Теория и практика проектирования в 7-8 классах по ФГОС

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Теория и практика проектирования» разработан педагогическим коллективом МБОУ лицей «МОК №2» и является авторским курсом, который ведётся с пятого класса в рамках внеурочной работы с учащимися по реализации междисциплинарной учебной программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».

На протяжении 5 и 6 классов в курсе «Теория и практика проектирования» учащиеся под руководством классных руководителей работали над коллективными проектами. Индивидуальные проекты в процессе учебной деятельности в целом были не частыми. По логике ФГОС переход к работе над такими проектами должен быть постепенным и обусловленным как психологической готовностью (старший подростковый возраст - 7-9 класс), так и накопленными навыками работы (на примере коллективных проектов).

Курс «Теория и практика проектирования» в 8 классе предполагает работу над индивидуальными проектами и проводится учителями-предметниками по следующим образовательным областям: «Филология» (с подразделением на русский язык и литературу), «Математика», «Общественные науки» (история, обществознание, география), «Естественные науки» (биология), «Искусство».

Учащиеся всей параллели разделены на несколько групп по 13-17 человек. Группы формируются на основе индивидуального выбора учащихся и их родителей или законных представителей (анкетирование проводилось на родительском собрании в апреле 2014 года).

В течение года по полугодиям учащиеся работают над 2 проектами по разным дисциплинам. По истечении полугодия организуется публичная защита презентаций-проектов на школьных НОУ, конференциях различного уровня, учащиеся учатся давать отзыв (рецензию) на работу других учеников.

Курс рассчитан на 17 учебных часов (аудиторная и самостоятельная работа учащихся).

Цель данного курса (начиная с 7 класса) - выстраивание индивидуальной траектории развития учащихся, профориентация учащихся, предоставление старшим подросткам возможности попробовать себя в разных областях человеческого знания, приобретение навыка индивидуальной проектно-исследовательской работы и публичного выступления. Кроме того, формирование динамических групп даёт учащимся широкую возможность общения со сверстниками за пределами классного коллектива, возможность тесной неурочной работы с разными педагогами. Этим обусловливается актуальность разработанного курса.

Ребята совместно с педагогом выбирают тему индивидуального мини-исследования, ставят цель, определяют конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения данной цели, обсуждают возможные пути достижения цели, собирают и перерабатывают необходимый материал, отталкиваясь от изученной теоретической базы, работают над практической частью исследования (проекта), защищают свою работу публично на НОУ или конференциях различного уровня, на заключительном этапе подводят общие итоги и анализируют свою деятельность и работу других ребят, обучаясь составлению отзывов (рецензий).

Работа над индивидуальным проектом в какой-либо образовательной области предполагает разнообразные формы работы:

-изучение вопросов, связанных с тематикой проекта, работа с различными источниками информации;

-реферирование информации, её переработка и изложение;

-беседы информативного и аналитического характера;

- обсуждение;

-наблюдение, исследование, эксперимент;

-творческий проект;

-публичное представление работы, её защита;

-рефлексия учащимся своей деятельности и деятельности своих сверстников.

Проект учащегося оценивается по специально разработанным критериям и соответствующим им баллам. Работа над проектами отражается в портфолио с указанием темы работы, полученного балла, максимального балла. Сама работа вкладывается в соответствующий раздел портфолио, имеющиеся отзывы также прилагаются в соответствующий раздел.

Содержание курса и распределение учебного времени

Этапы работы

Кол-во часов

Выбор темы будущей проектно-исследовательской работы. Знакомство со структурой работы

1

Формулировка цели и задач работы, определение актуальности звучания темы

2

Изучение теоретического материала, истории вопроса

3

Работа над теоретической частью (реферирование изученного материала, обобщение, общая оценка проработанности вопроса)

2

Работа над практической частью (наблюдения, мини-исследование, описание наблюдений или проводимого эксперимента)

5

Работа над заключением (формулировка выводов, сопоставление их с целями работы и ожидаемыми результатами)

1

Работа над списком литературы, используемых источников

1

Публичная защита работы, рефлексия своей деятельности, отзыв учащихся на работу других учеников

2

ИТОГО 17 часов

Примечание: допускается очная работа с частью учащихся, за исключением первого установочного занятия и заключительных трёх занятий. Список учащихся, приглашённых педагогом для очной работы в классе, определяется педагогом по согласованию с учащимися. Кол-во часов очной работы учащегося с педагогом в классе не должно быть менее 11. Работа, выполняемая учащимися заочно, должна чётко контролироваться педагогами в назначенные периоды очных консультаций.

Ожидаемые личностные результаты реализации курса:

-освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

-ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

-потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-позитивная моральная самооценка и моральные чувства - чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;

-готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения;

-умение строить жизненные планы с учётом конкретных условий;

-устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

-способность к эмпатии как осознанному пониманию и сопереживанию чувств другого, выражающаяся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Ожидаемые метапредметные результаты реализации курса:

--осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-целеполагание;

-планирование путей достижения целей;

-установка целевых приоритетов;

-умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

-принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

-осуществление констатирующего и предвосхищающего контроля по результату и способу действия; актуального контроля на уровне произвольного внимания;

-адекватная самостоятельная оценка правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-самостоятельный и адекватный учёт условий и средств достижения целей;

- выделение альтернативных способов достижения цели и выбор наиболее эффективного;

-осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению различного рода задач;

-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировка собственного мнения и позиции, умение аргументировать её и координировать с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-установление и сравнение разных точек зрения для принятия решения и совершения выбора;

-аргументация своей точки зрения, отстаивание своей позиции не враждебным для оппонентов образом;

-адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; построение монологического контекстного высказывания;

-организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-установление причинно-следственных связей и построение на их основе логического рассуждения;

-осуществление сравнения, сериации, классификации на основе самостоятельного выбора основания и критериев для указанных логических операций;

-объяснение явлений, процессов, связей и отношений, выявленных в ходе исследования;

-умение структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную мысль текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

-основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения.

Кроме того в процессе учебно-исследовательской и проектной деятельности учащийся научится:

планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование и модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

распознавать и ставить вопросы, ответы, на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

использовать методы и приёмы, характерные для той или иной области знания;

ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

отличать факты от суждений, мнений, оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Критерии оценки индивидуальной работы учащегося над проектом:

Сформированность предметных знаний и способов действий: раскрытие содержания работы, степень осмысления использованной информации, количество, полнота, разнообразие новой информации, использованной для выполнения проекта;

3 балла - свободное владение материалом, глубокое осмысление материала, полнота содержания, разнообразие источников информации;

2 балла - ориентация в материале в целом, но определённые недочёты в работе, неуверенность учащегося, недостаточность источников информации;

1 балл - слабая ориентация в материале, поверхностное его изучение, недостаточность источников информации

Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом, в приобретении знаний и решении проблем (познавательные УУД);

3 балла - самостоятельно;

2 балла - с незначительной помощью и корректировками учителя;

1 балл - со значительной помощью педагога

Сформированность регулятивных УУД: планирование познавательной деятельности во времени, выбор конструктивных решений, владение рефлексией (анализ процесса и результата работы);

3 балла - соблюдение временных рамок при выполнении работы, в том числе при её презентации, выбор конструктивных решений, грамотная рефлексия своей деятельности, понимание своих ошибок и достижений;

2 балла - незначительное нарушение временных рамок, выбор ошибочных решений, но осознание своих недочётов или, напротив, не вполне корректная и адекватная оценка своей деятельности в отношении причин того или иного результата

1 балл - несоблюдение временных при выполнении работы, слабая степень рефлексии;

0 баллов - несформированность рефлексии, неспособность объяснить причины того или иного результата.

Сформированность коммуникативных УУД: уровень организации и проведения презентации, степень ясности изложения, аргументированные ответы на вопросы;

3 балла - высокий уровень проведения презентации, четкость и ясность изложения, аргументированность доказательств;

2 балла - незначительные погрешности при проведении презентации (громкость голоса, темп речи, немногочисленные речевые недочёты, единичные нарушения логики, последовательности и т.п), недостаточная аргументированность ответов на вопросы;

1 балл - серьёзные ошибки при проведении презетнации, многочисленные речевые ошибки, нарушения логики, прерывистость изложения, слабая аргументированность при ответе на вопросы

Соответствие требованиям оформления, обеспечение объектами наглядности, творческий подход в их подготовке:

3 балла - работа выполнена в соответствии с требованиями, представлена наглядность, проявлен творческий подход;

2 балла - соблюдены общие требования к оформлению, но имеются незначительные замечания, касающиеся оформления; формальное отношение к оформлению, отсутствие творческого начала;

1 балл - имеются грубые нарушения требований к оформлению, нет какой-либо части в самой работе, отсутствуют объекты наглядности);

0 баллов - работа не представлена

Оригинальность идеи, способа решения проблемы, творческий и аналитический подход к работе, личная заинтересованность автора, вовлечённость в работу (личностные УУД):

От 0 до 5 баллов в качестве поощрения за оригинальность и творческий подход (на усмотрение педагогов-наставников).

Итого за работу над проектом учащийся может набрать максимум 20 баллов.

Используемая литература:

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С.Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342с.

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192с.

  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.



© 2010-2022