- Преподавателю
- Другое
- Мастер-класс Как организовать проектную деятельность учащихся?
Мастер-класс Как организовать проектную деятельность учащихся?
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сидорова Н.М. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс " Как организовать проектную деятельность учащихся? "
Цель:
-
Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности обучающихся
-
Показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии проектного обучения;
Задачи:
-
Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии проектного метода, а так же возможные варианты применения его на уроке.
-
Показать практическую значимость проектного метода для организации работы.
-
Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
-
Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.
-
Расширение знаний о возможностях использования метода проектов.
-
Вовлечение учителей в проектную деятельность.
Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:
-
Мультимедийный проектор, экран;
-
Ватман и фломастеры
Структура проведения "Мастер-класса":
1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера
-
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
-
Характеристика творческой лаборатории педагога (описание достижений в опыте работы)
-
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
2. Представление занятия
-
Рассказ педагога о проекте занятия
-
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
-
Краткая характеристика результативности используемой технологии
-
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы
4. Моделирование
-
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели проекта в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
5. Рефлексия
-
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
-
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Форма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Ход занятия
-
Организационное начало
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться: Сидорова Наталья Михайловна-учитель информатики Стемасской основной школы Алатырского района. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы по теме «Организация проектной деятельности с учащимися»
2. Мотивационное начало
Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами "да" и "нет". Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)
(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)
А теперь, уважаемые коллеги,
Обменяемся яблоками - и у каждого из нас останется по яблоку;
обменяемся идеями - и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)
3. Знакомство с новым материалом
Слайд 1. Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ
Слайд 2. У нас это тема занятия "Как организовать проектную деятельность учащихся? "
Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: "Как сделать эффективным процесс обучения?", "Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?"
Слайд 3. Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь".
Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.
Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям - это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.
Слайд 4.Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.
Слайд 5. Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Слайд 6. Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Используя проектный метод в течение нескольких лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой.
-
Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.
-
положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.
-
Метод проектов нашел применение на уроках информатики, математики,
-
Во внеклассной работе, так как использования проектной деятельности на уроках информатики приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.
А теперь остановимся на этапах работы над проектом:
Слайд 7. 1 этап - мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.
Слайд 8. 2 этап - планирующе-подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, уч-ся делятся на группы.
Слайд 9. 3 этап. Информационно- операционный
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.
10 слайд. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Работа над проектами будет продолжена, но уже сейчас можно говорить об эффективности этого метода.
Слайд 11. Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:
-
по данной теме были выступления на педсоветах в школе, на заседании методического объединения для учителей школы и района;
-
проводились открытые уроки в рамках районного МО;
-
участие в международном конкурсе для педагогов «Открытый урок» ( публикация урока информатики на тему «Информационная технология разработки проекта» на страницах СМИ «ЗавучИнфо»)
-
являюсь участником Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогического клуба «Наука и творчество» по теме «Использование проектно-исследовательских технологий как факторов, повышающих эффективность педагогической деятельности»
Более подробную информацию вы можете получить на моём личном сайте NMSidorova.narod.ru
Кому же станет лучше, если в школе будут активно использован метод проектов?
Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:
Слайд 12. Ученикам. Они учатся:
-
применять знания в измененной и новой ситуации;
-
демонстрировать свою икт-компетентность;
-
осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;
Слайд 13. Родителям, у которых
-
формируется позитивное отношение к школе;
-
появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.
Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.
Слайд 14. И, наконец, Государству.
Слайд 15. Президентом Российской Федерации были определены 5 пунктов президентской инициативы о проекте:
1.Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов
2.Поиск и поддержки талантливых детей.
3. Ключевая роль учителя.
4. Новые принципы работы школ.
5. Здоровье школьников.
4. Отработка полученных знаний на практике
Слайд 16. А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке презентационного мини-проекта «Подростки в виртуальной реальности в рисунках», который возможно будет востребован. Я предлагаю вам посмотреть видеоматериал.(просмотр фильма)
Слайд 17-20.
Слайд 21. И так, мы посмотрели с вами видео фильм, какое впечатление он на вас произвёл? Увидели ли вы проблему, которую нужно обсудить с родителями и детьми, в чем она заключается? Как наглядно можно рассказать детям об угрозе компьютерных игр их здоровью?
А) Распределение по группам.
У каждого из вас есть разноцветные яблоки. Я прошу вас разделиться на 2 группы по соответствующим цветам.
1 группа «Виртуалов», а 2 группа «Реалистов».
Слайд 22. Задание группам: с позиции «Виртуалов» и «Реалистов» наглядно изобразите на листе ватмана, чем отличается виртуальный мир от реального.
Какие плюсы и минусы видит каждая команда в в виртуальном мире.
Что может потерять ребенок, погружаясь в виртуальный мир, и чем это грозит для его здоровья.
Во время защиты мини-проекта группа должна объяснить:
-Что они изобразили на своих рисунках
-Что на рисунке говорит о страшной беде интернет - зависимости детей.
- Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете.
Б) Остальным слушателям
Пока наши "ученики" разрабатывают проект, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников нашей школы. (Демонстрируются проекты уч-ся.)
Слайд 23. 5. Защита проектов
А теперь, я прошу "учеников" поделиться результатами своей работы и представить свой проект.
(выступления представителей групп)
Слайд 24.
Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча.
Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.
Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".
Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:
- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?
- Все в твоих руках...
Порой в жизни ребёнку кажется, что окружающие его люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Давайте же учить детей видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для них.
Давайте поможем подростку приобрести уверенность в реальном, а не в виртуальном мире!
6. Подведение итогов в виде синквейна
Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.
Слайд 25. Памятка для составления синквейна
Синквейн - (в переводе с франц. обозначает "пять") - это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.
Правила написания синквейнов:
Первая строка состоит из одного слова - существительного, идентифицирующего тему.
Вторая строка состоит из двух слов - прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
Третья строка образована тремя словами - глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.
Четвертая строка - фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.
Последняя строка - это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.
(Оглашают получившийся синквейн.)
Слайд 26. 7. Рефлексия
В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.
1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?
2. Понятна ли вам была идея проекта?
3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися
Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.
8. Заключительное слово
Спасибо за внимание и за сотрудничество!
С наступающим вас профессиональным праздником!