- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа кружковой работы Интайм (журналистика)
Рабочая программа кружковой работы Интайм (журналистика)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новак В.Е. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
НИЖНЕГОРСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №3
НИЖНЕГОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ
РЕСПУБЛИКА КРЫМ
Рассмотрено
зам. дир. по ВР
___________________ Хмыз Ю.В.
«________»_________2014 год
Согласовано
зам. дир. по УВР
___________________ Иванцова Н.В.
«________»_________2014 год
Утверждаю
директор ОУ
___________________ Пацай С.С.
«________»_________2014 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ
«ИНТАЙМ»
Составитель:
Новак Виктория Евменовна
учитель русского языка и литературы
п. Нижнегорский
Пояснительная записка
Цель общего среднего образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.
Модель современного ученика отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе школьник должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.
Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса.
Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением работы кружка.
Даная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Занимаясь в кружке «Интайм» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.
Значительное место в программе занимают разделы " Этика", "Эстетика", без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.
Обучение строится на творчестве - сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми).
Занятия в кружке «Интайм» предполагают не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию.
Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:
-
владение теорией газетных и телевизионных жанров;
-
умение грамотно изложить информацию;
-
умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;
-
умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;
-
умение вести беседу;
-
умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;
-
умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.
Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Актуальность данной программы заключена в том, что качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:
-
личностные (знания, умения и навыки самосовершенствования);
-
коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);
-
информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);
-
ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);
-
социально-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);
-
учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);
-
общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Формы занятия, предусмотренные программой:
-
свободная творческая дискуссия;
-
ролевые игры;
-
выполнение творческих заданий;
-
активные методы формирования системы общения;
-
практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.
Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.
Задачи программы.
Развивающие:
-
развитие образного и логического мышления;
-
развитие творческих способностей подростков;
-
развитие умения устного и письменного выступления.
-
творческих качеств личности;
-
развитие креативного мышления.
Обучающие:
-
формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;
-
овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
-
формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;
-
формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
-
развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;
-
формирование умения самовоспитания и самообразования;
-
создание условий для самореализации;
-
создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у школьников потребность в самосовершенствовании.
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Методы и приемы:
-
словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
-
наглядные;
-
анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
-
практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);
-
проблемный;
-
диалоговый;
-
игровой;
Организационно-методические особенности занятий.
Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу сочетается с изучением теории.
Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.
Формы контроля разнообразны:
-
самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
-
семинары-практикумы по изученной теме;
-
творческие конкурсы;
-
публикации.
Программой предусмотрен конкурс творческих работ и публикации в прессе.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.
Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.
Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.
Кружок «Интайм» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.
Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.
Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.
Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИНТАЙМ»
№ п/п.
Содержание учебного материала
Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы кружка «Интайм». Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями. Решение организационных вопросов.
Теория и практика журналистской деятельности.
Знакомство с основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста. Рассмотреть «подводные камни» мира редакции. Формирование представлений о профессии журналиста. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения.
Особенности и трудности профессии журналиста. Нравственные позиции. Соблюдение правил этики поведения.
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Разъяснить основные права и обязанности журналистов. Журналист как сторонний наблюдатель. Выяснить, кто является официальным лицом и как с ними работать.
Практическое занятие №1. Круглый стол: «Диалог с веком». Обзор прессы. Знакомство с материалами периодической печати.
Анализ материалов периодической печати. Обзор газет. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса. Нравственные вопросы в прессе. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.
История журналистики, ее специфика, роль в обществе.
Возникновение журналистики в Украине. История развития украинской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в Украине. Корифеи украинской журналистики. Развитие западной и украинской журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.
Виды СМИ. Аудиовизуальные СМИ.
Дать понятие о СМИ. Рассмотреть их типологию. Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Свобода слова в СМИ. Интернет-СМИ и его особенности.
Радиовещание в системе СМИ.
Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Особенность учета фактора времени на радио, сиюминутность подачи информации. Психологическое влияние радиовещания на людей.
Телевещание в системе СМИ.
Телевидение как разновидность средств массовой информации. Характеристика его функций. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики. Особенность учета фактора времени на телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.
Риторика.
Искусство общения. Развитие риторических умений как основа успешной деятельности современного журналиста. Умение грамотно и четко выражать свои мысли в разговоре.
Практическое занятие №2. Ролевая игра: «Пресс-конференция со звездой кино/телесериалов».
Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.
Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста.
Сущность слова. Слово и понятия. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в журналистских текстах. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Редактирование текстов.
Текст как продукт журналистского творчества.
Достоверность, краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.
Практическое занятие №3. Написание газетных материалов для публикации в местной прессе.
Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.
Психологические и этические аспекты работы журналиста.
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики.
Образ журналиста современности.
Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др. Богатый литературный язык.
Практическое занятие №4. Коммуникативный тренинг: «Журналист и аудитория: секреты обратной связи».
Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист. Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле.
Литературное редактирование.
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
Практическое занятие №5. Публицистический стиль литературного языка.
Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).
Содержание и форма газеты.
Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.
Задачи оформления газеты.
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Варианты подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).
Лицо газеты.
Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз.
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).
Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные тре-бования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заголовков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. Призыв. Эпиграф. Переносы заголовков.
Практическое занятие №6. Работа над созданием школьной тематической газеты.
Практическое применение теоретическим знаниям. Содержание газеты. Эстетическое оформление. Подбор заголовка, иллюстраций. Цветовая гамма.
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).
Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности вариации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.
Иллюстрации в газете.
Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерьер и экстерьер. Карикатура. Юмористический рисунок. Плакат. Монтаж.
Практическое занятие №7. Подготовка текстовых и иллюстративных материалов для публикации в местной газете «Нижнегорье».
Выбор варианта подачи материала. Подбор заголовка газеты, создание текстового материала, использование служебных деталей.
Способы объединения материалов в газете.
Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.
Технологическая схема производства газеты.
Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. Компьютерный способ. Использование возможностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.
Основы макетирования газеты.
Предварительные расчеты. Составление графического макета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.
Верстка газеты.
Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная.
Уроки составления бизнес-плана газеты.
Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.
Маркетинг газеты.
Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.
Практическое занятие №8. Выпуск школьной целевой газеты.
Практическое применение теоретическим знаниям. Содержание газеты. Эстетическое оформление. Подбор заголовка, иллюстраций. Цветовая гамма.
Основы газетного дела.
Повторение теоретического материала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Грабельников А. Работа журналиста в прессе. - М., 2008.
-
Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. - СПб., 2000.
-
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007.
-
Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - К., 2004.
-
Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. Харьков , 2000.
-
Приказ МОН Украины №1/11 - 3839 от 12.07.2005. news.onu.edu.ua/rus/news/single/107
-
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М., 2002.
-
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2009.
-
Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. - М., 2005.
-
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. Профессионализм и этика. - М., 2002.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(1 час в неделю)
Номер
урока
Запланир.
дата
Дата
проведения
Содержание учебного материала
Повторение
04.09
Вводное занятие.
11.09
Теория и практика журналистской деятельности.
18.09
Особенности и трудности профессии журналиста. Нравственные позиции. Соблюдение правил этики поведения.
25.09
Практическое занятие №1. Круглый стол: «Диалог с веком». Обзор прессы. Знакомство с материалами периодической печати.
02.10
История журналистики, ее специфика, роль в обществе.
09.10
Виды СМИ. Аудиовизуальные СМИ.
16.10
Радиовещание в системе СМИ.
23.10
Телевещание в системе СМИ.
06.11
Риторика.
13.11
Практическое занятие №2. Ролевая игра: «Пресс-конференция со звездой кино/телесериалов».
20.11
Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста.
27.11
Текст как продукт журналистского творчества.
04.12
Практическое занятие №3. Написание газетных материалов для публикации в местной прессе.
11.12
Психологические и этические аспекты работы журналиста.
18.12
Образ журналиста современности.
25.12
Практическое занятие №4. Коммуникативный тренинг: «Журналист и аудитория: секреты обратной связи». Итоговый урок.
Литературное редактирование.
Практическое занятие №5. Публицистический стиль литературного языка.
Содержание и форма газеты.
Задачи оформления газеты.
Лицо газеты.
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).
Практическое занятие №6. Работа над созданием школьной тематической газеты.
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).
Иллюстрации в газете.
Практическое занятие №7. Подготовка текстовых и иллюстративных материалов для публикации в местной газете «Нижнегорье».
Способы объединения материалов в газете.
Технологическая схема производства газеты.
Основы макетирования газеты.
Верстка газеты.
Уроки составления бизнес-плана газеты.
Маркетинг газеты.
Практическое занятие №8. Выпуск школьной целевой газеты.
Основы газетного дела. Итоговый урок.