- Преподавателю
- Другое
- Стендовый доклад на темуСоздание творческой атмосферы на занятиях с учащимися в декоративно-прикладном направлении дополнительного образования
Стендовый доклад на темуСоздание творческой атмосферы на занятиях с учащимися в декоративно-прикладном направлении дополнительного образования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева Н.Г. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского творчества
р.п. Солнечный Солнечного муниципального района
Хабаровского края
Создание творческой атмосферы
на занятиях с учащимися
в декоративно-прикладном направлении дополнительного образования
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД
Автор: Сергеева Наталья Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
п. Солнечный
2014 г.
Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Через познание народного искусства дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.
Занятия в учреждениях дополнительного образования предполагают замену традиционного урока использованием в разных видах творческой деятельность нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
Нетрадиционные формы занятий развивают интерес подростков, их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация таких занятий подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процесс в целом. Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Игра, как одна из форм нетрадиционной организации занятий, позволяет развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогает непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимает физическое и эмоциональное напряжение.
Преимущества игровых форм организации обучения детей основам декоративно-прикладного искусства заключаются в следующем:
1. Игра - хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка любого возраста.
2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.
3. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
4. Мотивационная по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
5. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
6. Многофункциональна, её влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
7. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности
8. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»:материальный, моральный(поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический(самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
Использование игровых методик на уроках декоративно-прикладного искусства позволяет сделать процесс работы по созданию декоративной композиции увлекательным и эмоционально окрашенным
Существует и мною разработано много разнообразных игр, используемых на занятиях декоративно-прикладного направления.
Такие игры, как: «Потрогай, вообрази и нарисуй», «Пантомима», «Я - птица» и др. позволяют детям раскрепоститься, настроиться на творческую деятельность и вызывают у детей наибольший интерес к тематике занятий.
Таким образом, игровые технологии создают благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка.
С помощью применения игровых форм я провожу цикл занятий «Осенние посиделки» в объединении «Арт-дизайн», который приурочен к осенним заботам в народном хозяйстве. Обращаясь к истокам народного промысла, мы переносимся в прошлое и знакомимся с культурой, традициями, обрядами. Некоторые занятия данного цикла проводятся в форме праздничного мероприятия.
Одним из таких традиционных праздников стал «Праздник урожая». Он посвящен сбору нового урожая.
Праздник проводится в форме театрализованного представления, где я и дети исполняют определенные роли, в костюмах, соответствующих теме праздника. Кабинет украшен в русском народном стиле, используются обрядовые дополнения и декорации, русская народная музыка.
На празднике героиней является Хозяюшка, которая встречает у себя детей-гостей в своем хлебосольном доме и рассказывает о том, как проходит празднование «Праздника урожая», почему этот праздник так называется, и как его празднуют. Особое внимание уделяется информации об обрядах праздника, ведь праздник начинает со Спасов и т.д., до полной уборки урожая.
Для того чтобы не лишать детей радости, возможности поиграть в процессе занятия, важно, чтобы любая деятельность была наполнена не учебным, а детским содержанием, чтоб в них нашли отражение впечатления ребенка, его отношение к тому, что он изображает и воссоздает. При планировании любого занятия мною продумываются его этапы.
Подготовительный этап предусматривает предварительную беседу с детьми о предстоящем занятии, о традициях и верованиях, связанных с этим праздником. Я даю задание, принести необходимые материалы для работы, угощения к чаепитию. Заблаговременно украшается место проведения праздника, подбирается музыкальное оформление, видеоматериалы, иллюстрации и прочий наглядный материал.
На предшествующем занятии дети изготавливают поделки из природного материала. Эффективность работы становится выше при участии и помощи родителей.
Некоторые дети подготавливают краткие сообщения о праздновании Праздника урожая на Руси, а также частушки, присказки, потешки, загадки.
На этом же занятии мы изготавливаем поделку - куклу «Крупеничку», как оберег, как символ урожая.
Театрализованный праздник у нас проходит с народными играми, потешками, плясками и завершается чаепитием.
Общее время проведения праздника с учетом занятия кукла -«Крупеничка» два часа. Чередование разных видов деятельности не вызывает усталости и утомления, у детей держится стойкий интерес ко всей деятельности в течение праздничного занятия. Однако, не стоит выходить за временные рамки.
Занятия цикла «Осенние посиделки» у детей, как правило, оставляют массу положительных эмоций. На последнем занятии мы обсуждаем праздник, дети высказывают свое мнение. Дети выражают свои мысли и эмоции в рисунке, из которых создается выставка.
Игровые формы занятий, наполненные разным содержанием, развивают интерес воспитанников к изучаемому виду деятельности а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Организация занятий с использованием разнообразных игровых форм способствует выработке определенного позитивного отношения к занятиям в целом. Применение на занятии по декоративно-прикладному творчеству игровых форм одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации воспитанников.