Роль концертмейстера в музыкальном развитии

Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль концертмейстера в музыкальном развитии.

Из опыта работы концертмейстера

МОУ лицей «МОК№2»

Г. Джанкой, АР Крым, Россия

Кайданова А.А.

Среди пианистов профессия концертмейстера очень распространена, так как он нужен буквально везде: на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в хореографии, в музыкальном или оперном театре, в преподавательской деятельности и т.д. Однако многие, в том числе и музыканты зачастую относятся к профессии концертмейстера свысока, ошибочно полагая, что работа « под солистом», не требует большого мастерства. Тогда как искусство аккомпанемента - это ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не второстепенная роль и сводиться она не к простому «подыгрыванию» солисту, а речь идёт о создании полноценного, вокального или инструментального ансамбля. Термины «концертмейстер» и «аккомпаниатор» не тождественны, хотя на практике и в литературе часто применяются как синонимы. Аккомпаниатор (от франц. «akkompagner» - сопровождать) - музыкант, играющий партию сопровождения солисту (солистам) на эстраде. Мелодию сопровождают ритм и гармония, сопровождение подразумевает ритмическую и гармоническую опору. Отсюда понятно, какая огромная нагрузка ложится на плечи аккомпаниатора. Он должен справиться с ней, чтобы достичь художественного единения всех компонентов исполняемого произведения. Концертмейстер - «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им в на репетициях и в концертах». Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях. Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер - это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики. Цель - выяснить роль концертмейстера в музыкальном образовании учащихся. Задачи: 1. Описать работу концертмейстера; 2. Охарактеризовать специфику влияния концертмейстера на учащихся разных отделений; 3. Сделать вывод о значимости концертмейстера в образовании детей.

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно - и по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание формы исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте - таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их дает возможность совместно с ансамблями участвовать в воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко. Концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии, проведению урока с учеником без преподавателя по специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов и для автора этих строк, в частности, является творческой потребностью, влияет самым благотворным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Талант режиссера живет в его фильмах, художника - в картинах, поэта - в стихах. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

Список литературы:

1. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. - Л.:Музыка, 1982. 2. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. - Л.: Музыка, 1988. 3. Методические записки по вопросам музыкального образования: Сб.статей: Вып.3/Ред. - сост. А.Лагутин. - М.:Музыка, 1991. 4. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996. 5. Шендерович Е.М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. - М.: Музыка, 1987. 6. Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994.



© 2010-2022