Эссе Я - учитель

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе «Я-учитель»


участника конкурса «Учитель года-2016»

учителя МБОУ Клюевской СОШ

Зерноградского района

Сторчака Анатолия Анатольевича




Учитесь, читайте, размышляйте и

извлекайте из всего самое полезное.
Пирогов Н. И.
Как правильно выбрать профессию? В литературе на этот счет есть много верных рекомендаций. Но иногда в жизни бывает наоборот - профессия выбирает человека. У меня именно так и получилось. И что из этого вышло - судите сами...
Работа в образовании - это моя судьба. Бог меня привел на этот жизненный путь, и Он же меня охраняет на этом пути . С детства я с большим уважением относился к учителям и воспитателям. Самые первые мои педагоги - воспитатель в детском саду Заплахова Людмила Яковлевна и первая учительница в начальной школе Беликова Любовь Ивановна - на всю жизнь остались для меня любимыми УЧИТЕЛЯМИ. Это теплое детское воспоминание навсегда сохранилось в моей душе. Видимо, именно эти две женщины и стали той самой первой причиной, которая побудила меня выбрать профессию педагога.

Для меня, как и для любого другого учителя, это очень сложно, потому что зачастую не всегда знаешь, что нас ожидает завтра, что нового, интересного и в то же время проблемного принесет новый день, месяц, год. Наука не стоит на месте, а вместе с ней должны двигаться педагоги-учителя. Если остановиться на какой-то момент, «погрузиться в сон», то я потеряю свою мобильность, компетентность, а главное, стану неинтересен детям! Не бывать этому!

В своей работе я стремлюсь идти в ногу с темпами развития общества, развивать у детей умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться ими применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Готовлю учеников к жизни, стараюсь воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.

Жизнь стремительно меняется, современная педагогика и методика вносят новые требования. Появляются все новые педагогические технологии. Ни один день учителя не похож на день вчерашний. Постоянный поиск чего - то нового, интересного. Школа это - то место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, порой даже безумному. Нужно всегда оставаться интересным для учеников, быть генератором идей, вечным двигателем. Быть учителем - это постоянно быть в поиске, какого - то интересного дела. Быть учителем - это торопиться жить! Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют быть молодым душой и никогда не уставать от идей.
Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных профессий. Учитель - это образ жизни! От того как он будет думать, жить, дышать, что говорить - зависит будущее его учеников. Учитель - это некий жизненный эталон. На него равняются ученики. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила. Традиционное стало не привлекательным, идеалы прошлого - кажутся смешными и наивными. Сегодня общество желает видеть в лице выпускников школ грамотных, трудолюбивых, самостоятельных, готовых к выполнению своего гражданского долга молодых людей. Оно предъявляет высокие требования к ним. И именно учитель должен указать им верный путь, помочь не свернуть с нужной дороги. Миропонимание и мировосприятие педагога, его активная жизненная позиция помогает ученику самоутвердиться, адаптироваться к новым условиям, оценить себя в обществе. На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания.
В своей педагогической деятельности учителю большое внимание приходится уделять именно вопросам социализации личности школьника, его адаптированности к современным условиям. Самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганда здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций, воспитание гражданских идеалов - вот наиболее важные направления в воспитании молодого поколения. Одним из ведущих методов социализации учащихся на сегодня, я считаю и успешно его применяю, системно-деятельностный подход. Использование в процессе обучения и воспитания данного педагогического метода дает возможность учащимся самосовершенствоваться, развивать свой внутренний мир, поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой. А самое важное, системно-деятельностный подход предоставляет учащимся самим оценить себя, включится в мир проблем, которые стоят перед нашим обществом, проявить независимость, самостоятельность, отстаивать собственную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности. Системно-деятельностный подход позволяет познать доброту в реальной жизни, воспитать в себе честность, милосердие и другие важные качества личности
Уверен, что настоящий учитель должен обладать высокой педагогической культурой. Эта характеристика его личности, отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с эффективным взаимодействием педагога с учениками. Педагогическое мастерство парализуется, если учитель лишен таких черт характера как любовь к детям, уважение их личного достоинства, добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка, спокойствие и целеустремленность.
Высокое педагогическое мастерство - это не только мой интеллектуальный багаж, но и мое миропонимание и мировосприятие. «Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир» - писал Лопе де Вега, и я хочу к этим словам добавить: умей понять и познать человека, тогда ты научишь его познавать и понимать мир. И я уверен, что позицию учителя определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика, поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности. На этих принципах я и пытаюсь строить свою систему работы как учитель.
Принципы своей работы я бы сформулировал как некий кодекс чести, даже если хотите, клятву! Ведь есть же клятва Гиппократа. Врачу доверяют тело, а учителю - мысли и душу… Поэтому самое первое, что должен сделать учитель - это посмотреть на самого себя со стороны, оценить свои поступки, поведение, взвесить свои знания и учиться, учиться и учиться! Учитель должен быть профессионалом, хорошо знающим свой предмет и способным заинтересовать им учащихся. Должен уметь доступно и понятно изложить необходимый материал. Для учеников, прежде всего, он наставник, активно воспринимающий все новое, передовое. Учитель - профессия творческая. Важно, чтобы на уроке ученик превратился из пассивного слушателя в активного преобразователя информации, поэтому свой урок заканчиваю вопросом не о том, что мы изучили сегодня, а о том, что узнали.
Нужно помнить, что любой ученик - индивидуален, в чем - то талантлив. Он - личность! Да, личностью не рождаются, личностью становятся! Так сделай из своего ученика личность! Учи так, чтобы ученику было интересно. Веди урок так, чтобы ученики не шли на урок, а бежали. Учи так, чтобы ученики не смотрели на часы и не считали минуты до конца урока. Создай такую обстановку на уроке, чтобы учеба была не в тягость, не страшный труд и пытка ответом вызубренного без понимания текста, а свобода мысли, возможность себя реализовать. Создай ситуацию успеха для ученика, возможность дерзаний и творчества. Учи так, чтобы знания, которые он получил на твоем уроке, пригодились ему в будущем. Чтобы не стыдно было встретиться с ним, и не стыдно за того, кого ты воспитал!

Задача учителя не только дать знания учащимся, но и воспитать в них гражданственность, уважение к прошлому, привить нравственные принципы. Без содружества «учитель - ученик» этот процесс не будет полным. Одной из важнейших частей педагогики является теория обучения. «Нельзя воспитывать, - говорил Л.Н. Толстой, - не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Будучи убежденным в том, что в процессе получения образования человек накапливает опыт отношений к окружающему миру, к людям, я стараюсь всесторонне развивать личность учащегося через урочную и внеурочную деятельность. Понимая, что реализовать свой интеллектуальный творческий потенциал может только здоровая личность, особое внимание уделяю отбору и внедрению здоровьесберегающих технологий.

Считаю, что педагогический процесс есть целенаправленное, содержательно оформленное взаимодействие учителя и ученика, опирающийся на законы воспитания, творчество педагога и динамику возрастного изменения детей, я стараюсь как можно ответственнее подходить к подготовке уроков, обязательно учитывая как психологические особенности учащихся, так и возрастные. Как педагога, меня волнует проблема соотношения обучения и развития детей на моих уроках. Поэтому совершенствование педагогического процесса, повышение его эффективности должно быть постоянным. Я считаю необходимыми условиями этого процесса, выявление тех условий и форм обучения, которые бы сделали мой урок развивающим, интересным.
Урок, который ждут мои ученики!

Сейчас, находясь в роли педагога уже немало лет, я стал понимать, что быть по-настоящему хорошим педагогом очень сложно. Но тем не менее, я за всю жизнь работы с детьми ни разу не пожалел о том, что стал именно учителем. Я согласен с тем, что дети дарят радость людям, ведь это так прекрасно видеть улыбку на лице ученика, который усвоил тему урока и решил сложный пример. А ещё очень приятно, когда дети идут к тебе за советом, значит, им важно мнение педагога, что не может не радовать. Поэтому, по-моему мнению, учитель, несомненно, должен быть очень общителен, добр по отношению к детям. Человек, который решил посвятить себя ученикам должен уметь найти индивидуальный подход к каждому ребёнку! С каждым годом моя любовь к учительству растёт, ведь с каждым годом учеников, которым я дал знания, становится больше. Детям, которые обучаются в моих классах, я стараюсь передать все свои знания, объяснить им, какую роль играют в жизни такие вещи, как дружба, красота, истина.
Для того, чтобы быть хорошим учителем, недостаточно получить хорошее образование или прочитать много книг, необходимо болеть за учеников всей душой, за каждого из них… Радоваться самому маленькому успеху, переживать из-за не решенной задачи… Да мало ли в жизни чего бывает… Учитель должен быть таким, чтобы учащиеся шли к нему после окончания школы, делились проблемами, переживаниями, вспоминали в минуты радости. А еще лучше, если хоть небольшая часть твоих выпускников пойдет по твоим стопам. Вот оно настоящее счастье. Значит, я вложил в свою работу всю душу, весь свой талант. Ведь малышей невозможно обмануть, они чувствуют душой…
Конечно, современные требования очень многого требуют от учителя ХХI века, это и множество бумаг (не всегда оправданных), и несомненное умение работать на компьютере, нахождение материала в сети Интернет, и работа с интерактивным оборудованием, да мало ли что еще… Но все-таки главным всегда в нашей профессии останется Учитель, его любовь к детям, его знания и умения передать свои знания следующим поколениям, для того, чтобы не оборвалась хрупкая нить, связывающая прошлое, настоящее и будущее.
Я убежден в том, что Учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.
Хочется сказать вслед за Ш.Амонашвили: "Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в первую очередь, в их душах и сердцах…"

© 2010-2022