• Преподавателю
  • Другое
  • КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «Наливай, выливай, наблюдай, сравнивай!»

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «Наливай, выливай, наблюдай, сравнивай!»

Пояснительная записка Развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы детей с отклонениями в развитии являются актуальной проблемой для педагогов-психологов так же, как и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения. Познание мира и окружающей среды детьми  с ОВЗ в большей степени связано с развитием действий рук и познанием окружающего мира через тактильные ощущения. Не случайно в истории развития человечества роль руки имеет особое з... Программа позволяет решить следующие задачи:     1.                 Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений: ·         учить рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы; ·                Формировать умение  работать с природным материалом для развития моторики (семена, бобы,  и т.д); ·          Формировать умение работать с водой - это дает эмоциональную разрядку, дети  знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города

Москвы центр психолого-педагогической реабилитации и

коррекции «Восточный»






Утверждено

на программно - методическом Совете

ГБОУ ЦППРиК "Восточный"

«___» ________________ 2012 г.





КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Наливай, выливай, наблюдай, сравнивай!»





Автор-составитель:

Педагог - психолог

II квалификационной

категории

Е.А. Георгиевская.







Москва 2012

Пояснительная записка

Развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы детей с отклонениями в развитии являются актуальной проблемой для педагогов- психологов так же, как и развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях интегрированного обучения.

Познание мира и окружающей среды детьми с ОВЗ в большей степени связано с развитием действий рук и познанием окружающего мира через тактильные ощущения. Не случайно в истории развития человечества роль руки имеет особое значение. Именно руки дали возможность развить путем жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Через руки ребенок получает свой первый опыт.

Тактильные ощущения, игра с водой, работа с материалами Монтессори. игра с передачей ощущений уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения.

Игра с водой - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку. Играя с водой, ребенок может сбросить отрицательные эмоции и получить положительный заряд энергии.

С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.

Играя с водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Эти игры помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, дают представление о таких важных понятиях, как «много-мало», «быстро-медленно». Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. И во всём этом им помогает вода. Все знания, которые дети получают во время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще.

Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Особенно это важно для самых маленьких детей.

И.М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

Дети с ОВЗ, приходящие на занятия в Центр не знают названий цветов, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют, не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать с пластилином. Дети с ОВЗ слабо владеют навыками самообслуживания : не умеют завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют вытирать стол после приема пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребенка с ОВЗ характерны замедленность и фрагментарность .Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребенком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это сделать. Это следствие задержки в развитии ребенка. Но всегда есть шанс на восстановление таких детей и адаптацию их к социальной среде.

В связи с этим ,овладение навыками работы с природным материалом в рамках коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками во многом зависит дальнейшее обучение детей с ОВЗ, их успеваемость по школьным предметам и социальная адаптация (востребованность и приспособленность в обществе) в целом.

Программа рассчитана на индивидуальную работу с ребёнком в присутствие мамы (законного представителя ребёнка). Работа с ребёнком начинается с упражнений с материалом Монтессори , природным материалом (фасоль, манка) и сменяется играми с водой.

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий, направленных на комплексное развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Цели программы:


  • Здоровьесбережение ребенка.

  • Развитие познавательных способностей.

  • Создание благоприятных условий для коррекционного обучения и воспитания ребенка с отклонениями в развитии с учетом его индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.

  • Развитие коммуникативных навыков и социальная адаптация ребенка.

  • Развитие мелкой моторики рук

Программа позволяет решить следующие задачи:

1. Развитие мелкой моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:

  • учить рисовать знакомые предметы, передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;

  • Формировать умение работать с природным материалом для развития моторики (семена, бобы, и т. д);

  • Формировать умение работать с водой - это дает эмоциональную разрядку, дети знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. Эти игры помогают развивать мелкую моторику,

2. Сенсорно-перцептивное развитие:

  • уточнять и развивать зрительное восприятие;

  • формировать и развивать пространственную ориентировку;

  • уточнять и совершенствовать представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение видеть эти признаки в реальных предметах;

  • формировать умение анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.

3. Развитие коммуникативных навыков:

  • создавать благоприятную среду, побуждающую ребенка к речевой активности;

  • формировать социальные контакты и развивать способность к совместным действиям;

  • вырабатывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;

  • создавать условия для развития творческих способностей и воображения;

  • достигать положительного результата в поведенческой сфере.

Организация игрового сеанса:

Игровой сеанс проходит в индивидуальном порядке с участием законного представителя ребёнка .Игровой сеанс длится 30-50 минут. 10 минут с возможным выходом ребёнка из игры. Игровые сеансы могут повторяться. В начале работы и в конце проводится диагностическое обследование ребёнка « Моторный контроль».( Приложение №1)







Тематический план

Перечень игр и упражнений


  • Массаж ладоней с помощью мячиков-ежиков.

  • «Мама кормит птенчика» - перекладывание зерен риса, семечек(грецких орехов) подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.

  • «Прищепки в корзиночке»- «Солнышко , «Ежик»

  • «Волшебный мешочек».

  • Блоки цилиндров-10.

(толстый, тонкий; большой, маленький)

  • Свободный выбор материала Монтессори ребёнком.

  • «Кидаем в воду все подряд!»




  • Работа с фасолью. Выкладывание фасоли по контуру.

  • «Волшебный мешочек»

  • «Что спряталось в комочке?» - разглаживание скомканного трафарета

  • «Кто чем питается?- сортировка крупы для птиц.

  • Работа с материалом «Цветовой модуль»

  • «Смешивание акварели»

  • «Перекладывание шариков»



  • Выкладывание из счетных палочек фигуры - квадрат, треугольник, из веревки- круг

  • «Кто это ?»- определение на ощупь фигурок животных (« Волшебный мешочек»)

  • «Теплая меховая одежда»- обводка трафаретов одежды, имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков , на полученном контуре.

  • « Посыпаем дорожки»

  • « Фонтан»

  • «Переливание из чайника»



  • Сортировка предметов.

  • Упражнение с маленьким « гантельками»

  • Упр. « Не урони шарик»

  • Физкультминутка « Мы хлопаем руками»

  • Игра-упражнение «Тихо- громко»

  • Работа с материалом «Блоки цилиндров 10»(толстый, тонкий; высокий, низкий)

  • «Рисуем шарики»- штриховка

  • « Открывай - закрывай», « Фонтан»



  • Игры с мячом.

  • Упражнение «4 стихии»

  • Работа с фасолью. Выкладывание фасоли по контуру .( контур-грибок)

  • Упражнения с матрешкой .Выстраивание по росту

  • Пальчиковая гимнастика «Кулак-ладонь, ребро»

  • Упр. С водой «Переливание из стакана в стакан» « Рыболов»





6.





  • Работа с материалом - «Цветные таблички»

  • Выкладывание узора на бумаге из фасоли

  • Упр.массаж-« Мячики -ежики»

  • Упр. с водой - игра «Рыболов»

  • Запускаем волчки.

  • Выкладывание из счетных палочек фигуры- квадрат, треугольник.

  • «Розовая башня»

  • «Бассейн», «Море»




7.


  • Ломать палочки, рвать бумагу, резать.

  • Складывание салфеток

  • Пересыпание ложкой различных зерен

  • Просеивание манки ,выталкивание

  • Переливание воды из стакан в стакан

  • Пальчиковая гимнастика

  • «Теплая холодная»



8.





  • «Школа мяча»- упр. с мячом.

  • Рисование (гуашью, акварелью, мелками)

  • Пальчиковая гимнастика

  • «Нанизывание бусин на шнурок»

  • «Рамки с застёжками»

  • «Найди воду такого же цвета»

  • «Выжми мочалку»


9.


  • «В час по чайной ложке»

  • «Кораблики»

  • «Сквозь сито»

  • «Дождик»

  • «Прыгающий шарик»

  • Пересыпаем ложкой»- работа с сыпучим материалом

  • «Разложим по цвету»- бусинки цветные.


10.



  • «Умываемся»

  • «Моем трубачиста»

  • «Налил- вылил»

  • «Узнай по звуку»

  • «Переливание воды через три воронки.

  • «Теплая холодная»

  • Свободная игра.






Приложение №1

Диагностика « Моторный контроль»

Дата обследования_____________________________

Ф.И. ребёнка___________________________________

Дата рождения_________________________________



Тонкая моторика

1

дата.


2.

дата

3.

дата

Может захватить предмет

Может удержать предмет

Может схватить движущийся предмет

Произвольно бросает предметы

Берет мелкие предметы большим и указательным пальцем (пинцетный захват)

Аккуратно кладет предмет на поверхность

Может положить мелкий предмет в емкость с узким горлышком

Может откручивать крышки

Может собрать несколько мелких предметов одной рукой

При рисовании держит карандаш при помощи зрелого захвата (тремя пальцами)

Режет ножницами

Оральная моторика Может задувать свечку или надуть мыльный пузырь ,вытягивая при этом губы.



0 баллов - нет навыка;

1 балл - навык формируется

2 балла - навык сформирован частично , используется только со взрослым.

3 балла - навык сформирован



МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.



  1. Анищенкова Е.С . « Пальчиковая гимнастика»-М.: АСТ : Астрель,2009.

  2. Дмитриева В.Г. «« Методика раннего развития Марии Монтессори». ОТ 6 месяцев до 6 лет.- М.: Эксмо,2010.

  3. Кирюшкина Т.В. Программа по системе М. Монтессори кружка « Умелые ручки» для детей 2-6 лет.-СПБ.: 2009.

  4. Климанова Л.Ю.« Программа группы для детей от 8 мес. до 3 лет работающей с использованием Монтессори-метода»

  5. Грунина С.О., Киселева Т.В. «Экотерапия»- М.: Форум,2011.



  1. Баряева Л.Б.. Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом.- СПБ.: НОУ СОЮЗ,2005.



  1. Баряева Л.Б., Кондратьоева С.Ю. Игры с водой// дети с проблемами в развитии.2004.№1.





























Приложение№ 2



Примерный конспект игрового сеанса «Развитие мелкой моторики»





Занятие 1.

Цель:

Развитие мелкой моторики руки.

Задачи:

Использование «Пинцетного захвата»;

Снятие эмоционального напряжение, установление контакта с ребёнком;

Познакомить ребёнка с окружающим миром, со свойствами воды;

Формировать и развивать пространственную ориентировку;

Расширять словарный запас- «легкий, тяжелый», « на воде, под водой»;

Развивать тактильных ощущений.

Ход занятия:

Приветствие:

Материал: свечка.

Психолог приветствует ребёнка с использованием задувание свечи. Психолог с ребёнком садится на ковер напротив друг друга. Говорит « Здравствуй…. имя ребёнка!», подносит огонек свечи к ребёнку , ребёнок задувает ( если не получается задувать, за ребёнка задувает взрослы -сопровождающий». « Я рада тебя видеть!». « Давай поиграем?»

Массаж пальчиков.

Материал : мячики - ежики большие.

1.Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делаем массажные движения катая мяч вперед-назад. Медленно и быстро.

2.Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавливаем на мяч.( 4-6 раз).

3.Перекладывание мячика из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

4.зажать мяч между ладонями, пальца сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавливаем ладонями на мяч 4-6 раз. После надавливания гладим ладошки, жалеем.

Перекладывание зерен с помощью пинцета из одной мисочки в другую.

Материал: форма для льда, пинцет, мисочка с крупой - рис и семечки.

Правой рукой берем пинцетом, аккуратно захватывая концами пинцета рис, переносим их в ячейки формы. Когда формы будут заполнены, перекладываем обратно в мисочку.

«Прищепки в корзиночке»

Материал: прищепки, корзиночка, контур солнца и ёжика.

Просим ребёнка поставить на рабочее место корзинку с прищепками. Предлагаем ,вынимая прищепки одну за другой, взяв тремя пальцами(Пинцетный захват», прищеплять на край корзинки. А по контору ежика и солнца просим сделать из прищепок лучики и колючки.

«Волшебный мешочек»

Материал: мешочек - не прозрачный, геометрические фигуры- шар, кубик, треугольник, и.др.

Ребёнку показываем фигуры, называем их, даем ладошками почувствовать эти фигуры. После прячем в мешочек и просим достать определенную фигуру, пример - «Найди шарик!» Ребенок опускает рук в мешочек, нащупывает это фигуру. Достает и проверяем.

«Блоки цилиндров»

Материал: блок с цилиндрами 10.(Толстый. тонкий)

Цель: развитие зрительного восприятия размеров. Подготовка сенсорной базы для введения понятий (толстый, тонкий, большой, маленький, высокий, низкий), развитие мелкой моторики, подготовка к письму.( по программе Климанова Л.Ю.- работа с цилиндрами.

1.Презентация .2. Пинцетный захват вынимаем цилиндры.3. Упр : Работа с закрытыми глазами, работа на расстоянии, трехступенчатый урок.

«Кидаем в воду все подряд!»

Материал: емкость для игр с водой, мячик пластиковый, мячик резиновый, рыбки из резинового материала и пластика , камень плоский и круглый см 3-6, грецкий орех, ракушка, сито с ручкой.

В воду можно кидать игрушки вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной иди двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, сачком. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем и др.

Прощание:

Психолог садится с ребёнком на ковер напротив друг друга. Ритуал Задувание свечи. Психолог хвалит ребёнка и хвалит взрослый сопровождающий этого ребёнка. « До скорых встреч!»





Занятие № 2.

«Разложим по цвету бусинки»

Материал: бусинки 2-ух и более цветов,2 мисочки или коробочки для них.

Высыпаем в мисочку бусинки двух цветов( примерно по 5-7 бусинок каждого цвета и справа от мисочки поставить другую пустую посуду.)

Говорим:. «Давай в одну мисочку сложим бусинки белого цвета , а в другую все красные. Доводим работу до конца.

Упражнение с фасолью.

Оборудование: фасоль двух цветов (небольшая горсть), коробочка или маленькая тарелочка. При выполнении всех упражнений фасоль рассыпана на подносике. нужно переложить её в коробочку ( мисочку). Детям предлагаем игровой сюжет:

Каркуша хочет кушать, для того, чтобы ее

накормить необходимо переложить зёрна в коробочку. Но способы перекладывания предлагаем разные на каждом занятии.

  1. Большим и указательным пальцем правой руки.

  2. Большим и указательным пальцем левой руки.

  3. Большим и указательным пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

  4. Большим и средним пальцем правой руки.

  5. Большим и средним пальцем левой руки.

Большим и средним пальцем. Упражнение выполняем двумя руками одновременно

«Волшебный мешочек»

Материал: мешочек- не прозрачный, геометрические фигуры- шар, кубик, треугольник, и.др.

Ребёнку показываем фигуры, называем их, даем ладошками почувствовать эти фигуры. После прячем в мешочек и просим достать определенную фигуру, пример- шарик. Ребенок опускает рук в мешочек, нащупывает это фигуру. Достает и проверяем.

Упр. « Кто чем питается»»- сортировка крупы.

Материал: 2 мисочки, крупа-фасоль большая и маленькая.

Крупа рассыпана на подносе Просим ребёнка помочи накормить птичек. В одну мисочку мы кладем большую фасоль, в другую- маленькую фасоль. Работаем пинцетным захватом.

Упр. «Пересыпание ложкой»

Материал: поднос, на подносе 2 мисочки с маленькой фасолью, дисертная ложка.

Показываем ребёнку работу с материалом. Берём ложку. И начинаем пересыпать фасоль с лева на право. Делаем это аккуратно. А если просыпается, то пинцетным захватом собираем рассыпанную фасоль и кладем обратно в мисочку.

Работа с материалом Монтессори. Цветной модуль.



























© 2010-2022