- Преподавателю
- Другое
- Проявление доверия, толерантности, педагогической поддержки
Проявление доверия, толерантности, педагогической поддержки
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пояркова С.А. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ общеобразовательное учреждение
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
Доклад
Проявление доверия, толерантности, педагогической поддержки.
Подготовила: преподаватель профильных дисциплин
Пояркова Светлана Анатольевна
2015 год
Человек так же мало сотворен для того, чтобы принуждать, как и для того, чтобы повиноваться. Люди давно портятся от этих двух привычек: тут одурение, лицемерие, подхалимство, а там - наглость, ханжество и нигде нет истинного человеческого достоинства.
Конфуций.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы личность обучающегося, обеспечение комфортности, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.
Личностно-ориентированные - это технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и гуманистической направленностью содержания.
Это проявление нового педагогического мышления получило название «педагогики сотрудничества».
В основе сотрудничества лежат принципы стимулирования и направления педагогом познавательных и жизненных интересов обучающихся. Это предполагает понимание педагогом обучающегося, признание его прав на ошибку, личную ответственность педагога за свои суждения, оценки, рекомендации, требования и поступки.
«Педагогика сотрудничества» - это явление двухстороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, но нет учителя и без требований. Это две стороны педагогической медали, составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний, работающих учащихся.. «Есть немало и таких, которые учиться не хотят. Задача педагогов - включить каждого в активную учебную и учебно-производственную деятельность. И если есть разные ученики, значит должны быть и разные подходы. Т.О. педагогического сотрудничества подразумевает и требовательность, и высокую ответственность учащихся в их учебе-работе.
Руководящая роль преподавателя, мастера заключается в помощи обучающемуся, в поощрении и направлении его деятельности. Педагог растворяется в своих студентах и тем самым ведет их за собой, он не «над», а «рядом» с ними. Он вместе с обучающимися создает такие ситуации учебной деятельности, в которых они могут проявлять свою самостоятельности и инициативу широко и полно как личностные качества. Эти ситуации усиливают мотивацию, развивают познавательный интерес.
Методический аппарат сотрудничества.
Педагогическое сотрудничество - это целостная методическая система, характерными чертами которой является:
-
создание творческой атмосферы на каждом занятии; обеспечение уверенности обучающихся в собственных силах, в возможности самостоятельно достижения успеха; исключение методов принуждения к учению;
-
демократический, доброжелательный стиль учебных занятий, непринужденная атмосфера общения педагога и обучающегося, обучающихся между собой; создание условий для продвижения вперед «слабому» и ускоренного развития «сильных»; организация добровольной взаимопомощи «сильных» «слабым»;
-
создание на каждом занятии комфортных условий учебного процесса: обстановка радости успеха, снятие боязни провала, эмоциональная раскованность, поощрение инициативы и вопросов обучающихся к педагогу и друг к другу.
-
побуждение обучающихся к творческой познавательной деятельности;
-
объективность и справедливость оценки учебных успехов обучающихся.
Хотелось бы выделить три основных препятствия, мешающих обучающимся действовать согласно убеждению, например, применять знания, переходить от теории к практике:
-
Слабая личная заинтересованность обучающегося в информации;
-
Неглубокий уровень понимания информации,
-
Отсутствие коллективной мыслеречевой деятельности.
В связи с чем можно говорить о трех этапах педагогики сотрудничества:
-
Вызвать интерес аудитории к информации
-
Побудить аудиторию к размышлению над информацией
-
Соорганизовать аудиторию на обсуждение информации.
Важно подчеркнуть, что педагогика сотрудничества не имеет ничего общего с панибратством, сюсюканьем, развлечением. Это серьезная деятельность, требующая серьезного творческого подхода, педагогической, психологической, логической компетентности.
Первый этап педагогики сотрудничества - вызвать интерес к информации - означает создать атмосферу эмоционального восприятия информации для того, чтобы привлечь, сконцентрировать, сосредоточить внимание на информации и тем самым возбудить, поддержать, усилить и закрепить интерес при помощи психологических и логико-психологических приемов.
К психологическим приемам относятся:
-
Визуальные (использование наглядности, актуализации внешнего вида, обращения к примеру/образу).
-
Аудиальные (актуализация роли голоса в процессе изложения информации)
-
Шоковая терапия (создание неожиданного эффекта)
-
Релаксация (краткая выразительная презентация информации)
-
Стимулирование (уместное использование комплиментов, просьб, вежливых обращений и материального вознаграждения).
Второй этап педагогики сотрудничества - побудить аудиторию к размышлению над информацией - создание интеллектуальной атмосферы, обстановки, стимулирующей обучающихся самостоятельно думать, рассуждать по поводу получаемой информации здесь и сейчас, выражать к ней свое отношение. Этого можно добиться при помощи логических, логико психологических, психологических приемов.
К логическим приемам относятся способы мышление и изложения информации:
-
спиральный способ (многократное повторение одной и той же мысли, но каждый раз обогащаемой новым содержанием);
-
ступенчатый способ (движение мысли от общих положений к конкретным и наоборот);
-
контрастный способ (изложение информации путем сопоставления противоположных подходов, взглядов);
-
ассоциативный способ (изложение информации путем чередования логических положений с их образным осмыслением)
-
пунктирный способ (изложение информации путем разделения главной мысли на относительно независимые, равноправные части, и в итоге - сведение всех частей к одной главной мысли).
К логико-психологическим приемам относятся:
-
Вопросно-ответный ход рассуждения (активация «рабочего» состояния обучающегося при помощи вопросов на понимание и уточнение).
-
Аналогия (использование сходства между объектами в некотором отношении).
К психологическим приемам относятся:
-
похвала в ситуации успеха, активация размышления за счет внимания, откровенного одобрения педагогом обучающегося
Третий этап педагогики сотрудничества - соорганизовать аудиторию на обсуждение информации - создание атмосферы единения обучающихся для совместного размышления по поводу получаемой информации, использование словесных формул, способствующих единению, например:
«мы с Вами».
«у нас обязательно получится»
«давайте вместе подумаем» и т.д.
Сила коллективной мысли способствует эффективному усвоению информации, глубине понимания информации, учит жить в коллективе, уважительно относиться друг к другу.