итоги, можно сказать, что правильно подобранная методика преподавания, душевная среда на занятиях кружка играют огромную роль в становлении личности ребенка. Очень важно руководителю кружка правильно подойти к этому нелегкому процессу.





© 2010-2022