Статья по экологии Из опыта работы в преподавании экологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современный урок экологии в начальной школе.

Из опыта работы учителя биологии, химии и экологии

МБОУ "Зональненская СОШ" Томского района

Галецкой Светланы Евгеньевны.

Человек, схвативший

кошку за хвост знает

о ней намного больше,

чем тот, который

читал о ней все.

Марк Твен

Слова Марка Твена очень четко характеризуют черты современного урока: системно - деятельностный подход и практическую направленность. Передавая знания своим ученикам мы должны обучать их не для школы, а для того, чтобы школьные знания они могли применить в жизни. Этой тактики должны придерживаться педагоги, том числе и преподающие экологию.

Современное экологическое образование предполагает непрерывность. Основной задачей начального школьного образования является привить любовь ко всему живому, научить сочувствовать, сопереживать, прогнозировать поступки по отношению к природе их последствия. Отдельного урока экологии в начальной школе нет. Вопросы экологического плана интегрированы в предмете Окружающий мир. Но очень многогранна внеурочная деятельность по данной тематике, внеклассная работа.

Современный урок экологии требует от педагога не только знаний различных педагогических технологий, но и умение их применить на разных этапах урока так, чтобы они не были "заплатками", составляли единое целое. Урок должен иметь системно-деятельностный подход. На современном уроке учащиеся должны сами добывать знания, сами сделать что - то своими руками. Современный учитель выполняет роль "регулировщика" учебного процесса. Итог такого урока должен быть совместным, рожденным в сотрудничестве "учитель"-"ученик".

Приведу в качестве примера элементы урока экологии в начальной школе. В данном уроке я применила элемент технологи АМО (Активные Методы Обучения) и метод мини- проектов.

При изучении темы урока "Взаимоотношения организмов " хищник-жертва" и "паразит - хозяин" я формирую группы. Для этого ученики берут жетон, лежащий рисунком вниз. Перевернув его дети видят картинку: заяц, волк, кошка и блоха. У кого одинаковые картинки собираются у столов с таким же рисунком. Для хорошего настроя на работу применяю прием АМО технологи. Для этого прошу на своем жетоне написать пожелание нашему уроку, одноклассникам. После этого дети озвучивают свое пожелание и прикрепляют на плакат в определенном месте: волк и заяц в лесу, кошка и блоха в доме. Этот элемент формирует уважительное отношение к окружающим, к уроку и даже к самому себе. Настраивает на позитивную работу.

Для основной работы по изучению новой темы ученикам предложены на столах небольшие тексты: волк - хищник, заяц-жертва, кошка-хозяин, блоха- паразит. Картинки и тексты с соответствующими темами для каждой группы, ножницы, клей, маркеры, фломастеры, плакат формата А3, инструктивная карточка с вопросами. Так как в начальной школе ученики еще маленькие, то целесообразно составить несколько основных вопросов на которые они должны дать ответ. В результате работы ученики создают мини- проект и затем его защищают перед всем классом. Творчество детей сочетается с обучением. В группе распределяются обязанности. На теоретические знания каждый член группы должен знать ответ. В мини - группе решают дети кто защищает: все или кто- то один.

Для формирования оценивания, после защиты проектов можно использовать элемент АМО «Навигационная карта». Данный этап дает возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности в рамках урока. Используется навигационная карта с четырьмя секторами:

  • Было интересно

  • Мое настроение

  • Было понятно

  • Я узнал много интересного.

Каждый участник берет 4 стикера, понравившегося цвета, и размещает их во всех четырех секторах по 5-ти бальной системе. Таким образом, каждый ученик оценивает уровень приобретённых знаний и умений, уровень мотивации и познавательной активности.

Учитель обобщает итоги «Навигационной карты», где хорошо прослеживается результативность урока.

На проведенном уроке:

  • Было интересно 80% «4» и «5»

  • Мое настроение 85% «4» и «5»

  • Я узнал много нового 75% «4» и «5»

  • Было понятно 98% «4» и «5»

Статья по экологии Из опыта работы в преподавании экологии

Во внеурочной деятельности я со своим классом решили выполнить творческий проект с элементами исследования «Птицы Сибири».

Цель нашего проекта: познакомить обучающихся нашей школы с птицами Сибири, привлечь внимание детей к проблемам жизни птиц в зимний период.

Задачи:

  • Познакомиться с биоразнообразием птиц нашего региона.

  • Просветительская работа: рассказать ученикам младших классов о местных видах птиц.

  • Исследовательская работа: пронаблюдать биоразнообразие птиц, посещавших кормушки около школы.

  • Творческая работа: познакомиться с техникой изображения птиц на уроках ИЗО, выполнить коллективную работу - плакат «Берегите птиц - они санитары леса!»

  • Подготовить в школе выставку детских работ «Птицы Сибири» (апрель 2014 г.)

Проект рассчитан на два года:

1Статья по экологии Из опыта работы в преподавании экологии. 2012-2013 учебный год - подготовительный;

2. 2013-2014 учебный год - проведение конкретных мероприятий в школе.

Для каждого ученика нашлось дело по душе. Рисовали плакат, приклеивали на него рисунки птиц, наблюдали за кормушками, вели количественный подсчет птицам на кормушке, на уроках технологии мальчики делали кормушки. искали информацию о тех видах, которых видели. Подкармливали птиц. Вышли во многие классы и рассказали о птицах, об их трудностях в зимний период. Некоторые классы после этого повесили кормушки, кормили птиц. Работа была проделана большая и думаю, что бесследно она не пройдет. И на сегодняшний день кормушка нашего класса не пустует. Но перед зимой ребята сняли ее для ремонта и после каникул данная работа будет продолжена.

Любовь будущего поколения к своему родному краю воспитывается со школьной скамьи. От нас от педагогов зависит каким будет будущее поколение: равнодушным или заботливым.



© 2010-2022