• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка по разделу Основы музыкальных знаний МДК 01. 01 Композиция и постановка танца

Методическая разработка по разделу Основы музыкальных знаний МДК 01. 01 Композиция и постановка танца

  Цикл лекций  по разделу Основы музыкальных знаний предназначен для студентов 1 курса специальности Народное художественное творчество (по виду - хореографическое творчество), и представляет собой синтез музыкальных теоретических дисциплин: музыкальной грамоты, основ теории музыки, анализа музыкальных форм, музыкальной литературы и методики преподавания фортепиано. Несомненной важностью обладают разделы: «Строение музыкальной речи», «Синтаксис музыкальной речи», «Художественный образ в музыкаль...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования


ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ТЕХНИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ



УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Экспертного совета

«13»декабря 2010

председатель ЭС

зам.директора по УМР

Уренёва И.И.




Цикл лекций

(Название)




Методическая разработка

по разделу Основы музыкальных знаний МДК 01.01

Композиция и постановка танца






Рассмотрено

на заседании ПЦК

«СКД и НХТ»

Председатель ПЦК

Столярова А.К.

Разработал преподаватель Широкова Н.А.


Тольятти 2012

Методическая разработка составлена в соответствии с рабочей программой ПМ 01. Художественно-творческая деятельность МДК 01.01 Композиция и постановка танца

По специальности: 071501 Народное художественное творчество


Составитель:

Преподаватель специальных дисциплин ГАОУ СПО ТТТ и ХО

Широкова Н.А.

Рецензенты:

Преподаватель фортепиано ГБОУ СПО «Тольяттинское музыкальное училище (колледж)»

Богданова И.Е.

Преподаватель специальных дисциплин ГАОУ СПО ТТТ и ХО

Столярова А.К.


Данный цикл лекций предназначен для студентов 1 курса специальности НХТ, и представляет собой синтез музыкальных теоретических дисциплин: музыкальной грамоты, основ теории музыки, анализа музыкальных форм, музыкальной литературы и методики преподавания фортепиано. Несомненной важностью обладают разделы: «Строение музыкальной речи», «Синтаксис музыкальной речи», «Художественный образ в музыкальном произведении». Довольно сложный для обучения студентов теоретический материал изложен в достаточно доступной форме. Построение лекций максимально приближено к программе по разделу «Композиция и постановка танца», что должно положительно сказаться на общем уровне качества знаний студентов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Введение. Музыка как вид искусства 5

Музыкальный звук и его свойства 5

Фортепианная клавиатура 6

Метр и ритм. Темп 6

Лад 7

Интервалы, аккорды 8

Гаммы и тональности 9

Строение музыкальной речи 10

Синтаксис музыкальной речи 10

Художественный образ в музыкальном произведении 11

Музыкальные инструменты 12

Музыкальная форма 13

Циклические формы 16

Опера 17

О программной музыке 16

Библиографический список 18


































Введение



Данная методическая разработка по разделу «Основы музыкальных знаний» МДК 01.01 Композиция и постановка танца предназначена для студентов 1 курса специальности Народное художественное творчество, по виду Хореографическое творчество.

Целью методической разработки является повышение общего культурного уровня студентов-хореографов.

Не секрет, что уровень музыкальной подготовки студентов в настоящее время значительно слабее, чем прежде, а зачастую она и вовсе отсутствует. Поэтому очень важно, особенно, на первоначальном этапе, чтобы изучение основ теории музыки велось параллельно с основами игры на музыкальном инструменте. Построение лекций также максимально приближено к программе и календарно-тематическому планированию по разделу «Композиция и постановка танца».

Методическая разработка «Цикл лекций по разделу Основы музыкальных знаний» представляет собой некий синтез теоретических дисциплин: музыкальной грамоты, основ теории музыки, анализа музыкальных форм, музыкальной литературы, методики преподавания фортепиано. Основная задача составителя - достаточно доступно изложить сложный для понимания студентов теоретический материал. Всё вышеизложенное должно положительно сказаться не только на уровне качества знаний по разделу ОМЗ, но и оказать практическую помощь студентам на занятиях по классическому танцу, народному танцу, композиции и постановке танца.


Музыка как вид искусства

Музыка (греч. - искусство муз) - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал. В историческом плане развитие музыки неотделимо от развития чувственных способностей человека. Однако, в первобытном праискусстве, содержащем начатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее. Например, в раннем фольклоре различных народов музыкальный звук неотрывен от речевой артикуляции. Постепенно музицирование включается в быт, в трудовые процессы, в ритуал. Благодаря этим связям образуются первичные музыкальные жанры, которые были связаны с прикладной музыкой, то есть ориентированные на выполнение определённых, не художественных функций.

Специфические особенности музыки как вида искусства способствуют формированию человеческой личности, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой, развивают в человеке творческое начало, его созидательную активность.

Музыкальный звук и его свойства


Слушая певца или исполнителя на каком - либо музыкальном инструменте, мы воспринимаем различные музыкальные звуки, организованные в определённую систему.

Музыкальные звуки обладают четырьмя основными свойствами, а именно:

1) определённой высотой;

2) громкостью;

3) длительностью;

4) окраской или тембром.

Мы легко отличаем песню, которую поёт низкий мужской голос, от арии, исполняемой женским высоким голосом; клавиши фортепиано, расположенные влево от центра (середины клавиатуры), дают низкие звуки, а вправо - высокие.

Но не только по высоте отличаются звуки друг от друга; в любом музыкальном произведении мы встречаемся со звуками различной силы (громкости).

Разнообразие звуков по силе является одним из важных средств выразительности в музыке. Так, например, в бодром, энергичном марше предполагается значительная громкость звучания, а в лирической задумчивой песне будет преобладать тихая, мягкая звучность.

Длительность звуков в музыкальном произведении тоже различна: одни звуки очень коротки и следуют быстро друг за другом, другие должны выдерживаться долго. Только точно соблюдая определённую длительность каждого звука, можно верно исполнить мелодию.

Наконец, последним свойством музыкального звука является присущая ему отличительная окраска; благодаря этой окраске (тембру) одна и та же мелодия звучит различно на фортепиано, баяне, скрипке или кларнете.

Для более яркой передачи чувств и мыслей, заключенных в музыкальном произведении, автор применяет на протяжении пьесы определённую систему обозначений, называемых динамическими оттенками (оттенками силы звучания). Основными динамическими оттенками являются:

f - forte (форте) - громко,

p - piano (пиано) - тихо.

Между этими обозначениями силы звучания существует ряд промежуточных, например:

mf - mezzo forte (меццо форте) - не очень громко,

mp - mezzo piano (меццо пиано) - не очень тихо.

Для постепенного перехода от piano к forte применяется оттенок, обозначающий постепенное увеличение силы звука: crescendo (крещендо). Постепенное ослабление звучания записывается в нотах словом diminuendo (диминуэндо).

Фортепианная клавиатура


Фортепианная клавиатура состоит из 85 - 88 белых и чёрных клавиш, которые служат для извлечения различных по высоте звуков. Между любыми соседними клавишами одна и та же разница в высоте звука. Поэтому повышение звука на фортепиано происходит равномерно.

Самое малое расстояние по высоте между двумя звуками называется полутон. На фортепианной клавиатуре полутон образуется между звуками двух любых соседних клавиш. Два соседних полутона образуют тон.

Клавиатура делится на ряд одинаковых по расположению клавиш отрезков, в каждый из которых входит по двенадцати клавиш - семь белых и пять чёрных.

Семь белых клавиш имеют следующие названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это основные названия звуков. Каждая восьмая белая клавиша является как бы повторением первой на новой высоте и поэтому имеет такое же название.

Чёрные клавиши на клавиатуре не имеют самостоятельных названий. Они называются по имени соседних белых клавиш с прибавлением слов диез или бемоль.

Слово диез, прибавляемое к основному названию звука, обозначат повышение этого звука на полутон; а слово бемоль, прибавляемое к основному названию звука, обозначает понижение этого звука на полутон. То есть, чёрные клавиши имеют производные названия.

Каждая чёрная клавиша имеет два производных названия, так как справа и слева от неё находятся две белые клавиши. Например, чёрная клавиша, находящаяся между до и ре, может называться и как до - диез, так и ре - бемоль.

Расстояние между двумя ближайшими одноимёнными клавишами называется октавой. Весь звукоряд фортепиано делится на 7 - 7 ¼ октав. Каждая октава имеет своё название:

  • субконтроктава;

  • контроктава;

  • большая;

  • малая;

  • первая;

  • вторая;

  • третья;

  • четвёртая.

Метр и ритм. Темп

Метр - закономерное чередование сильных и слабых долей пульсации, которой всегда проникнута ткань музыкального произведения.

Ритм - закономерная последовательность звуков и пауз одинаковой или различной длительности, организованная с помощью метра.

Метро - ритм

Связь метра и ритма заключается в том, что метр организует ритмическое движение, разделяя его на разные ячейки, которые называются стопами.Один и тот же ритмический ряд можно метрически организовывать по- разному.

Метр не существует вне ритма. Ритм без метра представляет собой простую последовательность звуков и пауз, не имеющую внутренней закономерности. Поэтому обычно говорят о «метро - ритмической» организации музыкальной речи.

Такт. Тактовая черта. Музыкальные произведения делятся на короткие, одинаковые по сумме заключенных в них длительностей, отрезки, называемые тактами. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикально поставленными тактовыми чертами.

В музыке, как и в поэтической словесной речи, мы встречаем чередование сильных и слабых долей. Ударение приходится на сильную (тяжёлую) долю такта, то есть на первый звук, стоящий после тактовой черты.

Размер. Такт объединяет определённое количество сильных и слабых долей. Размер такта выставляется в начале нотной строки после ключа и ключевых знаков и обозначается посредством дроби, числитель которой указывает, какой счёт в данном произведении (или сколько долей в данном такте), а знаменатель - какая длительность принята за единицу счёта. Так, например, если размер данной песни равен 2/4, то это означает, во - первых, что здесь в такте заключены две доли - одна сильная (первый звук), другая слабая (второй звук); во - вторых, что единицей счёта здесь равняется четверть.

В тактах, размер которых равен 2/4, 3/4, 3/8, сильной долей является первая доля. В тактах, размер которых равен 4/4, сильной долей является первая и относительно сильной - третья доля.

В музыкальной литературе, кроме описанных выше размеров, встречаются и некоторые другие размеры: 6/8, 6/4, 5/4, 3/2, и т.д. когда размер сочинения равен 6/8 (6/4), следует представлять себе этот сложный такт состоящим как бы из двух тактов по 3/8 (3/4) каждый. Первая доля в таком сложном такте сильная, четвёртая - относительно сильная. Когда размер сочинения равен 5/4, то сложный такт можно представить состоящим из двух тактов: в 3/4и в 2/4.

Не всегда музыкальные произведения начинаются с сильной доли. Иногда первый такт пьесы бывает неполным, и произведение начинается со слабой доли. Такой неполный первый такт называется затакт.

Синкопой называется перенесение ударения с сильной доли такта на слабую.

Бывают случаи, когда композитор хочет продлить какой - либо звук или паузу в своём произведении, не уточняя степень этого продления. Для такого произвольного увеличения длительности звука или паузы имеется специальный знак - фермата.

Темп


Степень подвижности, которой следует придерживаться, исполняя данную пьесу, называется темпом. Для того чтобы пояснить исполнителю характер своего сочинения и его темп, композитор проставляет в начале пьесы специальные обозначения. В большинстве случаев эти обозначения принято записывать на итальянском языке. Крайне важно найти правильный темп исполнения музыкального произведения. Слишком медленный или слишком быстрый темп искажает художественный образ. Однако следует иметь в виду, что правильный темп - понятие не математически точное. Даже один и тот же исполнитель сегодня берёт один темп произведения, а завтра несколько иной. Существенно лишь одно: нельзя переходить границы допустимых темпов.

Лад


В каждом напеве (мелодии) один звук особенно устойчивый. Все другие звуки как бы опираются на него.

Тоника - главный устойчивый опорный звук, на котором обычно заканчивается мелодия.

Лад - группа звуков вокруг одного устойчивого звука.

Главные ступени лада и их названия

Главные (устойчивые) ступени лада это:

I ступень (тоника),

IV ступень (субдоминанта),

V ступень (доминанта).

Звуки лада, расположенные последовательно по высоте от самого низкого до самого высокого, образуют звукоряд лада. Обозначаются ступени римскими цифрами, всего различают семь ступеней.

Чаще других используется мажорный и минорный лад.

Мажор (лат. - главный) - лад, устойчивые звуки которого составляют мажорное трезвучие, придающее ему светлую окраску.

Минор (лат. - меньший) - лад, устойчивые звуки которого составляют малое (минорное) трезвучие, придающее ему специфическую тёмную окраску.

Так же существуют лады, главным образом используемые в народной музыке и придающие ей неповторимое своеобразие. Особенности лада помогают отличить китайскую или азербайджанскую мелодию от русского напева.

Интервалы, аккорды, гаммы и тональности

Интервал-это расстояние между двумя звуками. Каждый интервал заключает в себя определённое количество ступеней.

Названия интервалов:


  • Прима, первая, обозначается цифрой 1.

  • Секунда, вторая, обозначается цифрой 2.

  • Терция, третья, обозначается цифрой 3.

  • Кварта, четвёртая, обозначается цифрой 4.

  • Квинта, пятая, обозначается цифрой 5.

  • Секста, шестая, обозначается цифрой 6.

  • Септима, седьмая, обозначается цифрой 7.

  • Октава, восьмая, обозначается цифрой 8.

Измеряются интервалы числом заключённых в них тонов и полутонов. Вследствие того, что все клавиши фортепиано находятся на расстоянии полутона друг от друга, от каждого звука можно построить любой интервал, отсчитав соответствующее число полутонов.

Аккорды.


Одновременное сочетание трёх и более звуков составляет созвучие или аккорд. Аккорды различных видов имеют широкое применение в музыке. Чаще других употребляются аккорды, звуки которых расположены или могут быть расположены по терциям. Например, трезвучия (аккорды из трёх звуков):

1-й, нижний - основной тон (тонический),

2-й, средний - терцовый тон (терция),

3-й, верхний - квинтовый тон (квинта).

Трезвучия бывают четырёх видов:

1) большое или мажорное (б 3 + м 3);

2) малое или минорное (м 3 + б 3);

3) уменьшенное (м 3 + м 3).пр.

Обращение трезвучий


Обращением трезвучия называется такое его расположение, в котором нижним звуком является терцовый или квинтовый тон основного трезвучия.

Обращения трезвучий бывают двух видов:

1.Секстаккорд - нижним его звуком является терцовый звук трезвучия.

2.Квартсекстаккорд - нижним его звуком является квинтовый звук трезвучия.

Септаккорды - это аккорды, которые образуются путём прибавления к трезвучию ещё одной терции (м. или б.) вверху. Верхний звук септаккорда отстоит от нижнего на септиму.

Гаммы и тональности


Последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы, называется гаммой.

В гамме различают семь ступеней. Они обозначаются римскими цифрами и носят порядковые названия - первая, вторая, и т. д. I ст. - тоника, с неё начинается и заканчивается гамма.

Тональность - это высота лада. Определяют тональность ключевые знаки.


Строение мажорной гаммы

В основе мажорной гаммы находится мажорное трезвучие, расположенное на I-III-V ступенях.

Мажорная гамма имеет следующее строение:

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

Таким образом строятся все мажорные гаммы, от какого бы звука они не начинались. Гаммы отличаются друг от друга количеством диезов и бемолей, записанных при ключе.

В основе минорной гаммы находится минорное трезвучие.

Минорные гаммы бывают 3-х видов:


  1. Натуральная минорная гамма имеет схему построения: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.


  1. В гармонической минорной гамме VII ступень повышается на 1/2 тона.


  1. В мелодической восходящей минорной гамме VI и VII ступени повышаются на ½ тона. В нисходящем движении мелодическая минорная гамма исполняется как натуральная.

Знаки повышения VI и VII ступеней в гармонической и мелодической гамме относятся к случайным и в ключе не выставляются.

Мажорные гаммы имеют родственные параллельные минорные гаммы. Их ключевые знаки одинаковы. Тоника параллельной минорной гаммы лежит м. 3 ниже тоники данной мажорной гаммы.

Таким образом, зная строение мажорных и минорных гамм, можно построить их от любого звука, приняв его за тонику.

Строение музыкальной речи

Музыка - это своеобразный язык, возникший так же, как и словесная речь, в результате стремления человека передать другим людям свои мысли и чувства на языке искусства.

Мелодия (греч. - напев, песня) - одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И.Шишову, 1927) является главным средством выражения в музыке. Мелодия представляет собой целый комплекс взаимосвязанных выразительных средств. Она заключает в себя и лад (каждый звук - ступень лада), и метро - ритм. А если проанализировать интервальные связи звуков мелодии, то обнаружится скрытая в ней гармония.

Истинный исток и неисчерпаемая сокровищница мелодии - народное музыкальное творчество. Важную часть русского народного творчества составляют старинные мелодии, в которых глубина и непосредственность чувства органически связаны с красотой и богатством мелодии.

Интонация (музыкальная) - небольшая самостоятельная частица мелодии, обладающая смысловой выразительностью. В обычной речи человек, передавая свои мысли и чувства, произносит слова с тем или иным значением путём особых оттенков речи. То есть одну и ту же фразу можно произнести и утвердительно, и вопросительно, и ласково, и жалобно и т.д. А в музыке область интонации в первую очередь находит отражение в мелодии. По Б.Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания.

Мелодия редко звучит одна, обычно её поддерживает аккомпанемент. Если мелодия расположена над аккомпанементом, то она проводится в верхнем голосе, если ниже, то в нижнем. Так же мелодия может звучать в одном из средних голосов.

Мелодическое движение может быть плавным или скачкообразным. При плавном движении мелодии высота звуков изменяется постепенно, при скачкообразном - изменяется сразу.

Кульминация - точка наивысшего напряжения, чаще всего совпадает с самым высоким звуком в мелодии.

Синтаксис музыкальной речи


Синтаксис - область грамматики, посвящённая изучению смысловых связей. В словесной речи учение о словосочетании и предложении. Значит, в данном случае речь пойдёт о связи между отдельными звуками, образующими фразы, и между фразами. Всякая речь, в том числе и музыкальная, должна быть связной, но в то же время членораздельной. Музыкальная речь членится на отдельные построения. Момент, в который происходит членение, называется цезурой (лат. - рассечение). В момент цезуры пауза не обязательна, хотя может часто совпадать с ней. Так же цезуру создают смена темпа, лада, фактуры, ритма.

Фраза и мотив - синтаксис музыкальной речи.

Мотив - первичная интонационно - смысловая неделимая ячейка музыкальной речи. Из двух или нескольких мотивов состоит музыкальная фраза. Единство фразы определяется общим мелодическим движением и кульминацией, ладом (мажор/минор), ритмической структурой. То есть фраза - понятие, связанное с синтаксисом музыкальной речи.

С понятием формы связан период.

Период - это законченная одночастная форма изложения темы одноголосного склада. Период обычно делится на два, редко на три построения, которые называются предложениями. Обычно одно из них - интонационно неустойчивое, а второе - устойчивое.

Каковы же соотношения фразы и периода?

  1. границы фразы и предложения могут совпадать;

  2. предложение может состоять из одной или нескольких фраз;

  3. фраза может наполнять собой целый период.

Художественный образ в музыкальном произведении


Художественный образ - специфический для искусства способ отражения жизни, её претворений в живой, конкретной, непосредственно воспринимаемой форме. Образность - общий признак искусства.

Художественный образ в музыке воплощается согласованными средствами всех элементов музыкальной речи: интонационно - мелодическим строем, выразительными особенностями ритма, лада, темпа, тембра (окраски звука), динамических оттенков, а также внутренним строением, то есть композицией каждого музыкального произведения и характером его исполнения.

Сущность музыкального образа, его зерно заключено в мелодии, которая в свою очередь является носителем темы. Тема - основополагающий компонент музыкального произведения, который определяет его неповторимый облик и смысл.

Для передачи оттенков настроения в музыке, композиторы пользуются средствами ладовой выразительности. В одном и том же произведении могут чередоваться мажор и минор.

Содержание каждого музыкального произведения во многом определяется его темпом (скоростью движения), отклонения от которого приводят к искажению художественного образа. Чтобы избежать искажения, композитор даёт в нотной записи указания темпа на итальянском языке. Чаще других встречаются: allegro, moderato, lento, adagio, andante.

О ритме в музыке мы часто говорим, что он бывает плавным или порывистым. В первом случае длительности не очень отличаются друг от друга, чаще совпадают с сильными долями метра. Порывистый ритм передаёт волнение, имеет разнообразный рисунок, часто не совпадает с сильными долями метра.

Разнообразнейшие тембры инструментов и голосов служат в музыке важным выразительным средством. Оркестровка, выбор регистра инструмента всецело зависит от художественного образа.

Нельзя обойти вниманием такое понятие как «фактура» (обработка). В музыке под фактурой понимается способ изложения музыкального произведения. Рассмотрим 3 основных типа фактур:

  1. Одноголосная фактура: пение solo, игра на однородных инструментах.

  2. Полифоническая фактура. Полифония - многоголосие, в котором каждый голос имеет самостоятельную мелодическую линию.

  3. Гомофонная фактура. Чаще всего встречается мелодия в верхнем голосе, в нижнем аккомпанемент. Или используются аккорды в разном расположении.

С помощью фактуры композитор может создать изобразительный эффект.

Помимо указаний деталей муз образа (f, p, cresc., dim., rit., accelerando и т пр.), композитор в начале произведения даёт указания на его темп, а часто и на характер. Таковы указания: largo (широко), lento (протяжно), vivo (живо) и другие, которые тесно связаны с темпом. Такие указания как dolce (нежно), appassionato (страстно), lugubre (мрачно), не связаны в такой мере с темпом. Эти ремарки (динамические оттенки) играют огромную роль для исполнителя.

Музыкальный жанр (вид) является существенным средством выражения художественного образа в музыкальной литературе. Нам знакомы песенные жанры, танцевальные, оперные и симфонические. Определение жанра помогает нам глубоко проникнуть в художественный образ музыкального произведения.

Итак: музыкальный образ - это законченное, широкоохватное воплощение в звуках характерных, типических сторон какого - либо жизненного явления. При этом в музыке, как и в литературе, в театре, художественный образ выявляется путём постепенного раскрытия характерных для него черт.

Музыкальные инструменты

Оркестр - большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. В зависимости от состава различают оркестры:

- симфонический (струнные инструменты, деревянные и медные духовые, ударные инструменты),

- струнный (только струнные смычковые),

- духовой (духовые и ударные инструменты),

- бэнд (только медные духовые), шумовой (главным образом ударные),

- оркестры народных инструментов.

Музыкальные инструменты симфонического оркестра

Струнные смычковые инструменты в зависимости от размера делятся на две группы: ручных инструментов (скрипка и альт) и ножных (виолончель и контрабас).

Все смычковые инструменты имеют по четыре струны. Звукоизвлечение осуществляется тремя способами:

  1. движением смычка по струне;

  2. щипком пальца;

  3. ударом трости смычка по струне.

Деревянные духовые инструменты представляют собой полые трубки, сделанные из особых сортов плотного дерева (или иногда из металла, как, например, флейты современных конструкций и саксофоны).

Звучащим телом в деревянных духовых инструментах является столб воздуха внутри трубки, вдуваемый через специальный язычок (трость), или через отверстие в головке инструмента.

В данную группу входят следующие инструменты:

- флейта;

- гобой;

- кларнет;

- фагот;

- саксофон.

Медные духовые инструменты

Предками современных медных духовых инструментов являются охотничий рог, военные сигнальные трубы, почтовые рожки.

Все современные медные духовые инструменты представляют собой трубки цилиндроконического сечения, расширяющиеся от места вдувания к месту выхода воздуха. В месте вдувания в трубку вставляется мундштук.

В данную группу входят следующие инструменты:

- валторна;

- труба;

- тромбон;

- туба;

- корнеты и саксгорны.

Арфа - инструмент, состоящий из ряда струн, натянутых на раму треугольной формы, был известен в глубокой древности у различных народов. Вначале изменение высоты звука производилось вручную, а затем был изобретён сложный механизм педалей.

Ударные инструменты

Все ударные инструменты можно разделить на две группы:

1) инструменты с определённой высотой звука;

2) инструменты с неопределённой высотой звука.

В 1-ю группу входят:

- литавры, колокольчики, ксилофон и челеста.

Во 2-ю группу входят:

- треугольник, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан и там - там.

Музыкальная форма


Простая форма


Форма музыкального произведения называется простой в тех случаях, когда произведение в целом, либо каждая его часть является периодом или развивающим построением, не расчленяющимся на более простые, композиционно самостоятельные части. Простая форма может быть одночастной, двухчастной и трёхчастной.

Одночастной называется простая форма, содержащая изложение и развитие музыкальной формы в рамках одного периода. Так, например, форма напева русской народной песни в большинстве случаев одночастна.

Как в литературе, так и в музыке встречаются произведения, действие которых не сложно. Для выражения определённого чувства, настроения, в котором нет резких контрастов, музыканты сочиняют небольшую инструментальную одночастную пьесу или романс, где воплощается один музыкальный образ. Таковы прелюдии (пьесы, выдержанные в одном характере) Шопена, Скрябина, Лядова, Шостаковича, Кабалевского.

Двухчастная форма в первой части содержит тему произведения, изложенную в форме периода, а во второй части либо содержится новая тема, либо развивается тема первой части. Простая двухчастная форма может иметь вступление и заключение. Каждая из частей может повторяться. То есть данная форма служит для передачи смены настроения и контрастных образов в музыке.

Примеры: «Шарманщик поёт» из «Детского альбома» П.И.Чайковского, Вальсы и Лендлер си мажор Ф. Шуберта, «Песнь Сольвейг» Э. Грига, «Сурок» Л. Бетховена, песни куплетной формы.

Простой трёхчастной называется форма, первая часть которой содержит изложение темы произведения; вторая часть - построение, развивающее эту тему, или изложение новой темы; третья часть является репризной. Произведение, написанное в простой трёхчастной форме, может иметь вступление и заключение.

Строение: первая часть представляет собой период;

вторая часть - средняя или серединная периодом не является;

третья часть может быть буквальным повторением первой части.

Примеры: арии из опер; романсы: «День ли царит» П.И.Чайковского, «Для берегов отчизны дальней» А.П.Бородина; вальсы Ф.Шуберта, мазурки Ф.Шопена; «Осенняя песня», «Песня жаворонка» П.И.Чайковского, «Грёзы» Р.Шумана, этюды Ф.Шопена и А.Н.Скрябина.

Образность и тематизм

В трёхчастной музыкальной форме сначала воплощается одно настроение, затем возникает другое, потом действие возвращается к исходному состоянию. Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы прежде всего запоминаем его основные темы. В зависимости от содержания тема может возникать в виде яркой, характерной мелодии или быть краткой, лаконичной, состоящей из нескольких звуков (тема судьбы в 5-й симфонии Л. Бетховена и в «Апассионате»).

А в произведении Р.Шумана «Венский карнавал» основная тема народного праздника звучит развёрнуто, приобретая значение эпизода в развитии действия.Для того, чтобы изобразить карнавальное шествие и чередование масок, композитор выбрал форму рондо.

Форма Рондо.

Слово «рондо» означает хоровод, круг, что указывает на связь с хороводными, круговыми песнями, имеющими куплетную форму с припевом, выделенным в особую часть. Определяется и несомненная связь с народными хороводами, где солисты выполняли новые фигуры, а хоровод после их вступления движется по кругу с одним и тем же рисунком. Таким образом, в музыку рондо периодически возвращается один и тот же тематический материал, а между его повторениями каждый раз возникают новые музыкальные эпизоды.

Характерные черты классического рондо:


  1. количество эпизодов ограничено двумя (редко тремя);

  2. один из эпизодов контрастен теме (чаще второй);

  3. тема написана в простой 2-х, 3-х частной форме;

  4. эпизоды иногда пишутся в 2-х, 3-х частной форме;

  5. часто встречается кода.

Примеры: финалы сонатных циклов, пьесы, называемые «Рондо»; «Вальс - фантазия» М.Глинки, I часть «Венского карнавала» Р.Шумана.

Вариации

Вариациями называется форма, содержащая изложение темы и ряд её видоизменённых повторений. Так, например, строятся классические вариации: тема, изложенная в двухчастной репризной форме, и ряд вариаций. Все вариации излагаются в главной тональности. Примерно в середине цикла возникает вариация или группа вариаций в одноимённой тональности, что служит средством создания контраста в развитии.

Классические вариации получили распространение в произведениях Гайдна, Моцарта, Бетховена. Некоторые циклы - небольшого размера (5-6 вариаций). Например: I ч. 12 сонаты Л.Бетховена, I ч. сонаты A-dur В.Моцарта. Но есть и значительные произведения - 32 вариации Л.Бетховена c-moll.

Встречаются также:

- характерные вариации - связь с темой отдалённая, меняется жанр, форма, гармония, тональность. Пример: Л.Бетховен, вариации F-dur op.34.

- двойные вариации - на две темы, которые противопоставляются друг другу, затем варьируются. Пример: Л.Бетховен, симфония № 5, II часть.

- в русской народной песне вариационная форма возникает как видоизменённый повтор напева в последующих куплетах. Пример: «Не пой, не пой соловьюшок».

Циклические формы


Циклической называется форма, заключающая в себя ряд композиционно замкнутых частей. Различаются: сюита, соната (сонатный цикл).

Сюита - это чередование отдельных музыкальных картинок, объединённых одним общим замыслом.

Разновидности:


  1. Старинная танцевальная сюита. Была широко распространена в западноевропейской музыке XII - XVIII веков. В её основе четыре танца: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Кроме того, встречались дополнительные: менуэт, гавот, бурре и т.д.

Пример: «Французские сюиты» И.С.Баха. Все части сюиты объединяются главной тональностью.


  1. Программная сюита. Встречалась в инструментальной музыке XIX - XX веков. Все части сюиты связаны программным замыслом.

Пример: Р.Шуман «Крейслериана».

Иногда сюита такого рода возникает из номеров какого - либо симфонического произведения. Такие сюиты отличаются большой свободой формы и тонального плана.

Примеры: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» П.Чайковского; «Пер Гюнт» Э.Грига.

Сонатный цикл (соната)


Сонатой называется циклическая форма, части которой, контрастируя друг другу, обладают образно - смысловым единством. Соната является одним из важнейших музыкальных жанров, входящих в раздел камерной музыки. Сонаты пишутся как для фортепиано, так и для солирующих инструментов с фортепиано, а также для инструментального трио, квартета, квинтета. Наиболее совершенное воплощение классическая соната получила в творчестве Венских классиков. «Тридцать две фортепианные сонаты Бетховена-это вся жизнь человека», - говорил академик Б.Асафьев. В музыке этих сонат отражено всё богатство человеческих чувств и душевных конфликтов.

Каково же строение сонатного цикла? Сонатный цикл обычно трёх - или четырёхчастный. В трёхчастном цикле крайние части идут в быстром темпе, в главной тональности, средняя часть, как правило, медленная.

В четырёхчастном цикле кроме указанных частей имеется менуэт или скерцо. Эта часть в классической сонате и симфонии обычно находится на третьем месте, после медленной части.

Опера


Оперой называется сложное синтетическое произведение, в котором музыка сочетается с текстом и сценическим действием. Это единственный род музыкального сочинения, в котором могут быть представлены все виды музыки: сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальное сопровождение пению, танцам, шествию и самостоятельная инструментальная музыка.

Опера, как всякое сценическое произведение, основанное на определённом сюжете, делится на акты, картины, сцены. Единство оперного произведения достигается прежде всего чисто музыкальными средствами. Главную роль в создании единства играют различные приёмы повторения и развития одной или нескольких музыкальных тем или отдельных элементов этих тем.

Между собой акты внутри оперы соотносятся примерно по тем же законам, что и акты других сюжетных сценических форм: экспонирование сюжета, характеров основных действующих лиц и их взаимоотношений происходит в первом акте, развитие событий и характеров - в среднем акте, развязка - в последнем акте.

Как и во всяком большом, по существу циклическом музыкальном произведении, в опере может присутствовать много отдельных (частных) кульминаций. Наряду с ними может существовать и общая кульминация, которая приходится на одну из последних картин оперы.

В оперной музыке XVII и XVIII веков различают деление на серьёзную оперу (в Италии «опера - сериа», во Франции «гранд опера») и на комическую оперу (в Италии «опера - буффо», во Франции «опера - комик»). В серьёзной опере предполагалось сплошное пение, в комическую оперу включались разговорные диалоги.

Более поздние жанры оперы - это «опера спасения» (время Великой французской революции), «большая опера» (расцвет эпохи оперного романтизма), «лирическая опера» и «веризм» (вторая половина XIX века, начало XX века).

О программной музыке

Понимание музыки сонат, симфоний, концертов и других сложных музыкальных жанров становится легче, если слушатели сначала приучаются следить за развитием действия так называемой программной музыки, то есть имеющей словесную (нередко стихотворную) программу, раскрывающую её содержание.

Программой может служить заглавие, указывающее на какое - либо явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение. Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальные картины природы, народных праздников, битв). В сюжетно - программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы.

Композиторы, сочиняющие программную музыку, нередко пользуются приёмами звуковой изобразительности. Они выбирают такие сочетания звуков, которые напоминают, например, щебетание птиц, колокольный звон, конский топот, шум морского прибоя, вой ветра. Иногда в ней встречаются и другие напоминания о различных явлениях реальной, окружающей нас жизни.

Музыкант, как любой другой художник, мыслит обобщённо, и созданные им образы насыщены идейным содержанием, отражая какие-то типичные черты своей эпохи, настроения и переживания своего времени. Звукоподражание для художника - только деталь, подробность, необходимая для полноты общей картины.

Программная музыка известна с глубокой древности. Среди программных произведений XVIII века: клавесинные миниатюры Ф.Куперена, Ж.Ф.Рамо, «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» И.С.Баха. Ряд программных произведений создан Л.Бетховеном - «Пасторальная симфония», увертюры «Эгмонт», «Кориолан» и другие. Расцвет программной музыки во многом связан с музыкальным романтизмом, провозгласившим лозунг обновления музыки с помощью единения её с поэзией. Среди программных произведений композиторов-романтиков «Фантастическая симфония» и симфония «Гарольд в Италии» Г.Берлиоза, симфония «Фауст», симфонические поэмы «Тассо», «Прелюды» Ф.Листа.

Крупный вклад в программную музыку внесли русские композиторы - классики. Большой известностью пользуются симфоническая картина «Ночь на Лысой горе», фортепианный цикл «Картинки с выставки» М.Мусоргского, симфоническая сюита «Анчар» Н.Римского-Корсакова, симфония «Манфред», оркестровые увертюры «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», «Гамлет» П.Чайковского.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1.Зимина О.Самоучитель игры на фортепиано. - М., 1975

2.Козлов П. Анализ музыкальных произведений. - М., 1969

3.Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1991

4.Россихина В. Учись понимать музыку. - М., 1960

5.Тюлин Ю. Музыкальная форма. - М., 1974

6.Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1962

Дополнительная литература:

1.Григорович В. Слово о музыке. Хрестоматия. - М., 1990

2.Попова Т. Пути к музыке. - М., 1973

3.Музыка и ты. Альманах для школьников. Вып. 4. - М., 1984

4.Рассказы о музыке. - М., 1968


© 2010-2022