• Преподавателю
  • Другое
  • Создание социальной адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках социально-бытовой ориентировки

Создание социальной адаптации обучающихся с ОВЗ на уроках социально-бытовой ориентировки

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад учителя СБО на заседании ШМО гуманитарного цикла на тему:

«Создание социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках социально-бытовой ориентировки»

В современных условиях нестабильности социально-экономической ситуации большое значение приобретает вопрос о социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, которая позволяет обучающимся коррекционных учреждений активно включаться в разные структурные элементы социума, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре общения в группах, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития. Муниципальное общеобразовательное учреждение с ограниченными возможностями здоровья, в частности, предмет «Социально-бытовая ориентировка», помогает ребенку ориентироваться в социуме, формировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

Изучение СБО в классах для детей с легкой умственной отсталостью начинается с 5 класса. В нашей школе оборудован кабинет СБО. В условиях учебно-воспитательного учреждения для детей, оказавшихся в ситуации дефицита общения с родителями, становится актуальным принцип зонирования пространства. В кабинете учебное оборудование располагается по зонам оборудования: «Учебная», «Кухонная», «Санитарно-гигиеническая».

I зона - «Учебная». Здесь находятся столы и стулья для практических работ; классная доска, магнитно-поворотная, передвижная, рабочее место учителя.

II зона - «Кухонная» оборудована мойкой для мытья посуды и пищевых продуктов, электрической плитой, кухонной мебелью. На кухне имеется вся необходимая посуда, приборы и инструменты, а также бытовая техника. Для всех учащихся есть фартуки и косынки, прихватки и полотенца.

III зона - «Санитарно-гигиеническая». Гладильная доска, раковина, шкаф для хранения инвентаря для стирки, для хранения предметов личной гигиены, пылесоса, утюгов. Зона используется при изучении тем «Уход за одеждой», «Уход за жилищем», «Личная гигиена», «Медицинская помощь».

Материально-техническая база кабинета соответствует требованиями, предъявляемым к кабинету СБО. Полноценность и разнообразие оборудования кабинета СБО как нельзя лучше расширяет кругозор детей, улучшает общий уровень их развития, стимулирует познавательную деятельность, решает не только коррекционные, но и воспитательные задачи, обеспечивает формирование трудовых и бытовых навыков.

Адаптированная программа СБО составлена из тем, которые повторяются из года в год. Это способствует более прочному усвоению изучаемого материала. Почти каждый урок СБО включает в себя практическую работу учащихся, направленную на формирование и закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На уроках СБО учащиеся учатся ориентироваться а задании, планировать и контролировать свою деятельность.

На уроках социально-бытовой ориентировке используются разнообразные методы обучения и формы организации деятельности, методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой, А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В.Воронковой, Е.Д. Худенко и др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы по уходу за грудным ребенком, правил вызова врача на дом и т.д. Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный отклик у учащихся. А во время учебной экскурсии знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных условиях и приобретаются новые. В старших классах больше внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и трудоустройство», учащиеся под руководством учителя разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие занятия проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни выступают в роли работодателя, другие - в роли работника, затем меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от успешного овладения знаниями, так как игровые моменты чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций рассматривается на уроках СБО, тем больше может быть уверенность у учителя, что его выпускники используют полученные знания в новой или измененной ситуации, что всегда является сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

Изучение различных тем СБО происходит на реальных объектах школы-интерната, что также способствует адаптации обучающихся в обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся 5 класса в раздевалке чистят свою обувь и обувь младших классов, пришивают вешалки и пуговицы к одежде, зашивают распоровшиеся швы. Эти практические работы проходят в форме ролевых игр. Учащиеся 7 класса на уроках СБО учатся, как можно оказать помощь воспитателям и учителям в уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры, а затем помогают первоклассникам в одевании на прогулку, проводят с ними игры на динамической паузе. Изучая тему «Жилище», ухаживают за школьной мебелью, убирают классы, кухню в кабинете СБО, чистят раковины в кабинете и т.д.

Лучшим показателем адаптации учащихся учителю служат отзывы выпускников, которые приходят в школу и говорят слова благодарности за то, что их научили готовить борщ и другие вкусные блюда. Очень любят учащиеся тему «Питание». Еще в начале учебного года они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в новом году. Ученики с удовольствием записывают рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя дети готовят бутерброды, салаты, первые и вторые блюда, выпечку, учатся делать заготовки на зиму.

Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в социум. Этому способствуют учебные экскурсии, в ходе которых у учеников расширяются представления об окружающей действительности, формируются навыки делового общения с людьми вне школы. Учитель заранее планирует экскурсии, обстоятельно готовится к ним, знакомясь с работой учреждения, продумывая маршрут до места назначения, договариваясь с работниками этих учреждений о проведении экскурсии. От подготовленности экскурсии зависит то, как учащийся с ОВЗ усвоит учебный материал и сформирует представления об окружающем мире. Учащиеся Коробчеевской школы-интерната VIII вида в рамках учебных экскурсий посещают различные предприятия: почту, телеграф, магазины, рынок, центр занятости, автостанцию, железнодорожный вокзал, предприятия службы быта, мебельную фабрику и т.д. В ходе этих экскурсий учащиеся становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они и изучают, знакомятся с особенностями этих предприятий, общаются с бывшими выпускниками школы-интерната, так как многие из них работают на данных предприятиях, интересуются о возможности трудоустройства.

Достичь желаемых результатов в процессе обучения на уроках СБО с детьми с ОВЗ помогает воспитательная работа. Учитель СБО работает в тесном сотрудничестве с воспитателями школы-интерната. Во внеурочное время повторяются, закрепляются и придерживаются тех же требований, что и учитель СБО. Проведение внеурочных мероприятий по СБО совместно с воспитателями (проведение бесед, посещение концертов и кинофильмов, различные конкурсы, экскурсии по городу, на предприятия города) способствует социальной адаптации учащихся.

Роль семьи в подготовке детей к самостоятельной жизни ограничена. Но родители совместно с педагогами должны формировать у детей ценности, нормы и правила поведения, принятых в обществе. В Коробчеевкой школе - интернате VIII вида проводятся консультации с родителями, родительские лектории о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, как правильно готовить детей к самостоятельной жизни и др.

Изучение предмета социально-бытовой ориентировки в общеобразовательных школах- интернатах VIII вида является важнейшим звеном жизни детей с недостатками интеллектуального развития. Как говорил Даниель Дефо: «Самая высокая степень человеческой мудрости - это умение приспособиться к обстоятельствам и сохранять спокойствие вопреки внешним угрозам».

Использованная литература:

  1. В.В. Воронкова, С.А. Казакова. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Владокс, 2006.-248 с.

  2. В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Издание 2-е. Методическое пособие. - М.: Издательство НЦ «ЭНАС», 2006. - 192 с.

  3. Т.А. Девяткова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

© 2010-2022