«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания»

«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания».Григорьева О.П.,Ганина Е.Е-учителя самопознания КГУ СОШ №30В современном мире во всех странах в обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране входит в норму, рождаетагрессию. Особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим кул...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания».

Григорьева О.П.,

Ганина Е.Е-учителя самопознания КГУ СОШ №30

В современном мире во всех странах в обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране входит в норму, рождает агрессию. Особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Поликультурная образовательная среда обладает большим воспитательным потенциалом.

Казахстан - многонациональное и поликультурное государство.

Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.

Одна из задач предмета самопознания - воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении казахстанской государственности.

В основе всех общечеловеческих ценностей лежат культурные, религиозные и национальные традиции. Как бы они не различались, эти традиции породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. При помощи поликультурного образования мы можем глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих нашу землю, нам легче понять те культурные различия, по которым можно определит принадлежность человека к той или иной группе, более очевидно проявляется разнообразие точек зрения. Это разнообразие отражено во вкусах людей, в их предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и взглядах на мир. И в этом проявляется развитие каждого народа, его приспособления к окружающей его действительности и обстоятельствам жизни. У каждого народа, у каждой культурной группы свой путь развития, и эти пути очень разные. Но поликультурное образование помогает увидеть в этом многообразии общее.

Уроки самопознания на тему: «Мир и согласие между людьми», «Мир человеческих взаимоотношений», «Дорога к Родине», «Горизонты доброты», «Любовь как высшая истина» учат детей более терпимо относится к любым ценностям, происходящим из традиций того или иного народа, так как в них заключены опыт и мудрость целого народа.

В течение трех лет нами отслеживались уровни развития воспитанности и толерантности учащихся 5-11классов.

1СРЕЗ 2010-2011 УЧ.Г. Уровень развития воспитанности

Количество

учащихся

Высокий уровень

Средний уровень (норма)

Низкий уровень.

380 чел.

25%

45%

30%

Уровень развития толерантности

Количество

учащихся

Высокий уровень

Средний уровень (норма)

Низкий уровень

380 чел.

20%

40%

40%

На уроках самопознания постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности. Самостоятельно подбирают видеоролики. Яркие художественные образы усиливают восприятие и усвоение детьми содержания изучаемого материала. Ребята готовят презентации, на темы, которые их волнуют больше всего. В социально - ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического характера.

Самопознание способствует формированию целостной личности, которая осознает свои чувства, умеет владеть и управлять ими, умеет строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе любви, доброжелательности, взаимопонимания.

Ребята задумываются о смысле жизни, пересматривают свое поведение и жизненную позицию. Что отражается на их уровне воспитанности и толерантности.

2СРЕЗ 2012-2013 УЧ.Г. Уровень развития воспитанности

Количество

учащихся

Высокий уровень

Средний уровень (норма)

Низкий уровень

420 чел.

30%

55%

15%

Уровень развития толерантности

Количество

учащихся

Высокий уровень

Средний уровень (норма)

Низкий уровень

420 чел.

32%

40%

28%

Так же прогрессу в этом направлении способствует и внеклассная работа, и работа с родителями.

Так в 9 классах было проведено мероприятие « Толерантность - вызов времени». Цель данного мероприятия - дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности, развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, дать опыт проживания психологических состояний, воспитывать уважение и сопереживание к людям.

Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.

К.Д.Ушинский говорил: «Семья -духовная опора человека». Сегодня школа и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, отрицательно влияющее на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть детей, особенно подростков, отдаляется от родителей.

В таких условиях работа школы с родителями учащихся приобретает особую значимость, а её организация требует от школы определенных усилий.

Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.

Так были проведены родительские собрания, лектории и занятия с элементами тренинга на тему: « Счастье -это когда тебя понимают», «Путешествие в Страну «Самопознания», «Мир семьи», « Взаимоотношение в семье».Цель данной работы: расширить представление родителей о роли семьи в жизни каждого ребенка, определить круг общих проблем, возникающих в семьях. Для полноценного развития личности просто необходимо гармоничное общение. Наша задача, как учителей самопознания, стать помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу толерантности, добра, взаимопонимания и доверия.

Список литературы.

1. Бадмаев.Б. Ц. «Психология в работе учителя» Кн.2. М.: Владос, 2000.

2. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания»,Москва «ВАКО»,2006

3.Коротаева Е. В. «Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия».М.: Сентябрь, 2000.

4.Мамышева. З.З. «Подходы к исследованию поликультурной образовательной среды как аспекта воспитания младших школьников», Майкоп: Изд-во МГТУ. 2010.

5.Поройков С. Ю.. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.

6. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии. М.: Народное образование», 1998.

© 2010-2022