Сценарий Роскошь человеческого общения

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Психологическая игра

Сценарий Роскошь человеческого общения

(в рамках фестиваля авторских мастер-классов старшеклассников)















г. Краснокаменск - 2011г.



Эпиграф: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать».

И. Лафатер

Ход проведения:

- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо, улыбка всегда располагает к общению.

Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы были активными, внимательными, доверяли друг к другу.

Тема психологической игры старшеклассников «Роскошь человеческого общения»

Проходит день за днем,

Неделя за неделей,

Летит за годом год,

Мы учимся, взрослеем.

Но в суете сует

Наш взгляд не замечает

Порой других людей

И что нас окружает.

И сделав остановку,

Задумайтесь над тем,

Что в обществе и в мире

Достаточно проблем.

Почетный гость нашей игры: Победитель краевого конкурса «Учитель года» ­­___________. Поздравляем её с важным событием-победой в краевом конкурсе «Учитель года»!

Сегодня в независимом жюри работает:

___________________________________________________

Сегодня у нас образовались 6 групп. И в каждой группе вам нужно выбрать капитана и придумать название своей команды.

Знакомство.

Упражнение в команде «Я рад общаться с тобой».

Каждый протягивает руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому протянули руку, протягивает ее другому с этими же словами. Так по «цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Ведущий: И ещё: каждый по кругу назовет свое имя и коротко скажет несколько слов о себе. Регламент 3 мин.

От независимого жюри нам поступило предложение придумать. оригинальное приветствие и продемонстрировать его. Назначаем дополнительное время -1 мин.

- Время, отведенное вам истекло, команды готовы, просим капитанов назвать себя, огласить название команды и продемонстрировать ваше оригинальное приветствие.

Ведущий: Мы предлагаем провести нашу игру в форме общения.

- Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе, человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться? И что мы вкладываем в понятие «общения?» Чтобы это выяснить, ответим на вопросы, которые я вам предложу на карточках.

- Умеете ли вы общаться? (да, конечно)

- С кем вы общаетесь чаще всего? (со своими знакомыми)

- С кем вы не общаетесь? (с незнакомыми)

- Для чего вы общаетесь? (чтобы поговорить, узнать что-нибудь новое)

- Что такое «общение»? (беседа, разговор)

- Сколько времени вы общаетесь ежедневно?

- Читали ли вы что-нибудь по поводу общения?

- Не случалось ли, что вам было трудно наладить общение с кем-нибудь?

- Не случалось ли, что вас не понимали или понимали неверно?

- Кто был виноват в том, что общение не наладилось или прервалось?

- Всегда ли вам есть, что рассказать хорошему знакомому?

- Если вы встретились со знакомым, кто обычно начинает разговор - вы или он?

- Допускаете ли вы, что книга по проблемам общения могла бы вас заинтересовать?

-Для вас «общение» - это, прежде всего беседа, разговор и ничего больше. Между тем «общение» - понятие более глубокое. Попробуем выделить необходимые качества человека, умеющего общаться. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будет выполняться письменно. Возьмите лист бумаги, выберите одного человека в команде, который по своим личным качествам импонирует вам.

Укажите пять качеств, которые особенно нравятся вам в этом человеке.

И напишите 5 качеств личности, которые вам неприятны в людях. Начали…(1 минута). Ваше время вышло. Теперь огласите список. Внимательно слушаем, если вы написали в карточке точно такие же характеристики зачитывать их не нужно.

Понимаете ли вы шутки?

- Очень часто общению мешает то обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не обладает и поэтому обижается. Трудность обнаружения у самого себя слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись.

Но смех может вызываться разными причинами:

- Приведите 1 примеру смешных случаев и случаев, когда людям не до смеха.

(30 сек.)

Надо заметить, что любое обращение, употребляемое нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. И если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к сотрудничеству, а если нет, то …

Конкурс любезников (каждая команда выполняет на листах формата А4) (1 минута)

Кто из вас больше назовет фраз-извинений?

Извинения: Прошу простить…

Боюсь, что я вас задел…

А теперь назовите слова поддержки:

Я рад за тебя…Мне очень приятно… и тому подобные..

- Расширение словарного запаса, обогащение речевого «репертуара» позволит вам выразить себя, проявить свои лучшие человеческие качества в общении.

Я сегодня рад(а)-видеть таких умных, активных симпатичных, доброжелательных, хороших ребят.

Следующая игра «Внутреннее движение». У каждого человека есть своя «красная черта», за которую он предпочитает не допускать партнеров по общению, а также не пересекает «красную черту» другого, чтобы не вторгаться во внут­реннюю зону человека. Условия игры: на сцену приглашаются капитаны команд по 3 человека с каждой стороны. Затем один из игроков начинает придвигаться и останав­ливается, достигнув «красной черты» партнера. Тот, кто стоит, отмечает про себя то место, когда ему хо­телось сказать «стоп».

(Игра)

Что вы ощущали? Когда вы чувствовали себя дискомфортно?

(Ответы капитанов)

КАПИТАНЫ ОТСТАЮТСЯ на сцене

Ассоциативный ряд

В Забайкальском крае 2011 год объявлен Годом подростка.

Командам и капитанам нужно за 1 мин. придумать 4 слова - ассоциации связанные с этим событием. Время пошло.

(слова - ассоциации зачитывает вначале команда, потом капитан)

Жюри фиксирует количество совпадений.

И как сказал один древний мыслитель:

"Стать человеком-большая работа. Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку

лучше "!

Давайте уже сегодня начнём работать над собой и попробуем общаться и жить без конфликтов. Поэтому, помните, что раз общение - это взаимодействие с другим человеком, то этот человек, который перед вами - он самый главный на свете. И как вы к нему должны относиться?

Вот первый закон общения:

1. Самый главный человек на свете -- это тот , кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением.

Вот наш второй закон общения:

2. Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Умение показывать своё расположение к собеседнику - вот ещё одно важное правило общения. Самый простой способ - запомнить имя собеседника. При знакомстве с новым человеком, повторите его имя несколько раз, и постарайтесь в беседе обращаться к нему по имени.

Ещё один способ расположить собеседника к себе - умение делать комплименты.

Я предлагаю Вам ещё одну игру:

" Давайте говорить друг другу комплименты "

( Вызывается 2 человека - мальчик и девочка. Делая вперёд по одному шагу они говорят комплименты . Кто выиграет ? )

Как здорово получилось, правда, ребята? А вот если бы эту игру назвали так: "Давайте говорить друг другу неприятные слова и всякие гадости ".

ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ БЫ ТАКАЯ ИГРА?

Вот наш четвёртый закон общения:

4. Говорите друг другу как можно больше хороших слов , и никогда не говорите того , что было бы неприятно выслушать вам самим .

Сейчас я прочитаю вам строки из стихотворения Расула Гамзатова. Послушайте внимательно и скажите : какой ещё один очень важный закон общения можно определить этими строками .

"Вот человек, что скажешь ты о нём?"

Ответил друг, плечами пожимая:

"Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?"

"Вот человек, что скажешь ты о нём?"

Спросил я у товарища другого.

"Я с этим человеком не знаком,

Что я могу о нём сказать плохого?"

Вот наш пятый закон общения:

5. Старайтесь не говорить о людях дурно.

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход, из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

« Вчера ты, Антон, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо ". Антон удивлён: « А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась.»

Кто прав ? ( Кто культурнее, тот первым здоровается)

* Света говорит: « Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная , что я не хочу ей здоровья желать . Что же мне притворяться ? «

Права ли Света?

* Иду по улице. Там девчонки, увидели меня и давай обзываться . Что же мне делать ?

( Отделаюсь шуткой, поблагодарю за «хорошие» слова. Промолчу.)

6. Не перебивайте говорящего . Внимательно выслушайте его до конца . Если кто-то заговорит одновременно с вами , приостановитесь , и дайте ему закончить .

7. Невежливо во время разговора отводить кого - нибудь в сторону , чтобы говорить с ним отдельно ; ещё более невежливо подслушивать , что говорят двое в стороне .

8. Не спорьте по мелочам.

Посмотрите, как много важных и очень полезных « законов» общения открыли мы сегодня, рассматривая обычные жизненные ситуации. Но учиться можно не только в жизни , много полезных советов вы найдёте , читая книги .

Послушайте стихотворение :

« Пожалуйста, потише!»

И скажите: где нельзя говорить громко и почему?

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Всё знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!


Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат -

Попробуйте всё тихо рассказать

О том, что вы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А, между прочим, дождика всё нет.

Пожалуйста, потише!

9. Не разговаривай громко, не кричи на улице и общественных местах.

Я надеюсь, используя наши « законы « общения, вы сможете правильно вести себя в различных ситуациях, избегая конфликтов, а окружающим людям всегда будет приятно и уютно в вашем обществе.

Творческая работа «Дерево человеческого общения»,

Группы выполняют задание: написать на листах бумаги, те качества, законы, которые помогут в общении.

Представитель каждой группы пишет на листочках символического рисунка дерева, называет эти качества и кратко комментирует, почему выбраны именно они.

Ведущий:

Мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом. Естественно, сразу нельзя достичь идеаль­ных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни. Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги - автор самой известной теории общения, - пред­ложил шесть способов, как расположить к себе людей:

  • Проявляйте искренний интерес к другим людям.

  • Улыбайтесь!

  • Помните, что для человека звук его имени - самый слад­кий и самый важный звук человеческой речи.

  • Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других расска­зывать вам о себе.

  • Ведите разговор в круге интересов вашего собеседника. Давайте людям почувствовать их значительность и делай­те это искренне.

И, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.

Работа в группе

Индивидуальный тест №1«Умеете ли вы слушать?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

1. Ты часто отвлекаешься, когда с кем-то разговариваешь?

2. Не делаешь ли ты только вид, что слушаешь, а сам думаешь о другом?

3. Реагируешь ли ты эмоционально на слова рассказчика?

4. Ты часто перебиваешь собеседника?

5. Ты слушаешь или только делаешь вид, что слушаешь?

6. Ты мечтаешь о своем, когда слушаешь других?

7. Возможно, ты обдумываешь, что сказать, когда слушаешь собеседника?

Ведущий: Теперь подсчитайте результаты: чем больше у вас ответов «да», тем хуже вы умеете слушать. Давайте подумаем над вопросом: « Что мешает нам слушать других?»

Индивидуальный тест №2 «Умеете ли вы выполнять задания…»

Пройдите этот тест, имея в своем распоряжении всего три минуты.


  1. Прежде чем приступить к работе, все внимательно прочитайте.

  2. В верхнем левом углу напиши свое имя и фамилию печатными буквами.

  3. Обведи свое имя прямоугольником.

  4. В нижнем левом углу поставь пять точек.

  5. Заключи эти точки в треугольник.

  6. Под своим именем напишите свой номер телефона

  7. Произнеси вслух свой номер телефона,

  8. В нижнем правом углу нарисуйте 5 маленьких квадратов.

  9. В каждом квадрате поставьте крестик.

  10. В верхнем правом углу проделай стержнем ручки три дырочки.

  11. Громко хлопни в ладоши три раза.

  12. В центре листа напиши число 12.

  13. Сложи лист пополам.

  14. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.

  15. Громко крикните «я почти закончил».

  16. Вы внимательно прочитали все задания, а теперь выполните только задания 2 и 6.

Игра № «Пять минут до….» (катастрофы всей земли).

Ведущий.

В ваших руках микрофон на все человечество, и вы один знаете, что произойдет через пять минут. Что вы сказали бы миру? (ответ)

Высказываются команды

Упражнение в команде «Пожелание на ладони» (рефлексия, самоанализ)

Каждый в команде высказывает свое мнение об игре: Что понравилось, чего не хватало, чему научился и т.д. Благодарность друг-другу. Команда пишет короткий отзыв об игре. Зачитывает текст.

Слово Жюри: ……………………..

  • Вед: Дорогие ребята! Заканчиваем наше общение ритуалом «Солнечные ладони»

  • Вытяните свою левую руку и мысленно положите на неё свой собственный вклад в нашу сегодняшнюю работу. Затем вытяните правую руку и положите в неё всё, что вы получили от общения. Соединим руки в громком хлопке и скажем друг другу - «спасибо!»

А теперь - «Фотография на память».

Памятка: (раздать уч-ся)

Н. И. Козлов - психолог-практик, сфор­мулировал несколько правил искусства общения:

  • Самый главный человек на свете - тот, что перед то­бой.

  • Постарайтесь, чтобы собеседник вам понравился.

  • Ищите то, что вас сближает.

  • Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и об­винений.

  • Научитесь обходиться без резкости и категоричности.

  • Стремитесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к истине и миру.

© 2010-2022