Проблемы лизинговых отношений Ставропольского края

С 90-х годов XXвека лизинг получил развитие в многих странах мира. К странам с благоприятным климатом для лизинга относятся США, Великобритания, Германия и Ирландия.  Россия характеризуется менее благоприятным климатом для развития лизинга, так как экономическая политика не учитывает потенциальные возможности лизинга как инструмента промышленной и инвестиционной политики.      
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы лизинговых отношений в настоящее время

В 90-х годах лизинг получил развитие в более, чем 80 странах мира, включая около 50 развивающихся стран. К странамс благоприятным климатом для лизинга относятся США, Великобритания, Германия и Ирландия. Так, в последнейправительство предоставляет лизинговым компаниям государственные субсидии, а также разрешает применять режим ускоренной амортизации. Благодаря этому Ирландия смогла превратиться в важный мировой центр лизинга самолетов.

В большинстве европейских стран передаваемое в лизинг имущество ставится на баланс лизингодателя, который также ведет учет его амортизации. Лизинговые платежи проходят по счету прибыли и убытков лизингополучателя, что позволяет ему уменьшить свою налогооблагаемую базу, реализуя, таким образом, налоговые льготы

Лизинг не только содействует расширению импорта капитального оборудования, но и представляет собой один из каналов,обеспечивающих передачу промышленных технологий из промышленно развитых стран в развивающиеся. Лизинг является более надежным инструментом, чем предоставление страной-экспортером банковских кредитов в пользу страны- импортера.

Россия характеризуется менее благоприятным климатом для развития лизинга, так как экономическая политика не учитываетпотенциальные возможности лизинга как инструмента промышленной и инвестиционной политики.

Состав зарубежных лизингодателей российских предприятий широко диверсифицирован: они зарегистрированы в15 государствах, но преобладает Ирландия (45% от общего объема финансового лизинга из-за рубежа) и Швеция (19%), от6 до 9% приходится на Австралию, Италию и Швейцарию.

Общеэкономическая ситуация в нашей стране, с одной стороны, обусловливает высокую потребность в использовании такого финансового и инвестиционного инструмента как лизинг (более половины промышленного оборудования в России нуждаетсяв срочной замене; обновление основных фондов на российских предприятиях практически полностью остановилось; для воспроизводства оборудования в отраслях ТЭКа потребуется 36 лет, АПК - 50, металлургии - 56, легкой промышленности - 140), а с другой стороны, продолжает оставаться неблагоприятной для реализации его преимуществ: отсутствует доступк долгосрочным кредитам, предоставляемым по доступной ставке; таможенные, налоговые и амортизационные льготыне предоставляются в необходимом объеме.

Динамику объема рынка лизинговых услуг характеризуют следующие показатели: 1997г. - 14,4 млрд руб.; 1999г. - 10,6млрд руб.; 2001г. - 49,1 млрд руб.; 2002г. - 62,6 млрд руб. Несмотря на рост объема лизинговых операций в последние годыв рублевом выражении, в 2002 году (2 млрд долл.) все еще не достигнут уровень 1997 года (2,5 млрд.долл.) в долларовомвыражении.

Правовые и экономические основы лизинговых отношений в России были закреплены в Федеральном законе от 29 октября1998 г. «О лизинге». Но с принятием этого закона возникли ряд трудностей, касающихся противоречий лизингового законодательства с таможенным, налоговым и Гражданским кодексом. Надлежащее правовое обеспечение лизинга осложнено пробелами, коллизиями, различными трактовками норм, неточностью определений в действующихнормативных актах.

Все лизинговые компании платят, так называемые, налоги с оборота: налог на пользователей автомобильных дорог,на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Эти налоги уплачиваются от общего объема поступающих лизинговых платежей, в составе которых сам доход лизинговых компаний составляет незначительную величину, равную нескольким процентам. Остальное приходится на возмещение стоимости лизингового имущества.По этому в качестве базы исчисления налогов необходимо использовать только реальный доход лизинговой компании. Одной из важных, является проблема двойного налогообложения, касающаяся НДС и налога с продаж. Так, чтобы избежать двойного обложения при осуществлении в России лизинговой сделки, зарубежная лизинговая компания должна действоватьв России через офшорную или дочернюю лизинговую фирму (в этом случае все платежи по НДС подлежат компенсации).К числу наиболее значимых факторов, существенно тормозящих развитие лизинга в России, следует отнести незащищенность права собственника лизингодателя, касающегося взыскания денежных сумм или истребованияу неисполнительного лизингополучателя переданного ему в лизинг имущества.

Частично эти проблемы разрешаются с принятием Закона «О внесении изменений и дополнений в Федерального Закона Российской Федерации «О лизинге», который приводит в соответствие нормы закона «О лизинге» с Гражданским кодексоми Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге.

Кризис законодательства о лизинге приводит к тому, что в ряде регионов стали разрабатывать самостоятельные гражданско-правовые акты по лизингу. Так, Законодательное собрание Челябинской области приняло закон об областном лизинговом фонде со статусом целевого бюджетного фонда; принят закон Новосибирской области «О государственной поддержке лизинговой деятельности в агропромышленном производстве Новосибирской области» и др. Эти законы предусматривают льготы по налогам в доле, зачисляемой в областной или краевой бюджет.

Ставропольский край является аграрным районом, поэтому экономика края во многом зависит от состоянияагропромышленного комплекса (АПК). Проблема инвестиций стала ключевой для сельского хозяйства. Такой капиталоемкий сектор, как агропромышленный, не может успешно функционировать и интенсивно развиваться, если не созданы для этого необходимые условия.

Негативное состояние агропромышленного комплекса способствует использованию лизинга в качестве альтернативы централизованному кредитованию.

В целях повышения материально-технической оснащенности АПК РФ и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения Правительство РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, а также Министерство финансов РФ издали ряд постановлений. Был образован федеральный лизинговый фонд, часть средств которого направляется для образования региональных лизинговых фондов, формируемых за счет субъектов РФ. Государственный лизинговый фонд формируется за счет средств Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства РФ, а также за счет других источников.

Государством принимаются меры по улучшению обеспечения агропромышленного комплекса техникой. Перерабатывающие отрасли АПК лишь на 20 - 40% обеспечены технологическим оборудованием. Для достижения нормативной потребностив технических средствах сельскохозяйственному производству необходимо около 800 млрд. руб.

В 1994 - 1999 гг. было закуплено и поставлено на условиях лизинга сельским товаропроизводителям 18,3 тыс. тракторов;22,2 тыс. зерна и кормоуборочных комбайнов; 5,2 тыс. грузовых автомобилей и более 4 тыс. наименований оборудования для животноводства и перерабатывающей промышленности. Всего на сумму более 6 млрд. руб.

Для осуществления лизинговых операций в 1994 - 1999 гг. было выделено из федерального бюджета 6031,5 млн. руб. в2000 г. было предусмотрено выделение на эти цели 500 млн. руб. Также было выделено из федерального бюджета200 млн. руб. на закупку запасных частей.

В Ставропольском крае в 1999 г. было выделено 3 млн. руб. по договорам лизинга для приобретения ремонтного молодняка.В этом же году Постановлением Губернатора Ставропольского края от 28.10.99 г. № 40 «О плане первоочередных действий губернатора Ставропольского края на 1999 г.» было рекомендовано разработать программу лизинга, схему передачив лизинг пустующих производственных площадей и оборудования заводов для малого и среднего бизнеса, автоновости.В бюджете Ставропольского края на 2000г. было предусмотрено формирование краевого лизингового фонда в размере10 млн. руб.

В 1999 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в инвестиционной деятельности на территории Ставропольского края которое подписали: Правительство Ставропольского края, Ставропольский Банк Сбербанка России,ЗАО «Интерлизинг-инвест», ЗАО «Русско-Германская лизинговая компания» и ОАО «Военно-страховая компания» в целяхстабилизации региональной экономики, совместной реализации наиболее эффективных инвестиционных проектов, направленных на стимулирование инвестиционной активности, повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, модернизации действующих производств через лизинговые операции. Этим Соглашением было предусмотрено внедрение лизинговых операций как эффективного финансового инструмента при закупках основных средств производства, создание краевого лизингового центра для оказания практической помощи предприятиям малого и среднего бизнеса по юридическим, экономическим и бухгалтерским аспектам лизинговой деятельности.



© 2010-2022