• Преподавателю
  • Другое
  • Внедрение технологий системно-деятельностного обучения как основы реализации ФГОС

Внедрение технологий системно-деятельностного обучения как основы реализации ФГОС

       В основу Государственного Стандарта положен системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.    Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.       Поэтому учи...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования»

городского округа Чапаевск Самарской области


Доклад

на тему: «Внедрение технологий системно-деятельностного обучения как основы реализации ФГОС»



Подготовила:

Павлова Татьяна Вадимовна,

учитель физической культуры

ГБОУ СОШ «Центр образования»

г.о. Чапаевска Самарской области


Развитие общества с каждым десятилетием претерпевает изменения, связанные с ускоряющимся темпом жизни и увеличением объёма информации. Постоянно изменяющееся информационное поле заставляет коренным образом изменяться все сферы деятельности человека, в том числе и познание. Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования - это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.), и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».

В докладе международной комиссии по образованию в XXI веке «Образование: сокрытое сокровище», сформулированы «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор) *

-Учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы

-Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного

-Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество

-Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.

* Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. - Париж: Издание ЮНЕСКО, 1996. -С. 17, 38.

По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.

Таким образом, перед современным образованием ставятся задачи:

  • научить получать знания (учить учиться)

  • научить работать и зарабатывать (учение для труда)

  • научить жить (учение для бытия)

  • научить жить вместе (учение для совместной жизни)

Всё вышеперечисленное, и не только это, побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.

В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. В психологии деятельность соотносят со многими психическими процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и другие виды деятельности). По мнению В.В.Давыдова, в психологии принята структура деятельности, включающая следующие составляющие: потребность - мотив - задача - средства (решения задачи) - действия - операции.

Касательно общего среднего образования ещё в 1988г. группа отечественных учёных утверждала: «деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности».

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Это известные технологии проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, метод проектов. К одной из новых форм эффективных технологий проблемно-ситуативного обучения является так называемый «кейс- метод»

Выбор данной технологии в качестве модернизации образовательного процесса был определён по следующим причинам:
- наличие логической структуры;
- наличие чёткой последовательности действий и шагов;
- повторяемость;
- воспроизводимость;
- нацеленность на получение конкретного образовательного результата.

Обратимся к общепринятому определению: «кейс-метод - метод активного проблемного, эвристического обучения», суть которого заключается в том, что решаемая практическая задача (проблема) «не имеет однозначного решения».

Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, приёмов и методов обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога, это один из методов «обучения в сотрудничестве».

Кейс-метод позволяет по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал, опираясь на компетентность самого учителя, являющегося скрытым координатором действий. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых.

Целью кейс-технологий является:

научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

- анализировать информацию,

- сортировать ее для решения заданной задачи,

- выявлять главные проблемы,

- генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

- выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Отличительная особенность кейса - это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Работа над кейсом в классе ведется по следующим этапам:

1) Этап введения в кейс, постановки учителем основных вопросов.

Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до урока или на самом уроке. На ознакомление выделяется 5-7 мин в зависимости от сложности кейса. Учитель начинает занятие с контроля знаний обучающимися содержания кейса.

2) Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах).

Требование - укладывать в установленное время. Обучающиеся выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Учитель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций.

3) Этап презентации решений по кейсам.

Представление результатов анализа кейса и его составляющих или презентация выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой группы.

4) Этап общей дискуссии.

Почему ситуация выглядит как дилемма? Кто принимал решение? Какие варианты решения он имел? Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, учитель должен прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение.

5) Этап подведения итогов, завершающего выступления учителя.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать четко поставленной цели создания
- иметь соответствующий уровень трудности
- иллюстрировать несколько аспектов жизни
- не устаревать слишком быстро
- иметь национальную окраску
- быть актуальным на сегодняшний день
- иллюстрировать типичные ситуации, например, в бизнесе
- развивать аналитическое мышление
- провоцировать дискуссию
- иметь несколько решений

Кейсы имеют ряд сходств с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают обучающимся приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные неструктурированные проблемы.

На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью кейсов помогают приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция кейс - метода учить решать сложные не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.

Типы кейсов по содержанию:

  • кейсы, обучающие анализу и оценке;

  • кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;

  • кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Кейсы по способу организации в нем материала делятся на:

  • структурированные кейсы,

  • "маленькие наброски",

  • большие неструктурированные "кейсы",

  • "первооткрывательские кейсы".

Некоторые ученые считают, что кейсы бывают «мертвые» и «живые». К «мертвым» кейсам можно отнести кейсы, в которых содержится вся необходимая для анализа информация. Чтобы «оживить» кейс, необходимо построить его так, чтобы спровоцировать учащихся на поиск дополнительной информации для анализа. Это позволяет кейсу развиваться и оставаться актуальным длительное время.

Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:

1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

3. Учитель может ничего не делать (оставаться молчаливым), пока кто-то работает над проблемой.

При разборе учебной ситуации преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. Иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие.

Несмотря на то, что данная технология является молодой в российском образовании, применение кейс - технологий возможно, реально выполнимо и воспроизводимо на разных возрастных группах в случае соблюдения следующих условий:

- интересная реальная или близкая к реальной проблемная ситуация( может быть связана с изучением теоретического материала, применением основ здорового образа жизни, изучение различных методик)

- наличие достаточных источников и электронных ресурсов ( Интернет)

- должна быть яркая возможность проявить индивидуальные способности в группе (самоопределение в распределении ролей, творческий подход по выполнению задания, роль должна соответствовать личностно - ориентированным потребностям каждого)

- оценивание группы должно быть единым ( одна оценка на всех).

Заключение

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

  • от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;

  • от стихийности учебной деятельности обучающегося к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;

  • от изолированного изучения воспитанником системы научных понятий, составляющих содержание учебного материала, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей образования.

  • от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного материала, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;

  • от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли образовательного сотрудничества в достижении целей образования.

Анализируя свою педагогическую деятельность, хочется напомнить поговорку наших предков «Под лежачий камень вода не течет», которая настойчиво подталкивает нас к мысли о самосовершенствовании, и в профессиональной сфере тоже. Только всесторонне развитый, тактичный и мудрый учитель сможет заинтересовать наше «компьютерное» юношество, живущее иногда больше в пучинах Интернета, чем в реальной жизни. Успехов нам, коллеги!

Используемые источники и ресурсы

1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" от 04 февраля 2010 г. Пр-271// - Режим доступа:old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/, свободный

2. Гайдамак, Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения студентов информатике и информационным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] / Е.С. Гайдамак // Информационные технологии в образовании - Режим доступа: ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] // Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.

4. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании.- М.: ВПО, 2000.

5. Маклаков А. Г. Общая психология// СПб: Питер, 2008 - Режим доступа: booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/441-obshhaya-psixologiya-maklakov-uchebnik.html, свободный

6.nsportal.ru/shkola/raznoe/library/ispolzovanie-keys-tehnologiy-na-urokah-informatiki


© 2010-2022