• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕДИЦИНСКОЕ КОЛЛЕДЖ № 1 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ





ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

060501 (34.02.01 Сестринское дело)



Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз










Москва 2015 г.



№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка


4

2.

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи


5 - 6

3.

Методический блок


7 - 11

3.1.

Тема занятия.


7

3.2.

Количество учебных часов, отведенных на тему


7

3.3.

Цели занятия


8

3.4.

Оснащение занятия


8

3.5.

План занятия


10

4.

Информационный блок


12 - 24

4.1.

Контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний студентов теоретического занятия по теме: «Ранний и поздний гестоз».

13

4.2.

Эталоны ответов к контрольным вопросам для определения исходного уровня знаний студентов теоретического занятия по теме: «Ранний и поздний гестоз».

13

4.3.

Информационный блок


14-24

4.4

Выходной контроль для теоретического занятия по теме: «Ранний и поздний гестоз».

25

4.5.

Эталоны ответов выходного контроля знаний студентов.

27

4.6.

Проблемно-ситуационные задачи с эталонами ответов.


28

5.

Задание на дом


29

6.

Список литературы


30

7.

Приложения


31






Методическая разработка теоретического занятия на тему «Ранний и поздний гестоз» создавалась с целью обучить студентов организации сестринского процесса в акушерстве в соответствии с Государственными требованиями у минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 060501 (34.02.01 Сестринское дело) по ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Данная тема направлена на формирование современного

научного взгляда на проблему гестозов, приобретение знаний и практических навыков

в работе с беременными женщинами.

Методическая разработка используется преподавателем как методическая помощь к проведению занятия.

Особенно полезным, на мой взгляд, она будет для начинающих преподавателей, так как поможет сформулировать у студентов понятие гестозов и овладения алгоритмом оказания неотложной доврачебной помощи беременной женщине при гестозах.

Методическое пособие включает в себя:

  • методический блок;

  • информационный блок;

  • блок контролирующих материалов;

  • приложения.

При создании методической разработки использовался иллюстрированный материал (мультимедийная презентация, рисунки, схемы), что поможет студентам лучше усвоить данную тему.





























ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах


МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях


060501 (34.02.01 Сестринское дело)

Тема: РАННИЙ И ПОЗДНИЙ ГЕСТОЗ.

Количество часов по теме: 90 минут.

АКТУАКЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И МОТИВАЦИЯ. Гестоз занимает ведущее место в структуре материнской, перинатальной заболеваемости и смертности. Актуальность проблемы также обусловлена последствиями гестоза (формированием гипертензии, хронической патологии почек, эндокринных нарушений) и отсутствием адекватных реабилитационных мероприятий после перенесенного заболевания. В клинической практике часто имеет место недооценка истинной тяжести гестоза и вследствие этого, неадекватность проводимой терапии.

Поэтому медицинская сестра должна хорошо усвоить основные симптомы гестоза, знать сущность методов исследования, чтобы уметь правильно определять проблемы пациентов с данной патологией и уметь оказать неотложную помощь при рвоте, приступе эклампсии. Умение медицинской сестры своевременно и грамотно выявить проблемы пациентки имеет большое значение для ранней диагностики, лечения, течения заболевания и прогноза у таких больных.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать у студентов систему соответствующих профессиональных компетенций о ранних и поздних гестозах.

После изучения темы студент должен овладеть:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Место проведения занятия: кабинет специальных дисциплин.


ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

- персональный компьютер;

- мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация на тему: «Ранний и поздний гестоз»;

- раздаточный материал: тестовые задания, материалы лекции, задание для самоподготовки.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:


1.

Организационный момент.

-

2 мин.


2.

Мотивация темы. Цели, краткий план занятия.

-

3 мин.

3.

Проверка исходного уровня знаний путем фронтального опроса студентов.

-

10 мин.

4.

Изложение нового материала.

Демонстрационная часть:

  • демонстрация презентации «Ранний и поздний гестоз беременных»

-



60 мин.



5.

Контроль усвоенного материала по теме в виде тестового контроля и решения проблемно-ситуацинных задач.

-

10 мин.

6.

Домашнее задание.

-

5 мин.


ИТОГО:

-

90 мин.


План лекции по теме: «Ранний и поздний гестоз»


Название

Описание

Цель

Время

Организационный момент

Преподаватель приветствует, проверяет присутствующих, обращает внимание на форму, заполняет журнал.

Студенты готовят рабочее место, тетради, ручки. Дежурный сообщает причины отсутствия студентов и готовность группы к занятию.

Мобилизовать внимание студентов на работу на занятии.

Создать благоприятный климат.

2 минуты

Мотивация темы

Преподаватель обосновывает актуальность темы. Дает определение разделам темы, целей занятия. Сообщает план занятия.

Сформулировать конечные результаты работы на занятии.

Создать предпосылки для изучения темы. Активизировать познавательную деятельность.

3 минуты

Проверка исходного уровня знаний

Преподавателем предлагаются вопросы по ранее изучаемым предметам и темам, касающиеся данной темы.

Выяснить исходные теоретические знания. Реализовать междисциплинарные связи.


10 минут

Изложение нового материала

Преподаватель рассказывает об осложнениях беременности, раннем и позднем гестозах - определение, распространенность, причинах возникновения и факторах риска.

Также рассказывает о сестринском процессе при уходе за пациентками с гестозами. Типичные проблемы.

Преподаватель рассказывает о лабораторных и инструментальных методах исследования гестозов. Подготовке пациентки к исследованиям.

Демонстрирует электронные слайды.

Рвота беременных, приступ эклампсии. Неотложная помощь.

Акцентировать внимание студентов на необходимости хорошего усвоения сущности заболевания.

Сформировать мотив для выработки умений оценивать состояние пациента, наблюдать за состоянием.

Сформировать мотив для выработки адекватного плана ухода и реализации его.

Сформировать мотив четко и грамотно подготавливать пациента к обследованиям.

Сформировать правильное понимание тактики оказания неотложной помощи.


60 минут

Контроль усвоенного материала

Преподаватель дает задания в тестовой форме по изложенному материалу.

Закрепить знания, полученные на занятии с помощью повторения.

10 минут

Задание на дом

Дает определение темы следующего занятия.

Определяет источники информационного материала для самостоятельной внеаудиторной подготовки.

Организация управления самоподготовкой и самостоятельной работы студентов.

Создать предпосылки для изучения следующей темы. Активизировать познавательную деятельность.

5 минут





















































по теме: «Ранний и поздний гестоз».


  1. Перечислите наружные и внутренние женские половые органы.

  2. Опишите строение матки.

  3. Перечислите функции матки.

  4. К какой неделе формируется плацента?

  5. Опишите строение плаценты.

  6. Перечислите функции плаценты.

  7. Какими способами можно выявить скрытые отеки?

  8. Что такое суточный диурез?

  9. Что такое суточный водный баланс?

  10. Какие заболевания обозначаются термином экстрагенитальные?






  1. Наружные половые органы: лобок, большие и малые половые губы, клитор, девственная плева, преддверие влагалища.

Внутренние половые органы: влагалище, матка, маточные трубы, яичники.

  1. Шейка, перешеек, тело (дно, передняя и задняя стенки, правое и левое ребра). Стенка: эндометрий (базальный, функциональный), миометрий, периметрий.

  2. Менструальная и детородная (вынашивание плода).

  3. К 6-ой неделе беременности.

  4. Внутренняя плодовая поверхность (отходящие от пуповины сосуды, покрытые водной оболочкой) и наружная материнская поверхность (дольки).

  5. Дыхательная, транспортная, трофическая, метаболическая, выделительная, барьерная, гормональная.

  6. Регулярное измерение массы тела (взвешивание), измерение суточного диуреза и водного баланса.

  7. Суточным диурезом называется общее количество мочи, выделенное пациенткой в течение суток.

  8. Суточный водный баланс - это соотношение между количеством введенной в организм жидкостью и количеством выделенной из организма жидкостью в течение суток.

  9. Заболевания не связанные с беременностью.









осложнение физиологически протекающей беременности, характеризующийся глубоким расстройством функции жизненно важных органов и систем.

О гестозах известно давно, со времен великого врача древности Гиппократа. Основные, но далеко не единственные симптомы заболевания были известны акушерам ещё в XVIII веке. Считается, что это осложнение беременности впервые полностью описал в 1913 году врач и акушер Цангемейстер, опубликовав статью, где объединил три основных симптома гестоза: отеки, белок в моче и повышение артериального давления. И по сей день эта «триада» симптомов является основной при диагностике гестоза.

Осложнение беременности, на протяжении многих лет носящее название позднего токсикоза, с 1996 года в России стало именоваться термином «гестоз».



За последние годы частота гестоза увеличилась и колеблется от 7 до 22%. Гестоз остается в числе 3 главных причин материнской смертности в развитых и развивающихся странах. В структуре материнской смертности в РФ гестоз стабильно занимает 3-е место, составляет от 11,8 до 14,8%. Он остается основной причиной заболеваемости новорожденных (640-780%о) и смертности (18-30%о). По данным ВОЗ, у каждого 5-го ребенка, родившегося у матери с гестозом, нарушено физическое и психоэмоциональное развитие, значительно выше уровень заболеваемости в младенческом и раннем детском возрасте.










Экстрагенитальные заболевания (64%)

Возраст моложе 17 и старше 30 лет


Многоплодие


Генетический фактор


Профессиональные вредности


Социальные и бытовые условия


Вредные привычки




Существует несколько взаимодополняющих теорий гестоза:

Рефлекторная теория

Возникновение патологических рефлексов с рецепторов матки в ответ на импульсы плодного яйца.

Неврогенная теория

Нарушение работы в ЦНС. При этом возникают нарушения в регуляции сосудистого тонуса и микроциркуляции, нарушении обмена веществ.

Гормональная теория

Гормоны плодного яйца действуют на рецепторы гипоталамуса (рвотный центр гипоталамуса чувствителен к хорионическому гонадотропину).

Иммунная теория

«Иммунная атака» плодом организма матери.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Основными звеньями патогенеза гестозов являются обезвоживание и потеря электролитов, что ведет к сгущению крови, нарушению функции печени. Другое звено - голодание - проводит к усиленному распаду жиров, кетонурии.





I. по времени возникновения:

  • ранние гестозы (первая половина беременности до 20 нед.)

а) рвота беременных

б) слюнотечение

  • поздние гестозы (вторая половина беременности после 20 нед.)

В Российской Федерации используется клиническая классификация позднего гестоза:

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз



II. редко встречающиеся формы проявления гестоза:

  • дерматозы беременных

  • бронхиальная астма беременных

  • тетания беременных

  • желтуха беременных

  • анемия беременных

  • острый жировой гепатоз беременных

  • симфизиопатия

  • гипотония и гипертония беременных

III. по количеству симптомов:

  • моносимптомные

  • полисимптомные

IV. по связи с другими заболеваниями:

  • чистые

  • сочетанные

Предгестоз- это доклиническая стадия гестоза.















Ранний гестоз (токсикоз) беременных - патологическое состояние, возникающее в первые 12 недель беременности, но в некоторых случаях он может беспокоить женщину до 20 недель и проявляющееся изменением вкусовых ощущений, тошнотой, рвотой в первой половине дня, повышенной саливацией (слюнотечением до 1,5 л слюны в сутки).


Выделяют 3 степени

рвоты беременных:



Легкая степень.



Средняя степень тяжести.



Тяжелая степень.

Рвота до 5 раз в сутки, пища удерживается, аппетит снижен, масса тела не уменьшается. Общее состояние нормальное, слизистые оболочки влажные, АД и пульс нормальные, диурез адекватный, изменений в крови и моче нет. Лечение проводится амбулаторно.

Рвота до 10 раз в сутки, появляются симптомы

интоксикации. Отмечаются упорная тошнота, потеря аппетита, пища удерживается частично, масса тела снижается на 10 %, возникает слюнотечение, психологический дискомфорт. Кожа сухая, диурез снижен на 600-800 мл от нормы, появляются изменения в моче, отмечаются тахикардия, симптомы угрозы прерывания беременности. Необходима госпитализация.

Это фаза невроза, интоксикации и дистрофических нарушений. Отмечается неукротимая рвота более 10 раз в сутки, пища не удерживается, аппетита нет, язык сухой, возникает запах ацетона изо рта, субфебрилитет, суточный диурез до 50 мл, в моче присутствуют желчные пигменты, белок, цилиндры, ацетон. Отмечается общая интоксикация организма. Необходима госпитализация и прерывание беременности.

Вначале частота проявлений невелика (1-2 раза в день), затем количество приступов рвоты увеличивается, нарастает обезвоживание. Предрасположены к рвоте беременные женщины с заболеваниями ЖКТ, НЦД, хроническим тонзиллитом, при ожирении, многоплодной беременности.

































Поздний гестоз - одно из самых серьезных осложнений второй половины (после 20 нед.) беременности. Проявляется тремя основными симптомами: отеки, гипертензия протеинурия.

Водянка беременных. Характеризуется отеками, отрицательным диурезом, быстрым набором веса беременной (более 300 гр/нед). Отеки могут быть скрытыми и явными.

Явные отеки классифицируют по степеням:

2 степень - отеки ног и животаМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

3 степень - отеки ног, живота и лица

4 степень - анасарка

1 степень - отеки ног


Артериальное давление нормальное. В моче патологических изменений нет. Течение может быть различным: у некоторых отмечается быстрое прогрессирование заболевания с переходом в нефропатию, у других состояние длительное время остается стабильным.

Нефропатия. Характеризуется триадой признаков: отеками, гипертензией, протеинурией. Различают степени тяжести нефропатии по величине АД (свыше 130/58 мм рт. ст.), количеству белка в моче, а также по распространенности отеков:

I степень - АД не выше 150/90 мм. рт. ст.; протеинурия не более 1 г/л; отеки 1 степени;

II степень - АД выше 150/90, но ниже 170/100 мм. рт. ст.; протеинурия 1-3 г/л; отеки II степени;

III степень - АД выше 170/100 мм. рт. ст.; протеинурия выше 3 г/л; отеки III степени.

Появляется изменение калибра кровеносных сосудов (сужение артериол, расширение вен, отек сетчатки), асимметрия АД на правой и левой руке. За счет изменений в плаценте часто наблюдаются гипотрофия плода и его функциональная незрелость. Возможен переход в преэклампсию и эклампсию.Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Преэклампсия - гестоз, в виде критического тяжелого состояния. Промежуточная стадия между нефропатией и эклампсией. Отмечаются признаки нефропатии любой степени, к ним присоединяются симптомы нарушения мозгового кровообращения - головная боль, заложенность носа, нарушение зрения (мушки перед глазами); боль в эпигастрии (кровоизлияние в капсулу печени или солярный узел). Могут появиться заторможенность, сильное возбуждение, гипертермия, озноб, тошнота, рвота. Кожные покровы и слизистые, бледные с мраморным рисунком. Пульс учащается, наблюдается аритмия. АД увеличивается.

Эклампсия. Крайне тяжелое осложнение беременности. Характеризуется судорогами (на любой внешний раздражитель: свет, звук, боль), потерей сознания, часто на фоне высокого АД.


РЕДКО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ ФОРМЫ ПОЗДНЕГО ГЕСТОЗА

HELLP - синдром. Выражается гемолизом, повышенным уровнем печеночных ферментов, низким числом тромбоцитов (тромбоцитопения). Это достаточно тяжелая форма гестоза, которая нередко приводит к материнской и перинатальной смертности.

Клиническая картина отличается стремительным течением. Первоначальные проявления неспецифичны. Больные жалуются на головную боль, утомление, тошноту и рвоту, боли в животе, правом подреберье. Затем быстро нарастает желтуха, рвота «кофейной гущей», точечные кровоизлияния на коже при любой травме (инъекции), кома.

Острый жировой гепатоз беременных развивается на фоне уже имеющегося тяжелого гестоза во второй половине беременности, ближе к родам. Клинические симптомы: тошнота, рвота «кофейной гущей», кровоточивость десен, слабость, снижение диуреза, желтуха, зуд кожных покровов. Изменений в клетках печени не происходит. К летальному исходу (70-90%) приводит кома.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестозМетодическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Для оценки степени тяжести гестоза используется оценочная шкала, разработанная Савельевой Г.М. (см. приложение 1).Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Обязательные методы обследования: Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

  • измерение массы тела;

  • измерение АД на обеих руках;

  • подсчет пульса; Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

  • измерение диуреза;

  • проба Мак-Клюра-Олдрича..

Лабораторные методы исследования:

  • клинический анализ крови и мочи;

  • анализ суточной мочи на белок;

  • биохимический анализ крови;

  • анализ мочи по Нечипоренко;

  • анализ мочи по Зимницкому;

  • проба Реберга;

  • бактериальный посев мочи;

  • гемостазиограмма;

  • волчаночный антикоагулянт;

  • антитела к хорионическому гонадотропину.

Дополнительные методы обследования: Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

  • суточное мониторирование АД;

  • ЭКГ;

  • кардиотокография;

  • допплерометрия материнской и плодовой гемодинамики;

  • исследование глазного дна;

  • УЗИ жизненно важных органов матери и плода;

  • измерение центрального венозного давления;

  • консультации специалистов: терапевт, окулист.

Лечение раннего гестоза.


Легкая степень гестоза лечится амбулаторно. Средняя и тяжелая степень - в стационаре, где создается лечебно-охранительный режим. При крайне тяжелой степени течения показано прерывание беременности.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз



Не медикаментозная терапия

Диетотерапия: женщине рекомендуется, есть сухую пищу (картофель, хлеб, вареные яйца, сухари), малыми порциями по 5-7 раз в день. Жидкую и сухую пищу одновременно не принимать. Пить щелочные минеральные воды.

Избегать наличия сильных запахов. Проветривать помещение. Необходимо высыпаться. Рекомендуется постельный режим.

Избегать стрессов и не волноваться.

Физиотерапия. Иглорефлексотерапия, фито- и ароматерапия. Психопрофилактика.

Медикаментозная терапия

Седативные препараты: трава валерианы, пустырник, реланиум, седуксен.

Для нормализации процессов возбуждения и торможения назначаются аминазин, дроперидол.

С противорвотной целью применяются метоклопрамид, пропазин, этаперазин, церукал.

Антигистаминные препараты: димедрол, супрастин.

Гепатопротекторы: хофитол, эссенциале.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Инфузионная терапия: до 2-3 л жидкости в сутки внутривенно до достижения эффекта (повышение диуреза до 1500 мл в сутки). Используются солевые растворы, реополиглюкин, растворы глюкозы, альбумины, сухая плазма (для восстановления уровня белка крови).

Антиагреганты: гепарин, курантил, трентал.

Биогенные стимуляторы: спленин.




Лечение позднего гестоза.


Легкая степень гестоза лечится амбулаторно. Средняя и тяжелая степень - в стационаре совместно с реанимационной бригадой. В палате интенсивной терапии, создается лечебно-охранительный режим с изоляцией от шума, света. Подача кислорода. Проводится мониторинг за сердцебиением плода, АД, пульсом, сократительной деятельностью матки. При крайне тяжелой степени течения показано быстрое и бережное родоразрешение.




Не медикаментозная терапия

Прогулки на свежем воздухе.

Рекомендовано ограничение потребления жидкости (не более 1 л/сут), соли (до 3-5 гр) или бессолевая диета.

Молочно-растительная диета с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов.


Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз


Медикаментозная терапия

Седативные препараты: корень валерианы, пустырник, фенобарбитал.

Нейролептаналгезия (седуксен, реланиум, дроперидол) при любом вмешательстве.

Антигипертензивная терапия - по часам, под контролем АД (анаприлин, нифедипин, допегит, клофелин).

Магнезиальная терапия.

Диуретики (фуросемид, триампур, лазикс).

Спазмолитики (но-шпа, папаверин).

Средства, улучшающие маточно-плацентарный кровоток (актовегин, милдронат, хофитол, курантил).

Антиагреганты (курантил, трентал, эуфиллин, гепарин, аспирин).

Гипотензивные препараты (клофилин, дибазол, сульфат магния).

Инфузионная терапия. Вводится сочетание коллоидных и кристаллоидных растворов (в начале лечения в соотношении 2:1, затем - 1:1) с последующей отменой. Применяются альбумины, свежезамороженная плазма, препараты крахмала, растворы солей и глюкоза.

Неотложная помощь при приступе эклампсии:

- через третьих лиц вызвать бригаду скорой помощи или врача с целью оказания неотложной медицинской помощи и экстренной транспортировки в палату интенсивной терапии родильного дома;Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

- беременную уложить на ровную поверхность с приподнятым головным концом и придерживать с целью профилактики травматизма;

- освободить дыхательные пути от слизи, ввести роторасширитель между деснами за коренными зубами, развести челюсти;

- вытянуть вперед язык марлевой салфеткой и зафиксировать языкодержателем с целью профилактики асфиксии и восстановления дыхания;

- освободить дыхательные пути, используя марлевую салфетку;

- провести ингаляцию кислородом;

- снять языкодержатель, извлечь роторасширитель;

- повернуть голову в сторону;

- при остановке сердечной деятельности, произвести наружный массаж сердца с целью восстановления функции сердечной деятельности;

- катетеризация периферической вены;

- следить за АД, пульсом, кожными покровами до прибытия скорой помощи, с целью контроля состояния пациентки;

- транспортировать на носилках.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз


Профилактика гестозов:

  • лечение экстрагенитальных заболеваний в детском и подростковом возрастах;

  • раннее взятие беременных на учет;

  • выделение групп риска;

  • соблюдение питьевого режима, сбалансированное питание. Во второй половине беременности полностью исключаются копчености, соленое, жареное, шоколад. В рацион включаются: кисломолочные продукты, каши (гречневая и овсяная), отварные мясо и рыба, любые овощи и фрукты.

  • создание нормального психологического фона;

  • своевременная госпитализация.

Реабилитация после перенесенного позднего гестоза:

  • совместное наблюдение гинеколога, терапевта;

  • симптоматическая терапия в зависимости от соматических заболеваний;

  • неспецифическое лечение (витаминотерапия, гимнастика, седативная терапия, консультация психолога);

  • контрацепция на 3 года.












выходного уровня знаний студентов

по теме: «Ранний и поздний гестоз».


Вариант № 1


Инструкция: выберите один правильный ответ:

1. С какого клинического симптома начинаются проявления позднего гестоза:

а) отеки

б) гипертензия

в) протеинурия

г) судороги

2. Какая из перечисленных форм гестоза является наиболее тяжелой:

а) отеки

б) нефропатия

в) эклампсия

г) преэклампсия

3. Какие изменения в анализе мочи характерны для позднего гестоза:

а) глюкозурия

б) альбуминурия

в) ацетонурия

г) циллиндрурия

4. Где следует проводить лечение больной с гестозом:

а) на дому, с соблюдением постельного режима

б) амбулаторно

в) в дневном стационаре

г) в отделении патологии беременных

5. Для рвоты беременных средней степени тяжести характерны:

а) ацетон в моче

б) отеки

в) глюкозурия

г) повышение артериального давления

6. Приоритетная проблема беременной при преэклампсии:

а) головная боль

б) нарушение мочеиспускания

в) повышение температуры

г) кашель


7. Какова максимальная физиологическая прибавка массы тела в неделю во время беременности?

а) 250-300 г

б) 350-400 г

в) 150-200 г

г) 500-550 г



Вариант № 2


Инструкция: выберите один правильный ответ:

1. Какова наиболее частая причина смерти беременной при эклампсии:

а) кровоизлияние в надпочечники

б) кровоизлияние в мозг

в) уремия

г) острая сердечная недостаточность


2. Признаком эклампсии являются:

а) отеки

б) гипертензия

в) протеинурия

г) судороги

3. Приоритетная проблема беременной при нефропатии:

а) головная боль

б) нарушение мочеиспускания

в) отеки

г) кашель

4. При средней степени тяжести рвота беременных:

а) 10 раз в сутки

б) 5 раз в сутки

в) 1-2 раза в сутки

г) 15 раз в сутки

5. К редким формам гестоза не относится:

а) тетания

б) остеомаляция

в) лихорадка

г) HELLP- синдром

6. Главным в профилактике гестоза является:

а) диспансеризация

б) смена климата

в) соблюдение постельного режима

г) госпитализация


7. Как определяется среднее артериальное давление?

а) сумма систолического АД + диастолического АД

б) средний арифметический показатель систолического и диастолического АД

в) сумма одного показателя систолического АД и 2-х показателей диастолического АД, деленная на 3

г) сумма одного показателя систолического АД и 2-х показателей диастолического АД, деленная на 2





№ п/п теста

Ответы

Вариант № 1

Вариант № 2

1

а

б

2

в

г

3

б

в

4

г

б

5

а

в

6

а

а

7

а

б



Критерии оценки

«5»

баллов

«4»

балла

«3»

балла

«2»

балла

Количество ошибок (%)

1 (10 %)

2 (20 %)

3 (30 %)

4 (40 %)












Задача № 1. Участковая медицинская сестра педиатрического участка осуществляла поздний дородовый патронаж.

Во время посещения беременной, на сроке беременности 36-37 недель и при сборе субъективной информации, женщина пожаловалась на сильную головную боль в области затылка, мелькание мушек перед глазами. Через некоторое время беременная потеряла сознание, и развились клонико-тонические судороги.

Объективно: состояние тяжелое, лицо цианотичное, на нижних конечностях выраженные отеки, дыхание хриплое, изо рта пена, окрашенная кровью.

Задание

1. Определить неотложное состояние беременной.

2. Приведите основные клинические симптомы, которые указывают на данное осложнение.

Эталон ответа.

У беременной развилась эклампсия.


Задача № 2. Женщина 26 лет на 6-7 недели беременности доставлена машиной скорой помощи в гинекологический стационар с жалобами на многократную рвоту (до 15-20 раз в сутки), обильное слюнотечение. Беспокоит общая слабость, недомогание, отсутствие аппетита, плохой сон, раздражительность, слабые боли внизу живота. Отмечает снижение функции мочеиспускания.

Кожные покровы бледные, отмечается иктеричность склер; в углах рта трещинки, запах ацетона изо рта; АД 90/60 мм.рт.ст., пульс 120 ударов в 1 минуту, слабого наполнения.

Врачебный диагноз: Беременность 6-7 недель. Ранний гестоз. Чрезмерная рвота. Слюнотечение.

Задание.

Перечислите клинические симптомы, которые указывают на тяжелое состояние пациентки.

Эталон ответа.

Симптомы: рвота 15-20 раз в сутки, иктеричность склер, трещинки в углах рта, олигонурия, запах ацетона, пульс 120 ударов в 1 минуту.



Задача № 3. Первородящая 35 лет, беременность 38 недель, жалобы на головную боль, мелькание «мушек» перед глазами. Боли в эпигастрии, рвоту. Лицо одутловатое, пульс 82 удара в минуту, АД 150/100 мм.рт.ст. Отеки голеней и стоп. В моче белок 3,3 г/л.

Врачебный диагноз: Беременность 38 недель. Преэклампсия.

Задание

Выявить проблемы пациентки.

Эталон ответа.

Проблемы пациентки: действительные проблемы: головная боль и боль в эпигастрии; рвота; мелькание «мушек» перед глазами; повышение АД; отеки; белок в моче.

потенциальные проблемы: развитие эклампсии.






Задание.

К следующему занятию составить памятку в виде таблицы (ограничивается, запрещается и разрешается прием в пищу продуктов) по питанию беременной женщины с поздним гестозом. При выполнении задания пользуйтесь конспектом лекции и учеником Л.А. Лысак «Акушерство», Ростов-на-Дону 2003, стр. 214-215.Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз




Эталон ответа.


Ограничивается и запрещается прием в пищу:

Разрешается прием в пищу:

Ограничить жидкость до 1 л в сутки

Соки, компоты, морс, чай

Ограничить соль до 3- 5 гр в сутки

Хлеб пшеничный, белый и отрубной

Ограничить употребление приправ и специй

Молоко, кефир, простокваша, творог

Исключить майонез

Супы на овощных бульонах

Запрещается прием в пищу колбас, копченостей

Каши, пудинги, запеканки

Ограничивается прием мяса и рыбы

Овощи в любом виде

Исключить из рациона соления

Фрукты в любом виде

Запрещается прием консервированных продуктов


Ограничить употребление сливочного и растительного масла


























Основная литература:


1. Бодяжина В.И., Семенченко И.Б. Акушерство. - Ростов-на-Дону, 2009 - 477 с.

2. Лысак Л.А. Акушерство. - Ростов-на-Дону, 2003 - 384 с.

3. Славянова И. К. Акушерство и гинекология. - Ростов-на-Дону, 2015 - 573 с.

4. Смирнова Л.М., Саидова Р.А., Брагинская С.Г. Акушерство и гинекология. - М., 1999 - 368 с.


Дополнительная литература:


1. Айламазян Э.К., Мозговая Е.В. Гестоз: теория и практика. - М., 2008.

2. Игитова М.Б., Чекрий О.В. Поздние гестозы. Учебно-методическое пособие. Барнаул, 2002.

3. Стрижаков А.Н., Давыдова А.И., Белоцерковцева Л.Д. Избранные лекции по акушерству и гинекологии. - Ростов-на-Дону, 2000 - 512 с.

4. Актуальные вопросы патологии родов, плода и новорожденного. Пособие для врачей. - М. 2003 - 144 с.





























Приложение 1.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ГЕСТОЗА

(модифицированная шкала Г.М. Савельевой)


Симптомы

Баллы

0

1

2

3

Отеки

нет

Локальные

Генерализованные

Генерализованные (отек сетчатки)

Протеинурия

нет

33 мг/л - 132 мг/л

132 мг/л -

2000 мг/л

Более 2000 мг/л

Увеличение САД (мм рт. ст.)

< 20

> 20

> 30

>40

Глазное дно

-

Спазм артериол

Спазм венул

Другие изменения

Срок беременности, при котором начался гестоз

-


36 - 40 недель


30 - 35 недель


24 - 30 недель

Гипотрофия плода

Нет

Нет

Отставание в развитии на 2 недели

Отставание в развитии на 3 недели и более

Фоновые заболевания

нет

До беремен-ности

Во время беременности

До и во время беременности


Оценка степени тяжести:


До 7 баллов - гестоз легкой степени.

8 - 11 баллов - гестоз средней степени тяжести.

12 баллов и более - гестоз тяжелой степени.





Среднее АД определяется по формуле:

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

где САД - систолическое артериальное давление, ДАД - диастолическое артериальное давление. У здоровых беременных цифры АДср обычно не превышают 100 мм рт. ст. Увеличение этого показателя на 15 мм рт. ст. от исходного уровня свидетельствует о начале заболевания.















Приложение 2.

Таблица прогнозирования развития гестоза

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Суммируя диагностический коэффициент выявленных признаков, определяется пороговое число баллов, которое позволяет судить о степени риска данной патологии у каждой конкретной пациентки, что дает возможность дифференцированно проводить профилактические и лечебные мероприятия с целью предупреждения возникновения гестоза:

0 - -10 баллов - угрозы возникновения гестоза нет;

0 - +10 баллов - имеется низкий риск развития гестоза;

+11 - +20 баллов - имеется средний риск развития гестоза;

21 и более баллов - имеется высокий риск развития гестоза.









































Приложение 3.

Оценка тяжести нефропатии по шкале Виттлингера.

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз


Оценка тяжести нефропатии

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему Ранний и поздний гестоз

Оценка степени тяжести: 1 - 4 балла - легкая степень нефропатии; 5 - 6 баллов - средняя степень; 7 - 8 баллов - тяжелая степень.


Приложение 4.



Измерение суточного диуреза и определение водного баланса.



Действие

Выполнение

Подготовить пациента к выполнению процедуры

  • подтвердить наличие информированного согласия пациента

  • объяснить цели и ход предстоящей процедуры

Приготовить оснащение

  • емкость для сбора мочи градуированная

  • градуированная посуда для питья

  • лист бумаги, карандаш

Подготовка к выполнению

  • убедиться, что беременная не принимала в течение последних трех дней диуретики

  • объяснить женщине примерное содержание воды в продуктах питания

  • объяснить порядок фиксации учета водного баланса (количество выпитой жидкости с одной стороны листа и количество выделенной - с другой)

Выполнение процедуры

  • в 6.00 выпустить мочу в унитаз, а затем необходимо ее собирать

  • собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость, измерять диурез

  • фиксировать количество выделенной жидкости на листе бумаги

  • количество жидкости выпитой (с учетом количества жидкости, имеющейся в других продуктах) также фиксируется с другой стороны листа

  • на листе указывается время приема жидкости, а также время выделения ее до 6.00 следующего дня

  • в 6.00 следующего дня отдать лист акушерке, которая сравнивает количество полученной жидкости с количеством выделенной за это же время













Приложение 5.


Помощь беременной при рвоте.



Действие

Выполнение

Подготовить пациента к выполнению процедуры

  • подтвердить наличие информированного согласия пациента

  • объяснить цели и ход предстоящей процедуры

Приготовить оснащение

  • полотенце, салфетка

  • клеенка

  • лоток

  • перчатки

  • кипяченая вода, стакан

Вымыть,

осушить руки

  • вымыть руки социальным способом

Подготовка к выполнению

  • усадить или уложить женщину, повернуть голову набок

  • постараться успокоить ее, объяснив как нужно себя вести

Выполнение процедуры

  • надеть перчатки

  • постелить клеенку

  • подставить лоток для рвотных масс

  • сообщить врачу

  • придерживать голову больной во время акта рвоты

  • после каждого акта рвоты дать стакан с водой комнатной температуры для полоскания полости рта

  • после этого вытереть рот салфеткой

  • после прихода врача сообщить о происходящем, показав врачу рвотные массы

Дезинфекция

  • использованные салфетки сбросить в контейнер с дезинфектантом

  • использованные перчатки сбросить в контейнер с дезинфектантом

  • вымыть руки социальным способом, осушить, смазать кремом













Приложение 6.



Оказание неотложной помощи при приступе эклампсии.



Действие

Выполнение

Приготовить оснащение

  • стерильный лоток, технический лоток

  • кушетка или стол

  • пинцет или корнцанг

  • стерильные шарики и салфетки

  • стерильные перчатки

  • роторасширитель, языкодержатель

  • система для внутривенного введения

  • лекарственные средства

Вымыть,

осушить руки

  • вымыть руки социальным способом

Подготовка к выполнению

  • уложить женщину на твердую поверхность (кушетка) в положении «на спине» с выпрямленными ногами

Выполнение процедуры

  • надеть перчатки

  • повернуть голову женщины набок

  • осторожно открыть рот салфеткой

  • вложить в рот 2 и 3 пальцы левой руки между верхней и нижней челюстями в том месте, где кончаются зубы

  • протереть рот с помощью салфетки от рвотных масс

  • ввести правой рукой роторасширитель в том же месте, где нет зубов

  • языкодержателем, наложенным на 1/3 языка, вывести язык сбоку

  • языкодержатель закрепить снаружи на одежде

  • срочно вызвать врача и лаборанта

  • приготовить систему для внутривенного введения лекарственных средств

  • подготовить необходимые лекарственные вещества и шприцы

Дезинфекция

  • использованные салфетки сбросить в контейнер с дезинфектантом

  • использованные инструменты сбросить в контейнер с дезинфектантом

  • использованные перчатки сбросить в контейнер с дезинфектантом

  • вымыть руки социальным способом, осушить, смазать кремом



Уход за беременной с поздним гестозом.



Действие

Выполнение

Необходимо:

  • следить за наличием и динамикой веса

  • контролировать суточный диурез и водный баланс

  • наблюдать за отеками, общим состоянием беременной (жалобы на головную боль, боли в эпигастрии, ухудшение зрения, плохой сон, сниженную работоспособность, жажду и т.д.)

  • следить за состоянием плода (шевеление, сердцебиение)

  • оказать своевременную помощь при приступе эклампсии


© 2010-2022