Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Казгулак









Педагогический проект по теме:

«Психолого - педагогические условия организации индивидуальной

работы со школьниками,

имеющими высокий уровень познавательной активности».






Проект выполнила


Ганжа Светлана Николаевна

учитель математики

МКОУ СОШ №5 с. Казгулак

Туркменского района









с. Казгулак

2013 г.



Тема:

«Психолого - педагогические условия организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности».

Актуальность

  • Одно из направлений инициативы президента «Наша новая школа» - развитие и поддержка талантливых детей.


  • В крае создана программа «Одаренные дети» в рамках реализации данной программы в школе должна быть создана целенаправленная система работы с талантливыми детьми.


  • На старшей ступени обучения в нашем образовательном учреждении создано и успешно работает ШНОУ. Однако, на средней ступени обучения работа с талантливыми детьми организована недостаточно. В целях выявления, развития и поддержки талантливых детей должна быть разработана система работы с талантливыми детьми, то есть с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, на средней ступени обучения.

Противоречия

Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика в массовой школе, необходимо разрешить следующие противоречия:

  • Социальный аспект:

между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.

  • Психолого-педагогический аспект:

между необходимостью раскрытия творческих способностей (интеллектуальных) учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, неготовность педагогических кадров, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления интересов и способностей детей).

Проблема

Отсутствие:

  • достаточной поддержки и сопровождения одарённых детей в школе;

  • методического сопровождения;

  • диагностики по выявлению одарённых детей;

  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми.

Объект исследования

  • Психолого - педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования

  • Педагогические и дидактические условия организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Гипотеза исследования

Система создания и реализации модели работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, будет успешна при выполнении следующих условий:

  • создании нормативной и учебно - материальной базы для организации работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;

  • разработке и реализации диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе;

  • разработке индивидуальной траектории развития детей данной категории в школе;

  • создании условий для психолого - педагогической подготовки учителей и родителей;

  • повышении уровня мотивации педагогов при работе с детьми данной категории;

  • создание условий, необходимых для развития природных способностей учащихся.

Цель

Создание психолого - педагогических условий для организации индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности.

Задачи

Проблема, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:

  • усилить нормативно-правовую базу по работе с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;

  • изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления детей вышеуказанной категории, провести диагностику и создать банк данных детей в школе.

  • разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе, осуществить мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей учащихся;

  • разработать программу развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности;

  • подготовить педагогические кадры к работе с данными детьми;

  • повысить грамотность родителей в вопросах воспитания;

  • создать условия, необходимые для развития природных способностей учащихся.

Методы

  • Теоретический (изучение психолого- педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).

  • Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).

  • Статистический (обработка полученных данных).

Формы работы

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;

  • дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;

  • участие детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня;

  • проектная деятельность учащихся;

  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;

  • создание детских портфолио.

Средства реализации

  • психологическое сопровождение;

  • кадровые ресурсы;

  • дидактические ресурсы;

  • финансовые ресурсы.

Сроки реализации

Первый этап - диагностико-организационный (1 год) включает:

  • создание нормативно-правовой базы;

  • создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;

  • изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;

  • организация методического обеспечения;

  • повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап - организационно - практический (3 года) включает:

  • апробация программы работы с одарёнными (читать «имеющими высокий уровень познавательной активности») детьми;

  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;

  • отработка педагогических технологий работы с детьми;

  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;

  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;

  • психологическая, социальная, педагогическая поддержка одарённых детей.

Третий этап - рефлексивно - обобщающий (1 год) включает:

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;

  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;

  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;

  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Модель (относительно основной проблематики)

Для создания условий обучения детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, выделяют следующие составляющие:

  • координирование проекта;

  • диагностирование;

  • сотрудничество с другими службами ОУ;

  • работа по развитию способностей учащихся;

  • информационная работа;

  • кадровое обеспечение.

Кластерная модель

Проектирование работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении, представим кластерной моделью.






Кластерная модель проектирования работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении.





Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детямПедпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям







Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детямПедпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям




Алгоритм реализации модели и план мероприятий.


Координационное направление


Для решения задачи по координационному регулированию проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:


  • Организация работы коллектива.

  • Обеспечение нормативно - правовой базы.

  • Организация предметных кружков, кружков сферы дополнительного образования.

  • Ресурсное обеспечение.

  • Контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление


Для решения задачи по проведению диагностических исследований, выявления интеллектуального уровня и состояния здоровья детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, планируются следующие мероприятия:


  • Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.

  • Проведение диагностики одарённых детей.

  • Создание банка данных одарённых детей.

  • Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.


Кадровое направление


Для решения задачи по квалифицированному кадровому обеспечению целесообразно выполнение следующих мероприятий:


  • Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).

  • Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.)


Развивающее направление


Для решения задачи по развитию способностей детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, необходима реализация следующих мероприятий:

  • Создание образовательной среды для развития одарённых детей.

  • Организация внеклассных, индивидуальных занятий по углубленному изучению предметов.

  • Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.

  • Создание школьной базы олимпиадных заданий, творческих работ учащихся.

  • Использование системы информационно - коммуникационных технологий.

  • Создание условий для применения новых педагогических технологий.

  • Применение на практике новых педагогических технологий.


Информационное направление


Для решения задачи информационной осведомлённости всех участников проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:

  • Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (разъяснительная работа, создание интернет-странички на сайте школы, выпуск школьных стенгазет различной тематики).

  • Организация работы библиотеки, кабинета информатики по данному направлению.

  • Организация лекториев и тематических собраний для родителей.

Критерии и показатели реализации модели (относительно ученика)


Чтобы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий

организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности, необходимо регулярно вести мониторинг уровня знаний и творческих способностей по выявлению уровня познавательной активности. Наблюдения рекомендуется фиксировать в виде диаграмм, так как именно эта форма наиболее демонстративна.

Уровень психических процессов у учащихся данной категории и компетенции педагогов целесообразнее проверять в соответствии с предложенной таблицей:

Категория обследуемо-го

Критерии

Показатели

«высокий»

«средний»

«низкий»

Учащийся

Интеллектуальное

развитие

Педагог

Профессиональная компетентность



Предполагаемые результаты

При реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:

  • создание банка данных, включающих сведения о детях с различными уровнями познавательной активности;

  • разработку и реализацию программ поддержки и развития данной категории детей;

  • положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей учащихся;

  • увеличение количества учащихся, работающих на высоком творческом уровне (участие в интеллектуальных конкурсах, играх, олимпиадах);

  • повышение компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (методический, теоретический уровень, психологическая готовность);


  • повышение родительской компетентности в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей;

  • создание банков методических и диагностических материалов по работе с детьми данной категории;










Прогнозируемые риски и методы их коррекции


Вместе с тем предполагается, что могут возникнуть риски, которые можно устранить, используя определённые методы.

Прогнозируемый риск

Метод коррекции

Отсутствие материальной базы.

Оснащение материально - технической базы школы (спонсорская помощь).

Отсутствие подготовленных педагогов.

Повышение квалификации педагогов (курсы, научно - практические конференции, МО, семинары).

Отсутствие методической базы.

Создание банка данных методической литературы.

Интеллектуальная, информационная перегруженность учащихся.

Согласование графика работы всех заинтересованных сторон проекта.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.

Стимуляция учащихся

( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы).

Низкая мотивация родителей в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей.

Проведение информационно - разъяснительной работы администрацией, педагогами школы.



© 2010-2022