Мастер-класс Как организовать проектную деятельность учащихся?

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс " Как организовать проектную деятельность учащихся? "

Цель:

  • Актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности обучающихся

  • Показать необходимость внедрения активных методов обучения на основе педагогической технологии проектного обучения;

Задачи:

  • Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии проектного метода, а так же возможные варианты применения его на уроке.

  • Показать практическую значимость проектного метода для организации работы.

  • Формировать умения информационно-поисковой деятельности, а так же навыки пошагового проектирования урока.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • Интеграция современных педагогических и информационных коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.

  • Расширение знаний о возможностях использования метода проектов.

  • Вовлечение учителей в проектную деятельность.

Используемые средства ИКТ, ПО и оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран;

  • Ватман и фломастеры

Структура проведения "Мастер-класса":

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

  • Характеристика творческой лаборатории педагога (описание достижений в опыте работы)

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

2. Представление занятия

  • Рассказ педагога о проекте занятия

  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии

  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Занятие со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели проекта в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Педагог исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей

  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Форма: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие



Ход занятия

  1. Организационное начало

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представиться: Сидорова Наталья Михайловна-учитель информатики Стемасской основной школы Алатырского района. Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы по теме «Организация проектной деятельности с учащимися»

2. Мотивационное начало

Я предлагаю вам универсальную игру "Да-нетку". Я загадаю нечто, а вы попытаетесь найти ответ, задавая мне вопросы. На ваши вопросы я могу ответить только словами "да" и "нет". Внимание! Здесь лежит предмет, имеющий некоторое отношение к геометрии и очень любим детьми. Ваши вопросы. (Это яблоко, оно имеет форму шара, и очень любимо детьми.)

(Эта игра способна увлечь и маленьких, и взрослых. В ходе этой игры вырабатывается стратегия поиска. Использовать игру можно на любом уроке, как для отдыха, так и для создания интригующей ситуации.)

А теперь, уважаемые коллеги,

Обменяемся яблоками - и у каждого из нас останется по яблоку;

обменяемся идеями - и у каждого из нас будет по две идеи. (Т.А. Эдисон)

3. Знакомство с новым материалом

Слайд 1. Перед вами слово ПРОЕКТ. Какие ассоциации у вас возникают со словом ПРОЕКТ

Слайд 2. У нас это тема занятия "Как организовать проектную деятельность учащихся? "

Каждый учитель регулярно задает себе вопросы: "Как сделать эффективным процесс обучения?", "Какая методика будет адекватна современной модели образования личности?"

Слайд 3. Я тоже задавала себе эти вопросы, пока не прочитала одну китайскую притчу. Она гласит: "Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь".

Эта китайская пословица может служить эпиграфом к проектному методу обучения.

Чему учить сегодняшних школьников? Какую сумму знаний в них вложить, чтобы им хватило на всю оставшуюся жизнь? Мы не сможем ответить на эти вопросы. Единственное, чем мы здесь и сейчас можем помочь нашим детям - это научить их самостоятельно добывать необходимые знания, оценивать ситуацию, выявлять проблемы и находить адекватные пути их решения, самосовершенствоваться. Поэтому главным умением XXI века становится умение учиться. Именно такие результаты заложены в ФГОС второго поколения.

Слайд 4.Информатика определена как школьный предмет, способный повысить эффективность учебной деятельности, поддержать процессы интеграции знаний ученика, выбрать индивидуальный путь саморазвития, самообразования, реализации знаний. В процессе изучения курса «Информатики и ИКТ» универсальные учебные действия эффективно развиваются через проектно-исследовательскую деятельность.

Слайд 5. Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, книгу, сценарий и т.д. Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Слайд 6. Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Используя проектный метод в течение нескольких лет с поддержкой средств ИКТ, я увидела большие преимущества перед традиционной методикой.

  • Прежде всего, данная технология позволяет формировать ключевые компетенции обучающихся.

  • положительные результаты в учебно-воспитательном процессе.

  • Метод проектов нашел применение на уроках информатики, математики,

  • Во внеклассной работе, так как использования проектной деятельности на уроках информатики приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса.

А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

Слайд 7. 1 этап - мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить обучающиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт.

Слайд 8. 2 этап - планирующе-подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, уч-ся делятся на группы.

Слайд 9. 3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

10 слайд. 4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.

Работа над проектами будет продолжена, но уже сейчас можно говорить об эффективности этого метода.

Слайд 11. Опыт нашёл поддержку и заинтересовал коллег:

  • по данной теме были выступления на педсоветах в школе, на заседании методического объединения для учителей школы и района;

  • проводились открытые уроки в рамках районного МО;

  • участие в международном конкурсе для педагогов «Открытый урок» ( публикация урока информатики на тему «Информационная технология разработки проекта» на страницах СМИ «ЗавучИнфо»)

  • являюсь участником Всероссийской экспериментальной творческой группы педагогического клуба «Наука и творчество» по теме «Использование проектно-исследовательских технологий как факторов, повышающих эффективность педагогической деятельности»

Более подробную информацию вы можете получить на моём личном сайте NMSidorova.narod.ru

Кому же станет лучше, если в школе будут активно использован метод проектов?

Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь:

Слайд 12. Ученикам. Они учатся:

  • применять знания в измененной и новой ситуации;

  • демонстрировать свою икт-компетентность;

  • осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;

Слайд 13. Родителям, у которых

  • формируется позитивное отношение к школе;

  • появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.

Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать мой опыт, как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.

Слайд 14. И, наконец, Государству.

Слайд 15. Президентом Российской Федерации были определены 5 пунктов президентской инициативы о проекте:

1.Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов

2.Поиск и поддержки талантливых детей.

3. Ключевая роль учителя.

4. Новые принципы работы школ.

5. Здоровье школьников.

4. Отработка полученных знаний на практике

Слайд 16. А теперь я хотела бы привлечь вас к разработке презентационного мини-проекта «Подростки в виртуальной реальности в рисунках», который возможно будет востребован. Я предлагаю вам посмотреть видеоматериал.(просмотр фильма)

Слайд 17-20.

Слайд 21. И так, мы посмотрели с вами видео фильм, какое впечатление он на вас произвёл? Увидели ли вы проблему, которую нужно обсудить с родителями и детьми, в чем она заключается? Как наглядно можно рассказать детям об угрозе компьютерных игр их здоровью?

А) Распределение по группам.

У каждого из вас есть разноцветные яблоки. Я прошу вас разделиться на 2 группы по соответствующим цветам.

1 группа «Виртуалов», а 2 группа «Реалистов».

Слайд 22. Задание группам: с позиции «Виртуалов» и «Реалистов» наглядно изобразите на листе ватмана, чем отличается виртуальный мир от реального.

Какие плюсы и минусы видит каждая команда в в виртуальном мире.

Что может потерять ребенок, погружаясь в виртуальный мир, и чем это грозит для его здоровья.

Во время защиты мини-проекта группа должна объяснить:

-Что они изобразили на своих рисунках

-Что на рисунке говорит о страшной беде интернет - зависимости детей.

- Какие пути решения данной проблемы вы предлагаете.

Б) Остальным слушателям

Пока наши "ученики" разрабатывают проект, я хочу вам продемонстрировать учебные проекты учеников нашей школы. (Демонстрируются проекты уч-ся.)

Слайд 23. 5. Защита проектов

А теперь, я прошу "учеников" поделиться результатами своей работы и представить свой проект.

(выступления представителей групп)

Слайд 24.

Уважаемые коллеги, пусть Ваш проект пока ещё только на бумаге, но я надеюсь, что эти проекты Вы обязательно реализуете со своими коллегами и учениками. Мне вспомнилась одна притча.

Был в древности один мудрец. У него было много последователей, многие у него учились. И вот как-то раз два его ученика поспорили между собой. Один утверждал, что сможет задать мудрецу такой вопрос, который поставит его в тупик. Второй сказал, что это невозможно.

Ранним утром первый ученик пошел в поле и поймал там прекрасную маленькую бабочку. Зажал ее в ладонях так, чтобы не было ее видно. Придумал он хитростью одолеть учителя: "Я спрошу у него жива ли бабочка, что в моих ладонях. Если он скажет нет, то я разожму ладони и она взлетит. Если же скажет да, то я раздавлю ее и открыв ладони, он увидит лишь ее безжизненное тельце. Так он попадет в неловкую ситуацию, а я выиграю спор".

Пришел к своему мудрецу-учителю ученик и в присутствии всех спросил его:

- Учитель, мертва или жива бабочка в моих ладонях?

- Все в твоих руках...

Порой в жизни ребёнку кажется, что окружающие его люди, происходящие события и прочее - все это либо черное либо белое. Но реальный мир многоцветен. Давайте же учить детей видеть в людях и своей жизни нюансы, которые с такой легкостью могут все изменить для них.

Давайте поможем подростку приобрести уверенность в реальном, а не в виртуальном мире!

6. Подведение итогов в виде синквейна

Наш методический урок близится к завершению. Но любой урок требует подведения итогов. Для осознания собственной деятельности предлагаю вам составить синквейн для слова ПРОЕКТ.

Слайд 25. Памятка для составления синквейна

Синквейн - (в переводе с франц. обозначает "пять") - это стихотворение из пяти строк, требующее синтеза информации в кратких выражениях.

Правила написания синквейнов:

Первая строка состоит из одного слова - существительного, идентифицирующего тему.

Вторая строка состоит из двух слов - прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.

Третья строка образована тремя словами - глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.

Четвертая строка - фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора синквейна к теме.

Последняя строка - это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.

(Оглашают получившийся синквейн.)

Слайд 26. 7. Рефлексия

В начале занятия вы мне задавали вопросы, а я отвечала да или нет. А теперь поменяемся ролями и ответим на вопросы да или нет.

1. Были ли трудности в процессе разработки проекта?

2. Понятна ли вам была идея проекта?

3. Считаете ли Вы данную технологию перспективной в работе с обучающимися

Я думаю, что эпиграф сегодняшнего занятия сработал.

8. Заключительное слово

Спасибо за внимание и за сотрудничество!

С наступающим вас профессиональным праздником!



© 2010-2022