Статья Индивидуальные образовательные программы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальные образовательные программы.

Селиверстикова Елена Алексеевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» г., Усть -Илимск, Иркутская область.

Наша школа реализует образовательный проект «Наш мир и мы». Для инновационной образовательной деятельности в рамках проекта наиболее важным принципом организации образовательного процесса является педагогическое моделирование целостной образовательной среды, соответствующей идее саморазвития её субъектов: педагогов, учеников, родителей. Разработка и освоение технологий самообразования как индивидуальной образовательной траектории возможна в определённых условиях. Под такими условиями понимаются: деятельность в малых группах (12 - 15 человек); выход за рамки классно - урочной системы; отказ от традиционного расписания; предоставление возможности выбора: сроков прохождения содержания по отдельным учебным предметам, темпа продвижения по образовательной программе, выбора по определению содержания индивидуальной образовательной программы, благоприятная психологическая среда, психологическая поддержка, новый тип отношений. Если традиционно в школьном образовании отождествляются содержание образования, содержание учебной деятельности с материалом учебно-предметных программ, то в контексте образовательной модели «Наш мир и мы» деятельность и её содержание соотносится с выстраиванием индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории понимаются как образовательный путь, при прохождении которого возможна деятельность по разным индивидуальным образовательным программам (предметным, интегрированным, исследовательским, творческим, прикладным, мировоззренческим, культурологическим, психологическим…).

В настоящее время большинство учащихся школы обучаются по традиционной классно - урочной системе. Инновационной деятельностью занимаются небольшие группы учащихся и отдельные участники, которые простраивают индивидуальные образовательные траектории. Оформляются и малые разновозрастные группы на основе заинтересованности в определённом содержании образования (культурологическом, мировоззренческом…). Такие группы выстраивают образовательные программы с учителем - куратором. Также оформляются программы - исследования по выбранной образовательной, как правило, интегрированной теме. Важное значение придаётся предметным образовательным областям, в рамках которых выстраиваются предметные образовательные программы. Содержанием одних программ является углубление в предмет, других - интеграция предметных областей. Среди них можно выделить программы разных уровней. Предметные программы основного уровня обеспечивают участникам минимально - необходимые предметные знания, ориентированные на начальное, основное и полное среднее образование. Предметные программы повышенного уровня сложности предполагают углубление в предмет или расширение предметной области знания. Прохождение предметных образовательных программ возможно как индивидуально, так и в группах (в том числе и разновозрастных). Кроме предметных, пропедевтических программ содержание инновационной деятельности представлено деятельностью участников и по культурологическим образовательным программам («На пути…», «Философия миропостроения», «Образование культурой», «Наш мир и я», «Штрихи к портрету», «Русский стиль», «Диалоги о человеке»…). Оформляются и образовательные психологические программы («Психология общения», «Уроки психологического развития», «Я - развитие», «Я»- «Ты», «Арт - продвижение», «Поддержка», «Антистресс», «Я - выбор»...). Данные программы способствуют самоопределению и самоорганизации в процессе проектирования индивидуальных образовательных программ. Также оформляются исследовательские программы - проекты («Портреты в нашей жизни», «Семья цветов», «Парад натюрмортов»), которые представляют собой исследования в определённых образовательных областях. Творческие образовательные программы создают условия для творческого выражения мыслей, чувств, ощущений, ориентируются на раскрытие нравственного потенциала, на философское осмысление окружающего мира и понятия «Я - мир». Активно используются сетевые предметные и образовательные программы, дистанционные проекты и информационные образовательные программы. Практическое назначение образовательных программ предусматривает установки на самообразование, самовоспитание, самоутверждение, самореализацию. Деятельность участников по разным индивидуальным образовательным программам способствует выстраиванию разных индивидуальных образовательных траекторий. Индивидуальные образовательные траектории как новая предметность образовательной деятельности определяются в процессе становления новых видов образовательной деятельности (проектирование, моделирование, исследование, рефлексия), образовательных связей (форм, методов взаимодействия) и отношений. Возможность использования права выбора собственного пути развития каждым субъектом образовательного пространства способствует появлению альтернативных форм образования. К таким формам можно отнести: тренинги, мастер - классы, практикумы, проблемные семинары, проектировочные семинары, консалтинги (по траекториям движения в проекте), проектные игры, диалоговый круг, встречи опытов, малые научные советы. Значимым является модернизация сайта, отражающего инновационную деятельность «Наш мир и мы», издательская деятельность.

Выстраивание модели «Наш мир и мы», содержательных образовательных проектов и программ по теме « Саморазвитие личности как содержание образования» происходит в проектной, презентационной, рефлексивной, игровой, творческой образовательной деятельности участников.

© 2010-2022