• Преподавателю
  • Другое
  • Методические материалы по теме Система оценивания предметных результатов учителями ЕНД МБОУ Гимназия №11

Методические материалы по теме Система оценивания предметных результатов учителями ЕНД МБОУ Гимназия №11

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценки качества предметных результатов учителями ЕНД

В соответствии с требованиями ФГОС ООО обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. При этом оценивание, как самого процесса познания, так и его результатов, рассматривается как одна из самостоятельных важных целей обучения. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов по отдельным предметам.

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов

Процедуры оценки:

а) внутренняя накопительная оценка

б) итоговая оценка

в) процедуры внешней оценки

Контроль и оценка результатов обучения должны:

  • соответствовать целям и задачам, этапам обучения;

  • являться неотъемлемой частью учебной деятельности;

  • стать для ребёнка осмысленным действием;

  • направлены на отслеживание динамики роста учащихся;

  • проводиться в целях диагностики и выявления уровня развития знаний.

Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ (таб. 1).

Таблица 1

Мониторинг образовательных результатов по предметам

естественнонаучного цикла осуществляется

виды аттестации

Цель

Периодичность

Входная

- стартовая

зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью

имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года, начиная со второго года обучения

Промежуточная

- текущая

контроль предметных знаний и предметных УУД по результатам урока;

осуществляется поурочно

- рубежная

контроль предметных знаний и УУД по результатам темы или раздела

осуществляется по итогам изучения темы или раздела

Итоговая

- годовая

комплексная проверка предметных и метапредметных образовательных результатов на основе предметного содержания

в конце учебного года или как стартовая в начале следующего

Результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Такой подход даёт возможность учителю выбрать оптимальные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании.

Одним из самых эффективных приёмов мониторинга предметных результатов обучения является создание «Таблицы образовательных результатов по …..» учащихся (индивидуальной или учебного коллектива) по данному предмету (таб. 2). Таблицы образовательных результатов - составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

Таблица 2

Таблицы образовательных результатов по географии. Тема «Гидросфера» (фрагмент)


Приводить примеры взаимосвязей между гидросферой и другими оболочками
Задание №2

Объяснять значение круговорота воды в природе и жизни человека
Задание №3

Распределять географические объекты по группам в соответствии с их особенностям Задание №1

Выводы:

Влад У.

5

3

4

Все умения освоены хорошо, кроме умения «объяснять значение круговорота». Необходима индивидуальная коррекция.

Саша Ф.

4

3

5


Выводы:

Например: Более половины учеников освоили умение на «хорошо» и «отлично»

Например: Большая часть учеников лишь осваивает это умение («норма» и «ниже нормы»). Требуется дополнительная система заданий в следующей четверти.


Таблицы не являются отчётным документом. Это инструмент для создания условий развития образовательных результатов школьника. В них выставляются отметки (баллы или уровни) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Оценивание проводится с учётом признаков трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) - решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) - решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации - это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности переводятся учителем в отметки по традиционной 5-балльной или уровневой (3 уровня успешности - высокий, средний, низкий) шкале и фиксируются в таблице.

В процессе использования приёма «Таблицы образовательных результатов по …..» учитель получает возможность выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, и, в частности, о том

  • происходит ли развитие образовательных запросов учащихся, стремятся ли они к более глубоким и основательным знаниям,

  • совершенствуют ли учащиеся полученные учебные умения и навыки,

  • умеют ли дети работать индивидуально, совместно.

Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик и делать корректные выводы (таб.2). Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Особое внимание следует обратить на задания, используемые при организации различного вида контроля.

Анализ УМК по предметам естественнонаучного цикла в 5-7 классах показал, что полностью рассмотрен данный аспект обучения в учебниках и методических материалах по биологии. Для организации контроля в учебниках 5-го класса предлагаются итоговые тестовые задания, но к сожалению, критерии оценивания отсутствуют. Поэтому контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11». Для организации контроля результатов обучения биологии в 6-м классе УМК предусматиривает использование дидактичеких материалов Солодовой Е.А.

«Биология. Тестовые задания». В 7-м классе для этих же целей авторский коллектив предлагает пособие Солодовой Е.А. Биология. Тестовые задания Дидактические материалы. Кроме того при подготовки материалов тематического и итогового контроля следует ориентироваться на задания, предложенные в пособии « Биологический тренажер. Подготовка к итоговой аттестации» (авторы Воронина Г.А., Исакова С.Н.) и пособии для учителей издательства «Просвещение» «Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класс» (автор Воронина Г.А.).

По географии УМК, представляемое издательством «Вентана-Граф», к сожалению, только в 7 классе дополнено пособием «География. Тренировочные задания» (авторы Душина И.В., Смоктунович Т.Л.), в котором задания предназначены для оценки достижения результатов изучения курса 7 класса и форме задания приближены к тем, которые содержатся в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Для начального курса географии (5-6 класс) какие-либо пособия данного направления в составе УМК отсутствуют. Частично проблему позволяет решить пособие «География. Формирование универсальных учебных действий», разработанное Беловоловой Е.А. и «методическое пособие. География 5-6класс» (автор Летягин А.А.). В методическом пособии А.А. Летягина после каждого урока предлагается 3-5 тестовых заданий по теме урока, из которых при желании можно составить текст проверочной работы тематического контроля. Однако, и здесь следует заметить, что это задания только тестового характера чаще всего на выбор одного ответа из нескольких, что на наш взгляд не позволяет организовать контроль всего объема знаний. Критерии оценивания в указанных пособиях так же отсутствуют и поэтому контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11».

Таки образом, в большинстве случаев учителя кафедры самостоятельно производят отбор заданий и формируют материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля. При разработке заданий, которые позволяют объективно оценить уровень приобретенных школьником предметных результатов необходимо учитывать требования к таковым, заложенные в образовательных программах различного уровня. Кроме того, изменился инструментарий - формы и методы оценки.

Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, в ходе решения которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат, такого типа задачи предполагают создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п. Обращаем ваше внимание на то, что отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики). Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. Решение полноценной задачи предусматривает оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). . Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).

Привычная форма письменной проверочной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),

  • результаты учебных проектов,

  • результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Следует отметить, что для получения объективной картины необходимо анализировать не только разовые работы итогового или тематического контроля, а предусмотреть на основе анализа программного материала систему работ, позволяющих контролировать и оценивать конкретные умения школьника в динамике.

Анализ УМК по биологии издательства «Вентана-Граф» позволил учителям выработать следующий вариант оценивания образовательных результатов по предмету в 5-7 классах (таб. 3-5):

Таблица 3

Система мониторинга образовательных результатов по биологии 5 класс.

контролируемые умения

темы по программе

итоговая работа

1

2

3

4

владение терминологией

+

+

+

+

владение фактическим материалом

+

+

+

+

+

умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам

+

+

+

+

умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их

+

+

+

+

+

умение работать с микроскопом

+

+

Таблица 4

Система мониторинга образовательных результатов по биологии 6 класс.

контролируемые умения

темы по программе

итоговая работа

1

2

3

4

5

владение терминологией

+

+

+

+

+

+

владение фактическим материалом


умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам

+

+

+

+

+

умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их

+

+

+

+

+

умение работать с приборами и микропрепаратами

+

+

+

знание вклада различных учёных в развитие науки

+

+

+

Таблица 5

Система мониторинга образовательных результатов по биологии 7 класс.

контролируемые умения

темы по программе

итоговая работа

1,2

3-7

8

9 - 11

12

13

владение терминологией

+

+

+

+

+

+

владение фактическим материалом

+

+

+

+

+

+

умение давать сравнительную характеристику живым организмам и их группам

+

+

+

+

умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их

+

+

+

+

умение работать с приборами и микропрепаратами

+

+

+

знание вклада различных учёных в развитие науки

+

+

+

+

Оценить сформированность предметных УУД позволяет также анализ выполнения практических и лабораторных работ, предусмотренных авторскими программами по биологии. Например, в 6 классе предусмотрено 6 таких работ(таб.6) .

Таблица 6

Система лабораторных работ по биологии (6 класс)


Тема

Количество

контрольных

работ

Количество

лабораторных работ

Количество

самостоятельных

работ

Органы растений

3

Основные процессы жизнедеятельности растений

1

Многообразие и развитие растительного мира

2


Аналогичная работа была проделана и учителями географии. Например, в 5-м классе предусмотрены следующие варианты контроля предметных результатов.

Таблица 7

Система мониторинга образовательных результатов по географии 5 класс.

контролируемые умения

темы по программе

итоговая работа

1

2

3

4

5

6

владение терминологией

+

+

+

+

владение фактическим материалом

+

+

+

+

+

умение давать сравнительную характеристику географическим объектам

+

+

+

+

умение устанавливать причинно-следственные связи и объяснять их

+

+

+

+

+

умение работать с географической картой

+

+

+

+

знание вклада различных учёных в развитие науки

+

+

+

+

+

Таким образом, работая с таблицами предметных результатов, опираясь на систему мониторинга, разработанную ко всему курсу по предмету, учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.

Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное - объективную оценку образовательных результатов по предмету у учащихся.


  1. protema.ru/didactics/learning-objectives/item/106-uud-ped-engineering-3#close

  2. infourok.ru/metodicheskaya-statya-sistema-ocenivaniya-predmetnih-i-metapredmetnih-universalnih-uchebnih-deystviy-mladshih-shkolnikov-v-uslov-302070.html

  3. festival.1september.ru/articles/635194/


© 2010-2022