- Преподавателю
- Другое
- Дипломная работа «Роль педагога дополнительного образования в формировании открытого пространства для развития успешной личности ребенка в ОДОД»
Дипломная работа «Роль педагога дополнительного образования в формировании открытого пространства для развития успешной личности ребенка в ОДОД»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилова О.В. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 372 Московского района Санкт-Петербурга)
Дипломная работа
« Роль педагога дополнительного образования в формировании открытого пространства для развития успешной личности ребенка в ОДОД»
автор: Данилова Ольга Викторовна - руководитель
структурного подразделения «Отделение Дополнительного Образования Детей» ГБОУ школы №372 , педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2015г.
Пояснительная записка
Влияние любого вида искусства и любого вида спорта на личность ребенка неоспоримо.
У детей формируются важные навыки совместной работы, общения, воспитывается ответственность, способность находить нестандартные решения, появляется свой индивидуальный стиль поведения. Формирование нравственных начал происходит через работу и созидание самого себя и окружающего пространства. Так как же создается это успешное и открытое пространство для развития личности ребенка? Статистика показывает, что дети предпочитают посещать интересующие их кружки в домах творчества, а не в школе (есть исключения). И мне кажется это происходит потому что вместе с качеством преподавания они получают особую атмосферу, созданную материальными и психологическими факторами. Театральный коллектив, занимающийся на сцене, чувствует себя более комфортно и творчески мотивированно, нежели коллектив, репетирующий в кабинете физики.
Актуальность темы, вынесенной в заглавие работы, обусловлено, в первую очередь, личным опытом. Работа в ОДОД ГБОУ школы № 372 показала мне насколько материально и психологически отличаются школьные реалии от условий Дома творчества или Школы искусств. Отсутствие специализированных оборудованных классов, нехватка помещений для занятий, отсутствие актового зала, с одной стороны; с другой стороны, линия нашего правительства на развитие и расширение сферы дополнительного образования пока еще нова и непривычна для школы. Вот здесь и кроется проблема: с одной стороны неготовность, с другой стороны требование времени к расширению структуры и повышения качества дополнительного образования. Отсюда, на нынешнем этапе развития ОДОД, роль личности педагога, его творческая установка и его творческий энтузиазм трудно переоценить. Приведу пример из личного опыта. Можно было смириться с нехваткой помещений и ссылаться на объективные трудности, но я, в качестве руководителя ОДОД, решила найти выход из создавшейся ситуации, заключив договор о совместном сотрудничестве с МПЦ «Взлет», находящимся в соседнем здании. Надо отметить заинтересованную позицию руководителя клуба Богомазова Валерия Геннадьевича. Таким образом, наши учащиеся получили возможность показывать свои работы на оборудованной сцене и заниматься в уютных репетиционных классах клуба «Взлет».
Итак, если каждый педагог дополнительно образования будет мотивирован на успех, на творчество, на работу для детей и самореализацию, то и ОДОД превратится в открытое и успешное пространство для развитие личности педагога и ребенка. Но в контексте реальной ситуации работы в школе на базе дополнительного образования на первый план выходит роль педагога в образовательном процессе.
Эту проблему мы будем рассматривать и структурировать в следующих разделах.
Разделы.
1. Формирования правильного имиджа педагога дополнительного образования.
2. Умение работать в команде.
3.Результативность и эффективность работы педагога (критерии, оценки)
4. Владение алгоритмом деконфликтизации.
5. Личная мотивация деятельности педагога.
6.Принятие оптимальных и рациональных решений в своей деятельности.
7. Эффективное взаимодействие с руководителем - сотрудничество или подчинение?
8. Дифференцированная и эффективная работа с детьми.
9. Умение создавать и сохранять традиции по своему направлению деятельности.
10. Умение презентовать и визуализировать результаты своей деятельности.
11. Умение пользоваться инновационными технологиями.
12. Повышение уровня профессионализма в соответствии с современными критериями.
13. Повышение уровня самообразования и компетентности в современных тенденциях развития предмета преподавания.
14. Формирование образовательной среды - важнейшая часть создания успешного и открытого пространства для развития личности ребенка в ОДОД.
1 Имидж педагога дополнительного образования исключает искусственную имитацию, внешнюю форму и «дешевый авторитет». Скорее речь идет об устойчивой репутации, как совокупности мнений о достоинствах и недостатках педагога. Мнение должно сложиться в глазах коллег и в глазах детей, которые занимаются в творческом или спортивном коллективе. Учитель, наставник это, в первую очередь человек увлеченный, «горящий» и способный «зажечь» и увлечь своих воспитанников. Если речь идет о футболе, то это, в некотором роде «фанат», знакомый и с расписанием текущих матчей и с достоинствами тех или иных игроков. Если речь идет о художественной направленности, то это человек, знакомый с новейшими постановками и достижении в своей области. Важнейший вопрос - общекультурный уровень педагога. При этом необходимо ежедневно и неустанно работать над отношениями внутри группы, завоевывать доверие к себе каждый раз при встрече с детьми. Они -дети и меняются ежедневно их мысли и чувства, их отношение к миру. Педагог дополнительного образования должен успеть понять, подхватить неоперившегося птенца, залетевшего слишком далеко или вовсе не умеющего летать. Все вышеперечисленное можно приблизительно оценить по таблице ниже. Предназначение таблицы не аттестационные параметры, а создание представлений об имидже педагога в коллективе для руководителя.
Таблица. Матрица-мера. Оценивается по 5 бальной шкале.
Баллы
ФИО сотрудника
Примечания руководителя
Навыки работы
Работа в команде
Исполнительность
Коммуникативные навыки
Презентабельность сотрудника
Знание предмета
Общекультурный уровень
2.«Команда - слаженный коллектив, который может генерировать идеи и решать поставленные задачи».
Сотрудники должны понять, что работа в команде выгоднее, чем личное первенство. Нужно не настаивать на решении задачи, а решать ее сообща.
Команда нужна, чтобы уйти от собственных амбиций и начать работать на общие цели. Команда нужна для упрощения решения вопросов. Единые рамки стандартов и распределение ответственности при принятии решений.
Работа в педагогическом коллективе ОДОД имеет свои особенности, которые заключаются в следующем. Педагог работает на свою задачу, на задачу коллектива ОДОД и всей школы. Иногда педагоги ставят вопросы своего детского объединения, своего направления деятельности выше не только интересов ОДОД, но и выше интересов образовательного процесса школы. Безусловно, победа в творческом или спортивном конкурсе это прекрасный показатель работы педагога и его коллектива, но не следует забывать, что для школы образовательные задачи не менее важны, чем воспитательные. Умение работать в коллективе - это и умение не допускать конфликтов между творческим, спортивным началом в ребенке и образовательным процессом. Это один из путей формирования успешного открытого пространства для развития личности ребенка. Но как же формируется команда внутри самого детского объединения? И тут на первый план выступает работа и личность педагога. Командные навыки внутри коллектива чрезвычайно важны для достижения результатов деятельности объединения. Для этого существуют специальные тренинги, о которых педагог любого направления не должен забывать и которые должны входить в программу его деятельности. Приведу несколько упражнений, укрепляющих и цементирующих командный дух.
Упражнение «Коллективный счет»
Цели:
показать участникам возможности группы при условии ориентации на командный результат каждого из участников.
Время
15 - 20 минут
Инструкция:
Ваша задача досчитать до 33. При условии, что после данной инструкции Вы не сможете общаться между собой, подавать друг другу сигналы и каким либо образом осуществлять коммуникацию.
Задача досчитать до 33 при соблюдении следующих условий:
- разговаривать и договариваться нельзя;
- использовать какие-либо закономерности (считать по очереди, через одного и т.д.);
- поучаствовать должны все;
- одно число называет только один человек, если число называют одновременно 2 и более лиц, счет начинается заново.
Течение упражнения:
Участники начинают считать и, естественно, совершают много ошибок.
Упражнение «Красное и черное»
(15 минут)
Цель:
дать команде опыт повышения эффективности и производительности при
командном взаимодействии, опыт доверия и иллюстрация принципа «выиграл - выиграл»
Инструктаж:
Вы должны выбрать, играть на Красное или на Черное. В зависимости от выбора команды получают очки по следующей системе:
Ход
Выбор
Баллы
Красное
Красное
-3
-3
Красное
Черное
+5
-5
Черное
Красное
-5
+5
Черное
Черное
+3
+3
То есть, если Вы ставите на красное и вторая команда так же поставит на красное - обе команды получат по -3 очка и т.д.
Игра в десять ходов, очки каждого третьего хода удваиваются.
Ваша задача - набрать максимальное количество баллов.
Решение принимается простым большинством голосов. Спорщиков следует удалять. За каждого воздержавшегося - минус 1 очко, за каждого голосующего против - минус 2 очка, за каждого удаленного - минус 3.
Упражнение «Импульс».
Используется в качестве разминки. Участники встают в круг и берутся за руки.
Инструкция:
Я (от лица педагога) сейчас передам импульс вправо (легко сожму руку участника справа), задача участника, который принял импульс, передать его дальше. Задача - вернуть импульс тому, кто его запустил (в данном случае педагогу). Импульс должен пройти весь круг и вернуться в началу. Задача участников за несколько повторов сделать это как можно быстрее. Задачу можно усложнить и пустить импульс одновременно в разные стороны, очень весело, когда в процессе упражнения кого-то «коротнет» (человек получает импульс с двух сторон).
Упражнение «Что дальше» (мяч)
Инструкция:
Ваша задача закончить предложение, когда Вам в руки попадет мяч (мяч перебрасываем от участника к участнику, педагог следит, чтобы мяч побывал
у всех).
Педагог задает темы самостоятельно.
3.Эффективность работы педагога оценивается по количественным и качественным показателям.
3.1. Количественным показателем является численность детей, участвующих в культурно-досуговой и концертной деятельности.
3.2.Качественными показателями работы педагога являются: постановка и показ творческих работ (концертные номера, культурно-досуговые программы), участие в досуговых мероприятиях школы, района, выступления на конкурсах и фестивалях.
На первый план в формировании успешного пространства развития выходит качественные показатели, которые выражаются в успехах детского коллектива, в успехах педагога и в успехах каждого ребенка.
Коллектив должен расти вместе с педагогом и педагог вместе с коллективом. Это совершенно необходимая часть создания креативного и открытого пространства ОДОД. Но существует еще менее заметная, но не менее важная часть успеха: изменение отношения к учебе ребенка; появление интереса к новым проблемам; отношение со сверстниками выстраиваются легче, интереснее и успешнее; меняется внутренняя самооценка; ребенок осознает свою значимость и нужность (без него не может состояться спектакль, матч, интеллектуальная игра). Подростковая склонность к протесту находит свое выражение в творчестве, а не в девиационных формах поведения. Итак, эффективность и результативность деятельности педагога включает в себя три направления: - умение работать с детским коллективом, с педагогическим коллективом ОДОД и с преподавательским составом школы.