• Преподавателю
  • Другое
  • Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу ( предмет - Сольное пение 4 года)

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по академическому вокалу ( предмет - Сольное пение 4 года)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«Академический вокал»


ПРОГРАММА

по учебному предмету

Сольное пение


Срок обучения: 4 года

Срок реализации программы: 4 года




Разработчики:

преподаватели хоровых дисциплин, сольного пения Лисевич Г.В., Георгиш А.А.



2015 г.

с. Локосово

Структура программы учебного предмета

СОДЕРЖАНИЕ:

Наименование раздела:

Страница:

I.

Пояснительная записка

3

II.

Содержание учебного предмета

8

III.

Требования к уровню подготовки обучающихся

17

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

17

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

20

VI.

Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

23









  1. Пояснительная записка

Программа по учебному предмету «Сольное пение» дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Академический вокал» разработана преподавателями сольного пения и хоровых дисциплин: Г.В. Лисевич, А.А. Георгиш в соответствии с Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации программы в области искусств в детских школах искусств (письмо Министерства культуры Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №191-01-39/06-ru)

Возраст поступающих в первый класс - от шести с половиной лет.

  1. Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей

учащихся, и направлена на:

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания,

духовно-нравственного развития детей;

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку наиболее одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

2. В ДШИ класс сольного пения - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.

3. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и

направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на

дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки сольного исполнительства.

4. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья

детей. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

5. Ансамблевое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

6. Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и бинарных занятий. Проведение занятий в такой форме позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

7. Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

8. Задачи учебного предмета

• создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

• формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и

потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

• воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой

самодеятельности.

• приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков сольного

пения, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

• приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств

выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой

музыкальной терминологии;

• воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого пения, стремления к

практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков вокального

мастерства.

9. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки учащихся;

• формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы

«Содержание учебного предмета».

10. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются

следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение певческих навыков);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,

творчества:

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное

формирование у учеников осознанного стилевого восприятия вокального произведения.

Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

11. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Сольное пение» обеспечивается:

• доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,

звуковой аппаратуре, аудио и видеозаписям;

• учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6

кв.м., оснащенными роялями или пианино.

В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания,

своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями,

учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и

противопожарным нормам, нормам охраны труда.

12. Срок реализации учебного предмета - для детей, поступивших в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до десяти лет - составляет 4 года по специальности «Сольное пение»;

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Сольное пение»:


Таблица 1

Виды учебной нагрузки

Срок обучения /класс

4 года обучения (1-4классы)

Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)

272

Количество часов на аудиторные занятия

34 x 2

34 x 2

34 x 2

34 x 2

Общее количество часов на аудиторные занятия

272

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

2

2

2


2


13. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом. Продолжительность 1 урока - 35 минут в 1 классе, 40 минут - в 2,3,4 классах.

14. Цель и задачи учебного предмета «Сольное пение»:

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о вокальном исполнительстве, формирование практических умений и исполнительских навыков, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

- Образовательные: максимально возможное развитие музыкальных способностей и вокально-хоровых навыков исполнительства, формирование художественно-эстетических вкусов, навыка чтения хоровых партитур, пение в ансамбле.

- Развивающие: развитие навыков как самостоятельного, так и коллективного творчества, поиск новых творческих ориентиров.

- Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, база для развития творческого мышления, активность и свобода коммуникаций, общая культура.









  1. Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета. «Сольное пение»

Срок обучения 4 года.

Годовые требования по классам.

Годовые требования


Учебная программа по предмету «Сольное пение» рассчитана на 4 года. В

распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от освоения певческой установки, дыхания, нотной грамоты до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Сольное пение» соответствует направленности

общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.

Годовые требования разработаны с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся. Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Первый год обучения

  1. Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы. Выработка вокально-правильной дикции и артикуляции. Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

  1. Работа над звуком.

Теория и практика: Основы звукообразования в академическом пении.

Понятие «опертого» звука, необходимости работы брюшного пресса.

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого голосоведения.

  1. Работа над дыханием.

Теория и практика: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное, брюшное, реберно-диафрагмальное.

Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания как наиболее рационального.

  1. Певческий диапазон.

Теория и практика: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

  1. Координация между слухом и голосом.

Теория и практика: Чистота интонации - результат правильной координации

голосового аппарата. Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Влияние зажимов мышц тела на интонацию. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

  1. Дефекты голоса.

Теория и практика: Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсирование

звука. Причины возникновения дефектов. Упражнения на устранение дефектов.

  1. Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные. Правильное произношение. Упражнения способствующие правильной артикуляции. Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика. Визуальный контроль. Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости - консультация логопеда.

  1. Работа над исполняемым произведением

Теория и практика: Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом.

Правильная фразировка и динамические оттенки. Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений на контрольном уроке или прослушивании.

В течение первого года обучения необходимо проработать с учащимся:

6-8 произведений, из них 1-2 народных песни.

Примерный репертуарный список

В. Петренко «Пони»

В. Гаврилин «Кто у нас хороший?»

Ю. Чичков «Осень»

Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»

А. Филиппенко «Гуси»

А. Парцхаладзе «Веселый парень»

А. Филиппенко «Веселый музыкант»

Е. Тиличеева «Береза»

Е. Тиличеева «Листья золотые»

Е. Тиличеева «Корова»

Е. Тиличеева «Утка»

Е. Тиличеева «Балалайка»

Е. Тиличеева «Барабан»

Е. Тиличеева «Праздничная»

К. Макаров «Ромашка»

Б. Савельев «Если добрый ты»

Н. Найденова «Белые фонарики»

А. Пахмутова «Жили-были»

Е. Тиличеева «Колыбельная»

Т. Попатенко «Бобик»

Т. Попатенко «Солнышко»

Рус.н.п. «Как у наших у ворот»

Рус.н.п. «Жил на свете комарочек»

Укр.н.п. «Ой, в лесу есть калина»

Укр.н.п. «Выйди, выйди солнышко»

И.С. Бах «За рекою старый дом»

А. Кудряшов «Гав-гав»

Л. Абелян «На велосипеде»

Л. Абелян «Я умею рисовать»

Л. Абелян «Утренняя песенка»

И. Брамс «Домовой»

А. Рыбников «Песня папы Карло»

Б. Савельев «Позабудем все, что было»

В. Шаинский «Облака»

А. Лядов «Зайчик»

А. Лядов «Петушок»

В. Калинников «Мишка»

Обр. Г. Лобачева «Васька - кот»

Второй год обучения

  1. Певческие установки.

Теория и практика: Правильное положение корпуса и головы поющего как основа для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.

Необходимость постоянного внутреннего (со стороны ученика) и визуального

контроля за положением корпуса и головы. Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции. Необходимость донесения до слушателя четкого и выразительного слова. Певческая позиция при работе и исполнении музыкального произведения.

  1. Работа над звуком

Теория и практика:

Свобода и раскрепощенность голосового аппарата - непременное условие красивого голосоведения. Освоение различных штрихов, видов вокального туше.

Выработка спокойного раскрепощенного положения гортани при различных типах атаки и звуковедения.

  1. Работа над дыханием.

Теория и практика:

Практическое освоение различных типов дыхания: грудное, брюшное, реберно-

диафрагмальное. Упражнения на взятие дыхания, задержку и плавный выдох.

Особенности диафрагмального дыхания, как наиболее рационального.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато, упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания - усложненные, с подключением мышц брюшного пресса.

4. Певческий диапазон.

Теория и практика:

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров. Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров.

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

  1. Координация между слухом и голосом.

Теория и практика:

Чистота интонации - результат правильной координации голосового аппарата.

Упражнения для выработки правильной певческой позиции.

Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата.

Влияние зажимов мышц тела на интонацию.

Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.

Работа над улучшением вокальной координации за счет подстраивания второго голоса.

  1. Дефекты голоса.

Теория и практика:

Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсировка звука.

Причины возникновения дефектов

Упражнения на устранение дефектов.

При особо упорных случаях - консультация фониатра

  1. Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика:

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение. Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости - консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

  1. Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления

Осмысление содержания произведения. Анализ текста.

Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки.

Художественный образ. Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых исполнительских приемов. Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

В течение 2-го года обучения учащийся должен проработать:

1-2 народные песни, 8-10 разноплановых произведений.

В конце второго года на контрольном уроке: нужно исполнить 2 произведения.

Примерный репертуарный план для второго года обучения

Обр. В Белого «Варшавянка»

Ю. Киша «Лунная песня»

В. Боганов «Белый снег»

А. Филиппенко «Сластена»

А. Филиппенко «Ночной порой»

А. Кудряшов «Василек»

А. Островский «Спят усталые игрушки»

Г. Гладков «Что я узнал»

М. Парцхаладзе «Мамина песенка»

Ю. Энтина «Лягушачья ламбада»

А. Лядов «Колыбельная»

Р. Бойко «Улетели журавли»

Р. Бойко «Скрипка»

Е. Клыпина «Сентябрь»

В. Шаинский «Когда мои друзья со мной»

Рус.н..п. обр. Н. Римского - Корсакого «Ходила младешенька по борочку»

Башкирская н.п. «Дедушка»

Руск.н.п. обр. М. Иорданского «Ой, кулики, жаворонушки»

В.А. Моцарт «Колыбельная»

А. Аренский «Кукушка»

В.Шаинский «Облака»

С. Крупа - Шушарина «Мыльные пузыри»

А. Кудряшов «Игрушки»

А. Кудряшов «Веселый фломастер»

А. Лепин «Я играю на пианино»

Учебно-тематический план 3, 4 года обучения

  1. Певческие установки.

Теория и практика:

Закрепление пройденного материала.

Визуальный и внутренний контроль за соблюдением правильных вокальных установок.

  1. Работа над звуком.

Теория и практика:

Закрепление различных штрихов, видов вокального туше.

Техники нефорсированного форте и опертого пиано.

Принципы портаменто и глиссандо.

Работа над кантиленой.

Филирование звука.

  1. Работа над дыханием.

Теория и практика:

Закрепление дыхательных навыков на мышечном уровне.

Глубина и скорость вдоха в зависимости от типа вокального туше.

Дыхание при стаккато.

Упражнения для развития реберно-диафрагмального дыхания усложненные с

подключением мышц брюшного пресса.

  1. Певческий диапазон.

Теория и практика:

Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие головного и

грудного регистров.

Тембральное выравнивание певческого диапазона.

Работа над соединением грудного и головного регистров.

Поддержка мышцами брюшного пресса переходных нот от головного к грудному

регистру.

  1. Принципы артикуляции речи и пения.

Теория и практика:

Гласные и согласные в пении.

Протяжные гласные и четкие согласные.

Правильное произношение.

Упражнения, способствующие правильной артикуляции.

Разбор и устранение дикционных недостатков.

При необходимости - консультация логопеда.

Положение гортани и работа артикуляционного аппарата при различных видах

вокального туше и звуковедения.

  1. Работа над исполняемым произведением

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления.

Осмысление содержания произведения. Анализ текста. Работа над словом.

Точное построение фразы и использование различных нюансов голосоведения.

Художественный образ.

Принцип воплощения художественного образа с помощью необходимых,

исполнительских приемов.

Анализ текста музыкального произведения с точки зрения стиля и жанра.

Разбор музыкального текста с точки зрения драматургии.

Изучение примеров ярких интерпретаций, необычных прочтений. Творческий поиск. Развитие памяти, пение наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке или прослушивании.

В течение 3 года обучения учащийся должен проработать:

2-3 народные песни, 8-10 разноплановых произведений.

В конце года контрольный урок: исполняют 2 произведения.

В течение 4 выпускного года учащийся должен пройти: 1-2 романса, 2-3 народных песни, 2-3 разноплановых произведения.

На дифференцированном зачете в выпускном классе учащиеся исполняют 3 произведения:

Обработку народной песни или романс, 2 разнохарактерных произведения.

Примерный репертуарный план третьего и четвертого года обучения

3 год обучения

Сл. П. Синявского «Мой щенок»

А. Аренский «Комар один, задумавшись»

А. Аренский «Там вдали, за рекой»

А. Аренский «Расскажи, мотылек»

А. Флярковский «Что такое Родина?»

А. Фларковский «Какой чудесный я»

Е. Клыпина «Первоапрельская»

Е. Клыпина «Лисенок»

Е. Клыпина «Дружба»

Бойцов «От зари до заката»

Руск. н.п. обр. А. Луканина «Со вьюном я хожу»

Руск.н.п. обр. М. Балакирева «Хороводная»

Удмурская н.п. «Ты куда, дружок, ходил»

Ц. Кюи «Осень»

Л. Бетховен «Сурок»

С. Крыпа - Шушарина «Чайная песенка»

А. Кудряшов «Вовка с нашего двора»

Н. Глушкова «Снежинка»

Н. Глушкова «В поселок прилетел мороз»

В. Гергик «Вечерняя песня»

Е. Крылатов «Ласточка»

М. Глинка «Ты, соловушка, умолкни»

В. Шаинский «Чунга - чанга» из м.ф. «Катерок»

4 год обучения

Руск. н.п. «У зори-то, у зореньки» обр. А. Юрлова

Руск.н.п. «Ах ты, ноченька»

Руск.н.п. «Уж как пал туман»

Руск.н.п. «Как в лесу, лесу - лесочке»

Американская «В еселый мельник»

А. Аренский «Спи, дитя мое, усни»

П. Булахов «Солнце из тумана стало выходить»

Ц. Кюи «Зима»

С. Крупа - Шушарина «Лиловая песня»

А. Кудряшов «Веселые нотки»

Н.Глушкова «Колыбельная»

С. Соснина «Нотные бусинки»

С. Турлянский «День рождения»

А. Варламов «Красный сарафан»

Н. Римский - Корсаков «Тихо вечер догорает»

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы по учебному предмету «Сольное пение» является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,

ансамблевое исполнение);

• умений использовать выразительные средства для создания художественного

образа;

• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

• знаний основ музыкальной грамоты;

• знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном

искусстве;

• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

• навыков публичных выступлений;

• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-

просветительской деятельности образовательной организации.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Сольное пение» являются:

• текущий контроль успеваемости учащихся,

• промежуточная аттестация,

• итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-

либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной

дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию

домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки

выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

• отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

• качество выполнения домашних заданий;

• инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во

время домашней работы;

• темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и

степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Промежуточная аттестация проводится в форме контрольного урока раз в

полугодие. Участие в концертах приравнивается к выступлению на контрольном уроке. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную,

годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать

знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Итоговая аттестация по учебному предмету «Сольное пение» проводится в форме дифферинцированного зачета.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень

освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием

оценок учащегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать: формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой; наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента; степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 2

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

Данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Итогом обучения по программе является:

активное участие воспитанников в концертной деятельности,

участие в фестивалях и конкурсах разного уровня, в том числе российского и

международного;

Учащийся должен знать:

- музыкальную грамоту;

- разнообразные стили в музыке;

- правила работы над техническими трудностями, встречающимися в произведениях;

-музыкальные термины, встречающиеся в изучаемых произведениях.

Учащийся должен уметь:

- исполнять выученные вокализы, упражнения, музыкальные

произведения;

- передавать характер музыки;

- самостоятельно читать с листа;

- транспонировать;

- анализировать музыкальные формы, изучаемых произведений;

- различать разнообразные стили;

- самостоятельно разбирать новые музыкальные произведения.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и

ансамблевому исполнительству.

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в

изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к

учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:

• разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

• разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

• вариативность темпа освоения учебного материала;

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством собственного исполнения изучаемого произведения. Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика. Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в

каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана учащегося. На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и ансамблевого пения. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии. Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и вокально-технических навыков. Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).







VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

2.Дмитриев А. Голосовой аппарат певца.- Москва. Музгиз.1964.

3.Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.-Москва.Музгиз.1962.

4.Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

5.Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

6.Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой .Москва.ФИС,2000

7.Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.__







23


© 2010-2022