- Преподавателю
- Другое
- Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям
Педпроект МКОУ СОШ №5 по одаренным детям
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ганжа С.Н. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5» с. Казгулак
Педагогический проект по теме:
«Психолого - педагогические условия организации индивидуальной
работы со школьниками,
имеющими высокий уровень познавательной активности».
Проект выполнила
Ганжа Светлана Николаевна
учитель математики
МКОУ СОШ №5 с. Казгулак
Туркменского района
с. Казгулак
2013 г.
Тема:
«Психолого - педагогические условия организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности».
Актуальность
-
Одно из направлений инициативы президента «Наша новая школа» - развитие и поддержка талантливых детей.
-
В крае создана программа «Одаренные дети» в рамках реализации данной программы в школе должна быть создана целенаправленная система работы с талантливыми детьми.
-
На старшей ступени обучения в нашем образовательном учреждении создано и успешно работает ШНОУ. Однако, на средней ступени обучения работа с талантливыми детьми организована недостаточно. В целях выявления, развития и поддержки талантливых детей должна быть разработана система работы с талантливыми детьми, то есть с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, на средней ступени обучения.
Противоречия
Чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика в массовой школе, необходимо разрешить следующие противоречия:
-
Социальный аспект:
между современными требованиями нашего общества в осуществлении индивидуальных образовательных траекторий и существующей традиционной системой образования.
-
Психолого-педагогический аспект:
между необходимостью раскрытия творческих способностей (интеллектуальных) учащихся и отсутствием психолого-педагогических условий в массовой школе (организация образовательного процесса, неготовность педагогических кадров, отсутствие методического и диагностического инструментария для выявления интересов и способностей детей).
Проблема
Отсутствие:
-
достаточной поддержки и сопровождения одарённых детей в школе;
-
методического сопровождения;
-
диагностики по выявлению одарённых детей;
-
неготовность учителя работать с одарёнными детьми.
Объект исследования
-
Психолого - педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Предмет исследования
-
Педагогические и дидактические условия организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности.
Гипотеза исследования
Система создания и реализации модели работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности, будет успешна при выполнении следующих условий:
-
создании нормативной и учебно - материальной базы для организации работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;
-
разработке и реализации диагностического инструментария для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе;
-
разработке индивидуальной траектории развития детей данной категории в школе;
-
создании условий для психолого - педагогической подготовки учителей и родителей;
-
повышении уровня мотивации педагогов при работе с детьми данной категории;
-
создание условий, необходимых для развития природных способностей учащихся.
Цель
Создание психолого - педагогических условий для организации индивидуальной работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности.
Задачи
Проблема, цель, гипотеза исследования определили следующие задачи:
-
усилить нормативно-правовую базу по работе с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности;
-
изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления детей вышеуказанной категории, провести диагностику и создать банк данных детей в школе.
-
разработать диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в школе, осуществить мониторинг уровня развития интеллектуальных способностей учащихся;
-
разработать программу развития детей, имеющих высокий уровень познавательной активности;
-
подготовить педагогические кадры к работе с данными детьми;
-
повысить грамотность родителей в вопросах воспитания;
-
создать условия, необходимые для развития природных способностей учащихся.
Методы
-
Теоретический (изучение психолого- педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, систематизация и классификация).
-
Экспериментальный (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
-
Статистический (обработка полученных данных).
Формы работы
-
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, инновационных технологий, проведение нестандартных форм уроков;
-
дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам;
-
участие детей в олимпиадах и конкурсах разного уровня;
-
проектная деятельность учащихся;
-
посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
-
конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
-
создание детских портфолио.
Средства реализации
-
психологическое сопровождение;
-
кадровые ресурсы;
-
дидактические ресурсы;
-
финансовые ресурсы.
Сроки реализации
Первый этап - диагностико-организационный (1 год) включает:
-
создание нормативно-правовой базы;
-
создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ;
-
изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей;
-
организация методического обеспечения;
-
повышение психолого-педагогической компетентности учителей.
Второй этап - организационно - практический (3 года) включает:
-
апробация программы работы с одарёнными (читать «имеющими высокий уровень познавательной активности») детьми;
-
мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
-
отработка педагогических технологий работы с детьми;
-
методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
-
отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
-
психологическая, социальная, педагогическая поддержка одарённых детей.
Третий этап - рефлексивно - обобщающий (1 год) включает:
-
анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
-
анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
-
анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
-
определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.
Модель (относительно основной проблематики)
Для создания условий обучения детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, выделяют следующие составляющие:
-
координирование проекта;
-
диагностирование;
-
сотрудничество с другими службами ОУ;
-
работа по развитию способностей учащихся;
-
информационная работа;
-
кадровое обеспечение.
Кластерная модель
Проектирование работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении, представим кластерной моделью.
Кластерная модель проектирования работы с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности в обучении.
Алгоритм реализации модели и план мероприятий.
Координационное направление
Для решения задачи по координационному регулированию проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:
-
Организация работы коллектива.
-
Обеспечение нормативно - правовой базы.
-
Организация предметных кружков, кружков сферы дополнительного образования.
-
Ресурсное обеспечение.
-
Контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление
Для решения задачи по проведению диагностических исследований, выявления интеллектуального уровня и состояния здоровья детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, планируются следующие мероприятия:
-
Формирование банка методического обеспечения для выявления одарённых детей.
-
Проведение диагностики одарённых детей.
-
Создание банка данных одарённых детей.
-
Создание системы психологического сопровождения одарённых детей.
Кадровое направление
Для решения задачи по квалифицированному кадровому обеспечению целесообразно выполнение следующих мероприятий:
-
Повышение квалификации педагогов (курсы, мастер-класс, МО, создание творческих групп).
-
Мотивация педагогов (оказание методической и финансовой помощи педагогам.)
Развивающее направление
Для решения задачи по развитию способностей детей, имеющих высокий уровень познавательной активности, необходима реализация следующих мероприятий:
-
Создание образовательной среды для развития одарённых детей.
-
Организация внеклассных, индивидуальных занятий по углубленному изучению предметов.
-
Создание условий для участия в олимпиадах, интеллектуально-творческих мероприятиях.
-
Создание школьной базы олимпиадных заданий, творческих работ учащихся.
-
Использование системы информационно - коммуникационных технологий.
-
Создание условий для применения новых педагогических технологий.
-
Применение на практике новых педагогических технологий.
Информационное направление
Для решения задачи информационной осведомлённости всех участников проекта целесообразно выполнение следующих мероприятий:
-
Привлечение внимания общественности, спонсоров, родителей к проблемам одарённых детей (разъяснительная работа, создание интернет-странички на сайте школы, выпуск школьных стенгазет различной тематики).
-
Организация работы библиотеки, кабинета информатики по данному направлению.
-
Организация лекториев и тематических собраний для родителей.
Критерии и показатели реализации модели (относительно ученика)
Чтобы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий
организации индивидуальной работы со школьниками, имеющими высокий уровень познавательной активности, необходимо регулярно вести мониторинг уровня знаний и творческих способностей по выявлению уровня познавательной активности. Наблюдения рекомендуется фиксировать в виде диаграмм, так как именно эта форма наиболее демонстративна.
Уровень психических процессов у учащихся данной категории и компетенции педагогов целесообразнее проверять в соответствии с предложенной таблицей:
Категория обследуемо-го
Критерии
Показатели
«высокий»
«средний»
«низкий»
Учащийся
Интеллектуальное
развитие
Педагог
Профессиональная компетентность
Предполагаемые результаты
При реализации данного проекта предполагается получить следующие результаты:
-
создание банка данных, включающих сведения о детях с различными уровнями познавательной активности;
-
разработку и реализацию программ поддержки и развития данной категории детей;
-
положительную динамику в развитии интеллектуальных способностей учащихся;
-
увеличение количества учащихся, работающих на высоком творческом уровне (участие в интеллектуальных конкурсах, играх, олимпиадах);
-
повышение компетентности учителей, работающих с детьми, имеющими высокий уровень познавательной активности (методический, теоретический уровень, психологическая готовность);
-
повышение родительской компетентности в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей;
-
создание банков методических и диагностических материалов по работе с детьми данной категории;
Прогнозируемые риски и методы их коррекции
Вместе с тем предполагается, что могут возникнуть риски, которые можно устранить, используя определённые методы.
Прогнозируемый риск
Метод коррекции
Отсутствие материальной базы.
Оснащение материально - технической базы школы (спонсорская помощь).
Отсутствие подготовленных педагогов.
Повышение квалификации педагогов (курсы, научно - практические конференции, МО, семинары).
Отсутствие методической базы.
Создание банка данных методической литературы.
Интеллектуальная, информационная перегруженность учащихся.
Согласование графика работы всех заинтересованных сторон проекта.
Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.
Стимуляция учащихся
( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы).
Низкая мотивация родителей в оказании помощи детям в развитии их интеллектуальных способностей.
Проведение информационно - разъяснительной работы администрацией, педагогами школы.