ОУД. 12 специальность ТО и ремонт автотранспорта

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский политехнический колледж»

Кафедра «Естественнонаучные и математические дисциплины»





УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

______________ Л.В. Башукова

Приказ № _____ от «_____»___________ 2015 г.






Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД.12 Экологические основы природопльзования








Нижневартовск

2015

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России от 07 июня 2012г., рег. № 24480), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-59).

Разработчик _______________ А.Н. Джанаева, преподаватель

(подпись)

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Естественнонаучные и математические дисциплины», протокол от « 2 » июня 2015 г. № 10

Зав. кафедрой _______________ А.Н. Джанаева

(подпись)

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол № 3 от 4 июня 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14















  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, входящей в состав укрупненной группы специальностей 23.00.00 ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА.

  1. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина входит в общеобразовательный учебный цикл.


  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины

Предметные результаты освоения ориентированы на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Изучение предметной области «Естественные науки» должны обеспечить:

- сформированность основ целостной научной картины мира;

- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

- формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных
наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую
среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы
деятельности человека;

- создание условий для развития навыков учебной, проектно-
исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся
к саморазвитию;

- сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на
достоверность и обобщать научную информацию;

- сформированность навыков безопасной работы во время проектно
исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования.

Требования к предметным результатам освоения базового курса дисциплины Экологические основы природопользования должны отражать:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго - и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Метапредметные результаты ориентированы на освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в познавательной и социальной практике, овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Метапредметные результаты должны отражать:

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Требования к личностным результатам включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в политкультурном обществе.

Личностные результаты обучающихся в полном соответствии с требованиями ФГОС СОО не подлежат итоговой оценке.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента 51 час, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 34 часа;

- самостоятельной работы студента 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

1

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

17

17

в том числе:




практические занятия

8

4

4

Самостоятельная работа студента (всего)

17

8

9

в том числе индивидуальный проект (внеаудиторная самостоятельная работа)

30



Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


-

Д/З








2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов



Тип занятия


Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

6


1 семестр





Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы



17


Тема1.1. Использование и охрана атмосферы и водных ресурсов


Воздействие деятельности человека на газовый состав атмосферы. Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения.

Глава 1,2,3

Т



4


2

Тема1.2. Использование и охрана недр и земельных ресурсов

Использование недр человеком. Рациональное использование и охрана недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Хозяйственное значение почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии.

Глава 4,5

Т

5



2


Тема 1.3.Рациональное использование и охрана флоры и фауны



к.т. 1

Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. Рациональное значение лесов. Охрана растительности лугов и пастбищ. Воздействие человека на животных. Охрана редких и вымирающих видов.

Практическая работа № 1:Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

Глава 6,7

Т

4

2


ПЗ

4

Самостоятельные работы студентов:

- влияние звуков на человека (сообщение);

- питание и здоровье человека (сообщение);

- ландшафт как фактор здоровья (сообщение).



8


Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа



13



4



8


2 семестр





Раздел 2.

Правовые и социальные вопросы природопользования



17


Тема 2.1. Международное сотрудничество в области рационального природопользования

к.т. № 2


История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы.

Практическая работа № 2: Мониторинг качества и степени загрязнения лесов

Глава 9,10

Т

3

2


ПЗ

2

Тема 2.2. От экологического кризиса к устойчивому развитию, мониторинг - один из способов сохранения экологического равновесия

Экологические кризисы и экологические катастрофы. Принципы и правила охраны природы. Мониторинг.

Глава 1

Т

2

2

Тема 2.3. Экология. Региональный компонент

к.т. № 3

Влияние нефтедобычи на экологическую обстановку в местах проживания коренного населения Нижневартовского района. Традиционное природопользование, культура, мировоззрение народов ханты и манси. Национальная политика и экология. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды в ХМАО.

Практическая работа № 3: Мониторинг качества и степени загрязнения нефтью и нефтепродуктами почвы Нижневартовского района

Глава 1,10

Т

6

2


ПЗ



2

Самостоятельные работы студентов:

- проблемы адаптации человека к окружающей среде (сообщение);

- изучение экологии лесов ХМАО-Югры (реферат);

- влияние промышленного комплекса на экологию ХМАО-Югры (реферат).



9


Итого по разделу: лекций

лабораторных занятий

практических занятий

контрольных работ

внеаудиторная самостоятельная работа



11



4



9


Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет



2


Тематика индивидуального проекта:

- международные природоохранные организации;

- современные способы нефтепереработки, влияние нефтедобычи на окружающую среду;

- современное нефтехимическое производство и его влияние на организм человека.


Самостоятельная работа студентов над индивидуальным проектом: реферат, сообщение, презентация



30


Всего



51


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- классная доска;

- настенные таблицы.

3.2. Информационное обеспечение обучения:

- плакаты-конспекты по экологическим основам природопользования;

- видеофильмы.

Основные источники:

1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2012

2. Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. - М.; Академия, 2011 г.

3. Рянский Ф.Н. Социальная и этническая экология: региональный компонент ФГУ ИПП «Тюмень» 2011 г.

4. Криксунов Е. А., Пасечник В.В. Экология.- М.: Дрофа, 2012

Дополнительные источники:

Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО "МДС", 2011

Интернет-ресурсы

  1. alleng.ru/d/geog/geo037.htm

  2. geo.1september.ru/

  3. school.edu.ru

  4. alleng.ru/edu/geogr.htm

  5. geo.1september.ru/urok/

  6. world.freeglobus.com/

  7. geo2000.nm.ru

  8. nature.worldstreasure.com/

  9. ru.wikipedia.org/wiki Свободная энциклопедия Википедия

3.3 Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами и профессиональными модулями: химия, биология, охрана окружающей среды, география.

3.4. Применяемые технологии

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

Технологии развивающего обучения.

Элементы арт - технологии.

Технология информационно - коммуникативного обучения.

Модульной технологии.

3.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой студентов;

- методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

- методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности студентов нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Средства обучения:

учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Технологические карты

15

бумага

2.

Тесты

25

бумага

3.

Комплект для промежуточной аттестации

15

бумага

4.

Комплект для итоговой аттестации

15

бумага

5.

Электронное учебное пособие

1

бумага

6.

Учебная программа

1

бумага

электронный вариант

7.

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

8.

Методические указания по изучению курса

1

бумага

9.

Учебно-практическое пособие (опорный конспект, план-конспект лекций, информационно-справочное пособие учебного назначения)

25

бумага

10.

Тесты (входные, промежуточные, итоговые)

25

бумага

11.

Комплект установочных лекций

1

диск

12.

Рабочая тетрадь с примерами выполнения практических и самостоятельных заданий

45

бумага

13.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

15

бумага

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761 н.г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел/тема

Результаты обучения (предметные и метапредметные результаты)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала

Раздел 1.

Особенности взаимодействия общества и природы

Предметные результаты:

- сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек-общество-природа»;

- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

- владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

- владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго - и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

- готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

1.Скорость.

2.Точность.

3.Знание терминов.

4.Знание основных биологических законов.

5.Знание методов решения генетических задач.


Практические работы, самостоятельная работа, тематический контроль


Текущий само и взаимо контроль; педагогический: текущий, промежуточный, обобщающий, итоговый контроль

1

критериальный

бальная

Инструкции по выполнению практических работ. Задания к самостоятельным и контрольным работам

Раздел 2

Правовые и социальные вопросы природопользования

2,3

Система оценивания включает основные показатели оценки результатов обучения, сформулированные, как характеристики деятельности студентов соответствуют заявленным компетенциям.

Оценка результатов освоения программы происходит с использованием пятибалльной системы оценивания знаний.

Предъявить студенту результат обучения позволяют устная и письменная методика, с использованием входного, текущего, промежуточного и обобщающего контроля в виде тестовых и контрольных работ.

Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения студентов в начале обучения.

Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета:

  1. Дать определение понятию экология, охарактеризовать учение о биосфере.

  2. Привести примеры всех видов экологических факторов среды.

  3. Охарактеризовать типы экологических взаимодействий.

  4. В чем заключаются особенности пищевых и информационных связей человека?

  5. Описать историю развития экологических связей человечества.

  6. Перечислить социально-экологические особенности демографии человечества.

  7. Перечислить социально-географические особенности демографии человечества.

  8. Основные источники загрязнения атмосферы.

  9. Основные меры по защите атмосферы.

  10. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы.

  11. Основные источники загрязнения водных ресурсов.

  12. Основные меры по охране водных ресурсов.

  13. Правовая охрана и мониторинг водных ресурсов.

  14. Охрана природных комплексов при разработке недр.

  15. Государственный мониторинг геологической среды.

  16. Охрана редких и вымирающих видов флоры и фауны.

  17. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

  18. Роль международных организаций в охране природы.

  19. Экологические кризисы и катастрофы.

  20. Концепция устойчивого развития

  21. Влияние нефтедобычи на экологическую обстановку Нижневартовского района.



© 2010-2022