Мой мир - моя игра дополнительная общеобразовательная программа

Цель программы: адаптация первоклассников к школе посредством включения их в игровую деятельность.Возраст учащихся. Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 7– 8 лет. Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года в объеме 144 часов.Программа «Мой мир – моя игра» способствует развитию познавательно-мотивационной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер ребенка благодаря сочетанию игровых педагогических технологий Володченко В.Ю., Юмашева В.Б., Во...
Раздел Другое
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи

им. В.П. Поляничко»



«Согласовано»

Директор МОБУ «СОШ № 41»

_____________Г.И. Кургаева

«____»____________20___г.



«Согласовано»

Директор ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-

краеведческий музей»

_____________Н.А. Еремина

«____»____________20___г.


«Утверждено»

Научно-методический совет

ООДТДМ им. В.П. Поляничко

протокол № 55 от 25.12.2013 г.

председатель НМС

____________Ю.А.Скляренко




Дополнительная общеобразовательная программа

«Мой мир - моя игра»


Возраст учащихся: 7- 8 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки: 2013 г.



Пустыльникова Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории

отдела «Панорама»;

Брагинская Наталья Юрьевна,

педагог дополнительного образования,

второй квалификационной категории

отдела «Панорама»; Носова Валентина Валентиновна, методист первой квалификационной категории отдела «Панорама».

г. Оренбург

Утверждено научно-методическим советом ООДТДМ им. В.П. Поляничко

протокол № 53 от 06.06.2013 г., с изменениями и дополнениями протокол № 55 от 25.12.2013 г.



































Содержание

Пояснительная записка

3 стр.


Учебно-тематический план

8 стр.

Содержание образовательной программы

10 стр.

Методическое обеспечение

Литература для учащихся

Литература для родителей

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

15 стр.

21 стр.

22 стр.

23 стр.

24 стр.

28 стр.

30 стр.

Список литературы

33 стр.






Пояснительная записка



Направленность программы. Программа «Мой мир - моя игра» имеет социально-педагогическую направленность. Образовательный процесс по программе способствует адаптации учащихся 7-8 лет к школе посредством включения их в игровую деятельность.

Программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 года №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468);

- Санитарно - эпидемиологических требований к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) (СанПиН 2.4.4 1251-03).

Программа реализуется педагогом ГБУДОД «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» на основании:

- Устава Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»;

- Положения об отделе «Панорама» ГБУДОД «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»;

- Договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве № 08/03.

Дополнительная образовательная программа «Мой мир - моя игра» реализуется на основании договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве между Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования детей «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П.Поляничко», Муниципальным образовательным бюджетным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 41» и Государственным бюджетным учреждением культуры «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей».

В рамках данного сетевого взаимодействия ГБУДОД «ООДТДМ

им. В.П.Поляничко» обеспечивает образовательную деятельность творческого объединения «Игротека». МОБУ СОШ № 41 предоставляет базу для проведения образовательного процесса, и содействует участию учащихся в городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях. ГБУК «Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей»

проводить тематические экскурсии для учащихся творческого объединения «Игротека».

Актуальность программы обусловлена преобразованиями в современном российском обществе, определяющими новые условия, в которых происходит процесс социализации подрастающего поколения.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, изменяется весь уклад его жизни, деятельности, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену игре приходит другая деятельность - учебная.

Игра является средством всестороннего развития ребенка. Наиболее продуктивными для социального развития детей младшего школьного возраста являются сюжетные, театрализованные, познавательные, традиционные или народные игры. Технология таких игр учитывает индивидуальные особенности, способствует развитию речевой и умственной активности, нравственному и эстетическому развитию, положительно воздействует на эмоциональную сферу. Игровые технологии - одни из популярных в педагогической практике, применяемые в сфере дополнительного образования детей. В их основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Программа дополнительного образования «Мой мир - моя игра» разработана на основе ведущих игровых педагогических технологий. Занятия по данной программе помогают учащимся не только успешно овладеть учебной деятельно­стью, но и адаптироваться к школе.

Новизна. Программа «Мой мир - моя игра» способствует развитию познавательно-мотивационной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер ребенка благодаря сочетанию игровых педагогических технологий Володченко В.Ю., Юмашева В.Б., Воскобовича В.В., Сухина И.Г., Слободяник Н.П., включающих широкий спектр игр, упражнений, заданий на развитие положительной мотивации, самооценки, познавательного интереса, формирование коммуникативных навыков и развитие эмоциональной регуляции поведения детей.

Педагогическая целесообразность. Образовательный блок программы «Мой мир - моя игра» включает в себя развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов личности: внимания, памяти, мышления, воображения; спортивно-подвижные игры, направленные на развитие потребности детей к здоровому образу жизни; сюжетные игры, направленные на развитие способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, в первую очередь, произвольности.

Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся 7 - 8 лет, именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, всесторонне развиваются. Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в игру-обучение, в которой ребенок живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Благодаря игре ребенок развивает навыки общения в коллективе, начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивает поступки своих товарищей и свои собственные действия. В процессе игры происходит удовлетворение познавательных, коммуникативных, эстетических и эмоциональных потребностей ребенка.

Программа «Мой мир - моя игра» может использоваться как педагогами учреждений дополнительного образования детей, так и учителями начальной школы для занятий в рамках внеурочной деятельности.

Цель программы: адаптация первоклассников к школе посредством включения их в игровую деятельность.

Задачи:

обучающие:

- дать знания об особенностях различных видов игр: игры народов Оренбуржья, на развитие познавательных процессов, на саморегуляцию и др.;

- научить составлять и разгадывать ребусы, сочинять фантастические сказки;

развивающие:

- развивать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся;

воспитательные:

- способствовать формированию позитивной самооценки;

- способствовать формированию коммуникативных навыков, саморегуляции поведения.

Программа основана на следующих педагогических принципах:

- системности, представляющей собой взаимосвязь и взаимообусловленность процессов воспитания и самовоспитания, обучения и учения, формирования и развития личности и коллектива;

- развития, базирующейся на социально-педагогической закономерности, согласно которой педагогическая система является частью социальной системы и, как часть системы, эффективность ее функционирования ориентирована на развитие личности и коллектива;

- социализации, который базируется на следующей закономерности: педагогическая система является открытой, представляющей собой часть социальной системы, и вследствие этого она подчинена ее целям;

- индивидуализации, согласно которому, в педагогическом процессе достигается тем большая эффективность в развитии личности, чем более эффективно осуществляется индивидуализация различных видов деятельности учащихся;

- гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому ребенку.

Отличительные особенности программы. Сравнительный анализ программ, направленных на социальную адаптацию посредством игровой деятельности, показал, что существуют программы специальных циклов, а именно:

- Лебедева Н. Б. «Вместе весело шагать…» (г. Северск) - на профилактику школьной дезадаптации, на развитие социальных умений коммуникативной гибкости;

- Отева Н. И. «Игротека Монтессори» (г. Тюмень) - на создание чувства принадлежности к социуму, положительного эмоционального фона, умения понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, формирование «позитивного отношения к своему «я», профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения;

- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Земских Т.В. «Профессия - школьник» -

на формирование индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников.

Отличие программы «Мой мир - моя игра» заключается в интеграции педагогических игровых технологий и методов, позволяющих развивать не только социальные навыки, но и познавательную сферу учащихся.

Возраст учащихся. Программа предназначена для проведения занятий с учащимися 7- 8 лет.

Срок реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года в объеме 144 часов.

Формы и режим занятий. При реализации образовательной программы используются разнообразные формы организации педагогического процесса:

- групповое занятие;

- экскурсия;

- викторина;

- самостоятельная работа;

- упражнение;

- игровая программа;

- конкурсная программа;

- игровая театрализованная программа.

Занятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Оптимальное количество учащихся в группе 10 - 15 человек (СанПиН 2.4.4. 1251-03).

Ожидаемые результаты, способы их проверки

По окончании обучения у учащихся происходят изменения в познавательно-мотивационной и эмоционально-волевой сферах, развиваются следующие личностные, метапредметные и предметные достижения:

Личностные:

- мотивация к учебной деятельности;

- позитивная самооценка.

Метапредметные:

Познавательные:

- познавательный интерес;

- произвольность познавательных процессов.

Коммуникативные:

- сотрудничество с педагогом и сверстниками, взаимоподдержка.

Регулятивные:

- саморегуляция поведения.

Предметные:

- знают разновидности игр на развитие познавательных процессов (внимания, мышления, воображения), народные игры, игры на координацию движений, на снятие напряжения и расслабление мышц шеи, плеч, рук, ног и др.;

- умеют разгадывать и составлять ребусы, сочинять фантастические сказки.

Диагностика достижений учащихся проводится при взаимодействии педагогов и психологов, организующих системное комплексное отслеживание развития детей в рамках психолого-педагогического мониторинга. Смысл мониторинга - сделать процесс развития прогнозируемым и управляемым, обеспечить единство усилий педагогов, психологов и родителей, результатом которого будет быстрая адаптация ребенка к школе и его личностный рост.

Формы и методы определения результативности:

- педагогическое наблюдение в течение года определяет уровень знаний и умений учащихся по выполнению практических заданий основных разделов программы (Приложение № 1);

- открытые занятия проводятся по окончании учебной четверти в форме игровой театрализованной программы для выявления уровня общего развития и личностного роста учащихся.

- с целью выявления результативности программы «Мой мир - моя игра» используются следующие методики: комплексное изучение самооценки и уровня притязаний (модификация методики Н.Г. Лускановой) (приложение № 2); методика «Рукавичка» на выявление уровня коммуникативных умений, самооценки и способности к самоконтролю

Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (приложение № 3); анкета для изучения мотивации учащихся (модифицированная методика Н.Г. Лускановой) для 1- 4 классов (приложение № 4).

Формы подведения итогов реализации программы

Для подведения итогов образовательного процесса педагогом используются тематические игровые театрализованные программы.

Учебно-тематический план


Наименование разделов, тем

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел I. Игра - дело серьезное

1.

Вводное занятие

3

1

2

2.

Игра и ее истоки

3

1

2

3.

Игры разные нужны

6

-

6

4.

Путешествия по играм мира.

8

2

6

5.

Край, где я родился

9

-

9

6.

В здоровом теле здоровый дух

9

1

8

Раздел II. Игроразвивайка

7.

Запомни и покажи, запомни и назови

10

1

9

8.

Внимание и только внимание

10

1

9

9.

Мыслим последовательно

10

3

7

10.

Воображаем и фантазируем 6 2 4

10

2

8

11.

Мы все можем

10

3

7

12.

Веселая переменка

4

-

4

Раздел III. Карусель времен года

13.

Игровая круговерть

8

1

7

14.


Осенняя пора, очей очарование…

7


1

6

15.

Зимушка-зима в гости к нам пришла…

7

1

6

16.

Весны прекрасные мотивы…

7

1

6

17.

Ура! Каникулы!

5

-

5

Раздел IV. Я учусь владеть собой

18.

Такие разные настроения…

7

2

5

19.

Не боимся ничего

5

2

3

20.

Все получится!

6

2

4


Итого

144

25

119


Содержание образовательной программы


Предметным содержанием программы «Мой мир - моя игра» является игровая деятельность учащихся, в процессе которой они учатся взаимодействовать друг с другом и развивают познавательный интерес к учебной деятельности. Во время обучения учащиеся знакомятся с различными видами игр.

Раздел I. «Игра - дело серьезное»

Тема № 1. Вводное занятие.

Теория: Задачи объединения. Беседа об игровой деятельности и видах игр. Правила техники безопасности на занятиях.

Практика: Игровая программа «Давайте познакомимся». Разучивание игр на приветствие и знакомство: «Здравствуй, друг», «Имена».

Проведение входной диагностики.

Тема № 2. Игра и ее истоки.

Теория: История возникновения игры. Игры наших бабушек и дедушек.

Практика: Проведение народных игр на реакцию и наблюдательность: «Горелки», «Красочки», «Салки», «Колечко», «Ручеек».


Тема № 3. Игры разные нужны.

Практика: Разучивание игр на общее развитие: «Хлибчик» (на внимание, скорость движения и координации), «Русская пословица» (на внимание, мышление, наблюдательность), музыкальная игра «Светлый день» (на координацию движений), «В зоопарке» (на память), «Перепутанные слова» (на логическое мышление).

Выполнение упражнений: «Корабль», «Превращение предмета» (на воображение), «Определи понятие» (на словесно-логическое мышление).

Тема № 4. Путешествие по играм мира.

Теория: Особенности игровой культуры разных народов Оренбургской области: русской, татарской, казахской, украинской.

Практика: Проведение русских народных игр: «У медведя во бору», «Горелки» (на ловкость и координацию движений); «Игровая» (на воображение).

Проведение татарских народных игр: «Перехватчики» (на ловкость и уверенность в себе); «Лисички и курочки» (на воображение, умение создавать образ и находиться в нем); «Продаем горшки» (на скорость и координацию движений).

Проведение казахских народных игр: «Конное состязание» (на развитие согласованности действий); «Ястребы и ласточки», «Белый лютый - серый лютый» (на развитие внимания, скорости и координации движений).

Проведение украинской народной игры «Колдун» (на развитие внимания, скорости движения и координации).

Тема № 5. Край, где я родился.

Практика: Тематическое занятие «Государственная символика России, Оренбургской области и города Оренбурга».

Экскурсии:

- в Оренбургский губернаторский историко - краеведческий музей с целью знакомства учащихся с историей Оренбургского края;

- в культурный комплекс «Национальная деревня» с целью знакомства учащихся с особенностями культуры разных народов, проживающих в Оренбургской области;

- в Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (виртуальный музей им. В.П. Поляничко) с целью формирования чувства гражданственности и патриотизма на примере жизнедеятельности В.П. Поляничко;

- в мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» с целью знакомства учащихся с военной историей края и формирования чувства уважения к старшему поколению.

Тема № 6. В здоровом теле здоровый дух.

Теория: Понятие «здоровье» и его виды.

Практика: Проведение игр на развитие активного внимания и быстроту реакции: «Мячик кверху», «Лягушка в болоте», «Сумей догнать», «Поймай хвост дракона», «Гуси», «Курочка - хохлатка», «Западня», «Лягушки».

Проведение игр на внимание, ловкость, согласованность движений: «Воробей, чирикни!», «Займи домик!», «Солнышко и дождик», «Кошка и скворцы».

Проведение игр, упражнений и эстафет с мячом: «Кенгуру», «Пронеси, не урони», «Горошек», «От одного до пяти» (В.Ю. Володченко); «Раз, два, три - лови», «Удержи мяч», «Земля, воздух, вода, огонь», «Горячий мяч» (на координацию движений и ловкость).

Игры с кеглями на развитие ловкости, координацию движений: «Не урони», «Слалом», «Танцевальный марафон», «Кто скорее».

Игры с обручем на развитие внимания, выдержки, согласованности действий: «Теремок», «Прокати - не урони», «Пролезь в обруч». Проведение игр, способствующих ориентации на местности: «Сколько до дерева шагов?», «Наблюдатели», «Лесное пятиборье», «Кукушки», «Следопыты».

Раздел II. «Игроразвивайка»

Тема № 7. Запомни и покажи, запомни и назови.

Теория: Память, её значение и виды.

Практика: Развивающие упражнения на память: «Добавь слово», «Бусы», «Слушаем и рисуем», «Я положил в мешок» (Лебедева Н.Б.). Выполнение заданий: «Выучи стихотворение»; «Перескажи» (на произвольную словесную память); «Запомни картинки», «Разрезанная картинка» (на непроизвольную память).

Выполнение упражнений: «Фигурки», «Трудное - запомни!» (на осязательную память).

Проведение игры «Зрительная память».

Тема № 8. Внимание и только внимание.

Теория: Объект внимания. Умение концентрировать, распределять и переключать внимание.

Практика: Выполнение упражнения «Запомни фотографию» (на внимание, воображение, фантазию, согласованность действий).

Проведение игр: «Огурец, помидор, ананас», «Возьми приз» (на тренировку слухового и зрительного внимания, быстроту реакции и развитие координации движений).

Самостоятельная работа по выполнению дидактических заданий на умение концентрировать, распределять и переключать внимание: «Лабиринты», «В зоопарке», «Найди, кто спрятался», «Построй дорожку».

Тема № 9. Мыслим последовательно.

Теория: Что такое логика? Развитие логического мышления. Логические действия. Ребусы. Методика их составления и разгадывания.

Практика: Самостоятельная письменная работа по выполнению дидактических заданий раздела «В стране слов»: «Конструктор букв» (В.В.Воскобович), «Словесный лабиринт», «Словокат», «Сколько слов», «Слов больше, чем букв» (на внимание, мышление, наблюдательность).

Самостоятельная работа в группах по выполнению заданий раздела «Слово и слова»: «Переставляем буквы - получаем числа» (В.В.Воскобович), «Расставь буквы правильно», «Птицы», «Спрятавшиеся слова» (на самоконтроль и логическое мышление).

Выполнение упражнений: «Сравнение предметов» (на развитие мыслительной операции), «Окончание слов» (на скорость мышления).

Выполнение дидактических заданий раздела «Что сначала, что потом»: «На улице лужа», «Утром», «Веселая прогулка», «Елка» (на умение обобщать, понимать последовательность сюжета, на наблюдательность, самоконтроль).

Составление и разгадывание ребусов, ребусов-загадок (на умение концентрировать внимание, сосредоточенность). Решение задач-шуток «Из тетради Гнома Загадалки» (И.Г.Сухин).

Игра на развитие словесно-логического мышления: «Как это можно использовать».

Тема № 10. Воображаем и фантазируем.

Теория: Понятие о творческих играх. Импровизация. Конкретное фантазирование. Методика сочинения фантастических сказок.

Практика: Выполнение упражнений: «Корабль», «Превращение предмета» (на воображение, смелость, сообразительность), «Точки», «Комбинирование» (на зрительное воображение), «Укрась слово» (на словесное воображение).

Проигрывание ролевых ситуаций: «В парке», «Необитаемый остров», «В магазине» (на творческое воображение).

Театральная игра: «Посмотри, что я делаю?» (на память и воображение). Выполнение заданий: «Фантик для конфет», «Кондитерские сказки», «Медаль», «Старая сказка с новым концом», «Перепутавшиеся сказки», «Грибные сказки», «Веселые истории» (на фантазию).

Игра-путешествие «Вокруг света» (на фантазию и воображение). Сочинение фантастических сказок.

Тема № 11. Мы все можем.

Теория: Виды интеллектуальных игр, их значение. Понятия: «Загадка», «Шарада», «Анаграмма», «Кроссворд», «Сканворд», «Викторина».

Практика: Выполнение заданий на загадывание и отгадывание загадок: «О транспорте», «О явлениях природы», «Цветик - семицветик», «О музыкальных инструментах».

Самостоятельная работа в группах: по решению шарад, анаграмм; кроссвордов: «Музыкальные инструменты», «Цветы», «Герои мультфильмов», «Фрукты, овощи, ягоды»; сканворда «Пять минут на размышление».

Проведение викторин: «Волшебные слова», «Удивительные превращения», «Друзья» (И.Г. Сухин).

Тема № 12. Веселая переменка.

Практика: Разучивание игр «Звериная зарядка», «Веселая физкультминутка» (на снятие напряжения и расслабление мышц). Разучивание двигательных упражнений: «Упрямая шея», «Разминаем плечи», «Черепаха» (на расслабление шеи и плеч), «Замок», «Волшебная мельница», «Змейки», «Море» (на разминку и расслабление рук), «Велосипед», «Рисуем круги», «Лягушка» (на расслабление ног).

Раздел III. «Карусель времен года»

Тема № 13. Игровая круговерть.

Теория: Понятие «времена года». Игры круглый год.

Практика: Проведение игр осенней тематики: «Сортируем овощи», «Собери грибы», «Танец с шишками» (на быстроту реакции и ловкость). Разгадывание кроссворда «Осенний». Отгадывание загадок на тему «Огородный урожай».

Проведение игр зимней тематики: «Вьюга, поземка», «Сосульки, сугробы» (на активное внимание и быстроту реакции), «Путешествие» (на координацию движений), «Подготовка к зимнему походу», «Снежинки» (на ловкость).

Разгадывание кроссворда «Зимний», загадок о зиме на сообразительность и мышление.

Проведение игр новогодней тематики: «Что растет на елке», «Кто встречает Новый год?» (на внимание, память, мышление), песни-кричалки «Новый год!», песни-дразнилки «Про Деда Мороза!» (на чувство ритма и память).

Отгадывание загадок по теме «Новогодняя рифма».

Проведение игр весенней тематики: «Спаси корабли» (на координацию движений), «Птичий концерт» (на внимание).

Проведение эстафеты: «Собери подснежники», «Солнышко» (на быстроту реакции).

Отгадывание загадок весенней тематики: «Весенняя капель», «Птицы, рыбы, звери». Разгадывание кроссворда «Зоопарк».

Тема № 14. Осенняя пора, очей очарованье...

Теория: Календарь осенних праздников.

Практика: Конкурсная программа «Волшебница осень». Игровая программа «Дружбой нужно дорожить». Театрализованная игровая программа «Поздравляем осенних именинников». Экскурсия на выставку осенних поделок из природного материала.

Тема № 15. Зимушка-зима в гости к нам пришла…

Теория: Календарь зимних праздников.

Практика: Игровая театрализованная программа «Лучший праздник - Новый год». Игровые программы «Рождественские колядки», «Рыцарский турнир». Театрализованная игровая программа «Поздравляем зимних именинников».

Тема № 16. Весны прекрасные мотивы ...

Теория: Календарь весенних праздников.

Практика: Игровая программа «Мамин день». Тематические занятия «Крылья дал Оренбург!», «Они сражались за Родину!». Театрализованная игровая программа «Поздравляем весенних именинников».

Тема № 17.Ура! Каникулы!

Практика: Игра-путешествие «Путь к Камелоту». Конкурсная программа «Клуб веселых мастеров». Театрализованная игровая программа «Ассорти-пирог». Игровая программа «Дорога в лето!».

Раздел IV. «Я учусь владеть собой»


Тема № 18. Такие разные настроения…

Теория: Понятие «настроение». Рассказы: «Дружок грустит», «Вот если бы все было не так…», «Я не могу этого вынести», «Мне плохо».

Практика: Проведение игры-разминки: «Свое настроение» (на улучшение настроения); упражнений «Мысли и настроение», «Подарим друг другу улыбку» (на эмоциональный настрой), «Я справился!», «Я сильный!» - «Я слабый» (на решение трудных ситуаций), «Даже если...» - «В любом случае...» (на умение менять отношение к трудной ситуации); игры-упражнения «Мусорное ведро» (на изменение отношения к ситуации), игры «Я справлюсь» (на решение трудных ситуаций). Работа с раскрасками, с музыкальными отрывками.

Тема № 19. Не боимся ничего.

Теория: Понятие «страх». Рассказы: «Соревнования», «Ночные страхи». Предупреждение, коррекция страхов и поиск путей их преодоления.

Практика: Проведение игр: «Найди способ выйти из круга», «Я справлюсь» (на предупреждение и коррекцию страхов). Работа с рисунками «Чего я уже не боюсь».

Тема № 20. Все получится!

Теория: Понятие «успех». Рассказы: «Контрольная работа», «Когда трудно сказать «нет!». Условия достижения успеха и его составляющие.

Практика: Проигрывание ролевых ситуаций: «Знакомство», «Подари подарок другу» (на умение добиваться успеха). Проведение упражнений «Я смогу!», «Рисуем картинки в уме» (на веру в успех).



Методическое обеспечение образовательной программы


При работе по программе используются следующие методические материалы:

Раздел I. «Игра - дело серьезное»

  1. Володченко, В.Ю., Юмашев, В.Б. Выходи играть во двор. - М.: Молодая гвардия, 1989.

  2. Игровой калейдоскоп: сборник игр для педагогов-организаторов, воспитателей, вожатых, организаторов массовых мероприятий. - Оренбург, 2002. - 50 с.

  3. Тимофеев, О.Н. Сборник игр «Детская игротека». Уфа, 2005.

Раздел II. «Игроразвивайка»

  1. 1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Н.Г. Елкина, Т.И. Тарабарина. - Ярославль: «Академия развития», 1999. - 224 с.

  2. Боровик, О.В. Развитие воображения: метод. рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН» , 2000. - 112 с.

  3. Воскобович, В. В. Развивающие игры для дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Рив, 2009.

  4. Калугин, М.А. После уроков: ребусы, кроссворды, головоломки /художники Д.Н. Киселев, В.А. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 1998. - 192 с.

  5. Калугин, М.А. Развивающие игры для младших школьников: кроссворды, викторины, головоломки. / М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 224 с.

  6. Минскин, Е.М. Игра и развлечение в группе продленного дня: пособие для учителя / Е.М. Минскин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

7. Мудрая сова / Игры нашей игротеки / сост. Е.А. Ефимова, А.В. Ерошкин. - Вып. 2. - М.: МГДД(Ю)Т, 2009. - 48 с.

  1. Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр: пособие для педагогов / Э.Я. Степаненкова. - М: Мозаика-синтез, 2009. - 64 с.

  2. Сухин, И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Рольф, 2001.

  3. Сухин, И. Г. «200 школьных кроссвордов: 1 - 2 классы» М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 192 с.

Раздел III. «Карусель времен года»

  1. Газета для учителей начальной школы. ПедСовет: - №1, 9, 12, 2009 г.

- №3, 4, 12, 2010 г.

2. Коган, М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: уч.- метод. пособие / М.С. Коган. 2-е изд., Сибирское университетское издательство: «Новосибирск», 2004. - 150 с.

Раздел IV. «Я учусь владеть собой»

  1. Крюкова, С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие - М.: Генезис. 2002. - 208 с., илл.


Образовательный процесс предусматривает групповые формы работы, которые предполагают работу общего состава учащихся и работу в малых группах (по 4 - 5 человек). Групповая форма стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Групповая работа общего состава учащихся включает в себя:

- разнообразные виды игр (игра-путешествие, игра-разминка, игра-эстафета, игра-кричалка, театральная игра и др.);

- упражнения на воображение, внимание, фантазию, на словесно-логическое мышление, на произвольную, непроизвольную и осязательную память;

- игровые программы («Давайте познакомимся», «Дружбой нужно дорожить», «Рождественские колядки», «Рыцарский турнир», «Мамин день»);

- конкурсные программы («Волшебница осень», «Клуб веселых мастеров»);

- театрализованные игровые программы («Поздравляем осенних именинников», «Лучший праздник - Новый год, «Поздравляем зимних именинников»);

- викторины («Волшебные слова», «Удивительные превращения», «Друзья»);

- экскурсии (Оренбургский губернаторский историко-краеведческий музей, культурный комплекс «Национальная деревня», Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»).


Групповая работа в малых группах (4-5 человек) включает:

- работу в группах по решению шарад, анаграмм, кроссвордов и сканвордов;

- выполнение заданий на загадывание и отгадывание загадок;

- работу по выполнению заданий на развитие логического мышления.


Индивидуальная работа предусматривает самостоятельное выполнение заданий педагога и позволяет учащимся развивать творческое мышление и воображение, что способствует развитию познавательного интереса. На занятиях учащиеся выполняют:

- дидактические задания на умение концентрировать, распределять и переключать внимание («Лабиринты», «В зоопарке», «Найди, кто спрятался», «Построй дорожку»);

- дидактические задания на внимание, мышление, наблюдательность («Конструктор букв», «Словесный лабиринт», «Словокат», «Сколько слов», «Слов больше, чем букв»);

- дидактические задания на самоконтроль и логическое мышление («Переставляем буквы - получаем числа», «Расставь буквы правильно», «Птицы», «Спрятавшиеся слова»);

- дидактические задания на умение обобщать, понимать последовательность сюжета, наблюдательность, на самоконтроль («На улице лужа», «Утром», «Веселая прогулка», «Елка»);

- задания по составлению и разгадыванию ребусов, ребусов-поговорок, ребусов-загадок.

При работе по образовательной программе педагогом используются следующие формы педагогической деятельности:

Групповое занятие - основная форма организации учебного процесса. Учебное занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности. Оно состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть занятия предусматривает:

- устную подачу материала (рассказ, беседа, объяснение);

- демонстрацию наглядных пособий, иллюстрированного материала;

- просмотр видеозаписей детских игровых театрализованных программ.

Практическая часть включает в себя:

- разучивание подвижных видов игр на снятие напряжения мышц шеи, плеч, рук, ног;

- выполнение двигательных упражнений, дидактических заданий;

- участие в различных видах игр, которые способствуют развитию согласованности действий, ловкости, координации движения, фантазии, воображения, памяти и мышления, внимания, чувства ритма, наблюдательности, сосредоточенности, самоконтроля.

Особое место на всех занятиях принадлежит игровой мотивации, с помощью которой происходит непосредственное объединение детей для игры.

В процессе занятий происходит живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

В процессе межличностного общения в цепи «педагог - ребенок» реализуется коммуникативный потенциал ребенка, и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребенок и группа в целом включается в диалог, дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

Самостоятельная работа - эта форма работы предусматривает углуб-

ленное, самостоятельное выполнение практических дидактических заданий раздела «Игроразвивайка» на умение концентрировать, распределять и переключать внимание, на мышление, наблюдательность, на самоконтроль. Выполнение заданий способствует развитию самостоятельности учащихся и освоению ими в полном объеме материала по программе.

Конкурсная программа - это форма предусматривает процесс соревнования учащихся в выполнении заданий педагога для выявления развития знаний и умений по предлагаемой теме («Волшебница осень»).

Игровая программа - эта форма основана на комплексе подобранных по определенной тематике игр («Рождественские колядки», «Рыцарский турнир», «Мамин день», «Дружбой нужно дорожить»), которые способствуют сплочению учащихся, стимулируют к совместной деятельности.

Экскурсия - это эффективная форма организации образовательного процесса, объединяющего учебную деятельность с реальной жизнью, которая обеспечивает учащимся непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. Экскурсии способствуют развитию познавательных интересов, расширению кругозора учащихся.

Следующей формой обучения являются викторины. Викторины позволяют провести занятие максимально интересно и с пользой. При такой организации процесса обучения занятия для первоклассников проходят весело, так как состязательный дух и стремление к лидерству присутствуют в любом ребенке и имеют возможность раскрыться в ходе проведения викторин.

Подведение итогов образовательного процесса по программе «Мой мир - моя игра» в течение года предполагает проведение игровых театрализованных программ. Программа разрабатывается и проводится педагогом, а дети являются непосредственными участниками игрового действия. Участие учащихся в программах ведет к наибольшему раскрытию потенциала детей, их самовыражению, быстрой адаптации в коллективе, что в данном возрасте особенно необходимо, а также позволяет педагогу проанализировать степень освоения детьми образовательной программы.

Качество усвоения содержания программы определяется выбором методов обучения, ведущими являются:

Активные методы:

а) метод игры:

- дидактическая игра используется при изучении тем: «Осенняя пора, очей очарованье», «Внимание и только внимание», «Путешествие по играм мира», «Зимушка-зима в гости к нам пришла», «Мыслим последовательно», «Весны прекрасные мотивы», «Ура! Каникулы!»;

- подвижная игра по темам: «Истоки игры», «Веселая перемена», «Игровая круговерть», «В здоровом теле здоровый дух», «Путешествие по играм мира»;

- народная игра: «Истоки игры», «Путешествие по играм мира»;

- игры на развитие внимания: «Игровая круговерть», «Внимание и только внимание», «Путешествие по играм мира»;

- игры на развитие воображения: «Внимание и только внимание», «Путешествие по играм мира», «Воображаем и фантазируем»;

- игры на развитие мышления по теме «Игровая круговерть»;

- игры на развитие памяти: «Игровая круговерть», «Запомни и покажи, запомни и назови»;

- игры на развитие фантазии по теме «Внимание и только внимание»;

- игры-путешествия по темам: «Воображаем и фантазируем», «Ура! Каникулы!»;

- игры-викторины по теме «Мы можем все»;

- театральные игры по теме «Воображаем и фантазируем»;

- игра импровизация по теме «Воображаем и фантазируем», «Учусь владеть собой».

По источнику знаний:

а) словесные методы:

- рассказ по темам «Истоки игры», «Край, где я родился», «Учусь владеть собой»;

- беседа - этот метод используется на вводном занятии;

- объяснение применяются при изучении следующим темам: «Игры разные нужны»; «Мыслим последовательно», «Запомни и покажи, запомни и назови», «Внимание и только внимание»;

б) наглядные методы:

- использование наглядных пособий при изучении тем: «Запомни и покажи, запомни и назови», «Внимание и только внимание», «Мы можем все»;

в) практические методы:

- упражнения по темам: «Запомни и покажи, запомни и назови», «Внимание и только внимание», «Воображаем и фантазируем», «Учусь владеть собой»;

- самостоятельные письменные работы по темам «Внимание и только внимание», «Мыслим последовательно», «Мы можем все».

Методы стимулирования деятельности:
- соревнование - создание ситуации, в которой учащийся стремится достичь более высоких результатов по сравнению с дру­гими, позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность учащихся, увлечь идеей соревнования, про­явить активность, инициативу, способности;
- поощрение - положительная оценка поведения учащихся. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным поддерживаться коллективом.

Работа с родителями - одна из важнейших форм работы программы «Мой мир - моя игра». Только в тесном контакте педагог-учащиеся-родители можно достигнуть хороших результатов в обучении и воспитании ребенка. Родители могут в свободной форме посещать любые занятия, присутствовать на открытых занятиях в форме игровых театрализованных программ и тематических занятиях. Педагог систематически проводит родительские собрания и встречи с родителями по вопросам обучения и результативности.

Для эффективной организации образовательного процесса и проведения занятий требуются следующие условия:

- отдельный кабинет с наличием интерактивной доски;

- игровые и игровые театрализованные программы следует проводить в спортивном или актовом зале школы с использованием необходимого реквизита, костюмов и аудиоаппаратуры;

- проведение игр на свежем воздухе (с использованием спортивного инвентаря) предусматривает наличие школьной площадки возле школы;

- мягкая игрушка, лучше такая, которая надевается на руку;

- магнитофон;

- аудиокассеты с музыкой для релаксации.

Литература для учащихся:


  1. Амасова, А. Большая книга лабиринтов, головоломок и логических игр / А. Амасова, В. Запаренко. - М.: АСТ, 2008. - 255 с.

  2. Афанасьев, С. 300 конкурсов для ребят разного возраста / С. Афанасьев, С. Коморин. - М.: Вариант, 2000. - 134 с.

  3. Бойко, Е.А. Лучшие подвижные и логические игры для детей / Е.А. Бойко. - М.: Рипол Классик, 2008. - 256 с.

  4. Бокова, Т.В. Круглый год. Стихи и загадки о временах года / Т.В. Бойко. - Изд.: Астрель, 2009. - 35 с.

  5. Бречер, И. 100 логических головоломок: на логическое мышление, наблюдательность, смекалку, быстроту восприятия / И. Бречер. - Изд.: Астрель, 2005. - 96 с.

  6. Горова, Л.А. играем в слова. Логические задачи, головоломки, лабиринты / Л.А. Горова. - Изд.: Оникс, 2002. - 54 с.

7. Дмитриева, В.Г. Большая книга головоломок, логических игр, загадок для самых умных малышей / В.Г. Дмитриева. - Изд.: Астрель, 2009. - 128 с.

  1. Ермолаева, В.Г. Четыре времени года / сост. В.Г. Ермолаева. - Изд.: Ювента, 2008. - 64 с.

  2. Лунина, Н. Играем в буквы и слова. Путешествуем по Реченьке. Развиваем память, речь, внимание, воображение / Н. Лунина. - Изд.: Сибирское университетское издательство, 2009. - 144 с.

  3. Мудрая сова / Игры нашей игротеки / сост. Е.А. Ефимова, А.В. Ерошкин. - Вып. 2. - М.: МГДД(Ю)Т, 2009. - 48 с.

  4. Федин, С.Н. Логические задачи для юного сыщика / С.Н. Федин. - Изд.: Айрис-Пресс, 2008. - 63 с

Литература для родителей:


  1. 1000 загадок: популярное пособие для родителей и педагогов / Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина, В.Н. Куров, Г.В. Соколов. - Ярославль: «Академия развития», 2010. - 224 с.

  2. Бабушкина, А.А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти и интеллекта у детей 5-9 лет / А.А. Бабушкина, О.А. Умнова. - Белгород: Книжный клуб: «Клуб семейного досуга», 2011. - 154 с.

  3. Баландин, Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц / Б.Б. Баландин. - М.: Рипол Классик, 2008. - 512 с.

  4. Бурдина, С.В. Логические задачи / С.В. Бурдина. - Киров: Дом печати-ВЯТКА, 2011. - 39 с.

  5. Гордиенко, Н. Занимательные игры и головоломки / Н. Гордиенко, С. Гордиенко. - Изд.: Астрель, 2012. - 58 с.

  6. Дмитриева, В.Г. Большая книга умных заданий. Головоломки. Ребусы. Кроссворды / В.Г. Дмитриева. - Изд.: АСТ, 2009. - 96 с.

  7. Ляпенкова, А.Г. Вижу в небе облака-барашки. Развитие воображения и творческого мышления / А.Г. Ляпенкова. - Изд.: Мир книг, 2009. - 48 с.

  8. Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками / Л.В. Мищенкова. - М.: Академия развития, 2005. - 160 с.

  9. Шорыгина, Т.А. Какие месяцы в году? / Т.А. Шорыгина. - Изд.: Гном, 2009. - 64 с.

  10. Языканова, Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / Е.В. Языканова. - Изд.: Экзамен, 2009. - 80 с.

11. solnet.ee/










Приложение № 1


Диагностическая карта предметных достижений учащихся

творческого объединения.


Цель: Оценить уровень выполнения учащимися контрольных

заданий, составленных педагогом.

Часть I.

ФИО учащегося

Задание на внимание

Решение анаграм-

мы

Решение шарады

Отгадыва-ние загадки

Разгадыва-ние ребуса

Решение кроссвор-да

Общее количес-тво баллов

Даша







Паша







Качество выполненного задания выражается в баллах:

а) задание выполнено полностью верно - 3 балла;

б) задание выполнено с одной ошибкой - 2 балла;

в) задание выполнено с двумя и более ошибками - 1 балл;

г) задание выполнено не верно, или не выполнено вообще (нет результата) - 0 баллов.

Часть II.

ФИО учащегося

Сочинение фантастической сказки (5-7 предложений)

Пофантазируй и дорисуй

Составление ребуса

Составление шарады

Общее количество баллов

Даша


Паша


Учитываются не столько количественные, сколько качественные показатели, уровень сложности, самостоятельность учащегося:

а) выполняет задание самостоятельно, проявляет оригинальность - 3 балла;

б) задание выполняет самостоятельно, но при возникновении затруднения обращается за помощью к педагогу - 2 балла;

в) учащийся постоянно нуждается в помощи педагога, часто переспрашивает, что помогает достичь результата - 1 балл;

г) задание не выполнено - 0 баллов.

Баллы I и II части суммируются. Максимальное количество 30 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень предметных достижений учащегося.

19 - 24 балла - средний уровень предметных достижений учащегося.

0 - 18 баллов - низкий уровень предметных достижений учащегося.

Приложение № 2

Комплексное изучение самооценки и уровня притязаний (модификация методики Н.Г. Лускановой)

Цель: Исследовать самооценку и уровень притязаний.

Учащемуся предъявляется рисунок лесенки с десятью ступеньками. В качестве критериев берутся качества, которые заложены в воспитательных задачах программы, например аккуратный, организованный, доброжелательный и т. д. Качества подбирает педагог, не более 4 - 5. Ребенку предлагается оценить себя по этим качествам.

Инструкция: «Представь, что на этой лесенке выстроились твои сверстники; на нижней стоят самые …называется качество (например самые неорганизованные, а на верхней самые организованные). Где находишься ты? А где ты хотел бы находиться?».

Пример бланка, в который вносятся показания.

Количественные показатели изучения самооценки и уровня притязаний


Ф.И.

организованность

самооценка

уровень притязаний

разность

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень


Уровневые показатели

самооценки:

от 0 до 4,4 - заниженная;

от 4,5 до 5,9 - средняя;

от 6,0 до 7,4 - высокая;

от 7,5 до 10 - очень высокая;

притязаний:

от 0 до 5,9 - заниженные;

от 6,0 до 7,4 - средние;

от 7,5 до 8,9 - высокие;

от 8,9 до 10 - очень высокие;

хода развития личности (разность между уровнями самооценки и притязаний):

от 0 до 0,7 - притязание стимулирует развитие;

от 0,8 до 2,2 - нормальный ход развития;

от 2,3 и выше - конфликтный ход развития.

Обработка и интерпретация результатов

Каждый ответ выражается в баллах. Первая цифра обозначает самооценку по данному качеству, вторая - уровень притязаний. Для того чтобы рассчитать данные для группы, находится среднее арифметическое по каждому

показателю. Разность между уровнем притязаний и самооценкой - ход развития личности: чем больше показатель, тем конфликтнее развитие. Можно выразить в процентах количество детей с высокими, средними и низкими уровнями.

Высота самооценки

Для самооценки оптимальное количество баллов от 4,5 до 7,4 («средняя» и «высокая»). Завышенная самооценка указывает на определенные отклонения в формировании личности (выше 7,5), подтверждает личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Количество баллов ниже 4,5 балла указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти дети составляют «группу риска». За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование собственного неумения, отсутствие способностей и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 6,0 до 8,9 балла. Оптимальный - сравнительно высокий уровень от 7,5 до 8,9 балла, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 9,0 до 10 баллов удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 6,0 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Таблица № 1 Количественные показатели изучения самооценки и уровня притязаний

№ п/п

Фамилия,

имя

Характеристики

умный

общительный

здоровый

Самооценка

уровень притязаний

разность

самооценка

уровень притязаний

разность

самооценка

уровень притязаний

разность

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

ход развития

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

ход развития

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

ход развития

















Продолжение таблицы № 1 Количественные показатели изучения самооценки и уровня притязаний

№ п/п

Фамилия,

имя

Ответственный

Хорошо учится

самооценка

уровень притязаний

разность

самооценка

уровень притязаний

разность

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

ход развития

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

ход развития















Таблица № 2 Результаты изучения самооценки и уровня притязаний учащихся младшего школьного возраста,

занимающихся в ____________________

Названия ценностных

ориентаций

Самооценка

Притязания

Ход развития

Уровни

Кол-во детей

%


Кол-во детей

%


Кол-во детей

%

Умный

заниженный









средний









завышенный









Общительный

заниженный









средний









завышенный









Здоровый

заниженный









средний









завышенный









Ответственный

заниженный









средний









завышенный









Хорошо учится

заниженный









средний









завышенный









Приложение № 3


Методика «Рукавичка» ( Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной)


Цель: выявление уровня коммуникативных умений, самооценки и способности к самоконтролю.

Оборудование: одинаковые наборы цветных карандашей (фломастеров, красок) для каждого участника исследования; рисунки или вырезанные из бумаги заготовки варежек (по две на каждого участника).

Процедура проведения:

Исследование проводится в два этапа. Участники работают в парах, причем объединение проводится на основе их взаимного выбора.

На первом этапе каждой паре нужно украсить изображение двух рукавичек (левую и правую) так, чтобы они составили пару. До начала работы они должны договориться, выбрать, какой узор рисовать и затем выполнить задание, используя свой набор цветных карандашей (красок, фломастеров).

На втором этапе при выполнении такого же задания каждая пара работает только одним набором цветных карандашей (красок, фломастеров).

Обработка результатов:

Анализируется взаимодействие по следующим признакам:

1. Умение договариваться, приходить к общему решению. Средства достижения: уговоры, убеждение, нажим и т.д.

2. Взаимный контроль по ходу выполнения задания, реакция на отступления партнера от первоначального замысла.

3. Оценка результата своей деятельности и деятельности партнера.

4. Взаимопомощь.

5. Умение рационально использовать средства деятельности.

Авторами приведены качественные характеристики уровневых показателей.

Высокий уровень (от 4 до 5 баллов) - дети умеют договариваться, приходят к общему решению, осуществляют взаимный контроль и самоконтроль, по ходу выполнения осуществляют взаимопомощь, делятся фломастерами. Возможно принятие решения одним из партнёров, деятельность обоих осуществляется в рамках принятого решения;

Средний уровень (от 3 до 4 баллов)- при совместно принятом решении и взаимном контроле затруднен самоконтроль каждого из партнёров, помощь оказывается в виде критических замечаний.

Низкий уровень (меньше 3 баллов) - один из партнеров принимает решение, партнёры работают самостоятельно, не соотнося свои действия, взаимный контроль недостаточен, самоконтроль снижен, взаимопомощь не осуществляется.

Для обработки результатов методики методами математической статистики на основе качественных характеристик уровней выполнения заданий, приведенных авторами методики, нами введены количественные показатели.

Количественная оценка результатов:

1. Умение договариваться, приходить к общему решению. Средства достижения: уговоры, убеждение, нажим и т.д.

  • Вариант предлагается, принимается партнёром - 1 балл.

  • Вариант предлагается, принимается партнёром частично - 0,5 балла.

  • Вариант предлагается, отвергается партнёром - 0 баллов.

2. Взаимный контроль по ходу выполнения задания, реакция на отступления партнера от первоначального замысла.

  • Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля, адекватная (конструктивная) реакция на отступления партнера от замысла - 1 балл.

  • Взаимоконтроль осуществляется, самоконтроль затруднен, реакция на отступления партнера от замысла неадекватная (неконструктивная) - 0,5 балла.

  • Взаимный контроль недостаточен, самоконтроль снижен - 0 баллов.

3. Взаимопомощь.

  • Взаимопомощь предлагается и осуществляется по ходу выполнения задания - 1 балл.

  • Помощь только предлагается, оказывается в виде критических замечаний - 0,5 балла.

  • Взаимопомощь не осуществляется - 0 баллов.

4. Умение рационально использовать средства деятельности.

  • Делятся фломастерами - 1 балл.

  • Делятся фломастерами, только после настойчивой просьбы партнёра - 0,5 балла.

  • Не делятся фломастерами - 0 баллов.

5. Оценка результата своей деятельности и деятельности партнера.

  • Осознанная - 1 балл.

  • Неосознанная - 0 баллов.



Приложение № 4


Анкета для изучения мотивации учащихся

(модифицированная методика Н.Г. Лускановой) для 1- 4 классов

Анкета используется для выяснения отношения учащегося к посещаемому творческому объединению: процессу занятия, различным ситуациям на занятиях, отношению к педагогу и детям, посещающим вместе с ним творческое объединение; для установления круга интересов и стремлений.

Полученные результаты беседы могут быть использованы педагогом как непосредственная основа для обобщения и оценки мотивационной направленности учащихся и для внесения корректив в свою педагогическую деятельность.

Цель: выявление мотивации посещения учащимся творческого объединения.

Процедура проведения: беседа с учащимися проводится индивидуально. Каждому задаются 10 вопросов, однако их формулировка и порядок могут меняться в зависимости от индивидуальных особенностей опрашиваемого. Ответы фиксируются в бланке.

Анкетирование учащихся проводится 2 раза в год: в начале учебного года (по прошествии 1- 2 месяцев от начала занятий) и в конце учебного года. Это позволяет выявить динамику отношения учащихся к посещению творческого объединения.

Количественная и качественная обработка результатов: для возможности дифференцирования учащихся по уровню мотивации посещения творческого объединения введена система балльных оценок:

0 баллов - отрицательное отношение к каким-либо ситуациям;

1 балл - нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.д.);

2 балла - не ставится;

3 балла - положительное отношение учащегося к посещению и содержанию творческого объединения.

Ключ для подсчета баллов


№ вопроса

Пункты ответов

А

Б

В

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Для более жесткого ранжирования учащихся на группы с высокой, средней и низкой мотивацией оценка в 2 балла не ставится. Таким образом, максимальная оценка составляет 30 баллов, а уровень в 10 баллов служит верхней границей дезадаптации. На основании различий между группами учащихся выделяется 5 основных уровней мотивации к посещению творческого объединения:

1 группа - 25 - 30 баллов - высокий уровень развития мотивации и активности;

2 группа - 20 - 24 балла - средний уровень развития мотивации;

3 группа - 15 - 19 баллов - положительное отношение к посещению творческого объединения, но творческое объединение больше привлекает внеучебными сторонами;

4 группа - 10 - 14 баллов - низкий уровень развития мотивации;

5 группа - ниже 10 баллов - негативное отношение к посещению творческого объединения, дезадаптация.

Динамика мотивации совпадает с динамикой процесса адаптации (дезадаптации) учащихся творческого объединения.

Бланк 1.

Бланк фиксации отношения учащихся к посещению

творческого объединения

Список

учащихся

№ вопросов беседы

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1












Вопросы беседы


1. Тебе нравятся занятия в кружке или не очень?

а) не очень;

б) нравятся;

в) не нравятся.

2. Ты всегда с радостью идешь на занятия в кружок или тебе часто хочется домой?

а) чаще хочется остаться дома;

б) бывает по-разному;

в) иду с радостью.

3. Если бы педагог сказал, что завтра приходить на занятия не обязательно всем детям, желающие, могут пойти домой, ты пошел бы на занятие в объединение или остался дома?

а) не знаю;

б) остался бы дома;

в) пошел бы на занятия;

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют занятия в объединении?

а) не нравится;

б) бывает по-разному;

в) нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не давали заданий в объединении на дом?

а) хотел бы;

б) не хотел бы;

в) не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы на занятиях в объединении было больше физминуток и развлечений?

а) не знаю;

б) не хотел бы;

в) хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о объединении родителям?

а) часто;

б) редко;

в) не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий педагог?

а) точно не знаю;

б) хотел бы;

в) не хотел бы.

9. У тебя в кружке много друзей?

а) мало;

б) много;

в) нет друзей.

10. Тебе нравятся дети, которые ходят с тобой на занятия в объединение?

а) нравятся;

б) не очень;

в) не нравятся.




Список литературы:


  1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань, 2003. - 608 с.

  2. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - М., 1983. - 49 с.

  3. Возрастная и педагогическая психология: учебно-метод. комплекс в

2-х частях. Ч. 1 / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др.; под ред. О.В. Кузьменковой. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 320 с.

  1. Воскобович, В. В. Развивающие игры для дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Рив,2009.

  2. Володченко, В.Ю., Юмашев, В.Б. Выходи играть во двор. - М.: Молодая гвардия, 1989.

  3. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 15 - 18.

  4. Методические рекомендации по диагностическому обеспечению программ внеурочной деятельности / авт.-сост. Л.А. Латыпова. - Оренбург: ООДТДМ, 2012. - 44 с.

  5. Семаго, М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка / М.М. Семаго. - Изд.: Речь, 2011. - 384 с.

  6. Сухин, И.Г. «200 школьных кроссвордов: 1- 2 классы» М.: ТЦ «Сфера», 2002. - 192 с.

  7. Сухин, И.Г. «800 новых логических и математических головоломок» (часть 1) СПб: Союз, 2001. - 208.

  8. Сухин, И.Г. Литературные викторины для маленьких читателей. - М.: Рольф, 2001.

  9. Шамина, А.В.Лучшие игры для детей на свежем воздухе / А.В. Шамина. - Изд.: Рипол Классик, 2007. - 256 с.

  10. Шмаков, С.А. От игры к самовоспитанию / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1993. - 56 с.

  11. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 34 с.


© 2010-2022