- Преподавателю
- Другое
- «Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания»
«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Григорьева О.П. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания».
Григорьева О.П.,
Ганина Е.Е-учителя самопознания КГУ СОШ №30
В современном мире во всех странах в обществе людей сместились представления о прекрасном, добром, справедливом, честном. Равнодушное отношение к событиям, которые происходят в классе, городе, стране входит в норму, рождает агрессию. Особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у них таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, истории, религиям; готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, а именно: подразумевает овладение знаниями культурологических основ социальных явлений и религиозных традиций. Поликультурная образовательная среда обладает большим воспитательным потенциалом.
Казахстан - многонациональное и поликультурное государство.
Президент республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем Послании народу отметил: «Мы должны построить общество, где ценят честь, достоинство и репутацию каждого, где присутствуют высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». С этими требованиями переплетаются общие цели программы нравственно-духовного образования «Самопознание», направленные на усиление приоритетной значимости нравственно-духовного образования и воспитания подрастающего поколения.
Одна из задач предмета самопознания - воспитание способности к духовному развитию, веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении казахстанской государственности.
В основе всех общечеловеческих ценностей лежат культурные, религиозные и национальные традиции. Как бы они не различались, эти традиции породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния. При помощи поликультурного образования мы можем глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих нашу землю, нам легче понять те культурные различия, по которым можно определит принадлежность человека к той или иной группе, более очевидно проявляется разнообразие точек зрения. Это разнообразие отражено во вкусах людей, в их предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и взглядах на мир. И в этом проявляется развитие каждого народа, его приспособления к окружающей его действительности и обстоятельствам жизни. У каждого народа, у каждой культурной группы свой путь развития, и эти пути очень разные. Но поликультурное образование помогает увидеть в этом многообразии общее.
Уроки самопознания на тему: «Мир и согласие между людьми», «Мир человеческих взаимоотношений», «Дорога к Родине», «Горизонты доброты», «Любовь как высшая истина» учат детей более терпимо относится к любым ценностям, происходящим из традиций того или иного народа, так как в них заключены опыт и мудрость целого народа.
В течение трех лет нами отслеживались уровни развития воспитанности и толерантности учащихся 5-11классов.
1СРЕЗ 2010-2011 УЧ.Г. Уровень развития воспитанности
Количество
учащихся
Высокий уровень
Средний уровень (норма)
Низкий уровень.
380 чел.
25%
45%
30%
Уровень развития толерантности
Количество
учащихся
Высокий уровень
Средний уровень (норма)
Низкий уровень
380 чел.
20%
40%
40%
На уроках самопознания постижение истины и любви как высшего смысла человеческой жизни происходят в неформальной, доверительной обстановке, в которой дети свободно размышляют, высказывают свое мнение, раскрывают свои таланты и способности. Самостоятельно подбирают видеоролики. Яркие художественные образы усиливают восприятие и усвоение детьми содержания изучаемого материала. Ребята готовят презентации, на темы, которые их волнуют больше всего. В социально - ролевых играх и тренингах исследуется мир человеческих взаимоотношений, происходит обмен жизненными наблюдениями, развиваются навыки практического характера.
Самопознание способствует формированию целостной личности, которая осознает свои чувства, умеет владеть и управлять ими, умеет строить свои взаимоотношения с окружающими людьми на основе любви, доброжелательности, взаимопонимания.
Ребята задумываются о смысле жизни, пересматривают свое поведение и жизненную позицию. Что отражается на их уровне воспитанности и толерантности.
2СРЕЗ 2012-2013 УЧ.Г. Уровень развития воспитанности
Количество
учащихся
Высокий уровень
Средний уровень (норма)
Низкий уровень
420 чел.
30%
55%
15%
Уровень развития толерантности
Количество
учащихся
Высокий уровень
Средний уровень (норма)
Низкий уровень
420 чел.
32%
40%
28%
Так же прогрессу в этом направлении способствует и внеклассная работа, и работа с родителями.
Так в 9 классах было проведено мероприятие « Толерантность - вызов времени». Цель данного мероприятия - дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности, развивать навыки ведения позитивного внутреннего диалога с самим собой, дать опыт проживания психологических состояний, воспитывать уважение и сопереживание к людям.
Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.
К.Д.Ушинский говорил: «Семья -духовная опора человека». Сегодня школа и семья развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, отрицательно влияющее на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребёнка семей. Значительная часть детей, особенно подростков, отдаляется от родителей.
В таких условиях работа школы с родителями учащихся приобретает особую значимость, а её организация требует от школы определенных усилий.
Целесообразное организованное взаимодействие педагогов и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Первым и решающим условием положительно направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт строится таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Так были проведены родительские собрания, лектории и занятия с элементами тренинга на тему: « Счастье -это когда тебя понимают», «Путешествие в Страну «Самопознания», «Мир семьи», « Взаимоотношение в семье».Цель данной работы: расширить представление родителей о роли семьи в жизни каждого ребенка, определить круг общих проблем, возникающих в семьях. Для полноценного развития личности просто необходимо гармоничное общение. Наша задача, как учителей самопознания, стать помощником и советчиком для родителей, создать в коллективе детей и родителей атмосферу толерантности, добра, взаимопонимания и доверия.
Список литературы.
1. Бадмаев.Б. Ц. «Психология в работе учителя» Кн.2. М.: Владос, 2000.
2. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания»,Москва «ВАКО»,2006
3.Коротаева Е. В. «Директор - учитель - ученик: пути взаимодействия».М.: Сентябрь, 2000.
4.Мамышева. З.З. «Подходы к исследованию поликультурной образовательной среды как аспекта воспитания младших школьников», Майкоп: Изд-во МГТУ. 2010.
5.Поройков С. Ю.. Физическая и религиозная реальность. М.: Ленанд, 2006.
6. Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии. М.: Народное образование», 1998.