«Организация и реализация коллективных творческих дел»

Коллективные творческие дела (КТД) позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Большакова Светлана Виталиевна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»,

Коваленко Людмила Наумовна, учитель ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

«Организация и реализация коллективных творческих дел »

Коллективные творческие дела (КТД) позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение детского коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Более подробно хочу рассказать о своем опыте классного руководителя в организации КТД .

Команда моего класса стала победителем проводимого Компанией РУСАЛ межрегионального конкурса "100 классных проектов"-4.

Наш проект назывался «Доброе тепло», и заключался в помощи живущим в соседнем детском доме «Теремок» ребятишкам. Мы вязали для них теплые вещи, дарили на праздники и дни рождения подарки, сделанные своими руками; украсили их комнаты сделанными вместе с ними поделками. Сами вязали, вышивали, рисовали и учили малышей тому, что умеем сами. Старались стать для них старшими товарищами, братьями, сестрами.

Работа над организацией этого КТД складывалась из нескольких стадий:

Первая стадия - предварительная работа, которая предполагала составление модели, образа будущего КТД; осмысление воспитательных целей, задач. Таким образом, мне пришлось ответить на следующие вопросы:

  • Какова основная идея КТД?

  • В какой форме будет проходить КТД?

  • Кого привлечь к участию?

  • К кому обратиться за помощью?

  • Когда провести стартовую беседу?

В конце данной стадии я провела стартовую беседу. Ее суть заключалась в том, чтобы "зажечь" детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждалось: Где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД, в ходе которого нужно получить ответы на вопросы:

  • Что и для кого будем делать?

  • С кем вместе это будем делать?

  • Кто будет участником?

  • Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия, на которой осуществлялось планирование работы по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предварялось в жизнь все, что было задумано. Главное для меня на этом этапе стало создание психологического комфорта.

Пятая стадия - подведение итогов КТД. Подведению итогов предшествовал письменный опрос-анкета, содержащая вопросы на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.

Шестая стадия - последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях педагога непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.

Результаты коллективных творческих дел, организованных в нашей школе, доказывают, что КТД необходимы для воспитания современного человека и предполагают развитие таких качеств среди участников, как:

· компетентность - знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;

· активность - умение действовать энергично, напористо;

· инициативность - творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;

· общительность - открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;

· сообразительность - способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;

настойчивость - проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

самообладание- способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;

работоспособность - выносливость, способность вести напряженную работу.


© 2010-2022