- Преподавателю
- Другое
- Социальный проект Я и Здоровье
Социальный проект Я и Здоровье
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Проценко Д.Р. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балезинская общеобразовательная школа № 1»
Социальный проект
«Я и Здоровье»
Выполнил: волонтерский отряд «Пламя»
Руководитель: Чухлова О.Г.
Классный руководитель: Проценко Д.Р.
Балезино, 2013
Пояснительная записка
Здоровье подростков - это одна из актуальных проблем в современном мире. С каждым годом увеличивается число учащихся с ослабленным здоровьем, детей группы «риска», склонных к употреблению алкогольных напитков, наркотических и писхотропных веществ. К сожалению, в нашем районе трудно гордиться полностью здоровым молодым поколением и, поэтому данный проект «Я и Здоровье» направлен на оздоровление учащихся с привлечением специалистов, самореализации личности.
Содержание проекта
Цель: Развитие здорового образа жизни среди подростков и молодежи.
Задачи:
- Самовоспитание подростка как личности;
- Проверка знаний по здоровому образу жизни, обобщая новой информацией;
- Мотивация подростков на правильный путь.
Форма работы: Занятие.
Методы работы:
- Игровые;
- Упражнения;
- Коллективные;
- Наглядные пособия.
Продолжительность: 1-2 часа.
Возраст: 13-16 лет.
Количество участников: 15-20 человек.
Структура:
- Приветствие;
- Составление правил работы в группе;
- Занятие:
Первая часть «Мы все такие разные»
Вторая часть «Что для меня здоровье»
- Тестирование подростка по теме «Здоровье»
- Проведение лекции по теме «Здоровье сейчас» с привлечением специалистов.
Условия проведения: участвуют все учащиеся, в том числе и «трудные» подростки; ученики с ослабленным здоровьем и члены волонтерского движения.
Ожидаемый результат: Активная жизненная позиция самого участника; помощь в пропаганде здорового образа жизни и в организации деятельности волонтерского движения в школе и среди подростков; самоутверждение личности, помощь ученикам в решении проблем.
Ход занятия
-
Приветствие (проводится игра на знакомство)
Игра «Представиться по-разному».
Каждый человек в кругу должен «представить себя»: изобразить жест, сказать слово и все, стоящие в круге вместе повторяют.
Игра «Паровоз».
Участники стоят в кругу. Ведущий подходит к любому игроку и говорит: «Привет, я - паровоз. Как тебя зовут?» Участник называет свое имя своё имя, «паровоз» повторяет. Важно повторять с той же интонацией, с какой произнес участник. Кто представился, присоединяется к паровозу. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.
Игра «Мы идем в поход».
Участники встают в круг. Начинает игру первый участник, называя своё имя и предмет, который он берет с собой в поход. Ведущий начинает: «Меня зовут Катя, я беру с собой калачи». Всем участникам необходимо догадаться о том, что предмет должен начинаться с той же буквы, с какой имя. Кто догадался, того ведущий берет в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.
-
Перед тем как перейти к основной части занятия, необходимо всей группой вместе составить правила работы в группе. Например:
- Право говорящего. Редко можно встретить человека, который испытывает радость, когда его перебивают. Мир лишился многих гениальных идей, прерванных в зародыше. Чтобы это не случилось на нашем занятии, давайте договоримся, что любой говорящий имеет право быть выслушанным до конца. И только после того, как он выразит свою мысль, можно начинать прения и дискуссии.
- Правило поднятой руки. Это правило является продолжением предыдущего. Оно преследует две цели: первая - чтобы не перебивали говорящего, вторая - чтобы не пропали умные мысли, пришедшие в голову в процессе работы. «Осененный» участник поднимает руку, и, когда появляется возможность, ведущий дает ему слово.
- Конфиденциальность. Это правило защищает любого участника от сплетен и пересудов. Вся личная информация, сообщенная о себе или другом человеке в группе, является закрытой. Ведь рассказывали ее только группе, а не всему городу или поселку.
- Не давать оценок. Это важное правило мы часто нарушаем в жизни. Считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие поступки, слова, привычки («Ты - дурак», «Это идиотская мысль», «Только такие, как ты, могут так делать»). Здесь мы не оцениваем других людей, их мнение, внешность, а принимаем их такими, какие они есть.
- Пунктуальность. Нас в группе совсем немного, и отсутствие даже одного опоздавшего ощутимо скажется на процессе. Поэтому я предлагаю «награждать» опоздавших участников почетной ролью чтеца, певца или танцора с соответствующими функциональными обязанностями».
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ «Мы все такие разные»
Цель: формирование позитивного самовосприятия и восприятия себя другими.
Упражнение «Неожиданные картинки».
Игра проходит в круге. Каждому участнику раздается лист бумаги, который подписывается с обратной стороны. После этого все начинают рисовать какую-нибудь картинку (2-3 минуты). Спустя 2-3 минуты все прекращают рисовать и передают листок через одного соседа справа, рисование возобновляется, но уже на чужом листе. Через такое же время происходит обмен и таким образом, работы проходят полный круг. Вопросы для обсуждения: 1) Понравился ли вам рисунок, который у вас сейчас в руках? 2) Где может пригодиться такое сотрудничество?
Упражнение «Контраргументы»
Составьте список ваших слабых сторон (они должны касаться не только личностных, но и профессиональных сторон действительности). Разместите его на левой половине листа. На правой стороне каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:
Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь
Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо
Я ленив, мне очень трудно заставить себя готовиться к заданиям
Я могу быть волевым человеком. Я способен, когда это очень необходимо, собраться и выполнить всё, что наметил
Вопросы для обсуждения: 1) Трудно ли было найти ваши отрицательные стороны?
2) Какие выводы можно сделать по этим контраргументам?
Игра на сплочение и снятие напряжения «Лавата»
Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: «Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш веселый танец - это Лавата». Потом все останавливаются и ведущий говорит: «Мои локти хороши, а у соседа - лучше» - все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может перечислять плечи, талию, ноги и т.д.
Упражнение «Правый угол»
Каждому из участников дается лист бумаги и по команде ведущего все начинают его загибать и отрывать правый угол и так повторяется 2-3 раза. Суть заключается в том, что ведущий может указывать какой именно угол загибать, т.е. правый верхний или правый нижний, или не указывать. Еще можно загибать пополам как по горизонтали, так и по вертикали, это зависит от участника, как ему угодно. А развернув «оборванный шедевр» группа участников должна распределиться по их получившимся фигуркам. Каждая образовавшаяся группа должна объяснить, зачем и по каким признакам схожести они объединились.
После этого упражнения подводятся итоги первой части, где своё мнение высказывает каждый (участникам даётся небольшой перерыв на отдых 10-15 минут).
ВТОРАЯ ЧАСТЬ «Здоровье - это важно!»
Собравшись после перерыва, ведущий задает всем вопрос: «Что для вас значит здоровье?» Все ответы (правильные и более точные) записываются на ватман, вывешенный на стене.
Упражнение «Перевертыши»
Ведущий зачитывает «перевёртыш», а участникам нужно перевернуть фразы, найти известные пословицы.
- Из больной головы - больное тело (В здоровом теле - здоровый дух)
- Здоровье обезьяну украшает (Болезнь человека не красит)
- Болезнь дешевле бедноты (Здоровье дороже богатства)
- Болезнь продашь (Здоровье не купишь)
- Бросай руки на холод, а тело в тепло (Держи ноги в тепле, а голову - в холоде)
Упражнение «Степень риска»
Материалы: карточки с обозначениями ситуаций риска.
На полу чертится линия - Линия Риска. На одном ее конце размещается карточка с надписью «Высокий Риск», на другом «Риск отсутствует», а ближе к середине линии - «Небольшой Риск».
Каждому участнику даётся карточка с ситуацией контакта с ВИЧ-инфицированным человеком: поцелуй в щеку, инъекция в учебном учреждении, оральный секс, половая жизнь в браке, переливание крови, пользование чужой зубной щеткой, плавание в бассейне, половой акт с потреблением наркотиков, глубокий поцелуй, уход за больными СПИДом, укус комара, множественные половые связи, пирсинг, проживание в одной комнате с больным СПИДом, нанесение татуировки, пользование общественным туалетом, укус постельного клопа.
Каждый участник по очереди зачитывает карточку и кладет на тот участок Линии Риска, который по его мнению, наиболее точно отражает степень риска заражения ВИЧ, охарактеризованной записью на карточке.
Вопросы для обсуждения: 1) Трудно ли было выбрать степень риска? 2) Нужны ли нам эти знания?
Тест по здоровью. На вопросы отвечают все вместе.
-
Что такое здоровье?
а) отсутствие болезни и физических дефектов;
б) состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов;
в) ни один из вариантов не верен.
2) В понятие «здоровый образ жизни» входят:
а) рациональное питание, оптимальный двигательный режим;
б) полноценный отдых, отказ от вредных привычек;
в) оба варианта верны
3) Одной из характеристик нездорового образа жизни является:
а) неполноценный отдых;
б) злоупотребление алкоголем и наркотиками;
в) оба варианта верны.
4) Гиподинамия - это:
а) высокая физическая активность;
б) низкая физическая активность;
в) высокая психическая активность.
5) Одним из факторов риска, способствующих развитию различных болезней дыхания, сердца и других является:
а) чрезмерное употребление овощей;
б) занятие бегом;
в) курение.
6) Какое вещество, содержащееся в табаке, вызывает привыкание к курению?
а) угарный газ;
б) никотин;
в) сажа.
7) Пассивное курение - это:
а) невольное вдыхание табачного дыма в помещениях, где находятся курильщики;
б) курение облегченных сигарет;
в) курение стоя.
8) Отчего в большей степени (по мнению ученых мира) зависит здоровье человека?
а) от образа жизни;
б) от уровня медицинского обслуживания;
в) от экологии.
9) Какое утверждение верно:
а) курение опасно для здоровья;
б) курение сокращает жизнь;
в) оба утверждения верны.
10) Одной из причин бессонницы, головной боли, раздражительности может быть:
а) длительное воздействие шума на организм человека;
б) длительное пребывание в спокойной и тихой обстановке;
в) ни один из вариантов не верен.
Заключительное упражнение «Я - уникальный!»
Ведущий: Я хочу пригласить вас в путешествие в Страну фантазий, во время которого вы услышите много приятных слов в свой адрес. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.
В глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда. Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. У кого-то эта звезда огромная, у кого-то совсем маленькая, но каждого человека она делает уникальным. Попробуем разыскать свою собственную звезду.
Может быть эта особенная звезда находится в нашей голове. Возможно, она скрывается в нашем сердце, в животе или где-то еще. Как только вы обнаружите свою чудесную звезду, тихонько поднимите руку.
Прекрасно! Вы нашли свою звезду. Посмотрите на нее внимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представьте себе, какое счастливое и довольное лицо у вашей звезды. Вы видите улыбку на ее лице? А может быть, вы видите тихую и маленькую улыбку? Когда вы разглядите улыбку на лице своей звезды, снова тихонько поднимите руку.
Ваша звезда улыбается или смеется, потому что знает одну большую и важную тайну. Осторожно возьмите свою звезду на руки, поднесите ее к уху и внимательно послушайте, что она хочет сказать вам. Пусть она расскажет вам, благодаря чему вы такой уникальный и неповторимый. После того как вы внимательно выслушаете всё, что вам скажет ваша звезда, снова тихонько поднимите руку. Теперь вы знаете, почему вы такие уникальные и неповторимые люди. Погрузите аккуратно звезду на дно своей души, туда, где вы отыскали ее. Теперь ваша звезда всегда будет напоминать вам о вашей неповторимости. Тихо-тихо скажите себе: «Я уникальный и неповторимый человек!».
Теперь вы можете подтянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы тела. Попрощайтесь со своей звездой и откройте глаза. Посмотрите на ваших коллег и возвращайтесь к нам. Пусть ваши звезды всегда ярко горят и сияют! Несут вам свет, тепло и удачу!
Вопросы для обсуждения: 1) Как вы сейчас себя чувствуете? 2) Где вы нашли свою звезду? 3) Есть ли у нее имя? 4) Она вам нравится? 5) Теперь вы верите в свою особенность и уникальность?
Благодарим всех.