• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Частная методика проведения урока по дисциплине Статистика

Методическая разработка Частная методика проведения урока по дисциплине Статистика

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГАПОУ СПО «Новооскольский колледж»

Методическая разработка Частная методика проведения урока по дисциплине Статистика



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Частная методика проведения урока по дисциплине «Статистика»

на тему: Виды и методы анализа рядов динамики


Методическая разработка Частная методика проведения урока по дисциплине Статистика



Новый Оскол

2015

АННОТАЦИЯ


Методическая разработка по проведению открытого урока по дисциплине «Статистика» на тему: «Виды и методы анализа рядов динамики» подготовлена преподавателем Холмовой И.П.

В методической разработке представлена методика проведения занятия с использованием мультимедиа проектора. Данная методическая разработка предназначена для преподавателей с целью оказания практической помощи при проведении занятий с использованием современных технических средств обучения.

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии

Председатель: ________________Л.П. Ладыженская

Автор: Холмовая И.П. - преподаватель ОГАПОУ «Новооскольский колледж»

Рецензент: Вяткина Е.Г. - зам. директора по УВР ОГАПОУ «Новооскольский колледж»








ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 4

Основная часть 5

Заключение 8

Используемая литература 9

Приложения 10
























ВВЕДЕНИЕ


Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В нем постоянно происходят какие-то изменения: с развитием науки появляется новая информация в преподаваемой дисциплине, совершенствуются технологии обучения, меняется контингент обучаемых. Все это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее важного содержания, целесообразных форм, методов и средств обучения. В процессе этой деятельности преподаватель систематизирует и обобщает накопленный опыт, как свой, так и своих коллег, изучает педагогическую литературу и отбирает для себя все интересное и значимое. Благодаря такой научно-методической работе, преподаватель совершенствует свое педагогическое мастерство.

Роль преподавателя в среднем специальном учебном заведении за последние годы существенно изменилась. Он все больше становится организатором учебного процесса и должен не сообщать, как прежде, учебную информацию, а руководить познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их активности и самостоятельности в приобретении знаний.

Выбранная форма проведения занятия позволяет добиться высокой степени активности студентов на уроке, вызвать интерес к изучаемой теме.

Цель данной методической разработки оказать помощь преподавателям при проведении занятий с использованием современных технических средств обучения.





ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Организация занятия

Организационный момент является очень важным элементом урока, так как позволяет создать в аудитории рабочую атмосферу, настроить студентов на активную деятельность во время занятия.

Преподаватель проводит визуальную проверку готовности студентов и аудитории к уроку, делает перекличку. Если кто-то из студентов отсутствует, то необходимо выяснить причину.

2. Проверка ранее усвоенного материала

Целью этой части занятия является проверка уровня усвоения ранее изученного материала. Контроль знаний осуществляется при помощи тестового опроса.

Составляя тестовые задания, необходимо придерживаться основных дидактических требований.

  1. Задание теста построено на основе учебных элементов, которые изучались на той ступени, на которой они излагались.

  2. Задание теста соответствует выявляемому уровню усвоения - уровню, заданному образовательным стандартом.

  3. Тест должен быть простым, в нем содержится одна задача данного уровня.

  4. Задание должно быть сформулировано так, чтобы решение было однозначным, а не много вариантным.

В ходе учебного процесса тестовый контроль выполняет следующие функции:

- диагностическую,

- обучающую,

- организующую,

- развивающую,

- воспитательную.

Введение тестового контроля повышает мотивацию обучения и заинтересованности обучаемого.

Результаты опроса преподаватель сообщает студентам, комментируя оценки. Форма тестов, предлагаемых по теме, представлена в приложении 1.

3. Изучение нового материала

Последовательность изложения нового материала осуществляется по следующей схеме. Преподаватель знакомит студентов с изучаемой темой, которую пишет на доске и показывает при помощи мультимедиа проектора. При этом необходимо подчеркнуть значимость темы, практическое применение знаний по ней в будущей профессии.

Студенты записывают в тетрадь тему и план урока.

Тема: Виды и методы анализа рядов динамики

План урока

  1. Понятие и виды рядов динамики

  2. Определение среднего уровня в рядах динамики

3. Показатели изменения уровней рядов динамики

Рекомендуемая форма изложения нового материала - лекция с элементами беседы, при этом используется визуализация и демонстрационный метод. Конспект лекции представлен в приложении 2.

Демонстрационный материал преподаватель готовит заранее по каждому вопросу. Лучшей формой его представления, на взгляд автора, является разработка схемоконспекта, который позволяет кратко, лаконично излагать материал, делает его более наглядным. Схемоконспект так же необходимо представить по вопросам (Приложение 3). Применение мультимедиа проектора позволяет привлечь внимание студентов, вызывает более глубокий интерес к изучаемой теме.

Таким образом, у каждого студента на столе находится микроплакат, отражающий основные определения и формулы. Эту же информацию с комментариями преподавателя они видят на экране.

После каждого вопроса необходимо выяснить у студентов все ли им понятно по излагаемому материалу. Если возникли вопросы, преподаватель должен ответить на них.

4. Задание на дом

Задание на дом необходимо объяснить студентам четко и понятно, определить наиболее рациональный порядок и способы самостоятельного выполнения домашнего задания. Задание на дом целесообразно объяснять перед закреплением материала, так как иногда наблюдается, что закрепление занимает больше времени, чем запланировано и преподаватель вынужден давать задание после звонка об окончании урока.


  1. Закрепление и углубление знаний студентов

Закрепление материала по данной теме целесообразно, на мой взгляд, проводить при помощи решения ситуационной задачи. Студентам предлагается проанализировать динамику урожайности зерновых культур по одному из хозяйств Новооскольского района. Один из студентов решает задачу на доске, а остальные в тетради. При этом очень важно, чтобы они комментировали решение. Это позволяет лучше запомнить методику исчисления показателей.

Экспресс - опрос после каждого вопроса изучаемой темы будет способствовать закреплению знаний студентов и позволит преподавателю выяснить степень усвоения материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В методической разработке представлена методика проведения урока по дисциплине «Статистика» по теме «Виды и методы анализа рядов динамики». Комбинированный урок является самым распространенным типом урока, распространенным в практике школ и средних специальных учебных заведений. Он строится на совокупности звеньев процесса обучения. Он позволяет придать учебному процессу законченный характер.

Структура комбинированного урока:

  1. проверка домашнего задания или повторение изученного;

  2. подготовка к усвоению новых знаний - актуализация опорных знаний;

  3. усвоение новых знаний - объяснение нового материала;

  4. закрепление приобретенных на уроке знаний, умений и навыков;

  5. задание на дом.

Элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для широкого круга учебно-воспитательных задач. Комбинированный урок занимает 70-80 % общего числа всех проведенных уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями работоспособности студентов и предоставляет педагогам большие возможности приспособиться к конкретным условиям.

А применение при проведении занятий современных технических средств позволяет значительно повысить эффективность усвоения нового материала, активизировать студентов и прививать интерес к изучаемой дисциплине.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Статистика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ В.С. Мхитарян, Т.А. Дуброва, В.Г. Минашкин и др. под ред.В.С. Мхитарян - 10-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272с.

  2. Практикум по общей теории статистики: Учебно-методическое пособие/кол. Авторов; под ред. М.Г. Назарова. -М.: КНОРУС, 2010. -178с.

  3. Статистика: учебник/ под ред. И.Е. Елисеевой.- М.: Издательство Юрайт, высшее образование, 2010. -565с.



© 2010-2022