- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа предмета Астрономия
Рабочая программа предмета Астрономия
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зоренко Ю.С. |
Дата | 19.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРИВОРОЖСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом школы Приказ от 20.08.2012г № 148
Протокол от 20.08.2012 г №1 и. о. директора школы
Председатель педагогического совета __________ЗоренкоС. Н..
_________Зоренко С. Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «Астрономия»
для 10 класса
на 2013 - 2014 учебный год
учебник: под ред. Б.А. Воронцов-Вельяминов
«Астрономия 11»
СОСТАВИТЕЛЬ:
Зоренко Юлия Сергеевна
учитель физики
С. Криворожье
2012 год
Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию
по астрономии в 10 классе на 2012-2013 учебный год
На основании требований Федерального Государственного образовательного стандарта, в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время задачи обучения:
Предметные: определяют следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения по теории астрофизики и астрономии. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития астрофизики и астрономии.
Личностные: выявляют приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Метапредметные: отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми. В рамках данной программы предполагается активное использование интернет - ресурсов и информационных технологий.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089).
-
Программа: Астрономия. 11 класс. Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.-М.: Дрофа,2000 г.
-
Учебный план МОУ Криворожская СОШ
Учебник: Воронцов-Вельяминов. Астрономия. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. - М.: Дрофа, 2002.- 224 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
Количество часов по программе: 1 Количество часов по учебному плану: 1
Распределение учебной нагрузки по темам курса:
Тема курса
Количество часов по программе
Количество часов по КТП
Количество контрольных работ
1.
Введение в астрономию
2
2
-
2.
Практические основы астрономии
6
6
3.
Строение Солнечной системы
6
6
4.
Природа тел Солнечной системы
7
7
5.
Солнце и звезды
7
7
6.
Строение и эволюция Вселенной
6
6
1
Требования к уровню подготовки выпускников
При базовом изучении курса астрономии учащиеся должны знать:
-
смысл понятий: активность, астероид, астрономия, астрология, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия ( и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
-
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, , параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
-
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге. Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
должны уметь:
-
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
-
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
-
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах.
№ | Тема курса | Кол-во часов | ЗУНы в соотв. С ОМСО | ОУУН | Дата: План Факт | Институцион. компонент |
| Введение в астрономию | 2 |
|
|
|
|
1/1 | Предмет астрономии. Структура и масштабы Вселенной. | 1 | Значение астрономии. Уметь использовать ПКЗН. Знать устройство телескопа. | Развитие устной монологической речи. | 5.09 | Физика |
1/2 | Наблюдения - основа астрономии. | 1 | Уметь использовать ПКЗН. | Умение работать с реальными объектами как источником информации. | 12.09 | Методы изучения природы. (физика) |
| Практические основы астрономии. | 6 |
|
|
|
|
2/3 | Видимые движения светил как следствие их собственного движения в пространстве, вращения земли и ее вращения вокруг Солнца. | 1 | Небесная сфера. Звездное небо. Изменение вида звездного небо в течение суток. | Развитие устной монологической речи. | 19.09 |
|
2/4 | Звезды и созвездия. Наблюдения. | 1 | Звездное небо. Созвездия. Основные созвездия. | Умение слушать объяснение учителя и вести записи. | 26.09 | История. Мифология. |
2/5 | Небесные координаты и звездные карты. | 1 | Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат. | Умение работать с реальными объектами. | 3.10 | География. |
2/6 | Годичное движение Солнца. Эклиптика. | 1 | Видимое годичное движение Солнца и вид звездного неба. Способы определения географической широты. |
| 10.10 | География. |
2/7 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Наблюдения. | 1 | Система Земля-Луна. Солнечные и лунные затмения. | Развитие устной монологической речи. | 17.10 | Религия. |
2/8 | Время и календарь. | 1 | Основы измерения времени. Системы счета времени. Понятие о летосчислении. | Развитие устной монологической речи. | 24.10 | Религия. |
| Строение Солнечной системы. | 5 |
|
|
|
|
3/9 | Гелиоцентрическая система мира Коперника. Ее значение для науки и мировоззрения. | 1 | Развитие представлений о Солнечной системе. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. | Формирование мировоззрения. | 31.10 | История. Религия. |
3/10 | Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и звездный периоды. | 1 | Видимое движение планет. Конфигурации планет. Сидерические и синодические периоды обращения планет. |
| 14.11 |
|
3/11 | Законы Кеплера. | 1 | Законы Кеплера - законы движения планет. Законы Кеплера в формулировке Ньютона. | Элементарные счетно-расчетные умения. | 21.11 | Геометрия. Физика. |
3/12 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 1 | Определение расстояний по параллаксам светил. Радиолокационный метод. Определение размеров тел Солнечной системы. |
| 28.11 | Геометрия. |
3/13 | Движение космических объектов под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. | 1 | Закон Всемирного тяготения. | Элементарные математические умения. | 5.12 | Физика. |
| Природа тел Солнечной системы. | 7 |
|
|
|
|
4/14 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. | 1
| Происхождение Солнечной системы. Основные закономерности в Солнечной системе. Космогонические гипотезы. | Развитие устной монологической речи. | 12.12 |
|
4/15 | Система Земля-Луна. | 1 | Система Земля-Луна. Основные движения Земли. Форма Земли. Природа Луны. | Развитие устной монологической речи. | 19.12 | Физика. Картография. Геология. |
4/16 | Планеты земной группы. Наблюдения. | 1 | Общая характеристика планет земной группы(атмосфера, поверхность) | Умение сравнивать, анализировать. | 26.12 | География. |
4/17 | Планеты-гиганты. | 1 | Общая характеристика. Особенности строения. | Умение сравнивать, анализировать. | 16.01 | География. |
4/18 | Спутники и кольца планет-гигантов. | 1 | Спутники и кольца. |
| 23.01 |
|
4/19 | Малые тела Солнечной системы. Болиды и метеориты. | 1 | Астероиды и метеориты. Пояс астероидов. Кометы и метеоры. | Умение сравнивать, анализировать. | 30.01 | История. Религия. |
4/20 | Физическая обусловленность важнейших особенностей тел Солнечной системы. | 1 | Законы физики в космосе. | Умение выделять главное, делать выводы. | 6.02 | Физика. |
| Солнце и звезды.
| 7 |
|
|
|
|
5/21 | Звезды - основные объекты Вселенной. Солнце - ближайшая звезда. Строение Солнца и его атмосферы. | 1 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | Элементарные математические умения. | 13.02 | Физика. |
5/22 | Активные образования на Солнце: пятна, вспышки, протуберанцы. | 1 | Строение атмосферы Солнца: пятна, вспышки, протуберанцы. | Умение слушать объяснение учителя и делать записи. | 20.02 | Физика. |
5/23 | Роль магнитных полей на Солнце. Периодичность Солнечной активности и ее прямая связь с геофизическими явлениями. | 1 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. | Развитие устной монологической речи. | 27.02 | Биология. Экология. Энергетика. |
5/24 | Звезды, их основные характеристики. | 1 | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела. | Умение анализировать, сравнивать. | 6.03 | Физика. |
5/25 | Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс. | 1 | Расстояние до звезд. Годичный параллакс. Видимые и абсолютные звездные величины. | Элементарные математические умения. | 13.03 | Физика. Геометрия. |
5/26 | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | 1 | Внутреннее строение звезд и источники их энергии. | Умение анализировать, сравнивать. | 20.03 | Физика. |
5/27 | Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры.
| 1 | Эволюция звезд. Рождение и смерть звезды. | Умение работать с диаграммами. | 3.04 | Физика. |
| Строение и эволюция Вселенной | 5 |
|
|
|
|
6/28 | Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. | 1 | Наша Галактика. Строение и структура. Вращение Галактики. | Формирование единой картины мира. | 10.04 | Физика. |
6/29 | Другие галактики и их основные характеристики. Активность ядер галактик. Квазары. | 1 | Многообразие галактик. Определение размеров, расстояний и масс галактик. | Умение сравнивать, анализировать | 17.04 | Физика. |
6/30 | Крупномаштабная структура Вселенной. Красное смещение. | 1 | Крупномасштабная структура Вселенной. Метагалактика. Космологические модели Вселенной. | Умение анализировать, сравнивать. | 24.04 |
|
6/31 | Строение и эволюция Вселенной как проявление физической закономерностей материального мира. | 1 | Космологические модели Вселенной. | Умение анализировать, сравнивать. | 8.05 | Физика. |
6/32 | Жизнь и разум во Вселенной Астрономическая картина мира. Заключительная лекция.. | 1 | Жизнь и разум во Вселенной. Проблема внеземных цивилизаций | Развитие устной монологической речи. | 15.05 |
|
6/33 | контрольная работа № 1 « Строение и эволюция Вселенной» | 1 |
|
| 22.05 |
|
6/34 | Обобщающее повторение по курсу астрономии | 2 |
|
|
|
|
Методическое обеспечение программы
1. «Астрономия 11 класс: поурочные планы по учебнику Е. П. Левитан, 2005г», В. Т. Оськина, 2006г.
2. «Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 1979г.
3. «Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1984г.
4. «Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 1982г.
5. Физика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», статьи по астрономии.
Для учащихся:
1. Учебник «Астрономия 11 класс» ВоронцовВельяминов, 2002г.
2. Дидактические материалы по астрономии. Е. П. Левитан, 2002г.
3. Книга для чтения по астрономии. Астрофизика. М. М. Дагаев, В. М. Чаругин, 1988 г.