Реферат. Сенсорное развитие детей

Опираясь на данные науки, о раннем детстве мы можем судить не с точки зрения его несовершенства, а с точки зрения его уникальности. В последние десятилетия человечество как будто заново открыло величайшую тайну младенчества, которая состоит в следующем:  его слабость и несовершенство это по сути его сила,  поскольку несовершенство  есть безграничность возможностей духовного и физического совершенствования. Именно поэтому ранее детство считают стартовым периодом развития. Успешность  умственного,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАДОУ «Детский сад № 235» Советского района г. Казани











Реферат

на тему

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»







Выполнила:

Воспитатель

Герасимова Е.А.

Казань 2013









Оглавление

Введение …………………………………………………………………………

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста

1.1 Программы в дошкольном образовательном учреждении ………..

Глава 2. Сенсорное развитие детей раннего возраста

2.1 Особенности сенсорного развития детей двух лет ………………..

2.2 Сенсорное воспитание детей третьего года жизни ……………….

Заключение ……………………………………………………………………...

Список литературы …………………………………………………………...…

Приложения ……………………………………………………………………..



Введение

Опираясь на данные науки, о раннем детстве мы можем судить не с точки зрения его несовершенства, а с точки зрения его уникальности. В последние десятилетия человечество как будто заново открыло величайшую тайну младенчества, которая состоит в следующем: его слабость и несовершенство это по сути его сила, поскольку несовершенство есть безграничность возможностей духовного и физического совершенствования. Именно поэтому ранее детство считают стартовым периодом развития.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «зо- лотой порой» сенсорного воспитания.

Глава 1. Теоретические основы сенсорного развития

детей раннего возраста

  1. Программы в дошкольном образовательном учреждении.

Работа по сенсорному воспитанию осуществляется в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.

Программа «Кроха» в нашем ДОУ используется как пособие по воспитанию, обучению и развитию до 3-х лет. Авторы: Т.Т. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.

Учебно-методическое пособие «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». Авторы: Е.С. Демина, Н.В. Казюк, В.А. Мануйлова и др.

Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений «Раннее детство: познавательное развитие 10-3 года ». Л. Н. Павлова,

Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина.

Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ.

Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.

Занятия по сенсорному развитию проводятся с детьми в возрасте от 9 месяцев и старше. Число занимающихся зависит от возраста и степени облученности.

Наполняемость групп на занятиях по сенсорному развитию.

Возраст ребенка (годы)

Количество детей в группе

0 - 1

Индивидуально

1 - 1,5

2 - 3

1,5 - 2

4 - 5

2 - 3

6 - 8

Занятия по сенсорному развитию в раннем возрасте планируется не менее 2 раза в неделю. Кроме того, на протяжении всей недели организуется дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию. Умения, которые дети приобретают, закрепляются по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изобразительной деятельности, физическому развитию.

Глава 2. Сенсорное развитие детей раннего возраста.

2.1 Особенности сенсорного развития детей двух лет.

Специально созданные условия - в процессе проведения занятий и в повседневной жизни - позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, звуки, фактуру и т.п.

Решая задачу совершенствования восприятия цветовых свойств предметов я учила детей от 1 года до 1 года 6 месяцев различать два цвета: красный и синий. На первом занятие я вносила красный лоток и красные шарики, предлагала покатать шарики по столу, прокатить их с лотка. На следующем занятии дети катали сини шарики по синему лотку. Каждый раз особое внимание я обращала на цвет. Затем давала детям красные и сини шарики в одной коробке, предлагала выбрать только сини: «Дай, Даша, пожалуйста, синий шарик, покатай синий шарик

При закреплении занятий о цвете проводила занятия с разными предметами. Я приносила в коробке зеленые и желтые шарики и кольца, давала детям коробочки такого же цвета, предлагала предметы желтого цвета положить в желтую коробочку, а красные в красную. Разложив предметы, дети наглядно убеждались, что разные предметы могут быть одного цвета.

Целесообразно также подводить ребенка к обозначению цветовыми пятнами характерных признаков предметов и явлений, выбирая необходимую мозаику или краску из двух-трех разновидностей («огоньки ночью», «листочки», «снег идет» и т.д.)

Знакомство детей с величиной - трудная задача, реализация которой требует многократных упражнений и длительного закрепления. Детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев знакомила с резко контрастными размерами предметов: большой - маленький. На первом занятии малыми играми с большими и маленькими шариками, катали их по столу, затем по моему предложению большие шарики складывали в большую корзину, а маленькие - в маленькую.

На следующем занятии был использован ящик, в стенах которого сделаны большие и маленькие круглые отверстия (игра «Шароброс»). Дети по моему показу брали большой шарик и опускали его в большое окошко, затем я показывала, куда нужно опускать маленький шарик, приговаривая: «Большой шарик кладем в большое окошко, маленький - в маленькое». Малыши опускали в отверстия то большие, то маленькие, то маленькие шарики; я помогала найти соответствующие окошки.

В играх с пирамидками упражняла детей в названии слов «большой», «маленький», вводила понятие «поменьше». Дети вместе со мной снимали самое маленькое колечко, затем остальные, стараясь класть их на стол последовательно. Надевать кольца на стержень ребенок начинал с большого кольца. К 2 годам дети правильно собирали пирамидку из трех колец, башню из пяти кубиков.

Детей в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев учила различать резко контрастные формы: шар, куб. Я вносила в одной коробке шары, в другой - кубики, показывала их детям, называла, катала шарики по столу, прокатывала с лотка, каждый раз приговаривая: «Шарик гладкий, круглый, катиться». Пыталась катать кубик по столу и прокатывалась с лотка. Дети видели, что кубик оставался на том месте, где его положили. Я также пыталась сложить шарики горкой - они раскатывались. Дети видели, что шарики таким образом сложить нельзя. Малыши сами попробовали ставить шарики друг на друга, но они тоже раскатывались. Из кубиков построили башню и убедились в том, что кубики можно ставить друг на друга.

Основными методами организации игр - занятий являются пробуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрешки, большие и маленькие, пирамидки, кубы- вкладыши, доски с отверстиями разной величины, столики с грибочками и мозаика - к концу второго года жизни).

Именно деревянные игрушки нужны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр - занятий с детьми раннего возраста.

В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливых узоров мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе - главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечном меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способно-сти воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

2.2 Сенсорное воспитание детей третьего года жизни.

Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т.е. представления о величине, цвете, форме, положении в пространстве и т.п. связывается с конкретными предметами и явлениями.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т.д. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорное свойства и признаки краткими пояснениями: белые пятна на голубом фоне - «снег идет», «зайчики прыгают»; желтое пятно - это « солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, листья и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей.

Дальнейшее сенсорное развитие ребенка происходит, как и ранее, в ходе специальных игр - занятий, но в значительно большей степени, чем раньше, в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Ребенок учится соотносить свойства и положения в пространстве одних предметов с теми же характеристиками других, выделять общее в предметах и явлениях. Действуя с предметами, он учитывает их свойства, положение в пространстве, пытаясь изобразить это доступными ему средствами ( элементы строительного набора, мозаики, краски, фломастеры, карандаши и т. п.).

Игровые строительные наборы используются детьми в сюжетно - ролевых играх. Комбинирование различных форм (кубов, кирпичиков, призм, пластин и т.д.) позволяет детям сооружать также постройки, в которых своеобразно отражаются впечатления окружающего мира.

Запоминание и правильное употребление слов, обозначающих цвет, очень сложный и трудный процесс, формирование которого заканчивается только к пяти годам.

Чтобы убедится в том, правильно ли ребенок третьего года употребляет слова - названия цвета, предлагают ему следующее задание.

Положу перед ребенком два кубика красного и зеленого цвета на расстоянии 12 - 15 см один от другого (красный - слева от него, а зеленый - справа). Скажу ребенку, указав на красный кубик: «Это красный». Указав на зеленый кубик: «Это зеленый». Затем прошу ребенка показать, где красный, и дать его мне (результат оцениваю плюсом или минусом).

Ребенок может дать кубик лежащий справа, проявляя классический пример праворукости.

Меняю местами кубики, лежащие перед ребенком (красный - справа, а зеленый слева). Спрашиваю ребенка: «Где зеленый?» Ребенок снова может показать, а затем дать мне лежащий красный кубик.

Если ребенок два раза подряд дает предмет, лежащий справа, значит, он не ориентируется в словах - названиях цвета, хотя и может их произносить и даже иногда правильно соотносить с цветом конкретного предмета, но вслед за взрослым или другими детьми.

Часть детей правильно находит и показывает и красный, и зеленый кубики. В этом случае занятие продолжается. Поменяв местами кубики, снова спрашиваю малыша: «Где зеленый?» Если ребенок правильно показывает предмет заданного цвета, то это достаточно хороший уровень. У многих при неправильном ответе наблюдается феномен поочередного манипулирования предметами, без ориентировки на слово - название: при первом предъявлении они указывают на красный, при втором - на зеленый, при третьем - снова на красный.

И, наконец, в четвертый раз меняю местами кубики, разместив, красный справа, а зеленый слева. Предлагаю ребенку показать красный кубик. Если все четыре раза он показал положительный результат, то он действительно знает и правильно употребляет слова - названия (этих цветов).

Если же ребенок допустил хоть одну ошибку, то есть все основания сомневаться в том, что он знает названия цвета: ведь из трех правильных ответов какие - то таковыми могут оказаться случайно.

Данный пример свидетельствует о том, насколько сложен процесс выявления умения детей правильно пользоваться словами - названиями.

Для прочного усвоения о цвете были проведены игры: «Найди пару» (рукавичку такого же цвета, матрешку в таком же платочке), «Подбери шарфик к шапочке» и др.

Особое значение в практической ориентировке детей раннего возраста имеет овладение способами обследования формы. Основная роль при этом отводится таким методам, как сотрудничество с взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств.

Расширяя знания детей о форме, детям предлагала из двух разных форм выбрать одну, разложить предметы в соответствующие коробки. Я задавала вопросы, побуждающие детей называть форму. Например, на одном из занятий была организована игра «Найди предмет». Я разместила на столах в разных местах группы шарики, кубики и кирпичики, затем называла форму, а вызванный ребенок находил и показывал детям.

Для закрепления знаний о форме проводила и другие игры: «Занимательная коробка» (в ее стенах имелись отверстия круглой, квадратной и прямоугольной формы), «Найди форму» (дети из круглых форм выкладывали по контору пирамидку, неваляшку, из квадратных - башенку, из прямоугольных - машину).

Продолжая знакомить детей с величиной, учила их не только понимать, различать, но и называть промежуточную величину, знакомила с понятиями: «самый большой», «поменьше», «еще меньше», «самый маленький». Давая детям одноцветные пирамидки с разными по величине кольцами (сначала тремя, а затем и четырьмя), я добивалась, чтобы малыши собирали пирамидку по убывающей величине. Если кто-то из детей затруднялся выполнить задания, я предлагала наложить одно кольцо на другое, обвести его пальцем и выбрать большее. Этот прием побуждает к активным действиям: надо внимательно присмотреться, сравнить, подумать. После этого как малыши научились последовательно

надевать кольца, шарики на стержень, ставить кубы друг на друга по убывающей величине, на занятия вносила трех - четырехместные сборно-разборные игрушки: матрешки, яички, цилиндры, коробочки.

Вначале детям предлагала вынуть меньшую коробочку - желтую, затем коробочку побольше - синюю, еще больше - красную и сложить в определенной последовательности в зеленую.

Далее задание усложняю: давая. коробочки с крышками и добивалась, чтобы ребенок правильно подобрал крышку к каждой коробочке. Те же действия дети выполняли со сборными яичками. Занятия с матрешками проводила по такому же принципу, но ребенка учила определять верх и низ матрешки. Для закрепления знаний использовала игру «Разложи разные предметы по величине»: в общую коробку клала большой и маленький шарики, большую и маленькую матрешки, большую и маленькую пирамидки, большое и маленькое яички. Затем я предлагала детям все большие предметы положить в одну коробку, а маленькие - в другую. Если ребенок ошибался, я советовала внимательно посмотреть, подумать, помогала исправить ошибку, поощряла. Постепенно у детей формировались представления о том, что большими могут быть предметы разные и одинаковые по внешнему виду и цвету.







Заключение



В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

- дети успешно выделяют и учитывают веет, форму, величину и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группируются в соответствии с образом предметы по цвету, форме, величине и другим при выборе из четырех разновидностей в период от 2 до 2 лет 3 месяцев и старше;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющий характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т.п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошка и котенка ( с 2 лет - 2 года 3 месяцев);

- активно используют «определенные» слова - названия для обозначения формы (кирпич, мяч, крыша, яйцо, огурец) цвета ( трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) ( с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами - названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет) (с 2 лет 9 месяцев - 3 лет).

Большое значение в решение поставленных задач имеют подготовка воспитателя к занятиям. Заранее уточнялось, какой материал нужно внести в группу, как его расположить, предварительно проигрывали все действия с предметами.

На всех занятиях при внесении материала использовались игровые моменты: игрушки, приносила кукла, мишка или привозила лошадка, машина. Это вызывало у детей интерес, повышала их активность.

В свободное пользование детям давала цветные пирамидки, трехместные матрешки, яички, сборные цилиндры, коробочки с крышками разного цвета и величины, занимательные коробки, деревянные бусы, мозаику, дидактический стол. Игры «Застежка», «Шнуровка» способствуют развитию мелких мышц рук, помогают знакомить детей с качеством материала: дерево - твердое, ткань - мягкая.

Вся работа ведется совместно с родителями. На первом родительском собрании познакомила мам и пап с задачами, стоящими перед нашим коллективом. На следующим собрании обсудила вопрос «значение предметной деятельности в воспитании детей раннего возраста». Заранее оформили выставку игрушек, подготовили рекомендации для родителей - какие игрушки приобрести, где их расположить, как оформит игровой уголок дома.

В результате почти во всех семьях были оборудованы игровые уголки, где находились сборно - разборные игрушки, строительный материал, маленькие дидактические столы.













Список литературы

1. Григорьева Г.Г. «Кроха» пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет. М., Просвещение, 2004.

2. Демина Е.С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ». Учебно-методическое пособие. М., творческий центр, 2005.

3. Павлова Л.Н. Ранее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. М., Мозаика - Синтез творческий Центр Сфера, 2003.

4. Сиреникова З. Сенсорное воспитание детей в процессе предметной деятельности. Дошкольное воспитание, 1982 № 11

5. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М, 1981 г

6. Алиева Т.И., Антонова Т.В. и др. базисная программа развития ребенка дошкольника. Истоки.М; Издательский дом Карапуз, 1997

7. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно. ЛИНКА - Пресс Москва 2000

8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка.М.,, 1989

9. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.М., Просвещение,1988

10. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша.М., Посвещение 1996

11. Поддъякова Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. М.,1981

12. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960

13. Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. М., Просвящение 1996









Приложение А

Занятие

Прокати мяч в ворота

( для детей 1,5 - 2 лет)

Цели:

  1. Закреплять представления о размерах предметов ( большие, маленькие).

  2. Учить соотносить предметы по величине (большие мячи - в широкие ворота, маленькие мячи - в узкие ворота).

  3. Активизировать слова «большой», «маленький», «много».

  4. Познакомить со словами. Обозначающими величины предметов «широкие» и «узкие».

  5. Учить внимательно, слушать педагога, действовать в соответствии с его указаниями, воспитывать выдержку, умение выполнять действия поочередно.

Оборудование:

  1. Ворота для мячей, одинаковые по высоте, но разные по ширине (широкие и узкие);

  2. Мячи одного и того же цвета, но разные по величине ( большие, маленькие), по 1 - 2 на каждого ребенка.

Ход занятия.

Воспитатель (усаживает детей на стульчики полукругом).

Ребята, сегодня на занятии мы будем играть с мячами. Посмотрите что у нас есть.

(Показывает ворота для мячей). Это ворота. Одни ворота широкие, а другие ворота узкие. (С начала показывает на широкие. Затем на узкие ворота). А что у нас лежит в корзине?

Дети. Мячи .

Воспитатель. Скажи, Саша что лежит в корзине?

Саша отвечает.

Воспитатель. (Предлагает каждому из детей повторить ответ.) Молодцы ребята, правильно сказали, в корзине лежат мячи. Сколько мячей в корзине?

Дети. В корзине много мячей.

Воспитатель. Давайте скажем: «Много мячей».

Дети поочередно, в зависимости от уровня развития речи, повторяют либо все предложение, либо словосочетание, либо словосочетание «много мячей», либо одного слова «много».

Ребята, а какого цвета мячи?

Дети. Красные мячи.

Воспитатель. Саша, какого цвета мячи?

Ребенок отвечает.

Аналогичные вопросы задаются каждому из детей.

Посмотрите, у нас мячи разной величины: есть маленькие, а есть большие. (С начала показываются маленький, затем большой мячи).

Саша. Это какой мяч по величине?

Вопрос задается каждому ребенку. Если дети затрудняются в самостоятельном ответе, то воспитатель сам называет величину мяча и предлагает ребенку повторить слово или словосочетание. В зависимости от его уровня развития речи. Например : «Оля, это какой мяч по величине? Это большой мяч ». Молодец, это большой мяч; «Женя, скажи, это какой мяч по величине. Это маленький мяч. Повторите: «Маленький мяч». Молодец, это маленький мяч» и т.д.

Ребята, давайте поиграем с мячами. Большие мячи будем прокатывать в широкие, а маленькие - в маленькие ворота. Саша, выбирайте, какой ты прокатишь мяч. Какой это мяч по величине?

Саша. Большой мяч.

Воспитатель. Правильно, это большой мяч. В какие ты ворота его прокатишь?

Ребенок показывает ворота.

Правильно, большой мяч мы прокатим в широкие ворота.

Ребенок прокатывает мяч прокатим в широкие ворота.

Ребенок прокатывает мяч и садится на место.

Женя, возьми маленький мяч. Какой по величине мяч ты взял?

Женя. Маленький мяч.

Воспитатель. Правильно, это маленький мяч. В какие ты ворота его прокатишь?

Ребенок показывает ворота.

Правильно, маленький мяч мы прокатим в узкие ворота. Молодец.











Последовательность проведения игр-занятий с детьми второго года жизни

Тема занятия

Основная дидактическая задача

Количество игр-занятий

Минимальный возраст детей

1

2

3

4

Знакомство с формой, цветом предметов

Накопление сенсорного опыта

3

1 год

Нанизывание колец на стержень

Накопление зрительно-осязательных впечатлений

2

1год - 1 год 2 мес.

Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствую-щие отверстие

Соотнесение по форме

1

1год 2 мес.

Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы

Накопление зрительно-осязательного опыта

3

1год 2мес. - 1год 3мес.

Складывание матрешек

Накопление зрительно-осязательных впечатлений

2

1 год 3мес.

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы

Группирование по величине

2

1год 3 мес. - 1 год 4 мес.

Раскладывание однородных предметов, контрастных по форме, на две группы

Группирование по форме

1

1год 5 мес.

Раскладывание однородных предметов, похожих по форме, на две группы

Группирование по форме

1

1год 6 мес.

Размещение вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях

Соотнесение по величине

2

1год 7мес. - 1гд. 8мес.

Размещение контрастных по форме вкладышей в отверстия соответствующей формы

Соотнесение по форме

1

1год 9 мес.

Размещение похожих по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы

Соотнесение по форме

1

1год 9 мес.

Раскладывание однородных предметов, контрастных по цвету, на две группы

Группирование по форме

1

1год 10 мес.

Раскладывание однородных предметов, похожих по цвету, на две группы

Группирование по форме

1

1год 10 мес.

Последовательность проведения игр-занятий с детьми третьего года жизни

Тема игры - занятия

Основная дидактическая задача

Количество

занятий

Минимальный возраст детей

1

2

3

4

Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех

Соотнесение по величине и форме

1

2 года

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех

Соотнесение по форме

1

2 года

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Группирование по цвету

1

2года 1 мес.

Размещение грибков двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета

Соотнесение по форме

1

2 года 1 мес.

Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех

Соотнесение по форме

1

2 года 2мес.

Выкладывание цветной мозаики на тему: «Курочка и цыплята»

Обозначение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 2мес.

Выкладывание мозаики на тему: «Домики и флажки»

Обозначение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 3мес.

Рисование на тему: «Огоньки вечером»

Обозначение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 4мес.

Рисование красками на тему: «Апельсин»

Изображение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 4мес.

Выкладывание мозаики на тему: «Ёлочки и грибочки»

Изображение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 5мес.

Выкладывание мозаики на тему: «Гуси с гусятами»

Изображение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 5мес.

Рисование красками на тему: «Листья деревьев»

Изображение с помощью цвета свойств предметов

1

2года 6мес.

Рисование красками

Изображение с помощью цвета признаков предметов

1

2года 9мес.

Рисование красками на тему: «Одуванчик и жук на лугу»

Изображение с помощью цвета свойств и признаков предметов

1

2года 10мес.

Изготовление бус

Группирование по цвету

1

2 года 6 мес.

Нанизывание больших и маленьких бус

Чередование по величине

1

2года 7мес.

Нанизывание бусин разной формы

Чередование по форме

1

2года 8 мес.

Нанизывание бусин разной формы

Чередование по цвету

1

2года 9 мес.



Дорогие родители!

Мы будем очень признательны, если Вы заполните нашу анкету.

Как долго Ваш ребенок (дети) - менее 6 месяцев ___________________

Посещает наше дошкольное учреждение? - от 6 месяцев до года ________________

- от 1 года до 2 лет __________________

- более 2-х лет ______________________

Сколько лет Вашему ребенку (детям)? ______________________

1. Получаете информацию о : ДА I НЕТ I НЕ ЗНАЮ I

А) целях и задачах дошкольного учреждения в области обучения и

воспитания Вашего ребенка. ____ ____ _________

Б) режим работы дошкольного учреждения (часах работы, праздни-

ках, нерабочих днях). ____ ____ _________

В) питании (меню) ____ ____ _________

2. В дошкольном учреждении проводится специальная работа по

адаптации детей (беседа с родителями, возможность нахождения

их в группе в первые дни посещения ребенком дошкольного

учреждения и т.д.). ____ ____ _________

3. Воспитатели обсуждают с родителями различные вопросы,

касающиеся пребывания ребенка в дошкольном учреждении

(дисциплины, питания, гигиенических процедур и т.п.). ____ ____ _________

4. Родители имеют возможность присутствовать в группе,

участвовать в экскурсиях с детьми. ____ ____ _________

5. Родители получают информацию о повседневных происшествиях

в группе, успехах ребенка в обучении и т.п. (информационный

стенд, устные сообщения сотрудников). ____ ____ _________

6. Родителей информируют о травмах, изменениях в состоянии

здоровья ребенка, его привычках в еде и т.д. ____ ____ _________

7. Родители имеют возможность обсудить вместе сотрудниками

успехи детей на совместных собраниях (не реже 1 раза в год.). ____ ____ _________

8. Сотрудники дошкольного образовательного учреждения

интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей

(беседы, анкетирование). ____ ____ _________

9. Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение

(оздоровление, развитие способностей и т.д.), которые получает

Ваш ребенок (дети) в дошкольном учреждении. ____ _____ _________

10. Вы лично чувствуете, что сотрудники дошкольного учреждения

доброжелательно относятся к Вам и вашему ребенку(детям). ____ _____ _________

Если хотите, пожалуйста, добавьте любые комментарии о работе дошкольного учреждения и возможных изменениях в ней.

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Благодарим за помощь.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(социальная)

№ группы ________________

1. Ф.И.О. ребенка, год рождения ______________________________________________________

2. Состав семьи ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Какай ребенок по счету в семье ____________________________________________________

4. Мать ___________________________________________________________________________

Ф.И.О., год рождения _______________________________________________________________

Образование, специальность _________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

5. Отец ___________________________________________________________________________

Ф.И.О., год рождения _______________________________________________________________

Образование, специальность _________________________________________________________

Место работы ______________________________________________________________________

6. С кем ребенок проживает __________________________________________________________

7. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни _____

__________________________________________________________________________________

8. Другие дети в семье (их возраст), взаимоотношения с ними _____________________________

__________________________________________________________________________________

9. К какому из членов семьи ребенок больше привязан ___________________________________

__________________________________________________________________________________

10. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес __________________

__________________________________________________________________________________

11. Основные виды игр и занятий дома_________________________________________________

__________________________________________________________________________________

12. Какие игрушки любит, кто их убирает ______________________________________________

__________________________________________________________________________________

13. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, как часто _______________________________

__________________________________________________________________________________

14. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье _________________________________________

__________________________________________________________________________________

15. Есть у ребенка привычки:

- засыпает на руках _________________________________________________________________

- засыпает при укачивании ___________________________________________________________

- сосать пальцы, соску _______________________________________________________________

- пить из бутылочки ________________________________________________________________

16. Как ребенок относится к режимным процессам (хорошо, спокойно, отрицательно).

Уточните отдельные моменты:

- укладывание на сон ________________________________________________________________

- кормление _______________________________________________________________________

- умывание ________________________________________________________________________

- одевание _________________________________________________________________________

- туалет ___________________________________________________________________________

17. Как Вы поощряете ребенка: а) за хорошие поведение, б) за послушание __________________

__________________________________________________________________________________

18. Как Вы наказываете ребенка, если он не слушается ___________________________________

__________________________________________________________________________________

19. Единодушны ли члены семьи в выражении:

- поощрений _______________________________________________________________________

- наказаний ________________________________________________________________________

- запрещений ______________________________________________________________________

- разрешений ______________________________________________________________________

20. Ваши предложения и пожелания по организации приема в дошкольное учреждение

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение № 235



Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. В которой фиксируется ответы родителей во время беседы с воспитателем. Результат баллируется. По позициям (вопросам) выводится средний балл и делается прогноз адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ 3 - 2,5 бал. - легкая адаптация

Условно готов 2,5 - 2 бал. - средняя адаптация

Не готов 1,9 - 1 бал. - усложненная адаптация

Воспитатель определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации.

Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

Фамилия, Имя ребенка_______________________________

Возраст _________________

Вопросы родителям

Параметры

Баллы

1. Какое настроение преобладает у малыша?

Бодрое

Раздражительное

Подавленное

3

1

1

2. Как засыпает малыш?

Быстро (до 10 мин)

Медленно

Спокойно

Не спокойно

3

2

3

2

3. Какова длительность сна?

10ч. 30мин. Ночной сон

2ч. 20 мин. Дневной сон

Не соответствует возрасту

3

4. Каков аппетит у малыша?

Хороший

Избирательный

Плохой

3

3

1

5. Как относится малыш к высаживанию на горшок?

Положительно

Отрицательно

3

1

6. Просится ли малыш на горшок?

Просится

Не просится, но бывает сухой

Не просится ходит мокрый

3

2

1

7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых?

Проявляет

Проявляет иногда

Не проявляет

3

2

1

9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятия?

Да

Нет

3

1

10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослым?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми?

Вступает в контакт по собственной инициативе

Сам не вступает в контакт

3

2

12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми?

Да

Нет не всегда

Нет

3

2

1

13. Как была перенесена малышом разлука с близкими? (если имеется такой опыт)

Легко

Тяжело

3

2

14. Имеет ли место аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

Да

Нет

1

3

Памятка для родителей.



  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.

  2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

  3. Будьте терпеливы.

  4. формируйте у ребенка навыки самообслуживания личной гигиены.

  5. поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

  6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

  7. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).

  8. говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

  9. Спрашивайте у ребенка: «что ты делаешь?».

  10. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.

  11. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…

  12. Поощряйте любопытство.

  13. Не скупитесь на похвалу.



Радуйтесь вашему ребенку !!!





© 2010-2022