Рабочая программа кружковой работы Интайм (журналистика)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НИЖНЕГОРСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №3

НИЖНЕГОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ

РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Рассмотрено

зам. дир. по ВР

___________________ Хмыз Ю.В.

«________»_________2014 год

Согласовано

зам. дир. по УВР

___________________ Иванцова Н.В.

«________»_________2014 год

Утверждаю

директор ОУ

___________________ Пацай С.С.

«________»_________2014 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ

«ИНТАЙМ»


Составитель:

Новак Виктория Евменовна

учитель русского языка и литературы

п. Нижнегорский

Пояснительная записка

Цель общего среднего образования - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, профессионала в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствованию.

Модель современного ученика отличается от прошлых социальных заказов тем, что за время обучения в школе школьник должен приобрести не только знания, но и умения и навыки самосовершенствования. Составляющие процесса самосовершенствования - самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация.

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса.

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направлением работы кружка.

Даная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Занимаясь в кружке «Интайм» обучающиеся смогут изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Работа над выпусками школьной газеты предполагает непосредственное участие школьников в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зрения личного восприятия.

Значительное место в программе занимают разделы " Этика", "Эстетика", без которых невозможно постичь культурные традиции и освоить искусство слова. На занятиях обучающиеся овладевают формами и жанрами устной и письменной речи, накапливают лексический запас слов.

Обучение строится на творчестве - сотворчестве знаний и умений. Для выполнения поставленных задач предусмотрены теоретические и практические занятия (лекции, беседы, дискуссии, творческие задания, творческие лаборатории, пресс-конференции, встречи с интересными людьми).

Занятия в кружке «Интайм» предполагают не только эстетический рост и повышение творческих возможностей, но и самореализацию.

Программа направлена на выработку у учащихся основных умений:

  • владение теорией газетных и телевизионных жанров;

  • умение грамотно изложить информацию;

  • умение видеть в произведениях искусства авторское отношение к героям и событиям;

  • умение оценивать поступки людей в заметках, очерках, репортажах, интервью, с точки зрения этики и эстетики;

  • умение вести беседу;

  • умение определять жанровую природу газетного материала, его структуру, функции языковых средств и деталей;

  • умение самостоятельно анализировать и рецензировать произведения искусства.

Новизна программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Актуальность данной программы заключена в том, что качественное профильное обучение возможно только при комплексном методическом подходе, который способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

  • личностные (знания, умения и навыки самосовершенствования);

  • коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимодействие и сотрудничество);

  • информационные (поиск, обработка, отбор, использование, распространение информации);

  • ценностно-смысловые (воспитание нравственности, формирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

  • социально-трудовые (профориентация, активная гражданская и социальная деятельность);

  • учебно-познавательные (логика, критическое и креативное мышление, планирование);

  • общекультурные (осведомленность в национальной и общечеловеческой культуре).

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Формы занятия, предусмотренные программой:

  • свободная творческая дискуссия;

  • ролевые игры;

  • выполнение творческих заданий;

  • активные методы формирования системы общения;

  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

Цель программы: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества.

Задачи программы.

Развивающие:

  • развитие образного и логического мышления;

  • развитие творческих способностей подростков;

  • развитие умения устного и письменного выступления.

  • творческих качеств личности;

  • развитие креативного мышления.

Обучающие:

  • формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

  • овладение основными навыками журналистского мастерства.

Воспитывающие:

  • формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства;

  • формирование нравственных основ личности будущего журналиста.

  • развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

  • формирование умения самовоспитания и самообразования;

  • создание условий для самореализации;

  • создание воспитательно-образовательной среды, формирующей у школьников потребность в самосовершенствовании.

Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, пресс-конференциях, творческих конкурсах.

Методы и приемы:

  • словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);

  • наглядные;

  • анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;

  • практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);

  • проблемный;

  • диалоговый;

  • игровой;

Организационно-методические особенности занятий.

Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу сочетается с изучением теории.

Дифференциация и индивидуализация обучения основаны на предоставлении личности вариантов деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования; на определении эффективных индивидуальных стилей и методов учебной деятельности, соответствующих структуре личности каждого ученика.

Формы контроля разнообразны:

  • самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;

  • семинары-практикумы по изученной теме;

  • творческие конкурсы;

  • публикации.

Программой предусмотрен конкурс творческих работ и публикации в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Программа предполагает изучение основ журналистского творчества, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития интереса к различным видам газетного дела: журналистике, редактированию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Кружок «Интайм» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.

Программа модифицирована, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, мировая художественная культура, обществознание, информатика, право, экономика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты.

Предполагаются экскурсии в редакции городских газет, типографии, встречи с журналистами.

Группа формируется из разновозрастных детей на добровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ИНТАЙМ»

№ п/п.

Содержание учебного материала

Вводное занятие.

Ознакомление с планом работы кружка «Интайм». Инструктаж по ТБ и ПБ. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями. Решение организационных вопросов.

    Теория и практика журналистской деятельности.

    Знакомство с основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста. Рассмотреть «подводные камни» мира редакции. Формирование представлений о профессии журналиста. Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения.

      Особенности и трудности профессии журналиста. Нравственные позиции. Соблюдение правил этики поведения.

      Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Разъяснить основные права и обязанности журналистов. Журналист как сторонний наблюдатель. Выяснить, кто является официальным лицом и как с ними работать.

        Практическое занятие №1. Круглый стол: «Диалог с веком». Обзор прессы. Знакомство с материалами периодической печати.

        Анализ материалов периодической печати. Обзор газет. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса. Нравственные вопросы в прессе. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру.

          История журналистики, ее специфика, роль в обществе.

          Возникновение журналистики в Украине. История развития украинской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в Украине. Корифеи украинской журналистики. Развитие западной и украинской журналистики на современном этапе. Перспективы развития журналистики XXI века.

            Виды СМИ. Аудиовизуальные СМИ.

            Дать понятие о СМИ. Рассмотреть их типологию. Назначение всех средств массовой информации - удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Свобода слова в СМИ. Интернет-СМИ и его особенности.

              Радиовещание в системе СМИ.

              Радиовещание в системе современных каналов коммуникации. Особенность учета фактора времени на радио, сиюминутность подачи информации. Психологическое влияние радиовещания на людей.

                Телевещание в системе СМИ.

                Телевидение как разновидность средств массовой информации. Характеристика его функций. История и тенденции развития телевидения и тележурналистики. Особенность учета фактора времени на телевидении, сиюминутность преподнесения информации. Сочетание записи и прямого эфира. Главенство фактора изображения на телевидении, возможность воздействия на зрителя с помощью цвета, формы и звука.

                  Риторика.

                  Искусство общения. Развитие риторических умений как основа успешной деятельности современного журналиста. Умение грамотно и четко выражать свои мысли в разговоре.

                    Практическое занятие №2. Ролевая игра: «Пресс-конференция со звездой кино/телесериалов».

                    Отработка навыка конструирования вопросов, развитие ассоциативного, логического мышления (отбор, сопоставление, обобщение), умение строить отношения с другими людьми. Определение собственной позиции по отношению к окружающей реальности. Индивидуальная и групповая работа.

                      Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста.

                      Сущность слова. Слово и понятия. Многозначность слова. Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы. Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг. Стилистические пласты лексики. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц в журналистских текстах. Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение. Редактирование текстов.

                        Текст как продукт журналистского творчества.

                        Достоверность, краткость, ясность. Правильное построение текста, отсутствие орфографических, лексических, пунктуационных и стилистических ошибок. Проверка источника и ссылка на него. Авторство. Подпись иллюстраций и фотографий.

                          Практическое занятие №3. Написание газетных материалов для публикации в местной прессе.

                          Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра.

                            Психологические и этические аспекты работы журналиста.

                            Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики.

                              Образ журналиста современности.

                              Журналист как представитель определенного слоя общества. Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе. Требования к журналисту: компетентность, объективность, соблюдение профессиональных этических норм, глубокие знания в области литературы, философии и др. Богатый литературный язык.

                                Практическое занятие №4. Коммуникативный тренинг: «Журналист и аудитория: секреты обратной связи».

                                Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист. Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле.


                                  Литературное редактирование.

                                  Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

                                    Практическое занятие №5. Публицистический стиль литературного языка.

                                    Анализ выразительных средств языка публицистических произведений (выделение в тексте, определение их роли).

                                      Содержание и форма газеты.

                                      Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газет­ная полоса, газетная страница.

                                        Задачи оформления газеты.

                                        Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Варианты подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номе­ра, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделитель­ные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

                                          Лицо газеты.

                                          Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз.

                                            Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).

                                            Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные тре-бования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заго­ловков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. При­зыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

                                              Практическое занятие №6. Работа над созданием школьной тематической газеты.

                                              Практическое применение теоретическим знаниям. Содержание газеты. Эстетическое оформление. Подбор заголовка, иллюстраций. Цветовая гамма.

                                                Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).

                                                Абзац. Фразы. Пробельный материал. Возможности ва­риации шрифтов. Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. Гладкий, компактный наборы. Оттеночный, декоративный шрифты. «Игра шрифтов». Емкость шрифта. Контраст. Применение орнаментов и инициалов. Набор в рамке.

                                                  Иллюстрации в газете.

                                                  Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерь­ер и экстерьер. Карикатура. Юмористический рисунок. Плакат. Монтаж.

                                                    Практическое занятие №7. Подготовка текстовых и иллюстративных материалов для публикации в местной газете «Нижнегорье».

                                                    Выбор варианта подачи материала. Подбор заголовка газеты, создание текстового материала, использование служебных деталей.

                                                      Способы объединения материалов в газете.

                                                      Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал.

                                                        Технологическая схема производства газеты.

                                                        Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Но­вые способы печати. Компьютерный способ. Использование воз­можностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

                                                          Основы макетирования газеты.

                                                          Предварительные расчеты. Составление графического ма­кета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.

                                                            Верстка газеты.

                                                            Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметрич­ная.

                                                              Уроки составления бизнес-плана газеты.

                                                              Что такое бизнес-план? Подразделы БП. Анализ рынка. Точки риска и проблемы. Финансовый план. Расчет доходов. Определение величины запасов. Как сосчитать расходы.

                                                                Маркетинг газеты.

                                                                Калькуляция выпуска и тиража газеты. Реклама, ее виды и воз­можности использования в газете.

                                                                  Практическое занятие №8. Выпуск школьной целевой газеты.

                                                                  Практическое применение теоретическим знаниям. Содержание газеты. Эстетическое оформление. Подбор заголовка, иллюстраций. Цветовая гамма.

                                                                    Основы газетного дела.

                                                                    Повторение теоретического материала.

                                                                    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


                                                                    1. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. - М., 2008.

                                                                    2. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. - СПб., 2000.

                                                                    3. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2007.

                                                                    4. Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. - К., 2004.

                                                                    5. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. Харьков , 2000.

                                                                    6. Приказ МОН Украины №1/11 - 3839 от 12.07.2005. news.onu.edu.ua/rus/news/single/107

                                                                    7. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. - М., 2002.

                                                                    8. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2009.

                                                                    9. Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. - М., 2005.

                                                                    10. Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики. Профессионализм и этика. - М., 2002.

                                                                    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                    (1 час в неделю)

                                                                    Номер

                                                                    урока

                                                                    Запланир.

                                                                    дата

                                                                    Дата

                                                                    проведения

                                                                    Содержание учебного материала

                                                                    Повторение

                                                                    04.09

                                                                    Вводное занятие.


                                                                      11.09

                                                                      Теория и практика журналистской деятельности.


                                                                        18.09

                                                                        Особенности и трудности профессии журналиста. Нравственные позиции. Соблюдение правил этики поведения.


                                                                          25.09

                                                                          Практическое занятие №1. Круглый стол: «Диалог с веком». Обзор прессы. Знакомство с материалами периодической печати.


                                                                            02.10

                                                                            История журналистики, ее специфика, роль в обществе.


                                                                              09.10

                                                                              Виды СМИ. Аудиовизуальные СМИ.


                                                                                16.10

                                                                                Радиовещание в системе СМИ.


                                                                                  23.10

                                                                                  Телевещание в системе СМИ.


                                                                                    06.11

                                                                                    Риторика.


                                                                                      13.11

                                                                                      Практическое занятие №2. Ролевая игра: «Пресс-конференция со звездой кино/телесериалов».


                                                                                        20.11

                                                                                        Мастерство журналиста: работа со словом. Особенности журналистского текста.


                                                                                          27.11

                                                                                          Текст как продукт журналистского творчества.


                                                                                            04.12

                                                                                            Практическое занятие №3. Написание газетных материалов для публикации в местной прессе.


                                                                                            11.12

                                                                                            Психологические и этические аспекты работы журналиста.


                                                                                            18.12

                                                                                            Образ журналиста современности.


                                                                                            25.12

                                                                                            Практическое занятие №4. Коммуникативный тренинг: «Журналист и аудитория: секреты обратной связи». Итоговый урок.


                                                                                            Литературное редактирование.


                                                                                            Практическое занятие №5. Публицистический стиль литературного языка.


                                                                                            Содержание и форма газеты.


                                                                                            Задачи оформления газеты.


                                                                                            Лицо газеты.


                                                                                            Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила).


                                                                                            Практическое занятие №6. Работа над созданием школьной тематической газеты.


                                                                                            Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые).


                                                                                            Иллюстрации в газете.


                                                                                            Практическое занятие №7. Подготовка текстовых и иллюстративных материалов для публикации в местной газете «Нижнегорье».


                                                                                            Способы объединения материалов в газете.


                                                                                            Технологическая схема производства газеты.


                                                                                            Основы макетирования газеты.


                                                                                            Верстка газеты.


                                                                                            Уроки составления бизнес-плана газеты.


                                                                                            Маркетинг газеты.


                                                                                            Практическое занятие №8. Выпуск школьной целевой газеты.


                                                                                            Основы газетного дела. Итоговый урок.


                                                                                            © 2010-2022