ЛЕКЦИЯ по ОП. 05 Гигиена и экология человека для студентов СПО АМК

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВВЕДЕНИЕ 1 час

ВОПРОСЫ лекции:

1. История возникновения экологии, гигиены, основные положения гигиены и санитарии.

2. Значение гигиены в деятельности аптечных работников.

Я верю в гигиену. Вот где заключается истинный прогресс нашей науки. Будущее принадлежит медицине предохранительной

(Н.И. Пирогов)

Вопрос 1: История возникновения экологии, гигиены, основные положения гигиены и санитарии.

В начале XXI столетия существенно возросла роль профилактической медицины в сохранении и укреплении здоровья населения. Гигиене принадлежит ведущая роль в формировании профилактического мышления у молодых специалистов независимо от дальнейшей их специализации. Познание закономерностей взаимосвязи факторов среды обитания и здоровья человека необходима фармацевтам в их будущей профессии.

Современная медицина использует принцип преобладания профилактических мер над лечебными. Со времен Гиппократа и Демокрита, живших в 5-4 в. до нашей эры, известно, что лучше предупредить появление болезней, чем лечить их. Ведущей профилактической дисциплиной медицины является гигиена. Гигиена (от имени Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа) - наука о сохранении и укреплении здоровья населения или отдельных категорий лиц. Его упоминает А.С. Пушкин в своем стихотворении, где есть выражение:

Я ускользнул от Эскулапа

Худой, обритый - но живой;

Его мучительная лапа

Не тяготеет надо мной.

Гигиена - наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека и общественное здоровье, его работоспособность, продолжительность жизни. Она разрабатывает мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

Происхождение термина «гигиена» связывают с именем мифической богини здоровья Гигиеей.

Предметом изучения гигиены являются здоровые люди и лица, испытывающие воздействие факторов риска, их индивидуальное и коллективное здоровье. Нормативы и правила, разработанные гигиеной, используются и медицинскими дисциплинами лечебного профиля для профилактики определенных заболеваний.

Цель гигиены - сохранение и укрепление здоровья, как отдельного человека (индивидуального здоровья), так и людей, объединенных в коллективы, популяции, общество в целом, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Задачи гигиены:

  1. Выявление влияния факторов среды на здоровье определенных групп населения.

  2. Разработка и обоснование гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических правил и рекомендаций.

  3. Разработка санитарных мероприятий, направленных на оздоровление условий жизни и деятельности людей.

  4. Проверка эффективности проведенных мероприятий

Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитария является практикой гигиены, приводящей в жизнь санитарные, т.е. оздоровительные мероприятия, силами государственной санитарно-эпидемиологической службы страны.

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба входит в систему Минздрава России. Ее возглавляет первый заместитель министра, который по должности является Главным государственным санитарным врачом России. Основной документ, регулирующий деятельность службы - Закон №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах:

- предупредительный надзор;

- текущий санитарный надзор.

Основные задачи государственной службы по надзору в сфере обеспечения благополучия человека (гигиенической практики, санитарии):

  1. профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации;

  2. предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания;

  3. гигиеническое воспитание и образование населения.

Цель гигиенической науки и практики - разработка и реализация основ первичной медицинской профилактики.

Первичная профилактика имеет целью предупреждение возникновения и развития любого заболевания, травмы, отравления и других патологических состояний.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение осложнений возникшей у человека болезни, перехода ее в хроническую форму.

Третичная профилактика имеет целью предупреждение инвалидности и смертности.

Нетрудно заметить, что цель первичной профилактики полностью совпадает с целью гигиены.

Экология

Экология сравнительно молодая наука.

Корни экологического знания уходят в глубокую древность. Наскальные рисунки, сделанные первобытными людьми, свидетельствуют о том, что интерес человека к окружающему миру был далек от простого любопытства.

Великие географические открытия эпохи Возрождения послужили толчком для развития природопользования. Ученые и путешественники не только описывали внешнее и внутреннее строение растений, но и сообщали сведения об их зависимости от условий произрастания или возделывания. Описание животных сопровождалось сведениями об их повадках, местах обитания.

Большой вклад в формирование экологических знаний внес шведский естествоиспытатель К. Линней. Основоположником отечественной экологии можно назвать профессора Московского университета К.Ф. Рулье (1814-1858). В своих трудах и публичных лекциях он настоятельно подчеркивал необходимость изучения эволюции живых организмов, развития и строения животных в зависимости от изменений среды их обитания.

Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos - дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos - слово, учение) в отношении научного знания.

Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны существования живых организмов

Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) - основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.

Экология - наука, изучающая общие законы существования живых организмов, их взаимосвязь между собой и со средой их обитания.

Основы первичных экологических знаний впервые прослеживаются в работе Роберта Мальтуса (1789) «Об опасности перенаселения планеты Земля», труде Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859).

Карл Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в наши дни получил название системного подхода.

Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г.

Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863-1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере. Биосфера - это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы.

В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему.

Появление и развитие учения о биосфере стало новой вехой в естествознании, изучении взаимодействия и взаимоотношений между косной и живой природой, между человеком и окружающей средой.

Уровень отечественной экологии в 20-40-х гг. был одним из самых высоких в мире. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики

В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр и д.р.

В настоящее время - превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды.

Понятие «экология» в настоящее время приобретает глобальный характер, однако сами ученые-экологи вносят разный смысл в определение этого термина.

Экология - это наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Объектом экологии как науки является биологические макросистемы: популяции, сообщества, экосистемы, их динамики во времени и пространстве, законы их развития и существования.

В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:

· классическая экология - изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой;

· глобальная экология - раскрывает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы;

· социальная экология - рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество - окружающая среда»;

· экология человека - изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;

· экологический мониторинг - это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды;

· теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.

В последние годы как у нас в стране, так и за рубежом активно развивается так называемая экология человека.

Экология человека - изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду.

Термин «экология человека» появился в 1972г. Он был предложен на Первом международном совещании ООН по окружающей среде. С этого времени начинается современный этап развития новой науки.

Медицинская экология является составной частью экологии человека. Она изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения.

Здоровье населения на любой территории - лучший показатель состояния среды его обитания.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов:

экологический раздел - изучение факторов окружающей среды и их свойств;

гигиенический раздел - изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии - ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Вопрос 2. Значение гигиены в деятельности аптечных работников.

Современный фармацевт - медицинский работник, специалист в области изготовления и реализации лекарственных препаратов, активно участвующий в деле укрепления здоровья населения и проведении профилактических мероприятий.

Аптека является одним из учреждений системы здравоохранения, основная функция которого - своевременное снабжение населения и ЛПУ лекарственными препаратами, предметами ухода за больными, предметами санитарии и другими медицинскими товарами. При их изготовлении и хранении необходимо строгое соблюдение гигиенического режима, поэтому фармацевт должен хорошо разбираться в вопросах гигиенического нормирования параметров окружающей среды и, в частности, в аптечных учреждениях, и на предприятиях фармацевтической промышленности. Он должен иметь представление о характере действия производственных факторов и заболеваниях, которые могут возникнуть при нарушении гигиенических нормативов и санитарных правил в аптеке. Совместно с представителями санитарно-эпидемиологической службы фармацевт должен уметь намечать гигиенические мероприятия по охране труда и соблюдению гигиенического режима в аптечных учреждениях.

Большое значение имеет знание правил личной гигиены аптечных работников. При нарушении этих правил аптечные работники могут загрязнить лекарственные препараты, дистиллированную воду, предметы оборудования аптеки. Возможно также заражение аптечного персонала через воздух, рецепты, различные предметы, при контакте с больными людьми.

В деятельности фармацевта значительное место занимают гигиеническое воспитание и образование, направленные на повышение санитарной культуры населения, профилактику различных инфекционных заболеваний среди населения.

Фармацевт вследствие особенностей своей профессии постоянно контактирует с лечащими врачами и врачами медико-профилактического профиля. Это обязывает быть его осведомленным в основных вопросах профилактической медицины, охраны окружающей среды и др.

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Подготовка информационного сообщения:

«Становление гигиены, как науки в России».





© 2010-2022