Одаренность. Работа с одаренными детьми в современном мире

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с одаренными детьми трудна,

но богата развивающими идеями -

не только для обучающихся,

но и для педагога.

Как вы уже догадались, темой нашей сегодняшней встречи будет именно детская одаренность или как рождаются таланты?

У каждого из вас свои методы, свой стиль, свои проблемы и свои ожидания в работе с одаренными детьми. Я попрошу изложить ваши ожидания и пожелания, касательно нашей сегодняшней встречи. Каким вы бы хотели видеть одаренного ребенка? Какие качества вас привлекают в нем?

Каждый ребенок имеет заложенные природой способности, которые мы иногда не учитываем, иногда тратим время на развитие желаемых нами же качеств. Но можем ли мы увидеть настоящие задатки и способности, раскрыть их, довести до мастерства? И всегда ли мы в состоянии сделать это, не приписав ребенку несвойственные ему качества. Как вообще выявить одаренность у школьника? Сегодня мы попробуем ответить на эти и многие другие вопросы.

«Одаренные дети» - это особый мир детства, и задача педагога: понять этот мир, направить все усилия на то, чтобы передать детям максимум опыта и знаний. Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность, которая выступает в самых разных формах: потребность во впечатлениях, любознательность, целенаправленная познавательная деятельность, острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности. Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело, выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Наша задача реализовать этот дар.

В послании Федеральному собранию РФ (05.11.2008) Президент РФ один из основных акцентов сделал на школьном образовании, в том числе указал, что одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является выявление и поддержка одаренных детей. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одарённых ребят в каждой общеобразовательной школе».

Почти все люди рождаются с потенциальной способностью к творчеству. Однако расцветет она или останется нереализованной - зависит от наших образовательных систем, которые нацелены на развитие способностей к критическому мышлению в ущерб способностям мыслить творчески. Печальное следствие такого положения - практически полная невостребованность и неиспользованность нашего творческого потенциала. Это не заложено в рамки проведения ЕГЭ и ГИА. В современной ситуации - ситуации внедрения новых стандартов - гораздо важнее преобразовать именно работу массовой школы, поскольку известно, что одаренность не столько проявляется, сколько формируется в деятельности.

С введения новых ФГОСов сложились благоприятные условия для развития способностей каждого ученика в условиях массовой школы, формирования его личной «дорожной карты» обучения.

Эти условия вытекают из самой структуры нового стандарта: обязательность выполнения индивидуального проекта в части урочной деятельности (интеллектуального в рамках предметных областей, спортивного, трудового, социального и т.п.), а также использование возможностей внеурочной деятельности.

Впервые в образовательных стандартах закреплены требования не только к учебным, но и к метапредметным результатам. В частности, выпускник должен уметь решать проблемы творческого и поискового характера, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения нестандартных задач.

Каждая одаренность имеет свою специфику проявления и развития. В разные возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой-либо причине был упущен, это может сильно затруднить ее развитие в дальнейшем.

Какие факторы способствуют развитию одарённости?

  • создание специальных условий дома, заинтересованность и помощь родителей;

  • совместная работа родителей и педагогов в учебном заведении;

  • обучение детей на высоком уровне сложности;

  • обучение в специальных группах и учреждениях;

  • сложные игры, задания, творческие задачи;

  • всестороннее развитие ребёнка;

  • умственное развитие;

  • индивидуальная работа;

  • умелое руководство развитием ребёнка;

Основные показатели и характеристики одаренных детей

раннего проявления способностей.

. Показатели:
- схватывание и быстрое понимание новых идей;

- стремление к познанию;
- наличие хорошей памяти;
- владение интеллигентной речью;
- прогресс в школе;
- наличие ярко выраженных общих интересов;
- владение большим объемом общей информации;
- способность к размышлению;
- овладение речью в раннем возрасте;
- способность выполнять трудные задания;
- наблюдательность;
- применение необычной лексики;

- оригинальность.

Проблема детской одаренности в последнее десятилетие вызывает все больший интерес. С каждым годом количество одаренных детей растет, что дает основания многим специалистам полагать, что одаренность - явление более частое, чем считалось ранее. По современным данным до 76% первоклассников имеют высокий уровень интеллекта и творческие способности. Стремительный подъем умственных сил по мере взросления можно наблюдать у всех детей.

У них проявляются такие качества, которые будут уже недоступены в зрелые годы. С годами нервная система крепнет, и вместе с этим снижается детская непосредственная восприимчивость. И так к переходу в старшую школу этот показатель падает до 40% (5класс), по истечении еще 3-4 лет - всего четверть детей имеют выраженные способности (25% - 8-9 класс), в силу различных обстоятельств и к окончанию школы мы имеем лишь до 13% одаренных выпускников. Из расчета на нашу школу это составляет приблизительно 8 человек.

Почему же так происходит? Процент одаренных детей во всем мире растет примерно на 3-5% в год, а процент одаренных выпускников снижается еще более стремительно? Может быть, причина не всегда в детях? Всегда ли мы готовы и можем распознать способности ребенка? Выделяют 6 видов одаренности. (ПАМЯТКИ).

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ :

Интеллектуальная одаренность

А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т.п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

Академическая одаренность.

Академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.


Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

Психомторная Активность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений

Лидерская Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние

Творческая

Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.

Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в учителях и окружающих людях:

• Отсутствие внимания условностям и авторитетам;

• Большая независимость в суждениях;

• Тонкое чувство юмора;

• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;

• Яркий темперамент.

Вашему вниманию предлагается описание 6 различных детей, ваши задачи

  • И найти среди детей одаренных и дать название данной одаренности.

  • По возможности найти среди своих учеников подходящих под каждое описание ( 10 мин)

Раздаточный материал:

Ученик 1 - интеллектуальная одаренность,

Ученик1 Паша был очень любознательным мальчиком, мог быстро переключаться с одного вида работы на другой. Из-за живости мыслительных процессов он иногда перескакивал с мысли на мысль, что мешало ему красиво изъясняться. Окружающие еще с детства отмечали его сообразительность, так как он без труда делал правильные умозаключения, и без труда анализировал информацию, принимал решения. С малых лет говорили, что он не может долго удерживать внимание на однообразной и неинтересной работе. Потому в школе Паша, как правило, скучал… ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

академическая одаренность,

Ученик 2 Маша с детства обожала все живое, знала названия многих животных, места их обитания, их привычки, особенности. Девочка была очень прилежной и старательной ученицей, потому училась на отлично. Чутко реагировала на замечания и всеми силами старалась оправдать доверие взрослых. В начальной школе ее любимым предметом было природоведение. Многие полученные умения и новые знания Машенька пыталась использовать в своем увлечении животными. Так, например, изучая направление ветра, девочка предположила, что собачью будку во дворе, стоит повернуть так, чтоб Тобику не было холодно… Нетрудно предположить, что в старшей школе любимыми предметами у Маши стали биология, география… ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

творческая одаренность,

Ученик 3 Света с детства не любила сидеть без дела, ее все интересовала и она везде «совала свой нос», занять ее, на долгое время, можно было какими-то заморочками, загадками. Родителей всегда удивляло то, что девочка никогда не делала так, как ей говорят. Когда она получала задание слепить из пластилина ежика, то в лучшем случае, получался маленький ежик в большой корзине или ежик на спине крупногабаритного слоника. Как не бились родители и классовод, но Света специально нарушала все инструкции, изобретала свой вариант и часто спорила. Высказывая иногда просто неосуществимые задумки. Она мало ориентировалась на мнение учителей и родителей, что создавало впечатление, что для ребенка просто не существует авторитетов _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

психомоторная,

Ученик 4 Костя с детства получил статус «гиперактивного» ребенка. Ему было несвойственно сидеть на месте. Он явно любил побеждать и одного участия ему было мало. Потому, как верно заметила классовод, результативность его работы резко увеличивалась в соревновательных упражнениях и в упражнениях на время. Косте было сложно управлять своими эмоциями, что составило основные трудности в общении. Мальчик явно отдавал предпочтения всем видам деятельности, при которых в кровь выбрасывается адреналин. В поисках острых ощущений он часто становился зачинщиком драк, организатором опасных игр. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

художественно исполнительская

Ученик 5 Ольга с детства имела хорошую зрительную память, однако часто избегала тактильного контакта, от того с первых классов у нее было не так много друзей. Девочка любила выполнять интересные и творческие задания, предпочитала все делать самостоятельно, но со стороны казалось, что она воспринимает все в деталях и не видит целостной картины. От того в ее исключительном самовыражении так часто наблюдались крайности цветов, слов, самовыражения. Многим людям казалось, что она слишком часто бывает далека от реальности, устремляясь в мир красоты и идеалов. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

лидерская одаренность.

Ученик 6: Стас с детства редко оставался в одиночестве, любил общество взрослых и ровесников, с удовольствием откликался на просьбы о помощи. Ни одна классная постановка не обходилась без его участия. Равнодушно к нему никто не мог относится, одних он раздражал, у других вызывал восхищение. Стас с легкостью брал на себя инициативу в любом деле и часто вмешивался в решение конфликтных ситуаций. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результаты: Ученик 1 - интеллектуальная одаренность, ученик 2 - академическая одаренность, ученик 3 - творческая одаренность, ученик 4 - психомоторная, ученик 5- художественно исполнительская ученик 6 - лидерская одаренность.

Работая по этой теме в прошлом году, я вела факультатив в 5 классах по теме «Занимательная физика». Факультатив посещали 6 человек. Факультатив рассчитан на 34 часа при нагрузке 1 час в неделю. Реализуя, программу факультатива с учащимися шла работа изучения первых основ физики через практические исследования, демонстрационные эксперименты. Вашему вниманию хочу представить некоторые фрагменты нашей работы.

- курс "Занимательная физика" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

- Широкое использование на уроках проблемного обучения через опыты, лабораторные работы, наблюдения, исследования.







© 2010-2022