Создание интеллектуальных игр в программе PowerPoint (из опыта работы)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание интеллектуальных игр в программе PowerPoint

Волынская Маргарита Николаевна, учитель математики и информатики МБОУ «Мошинская средняя общеобразовательная школа»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Интеллектуальная игра - индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования.

Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры). Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).

С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.

Интеллектуальные игры являются в нашей стране одной из любимейших форм организации досуга. Получив благодаря телевидению миллионы поклонников всех возрастов, познавательно-развлекательные передачи широко вошли в практику работы школ.

Передачи на телевидении.

На 1 канале: «Умницы и умники»; «Что? Где? Когда?»; «Кто хочет стать миллионером?»; «Поле чудес»; «10 миллионов»

На НТВ: «Своя игра»

На СТС: «Самый умный»; «Брейн - ринг»

Хотя большинство телевизионных игр проводятся для взрослых, дети смотрят их с интересом и хорошо знают основные правила игры.

На основе телевизионных форматов можно создавать интеллектуальные игры по всем учебным предметам, но они требуют адаптации для того, чтобы их использовать в школе.

В телевизионных передачах чаще всего участвуют несколько человек или одна команда, а на уроке надо активировать внимание всего класса, поэтому можно создать несколько команд или группы поддержки.

В телевизионной игре участники программы рассуждают вслух. Зрители и телезрители желают услышать логические шаги поиска ответа. Такая же роль и у ребенка, который будет участником игры. Ученик должен не просто найти правильный ответ, а обосновать, рассуждать вслух, выстраивать логическую цепочку рассуждений. Это ценно для класса, так как в нем есть сильные ученики и те, кто с трудом решает тестовые задания.

Разработка игры.

  • Разрабатывая интеллектуальную игру, учитель определяет её задачи в соответствии с целью учебного процесса, его содержанием, составляет план ее проведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

  • Подбирает вопросы, которые должны быть сформулированы ясно, четко, однозначно, с упором на догадку, логику, но все они должны основываться на хорошей предметной подготовке.

  • Изучает правила телевизионной игры. (Можно внести некоторые изменения).

Самое трудоёмкое - это создать шаблон игры в программе PowerPoint, и сделать его интерактивным.

Компьютерные технологии позволяют максимально приблизить интеллектуальную игру к оригиналу.

Настройка презентации.

  • Необходимо настроить анимацию на слайдах.

  • Вставить в презентацию заставку и музыку соответствующей игры.

  • Сделать презентацию интерактивной. Для этого можно использовать гиперссылки, управляющие кнопки или создать триггеры.

Игру может вести сам учитель или заранее подготовленный ученик.

Проанализирую разные способы настройки презентации на примере нескольких игр.

«Своя игра»

Самая простая настройка - по гиперссылкам и управляющим кнопкам, если не брать последнего этапа - выбора одной темы из нескольких.

В обычной таблице гиперссылки лучше создавать текстовые, тогда использованная гиперссылка меняет свой цвет, что удобно при выборе следующего вопроса.

Если таблица состоит из отдельных объектов, то дополнительно к гиперссылке создаём триггер, чтобы объект исчез.

«Кто хочет стать миллионером»

На основе этой игры я разработала игру «Кто хочет стать отличником». Чтобы показать правильность результата ответа, необходимо создать триггер. (Действие выполняется только при наведении курсора на этот объект).

«10 миллионов»

На основе этой игры я создала игру «Думай, решай, отвечай» для 5 класса за первое полугодие. Большинство вопросов взято из разделов учебника математики 5 класса под ред. Дорофеева «Для тех, кому интересно», включены занимательные и логические задачи, задачи из истории математики.

  • Вместо 40 пачек по 250 тыс. руб. выдаю 40 конфет, которые ребята раскладывают во время игры по ячейкам - листам формата А4 красного цвета с номерами.

  • Класс разбивается на 3 команды по 4 человека. 2 помощника.

  • Одна команда за игровым столом, другие команды вносят свои ответы в специальные таблицу и поднимают карточки с ответами по окончании времени.

  • Вопросы, которые остались, в конце игры задаются командам. За правильный ответ команда получает конфету.

  • Для настройки презентации использованы анимация, триггеры для контроля времени, управляющие кнопки для возврата к списку вопросов, гиперссылки для перехода на слайды с разбором правильных ответов.

Выводы:

  • Используя шаблоны игр, можно наполнить их любым содержанием по разным темам для уроков и внеурочной деятельности.

  • Главное, не затягивать, не переводить игру в русло обычного урока, дать возможность попробовать себя как можно большему числу участников, дать классу почувствовать атмосферу игры, азарта, напряжения, победы. *

  • Проведение игр в нетрадиционной форме с использованием информационных технологий заметно повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся, способствует развитию речевой деятельности, формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы школьника.


© 2010-2022